0
3749
Газета Вооружения Интернет-версия

24.12.2010 00:00:00

ГЛОНАСС – от Северного полюса до Южного

Тэги: глонасс, спутник


глонасс, спутник ГЛОНАСС пришел и в Антарктиду.
Фото ОАО "Российские космические системы"

21 декабря открылся геопортал Роскосмоса – интернет-ресурс для общего доступа к спутниковым снимкам Земли. Кнопку «запуска» совместно нажали генеральный конструктор ГЛОНАСС – гендиректор и генконструктор ОАО «Российские космические системы» Юрий Урличич и начальник Управления Роскосмоса Михаил Новиков.

Федеральным органам исполнительной власти вся информация на геопортале будет предоставляться бесплатно. Интерес к космоснимкам проявляют МЧС, Росгидромет, Минсельхоз и другие министерства и ведомства России. Частные лица и коммерческие структуры бесплатный доступ будут иметь к данным в низком разрешении. Снимки с разрешением до 2 метров обойдутся в 150 рублей за квадратный километр. Цена вполне конкурентная, если судить по активности запросов из-за рубежа.

«На создание геопортала потрачено около 10 млн. рублей. Эта работа выполнена «Российскими космическими системами», в том числе входящим в их состав НИИ точных приборов. Это очень удачная разработка. Она соответствует лучшему мировому опыту. Мы использовали международные стандарты ISO15000, чтобы любые потребители без каких-либо препятствий – и российские, и зарубежные – могли пользоваться порталом», – сказал Юрий Урличич.

Пока геопортал находится в стадии отработки и тестирования. В следующем году он получит собственный сайт. Очень удобно, что точка наведения курсора на снимок тут же обозначается географическими координатами по широте и долготе. Такая опция незаменима при работе с навигаторами ГЛОНАСС и электронными картами.

КОРРЕКТИРОВКА В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ

Аварийный пуск трех навигационных спутников временно приостановил развитие орбитальной группировки ГЛОНАСС, но не ухудшил ее работу. Все осталось по-прежнему. После корректировки плана стартов число действующих космических аппаратов будет доведено до штатных 24, что обеспечит постоянный навигационный сигнал на всей поверхности планеты. Но вся эта дорогостоящая космическая инфраструктура имеет смысл лишь при наличии массового потребителя сигнала, обеспеченного навигационной пользовательской аппаратурой разного назначения.

Обычно под системой ГЛОНАСС понимают лишь спутниковую группировку. Однако она потому и система, что помимо космических аппаратов содержит средства фундаментального обеспечения, функциональные дополнения и уже упомянутый комплекс аппаратуры потребителей.

Во многом эффективность функционирования системы ГЛОНАСС определяется ее наземным комплексом управления, который предназначен для автоматизированного управления и эфемеридно-временного обеспечения космических аппаратов системы. Центр управления всей системой (ЦУС) расположен в Краснознаменске Московской области, а пять отдельных командно-измерительных комплексов (ОКИК) находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Енисейске, Комсомольске-на-Амуре и Уссурийске.

Буквально несколько дней назад, 20 декабря, на исследовательской станции Новолазаревская в Антарктиде эксперты Роскосмоса приняли в эксплуатацию новую станцию дифференциальной коррекции и мониторинга российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Одновременно был запущен и новый приемо-передающий спутниковый комплекс. Он позволяет не только передавать оперативную информацию для системы ГЛОНАСС, но также обеспечивает доступ российским полярникам в Интернет.

Первый за пределами России подобный комплекс был смонтирован также в Антарктиде на станции Беллинсгаузен и принят в эксплуатацию 19 февраля нынешнего года. Установленные в Антарктиде, в Южном полушарии, станции дифференциальной коррекции позволяют осуществлять наблюдение за космическими аппаратами, недоступными для контроля с территории Российской Федерации. Их задача – снимать спутниковые сигналы, оценивать в реальном времени погрешности измерений местоположения и передавать необходимую поправку пользователям навигационной системы, например, судам и самолетам, находящимся в южных широтах. Работы по установке станции дифференциальной коррекции проводились совместно сотрудниками Российской антарктической экспедиции и специалистами ОАО «Российские космические системы».

Потребность в точном, достоверном и мгновенном определении координат испытывают многие отрасли народного хозяйства, но особенно в этом нуждаются различные виды транспорта, геодезические и картографические службы. Требования потребителей очень высоки. Так для движения судов по каналам и рекам на территории России необходимая точность определения координат – до 25 см в реальном времени с достоверностью 0,999. Ни ГЛОНАСС, ни американская навигационная система GPS в ближайшей перспективе сигнал столь высокой точности не обеспечат. Проблему можно решить с помощью наземных дифференциальных систем. Они излучают сигнал в диапазоне морских радиомаяков и обеспечивают повышенную точность спутникового сигнала в радиусе до 200 км.

Но крупнейшие реки Сибири имеют протяженность в тысячи километров, а чтобы покрыть территорию страны такими локальными опорными станциями, потребуются миллиардные инвестиции и годы работ. Однако есть гораздо более дешевый и быстрый способ – запуск специализированного геостационарного спутника, покрывающего общим корректирующим сигналом всю территорию России. Пока такого спутника нет, можно использовать российский сегмент системы космической связи Глобалстар

ОАО «Российские космические системы» под руководством гендиректора – главного конструктора доктора технических наук Юрия Урличича разрабатывает и внедряет систему дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ). Она является важнейшим функциональным дополнением к космическим навигационным системам ГЛОНАСС и GPS, а в дальнейшем и к европейской GALILEO. СДКМ будет вырабатывать два типа данных – «сантиметрового» и «метрового» диапазонов.

