0
2383
Газета Вооружения Интернет-версия

12.08.2011 00:00:00

БраМос: пятая высота

Тэги: россия, индия, опк, вооружение


россия, индия, опк, вооружение Глава "БраМос Аэроспейс" Шиватану Пиллаи (слева) и начальник Генштаба России Николай Макаров (в центре).
Фото с сайта www.brahmos.com

Одним из наиболее известных и значимых проектов в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации и Республики Индии является создание совместным индийско-российским предприятием «БраМос» комплексов ракетного вооружения со сверхзвуковой крылатой ракетой. Название «БраМос» олицетворяет собой слияние двух рек – неукротимой и неистовой Брахмапутры и полной грациозного изящества Москва-реки. Уставной капитал этой компании, образованной более 10 лет назад, составляет 250 млн. долл., из которых Индии принадлежит 50,5%, а России – 49,5%.

В задачи компании входит проектирование, разработка, производство и продажа сверхзвуковых крылатых ракет БраМос при активном сотрудничестве предприятий Индии и России. Генеральный директор совместного предприятия «БраМос Аэроспейс» доктор Шиватану Пиллаи отмечает: «В рамках имеющегося бюджета мы сумели создать четыре варианта ракеты БраМос – «корабль–корабль», «земля–корабль», «корабль–земля» и «земля–земля».

БраМос – универсальная тактическая двухступенчатая крылатая ракета с дальностью полета 290 км и скоростью до 1 тысячи м/с. Ракета способна нести боеголовку массой 300 кг. Длина ракеты – 9,0 м, диаметр корпуса – 0,7 м. Стартовая масса с контейнером – 3900 кг.

Ракеты БраМос являются унифицированными: они могут запускаться как с надводных кораблей и подводных лодок, так и с наземных пусковых установок, разрабатывается также авиационный вариант ракеты. Это существенно упрощает проблемы снабжения и уменьшает количество баз технического обслуживания ракет.

Возможность старта ракеты в диапазоне углов от 15 до 90 градусов позволяет оптимально размещать БраМос на кораблях-носителях с различным водоизмещением.

В ракете БраМос реализованы специальные меры по преодолению системы ПВО любого противника: сверхзвуковая скорость полета, уменьшающая время пребывания ракеты в зоне поражения; сравнительно небольшая отражающая поверхность ракеты, делающая ее малозаметной для радаров; малая высота полета в зоне огневого противодействия.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Ракета БраМос, принятая на вооружение ВМС Индии, представляет собой перспективное противокорабельное оружие. Высокая скорость полета существенно повышает возможности ракеты в преодолении корабельной ПВО. Большая дальность позволяет атаковать цели, не входя в зону эффективного огня ЗРК противника. Ракета оснащена интеллектуальной системой наведения, позволяющей выбирать приоритетный вариант для атаки.

На сегодняшний день объем достижений и работ таков: разработаны унифицированная противокорабельная ракета (ПКР), береговой подвижной ракетный комплекс, корабельный комплекс с ПКР БраМос; завершены работы по размещению комплекса БраМос на надводных кораблях проекта 61МЭ класса «Раджпут», ведутся работы над проектом Р-15А и проектом для фрегатов 11356 ВМС Индии; созданы варианты ракеты БраМос «Блок-1», «Блок-2» и «Блок-3»; ведутся работы по созданию вариантов ракеты БраМос для запуска с самолетов и подводных лодок; проведены 24 летных испытания ракеты со стационарных и корабельных (вертикальной и наклонной) пусковых установок.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

В СВ Индии несколькими десятками ракет БраМос «Блок-1» вместе с самоходными пусковыми установками на грузовых машинах «Татра» 12х12 и мобильных командных пунктах уже укомплектован целый полк. В 2010 году Индийская армия разместила заказы на ракеты БраМос «Блок-2», предназначенные для атаки по наземным целям, для еще двух ракетных полков. Работы должны быть выполнены в течение пяти лет.

Прошла испытания и получила одобрение заказчика ракета БраМос «Блок-3», также предназначенная для атаки по наземным целям. Самый последний пуск ракеты БраМос «Блок-3» был произведен 2 декабря 2010 года. В ходе успешного испытания были показаны возможности боевого применения ракеты БраМос в условиях горного рельефа. За счет модифицированного программного обеспечения и усовершенствованной системы наведения были продемонстрированы высокая маневренность ракеты и высокоточное крутое пикирование с большой высоты.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Не менее интересен и воздушный вариант базирования ракеты, подходящий для различных носителей: самолета Ту-142 патрульной авиации индийских ВМС, который может нести по 6–8 ракет, и многофункционального истребителя Су-30МКИ, у которого есть потенциал стать более перспективным носителем для ракет БраМос.

Генеральный директор «БраМос Аэроспейс» Шиватану Пиллаи обозначил 2012 год как срок готовности к проведению летных испытаний воздушного варианта сверхзвуковой крылатой ракеты. Возможность комплектации ракетами БраМос многофункционального истребителя Су-30МКИ стал одним из ключевых конкурентных преимуществ данной ракеты.

СИЛЬНЫЕ И НАДЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ

Генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Александр Леонов убежден, что совместное предприятие «БраМос» полностью состоялось, достигнуты значительные результаты. Александр Леонов перечислил четыре базовых принципа, которые россияне и индийцы изначально заложили в основу проекта ракеты БраМос: надежное проектирование, техническая реализуемость, соответствие летно-технических характеристик решаемым задачам, соблюдение международных договоров.

