0
3329
Газета Вооружения Интернет-версия

10.06.2011 00:00:00

Новые горизонты ГЛОНАСС

Тэги: глонасс, форум, навигация


глонасс, форум, навигация Российская промышленность активно осваивает рынок навигационного оборудования.
Фото автора

В течение первых двух дней июня в Москве состоялся V Международный форум по спутниковой навигации. Пять лет назад форум возник как место встречи профессионалов и энтузиастов навигационных технологий, но с тех пор вырос в важнейшее мероприятие года, где обсуждаются и презентуются крупнейшие проекты и перспективные разработки мирового уровня. В конференц-зале «Экспоцентра» на Краснопресненской набережной собрались более тысячи участников из 14 стран мира. В рамках заседаний и секций прозвучало 115 докладов на актуальные темы.

Тема пленарного заседания звучала так: «ГЛОНАСС: от создания спутниковой группировки к созданию рынка навигационных услуг». Это знаменательный момент, ведь рынок появляется лишь тогда, когда есть чем торговать. В данном случае это сигнал действующей системы ГЛОНАСС.

Об уровне форума наглядней всего говорит список докладчиков. С приветственным словом к участникам обратился вице-премьер Сергей Иванов. С докладом «Государственная политика США в области использования спутниковых навигационных систем. Состояние и перспективы развития системы GPS» выступил старший советник по вопросам глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) Государственного департамента США Рэй Клор. О состоянии и перспективах развития китайской навигационной системы Compass/BeiDou рассказал старший инженер Китайской национальной администрации по ГНСС Ванг Дзю. Кроме них выступили генеральный директор специализированной компании из Индии, сотрудник Еврокомиссии, крупные представители западноевропейского бизнеса, главные конструкторы ряда предприятий, эксперты.

ЗАПУСТЯТ КОСМИЧЕСКИЕ «ЛУЧИ»

О нынешнем состоянии группировки ГЛОНАСС рассказал Валерий Субботин – первый заместитель генерального директора – генерального конструктора ОАО «Российские космические системы». Он сообщил, что во втором полугодии должно завершиться восполнение орбитальной группировки. Это обеспечит предоставление услуг навигационно-временного обеспечения в глобальном масштабе. В феврале был успешно выведен на орбиту навигационный космический аппарат (НКА) нового поколения «Глонасс-К», с борта которого впервые в истории системы ГЛОНАСС излучается навигационный радиосигнал с кодовым разделением. Теперь не только США имеют разделение на отдельные сигналы для гражданского и специального потребителя.

До конца года будут запущены еще три НКА «Глонасс-М», что позволит завершить формирование орбитальной группировки. Помимо космического активно станет развиваться наземный сектор навигационной системы. Как сообщил Валерий Субботин, в третьем квартале 2011 года начнется развертывание орбитальной группировки российской системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) на базе космических аппаратов на геостационарной орбите из состава системы «Луч».

«К концу 2011 года мы планируем полностью развернуть орбитальную группировку спутников ГЛОНАСС, а также запустить два спутника «Луч 5А» и «Луч 5Б» на геостационарную орбиту, которые обеспечат передачу корректирующей информации системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) конечным потребителям в европейской части России, – заявил Валерий Субботин. – А в 2014 году с запуском космического аппарата «Луч-4» завершится развертывание геостационарного сегмента СДКМ. Для расширения навигационных возможностей системы также предполагается использование космических аппаратов на высоких и низких орбитах, реализовать технологию межспутниковой связи и управления. Однако окончательное решение о будущей структуре системы ГЛОНАСС остается за государственным заказчиком».

Сейчас разрабатывается новая Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система (2011–2020)». Ее подготовка должна быть завершена в декабре нынешнего года. Если действующая сейчас ФЦП направлена на формирование орбитальной группировки ГЛОНАСС, то следующая программа уже направлена на массовое внедрение навигационных услуг на ее основе. К этому есть все предпосылки. На сегодня разработано 46 образцов навигационных пользовательских терминалов для гражданского использования и еще 43 вида для спецпотребителей – все они работают по совмещенному созвездию ГЛОНАСС/GPS. Об этом рассказал в своем докладе заместитель руководителя Федерального космического агентства Анатолий Шилов.

Для того чтобы количество действующих спутников орбитальной группировки ГЛОНАСС не опускалось менее 24, в системе будет предусмотрено еще шесть резервных навигационных спутников. «Сегодняшняя точность системы ГЛОНАСС составляет 6 метров (у GPS официальная точность – 7 метров), в ближайшие год-два мы рассчитываем довести этот показатель до 2,8 метра», – отметил в заключении заместитель главы Роскосмоса.

ДВА В ОДНОМ

Постепенно уходят в прошлое представление о навигационных системах России и США как о непримиримых конкурентах. Участники форума из разных стран, в том числе США, говорили о сотрудничестве и совместимости систем, а не о противопоставлении. Чем больше спутников, не важно чьих, участвует в формировании данных позиционирования, тем оно точнее. Имеет значение и географическое положение потребителя. Например, в высоких широтах, чем ближе к Арктике, тем сильнее падает точность GPS, зато ГЛОНАСС становится точней. Есть точки, где один-два раза в сутки на некоторое время вообще пропадает сигнал то одной, то другой спутниковой системы. Вот почему самой главной задачей становится развитие элементной базы с разработкой базового чипа ГЛОНАСС/GPS на одном кристалле.