«Сантиметровый» способен обеспечить уровень точности 2 см по горизонтали и 6 см по вертикали. Это позволит установить специальные датчики тревоги на оползневых склонах, мостах, кровлях крупных спортивных сооружений и других объектах, где есть риск обрушения. В случае опасных колебаний, благодаря ГЛОНАСС, своевременно можно будет принять меры по предотвращению катастрофических последствий. «Метровый» диапазон гарантирует точность определения координат по горизонтали 1,5 м и 3,0 м по вертикали.

Сейчас на территории России развернуты станции сбора измерений в Менделеево, Пулково, Кисловодске, Норильске, Иркутске, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске. Они передают данные о навигационном сигнале со спутников для обработки в Центр дифференциальной коррекции и мониторинга (ЦДКМ), задачей которого является обработка исходных измерений и формирование корректирующей информации. Центр находится на территории Москвы в ОАО «Российские космические системы».

В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА

По поручению правительства Российской Федерации развернуты работы по созданию парка потребительской аппаратуры системы ГЛОНАСС. Навигационная аппаратура потребителей предназначена для приема и обработки радиосигналов космических аппаратов ГЛОНАСС с целью определения пространственно-временных координат, направления и скорости, пространственной ориентации. В просторечии вся подобная техника обычно именуется навигаторами.

В зависимости от типа задач и назначения – авиационная, морская, автомобильная, геодезическая и так далее вплоть до карманной приемники сигнала ГЛОНАСС и сопутствующая аппаратура наделяются дополнительными сервисными функциями, например, привязкой к карте местности, движению по заданному маршруту, определению положения относительно заданной точки.

Первый приемник ГЛОНАСС/GPS был выпущен еще в 1999 году. Сейчас профессиональную аппаратуру, рассчитанную на совместное использование российской и американской глобальных навигационных спутниковых систем, производит целый ряд иностранных вендоров. Это Ashtech, Topcon, NovAtelovAtel, SkyWave Mobile Communications, Javad, Trimble, Tesla и другие. Но первые потребительские навигаторы, работающие с комбинированными спутниковыми сигналами ГЛОНАСС/GPS – Glospace, появились на рынке только в 2008 году. Навигационные приемники комбинированного типа производят уже около десятка российских предприятий, в их числе ОАО «Российские космические системы», НПО «Прогресс», МКБ «Компас», КБ «НАВИС», «Русские Навигационные Технологии», «M2M телематика».

Дальнейшее развитие глобальных навигационных спутниковых систем возможно только при условии международной интеграции участников рынка. С этой целью ОАО «Российские космические системы» и Trimble Navigation Group (США) создали первое в истории совместное предприятие в области спутниковой навигации (ООО «Руснавгеосеть»). Основной целью работы нового СП является создание инфраструктуры высокоточного позиционирования для гражданских потребителей в России и странах СНГ на базе самого современного оборудования и программного обеспечения. Эта высокотехнологичная, инновационная сфера деятельности напрямую способствует коммерциализации системы ГЛОНАСС и окажет позитивное влияние на формирование нового технологического уровня российской промышленности.

Мощный потенциал ГЛОНАСС-технологий востребован во многих областях и сферах деятельности человечества. В настоящее время реализуется ряд программ и проектов, направленных на развитие и использование отечественных инноваций в различных отраслях экономики с непосредственным использованием информации системы ГЛОНАСС.

В частности, разработана и уже реализуется концепция федеральной системы мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов. Как она действует, автор убедился лично, минувшим летом приняв участие в экспериментальном автопробеге Москва-Байконур-Москва. Все желающие могли в реальном времени отследить передвижение автомобилей на интерактивной карте в Интернете. Каждые 15 секунд координаты головной машины передавались через спутник в диспетчерский центр. Все 14 дней пробега система действовала безукоризненно. Наблюдатели немедленно фиксировали остановки и отклонения от маршрута. Это значит, что можно эффективно контролировать передвижения машин с радиоактивными или ядовитыми веществами и, таким образом, управлять техногенными рисками, предотвращая экологические катастрофы.

Масштабным интегратором прикладных наземных решений на базе технологий ГЛОНАСС выступает ОАО «Навигационно-информационные системы» (ОАО «НИС»). Эта компания определена как федеральный сетевой оператор услуг ГЛОНАСС. Первый и главный на сегодня проект ОАО «НИС» – «ЭРА ГЛОНАСС» – экстренное реагирование при аварии. Это аналог панъевропейского проекта e-Call и американского E911, опирающихся на Navstar GPS.

«ЭРА ГЛОНАСС» – проект федерального значения, который реализуется на территории всех субъектов Российской Федерации. Он направлен на ускорение начала оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Автомобиль оснащается автоматизированным навигационными терминалом, который в случае аварии передает сообщение о ДТП и свои координаты службам экстренного реагирования.

Особо важное значение генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич придает проекту «Социальный ГЛОНАСС». Проект предполагает создание индивидуальных устройств навигационного обеспечения инвалидов. Они помогали бы ориентироваться и двигаться по маршруту на открытой местности и внутри сооружений незрячим или людям, прикованным к инвалидному креслу. Эти же устройства должны обеспечивать дистанционный мониторинг физического состояния людей – передавать информацию о состоянии их здоровья в специализированные центры обслуживания. При необходимости экстренная помощь больным людям была бы оказана немедленно. Действующего аналога «Социального ГЛОНАСС» нигде в мире еще не создано. Проект получил одобрение Общественной палаты и претендует на статус госпрограммы.

Сфера эффективного использования ГЛОНАСС постоянно расширяется, и эта закономерность подтверждает важность дальнейшего развития российской глобальной навигационной системы и информационных технологий на ее основе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
391
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
435
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
620
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
520

Другие новости