На современном этапе к этим четырем принципам, взятым на вооружение как российскими, так и индийскими специалистами-ракетчиками, добавился еще один, согласно новым требованиям к Вооруженным силам. Это универсальность вооружений. «Одна и та же ракета должна работать как по морским, так и по наземным целям. Кроме того, универсальную ракету можно запускать с носителя любого типа, используя многообразие пусковых платформ. Этот принцип сейчас активно реализуется для ракет БраМос, которые изначально предназначались только для корабельного базирования, а сегодня на вооружение взят и сухопутный вариант ракеты. Активно разрабатывается ракета для пуска с самолета. Наиболее востребованы ракеты БраМос в сухопутном варианте», – рассказывает Александр Леонов.

Если говорить о накопленном опыте и итогах – несомненно, промежуточных, – то они впечатляют. Во-первых, опираясь на возможности совместного предприятия, НПО машиностроения удалось возродить производственную кооперацию в данном секторе российского ОПК – более 40 предприятий включены в субподряды, организовано свыше 20 тысяч новых рабочих мест с применением современных технологий.

Во-вторых, создан сложный механизм совместных международных разработок инновационной высокотехнологичной продукции военного назначения, допускающий передачу технологий иностранным партнерам. В-третьих, в НПО машиностроения сумели сохранить высокую мобилизационную готовность производственных мощностей для серийного выпуска крылатых ракет, а также создали новые производственные линии. В-четвертых, освоены новые методы проектирования и производства ракетных комплексов с внедрением в производство современных ИТ-технологий. В целом, в экономическом, технологическом и политическом аспектах, российско-индийский проект «БраМос» оправдал все ожидания.

БРАМОС–II

«Гиперзвуковой вариант ракеты БраМос, который будет называться БраМос-II, находится в стадии проектирования и разработки технологии. На его завершение потребуется время. Задачей проекта является достижение скорости, в 5–7 раз превышающей скорость звука, что сделает БраМос самой быстродействующей в мире ракетой», – заявил доктор Шиватану Пиллаи. По утверждению доктора Пиллаи, «эта новая гиперзвуковая ракета, меньшая по размерам, чем БраМос-I, обеспечит индийским Вооруженным силам огромное преимущество в будущих боевых действиях».

На недавнем семинаре, проходившем 12 июня и посвященном 10-й годовщине «БраМос Аэроспейс», а также Дню России, доктор Шиватану Пиллаи заявил: «Наши конкуренты еще даже на свет не родились!» И это не вызывает сомнений, ведь ни одна ракета не поражает цель с такой непревзойденной скоростью и точностью, как БраМос.

В прошлом году главный офис «БраМос Аэроспейс» в Дели посетил начальник Генерального штаба России – первый заместитель министра обороны, генерал армии Николай Макаров, где он встретился с главой корпорации «БраМос Аэроспейс» доктором Шиватану Пиллаи. Николай Макаров, обратившись к индийским коллегам отметил, что проект «БраМос» можно считать образцом современного военно-технического сотрудничества.

Генерал Макаров подтвердил, что в мире нет аналогов созданной российско-индийской ракеты. По мнению главы Генштаба, ракеты БраМос являются очень надежным оружием, укрепляющим суммарный оборонный потенциал обоих государств. «Как начальник Генерального штаба я считаю, что ракеты БраМос могут быть взяты на вооружение российскими войсками», – сказал в заключение Николай Макаров.

Портфель заказов совместного предприятия «БраМос Аэроспейс» сегодня превышает 4 млрд. долл., график поставок укомплектован до 2021 года, запланировано много других заказов на перспективу. Корпорация быстро набирает обороты, расширяя свои производственные мощности для обеспечения своевременных поставок заказчикам.

Потребность индийских ВС в ракетах БраМос на ближайшие 10 лет оценивается в 1000 единиц. Россия и Индия намерены экспортировать не менее 2000 ракет. Корпорация «БраМос Аэроспейс» в ближайшее десятилетие ожидает поступления заказов на поставку крылатых ракет общей стоимостью около 10 млрд. долл.

В числе покупателей могут быть Бразилия, Чили, Индонезия, ЮАР и Малайзия. Экспорт ракет может начаться уже в этом году. В соответствии с национальными законодательствами участников совместного предприятия поставка ракет на международном рынке будет осуществляться только в дружественные страны, входящие в список, согласованный обеими сторонами.

ЦЕНТР ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Логичным является шаг, сделанный в июне этого года, когда совместное российско-индийское предприятие «БраМос Aэроспейс» подписало в Дели Меморандум о взаимопонимании с ведущим научно-исследовательским институтом страны (Индийским научным институтом) о создании Центра передового опыта по высокоскоростной аэродинамике.

С данного этапа компания «БраМос Аэроспейс» еще более усилила свой инновационный потенциал по совершенствованию ракетных технологий благодаря более глубокому внедрению в научную элиту Индии. В августе этого года планируется подписание аналогичного Меморандума о взаимопонимании с Московским авиационным институтом (МАИ) и НПО машиностроения в рамках создания Центра передового опыта по высокоскоростной аэродинамике.

От слияния российского научного оборонного задела (фундаментального и инновационного) со стремительно развивающимся мощным высокотехнологичным научным потенциалом Индии вскоре можно ожидать действительно революционных достижений в области ракетных технологий. Ракета БраМос уже заняла достойную нишу на глобальном рынке вооружений.

Не менее важен и тот факт, что между народами России и Индии традиционно высокий уровень доверия и взаимопонимания, что позволяет достигать максимально благоприятных условий для эффективного инновационного сотрудничества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Андрей Ваганов

Высокие технологии в России рассматриваются прежде всего в плане создания новых типов вооружений

0
383
Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

0
168
Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

0
645
Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

0
221

Другие новости

Загрузка...
24smi.org