На сегодняшний день практически все ведущие производители в мире анонсировали начало разработки или создание чипсетов с поддержкой ГЛОНАСС. Они будут двухсистемными, то есть работать по совмещенному созвездию ГЛОНАСС/GPS. Уже можно сказать, что выполняться они будут по монокристальной технологии в техпроцессах от 45 нанометров. По мнению экспертов, в готовом виде будут компактными, с энергопотреблением на уровне чипов GPS, достаточно дешевыми при массовом производстве. Ожидается, что двухсистемные чипсеты станут инсталлироваться во все типы устройств, в которые сейчас встраиваются чипы GPS. В первую очередь речь идет о мобильных телефонах. Через год-другой должны появиться массовые модели мобильников с функциями навигатора ГЛОНАСС/GPS. И практически каждый телефон позволит владельцу знать свои координаты. Навигационная отрасль переживает рыночный и инновационный бум: ожидается рост объемов рынка с 58 млрд. евро в 2010 году до 115 млрд. евро в 2015 году.

В настоящее время военные и спецзаказчики занимают всего лишь 16% рынка навигационных услуг ГЛОНАСС. На долю автотранспорта приходится 51%. Оснащенность навигационными модулями ГЛОНАСС/GPS государственных автотранспортных средств в России достигла 80%, судов морского и речного флота – 87%, воздушных судов гражданской авиации – 23%.

Генеральный директор Федерального сетевого оператора «Навигационные информационные системы» («НИС») Александр Гурко заявил, что в 2011 году будет произведено 500 тыс. модулей ГЛОНАСС. Это в пять раз превысит объем выпуска 2010 года (100 тыс. модулей). По его мнению, только в сфере мониторинга потенциальная ниша для внедрения навигационных модулей в России составляет около 7 млн. единиц ведомственного, регионального, пассажирского, коммерческого, грузового автотранспорта.

НА СТЫКЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Сегодня спутниковая навигация играет особую роль – это перспективная массовая технология, оказывающая влияние на развитие различных сфер экономики, формирующая новые бизнесы и новое качество жизни. «Современный навигационный рынок формируется на стыке четырех глобальных высокотехнологичных макросегментов – информационных технологий, микроэлектроники, мобильной связи, автомобилестроения», – отметил Александр Гурко.

В 2000 году был сделан десятилетний прогноз развития сотовой связи в России. Спустя 10 лет оказалось, что прогноз превышен в 20 раз! Спрос на высокотехнологичную технику растет лавинообразно. При этом потребитель с легкостью отказывается от вполне еще современных устройств, если появляются еще более совершенные. Достаточно посмотреть реакцию рынка на новые гаджеты вроде iPad. Они раскупаются миллионами штук.

Двухсистемные чипсеты ГЛОНАСС/GPS скоро окажутся вмонтированы в каждое электронное устройство от мобильных телефонов и фотоаппаратов до компьютеров и читалок. Мы пока даже не знаем все сферы, где навигационные датчики найдут применение. Но уже сейчас все новые мосты в России сдаются только при наличии спутниковой системы мониторинга деформации конструкций. Новый спортивный комплекс в подмосковном Одинцово благодаря оборудованию ГЛОНАСС гарантирован от обрушения крыши под давлением снежных масс. Смещение конструкций на считанные миллиметры тут же будет зафиксировано, а своевременно принятые меры позволят избежать катастрофы.

Помимо потребительской аппаратуры будет создаваться и развиваться сеть наземных корректирующих станций, что позволит еще выше поднять точность определения координат буквально до сантиметров. Очень важно, чтобы подобные станции появились за рубежом. Это резко увеличит привлекательность ГЛОНАСС для зарубежных потребителей и партнеров.

В своем приветствии участникам форума генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич, в частности, сказал: «Система ГЛОНАСС уже по своему составу и задачам носит инновационный характер, охватывая широкий спектр приложений – от фундаментальных научных исследований до массового прикладного применения. Спутниковая навигация является катализатором эффективного и безопасного развития, важным фактором обеспечения конкурентоспособности национальной экономики».

К этим точным словам можно добавить, что спутниковая навигация является важным фактором обеспечения безопасности России и россиян не только в сфере обороны, но и во всех областях жизнедеятельности. Недавно в Роскосмосе на расширенном заседании секции научно-технического совета по рассмотрению результатов научно-исследовательских работ (НИР) была представлена тема «Разработка системного проекта системы мониторинга подвижных объектов на базе автоматической идентификационной системы (АИС), разработка нормативной и технической документации для создания экспериментальных образцов персональных радиобуев» («КосмоАИС-2010»).

Главная ее задача – исследование основных направлений создания космической системы мониторинга подвижных объектов. Проще говоря, отслеживать местонахождение транспортных средств, в частности морских судов. Необходимость подобной системы стала особенно понятна в процессе поисков лесовоза «Арктик Си», захваченного пиратами летом 2009 года. Впрочем, спутниковая система мониторинга позволяет находить и спасать сухопутных путешественников. Входящий в ОАО «Российские космические системы» НИИ космического приборостроения разработал и стал изготавливать персональный аварийный радиомаяк ПАРМ-406М. Он предназначен для определения и передачи координат места аварии, привода к месту аварии спасательных сил, обеспечения голосовой связью терпящих бедствие людей с поисковой службой.

В рамках НИР «КосмоАИС-2010» создан экспериментальный образец радиобуя ПРБ-406, который обладает рядом преимуществ по сравнению с ПАРМ-406М. За счет новых технических решений удалось существенно уменьшить габаритно-массовые характеристики. Наработки, сделанные в рамках выполнения системного проекта, позволяют перейти к следующему этапу – проектированию и построению базовых элементов космической системы мониторинга подвижных объектов.

Роскосмос поручил ОАО «Российские космические системы» направить информацию для получения заключения в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти: МЧС России, Пограничную службу ФСБ России, Росрыболовство. Будем надеяться, что ведомства смогут поддержать стремительные темпы, с которыми развивается навигационная отрасль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1132
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1778
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1640
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3067

Другие новости