В нынешнем году в стране возникла сложная ситуация с заключением гособоронзаказа предприятиями российского ОПК. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил на встрече с президентом Дмитрием Медведевым: «Основные компании, с которыми у нас, собственно говоря, и возникли такие разногласия в ценообразовании, – это Объединенная судостроительная корпорация, ОАК, Московский институт теплотехники и «Вертолеты России».
«У нас с Минобороны никаких проблем нет, заключаются долгосрочные контракты на поставку вертолетов, и мы удивлены такому упоминанию, – ответили на это в холдинге «Вертолеты России». – По госпрограмме вооружений военные до 2020 года планируется закупить свыше тысячи вертолетов».
Кроме того, по итогам докладов об исполнении ГОЗ 2010 года известно, что рамках предприятия холдинга перевыполнили план: вместо 30 вертолетов поставили 37.
Ранее генеральный директор холдинга Дмитрий Петров говорил на встрече с журналистами: «Мы поставим Вооруженным силам России и другим силовым ведомствам в течение десяти лет свыше тысячи вертолетов согласно утвержденной в конце прошлого года государственной программе вооружений, – сказал он. – С этого года мы резко увеличиваем выпуск продукции». И вообще холдинг «Вертолеты России» оказался одним из немногих партнеров Минобороны, с кем гособоронзаказ на 2011 год был заключен еще весной.
Судя по всему, кто-то из помощников министра обороны снабдил его непроверенной информацией. В отношениях холдинга «Вертолеты России» и Минобороны РФ проблем не существует. Сам факт поставки 37 вертолетов вместо 30 наглядно свидетельствует о полном взаимопонимании и готовности сотрудничать. Ведь для закупки внеплановых семи единиц авиатехники требуется изыскать средства, обеспечить массу согласований и просто выполнить большой объем дополнительной работы.
Еще это говорит о твердом намерении Министерства обороны, ВВС и ПВО РФ серьезно увеличить и обновить парк вертолетной техники в наиболее сжатые сроки. И это понятно: ведь реальная угроза безопасности страны в настоящее время – это терроризм и локальные конфликты, где вертолет – это и «рабочая лошадка», и ударная сила круглосуточного действия.
«Вертолеты России» последовательно наращивают выпуск техники, что говорит о растущем спросе и высоком производственном потенциале предприятий холдинга. Если в 2008 году вертолетные заводы выпустили 169 машин, в 2009-м – 183, в 2010-м – 214, то в 2011 году планируется изготовить 267 вертолетов. За четыре года выпуск готовой продукции вырос более чем в полтора раза. Это значит, что объем производства ежегодно возрастает на 20–30%. Не забудем при этом, что мир последние три года сотрясает финансовый кризис. Но даже серьезные рыночные потрясения не помешали росту производства российских вертолетов. Это говорит о высокой конкурентоспособности, надежности и качестве отечественных винтокрылых машин.
Востребованы на мировом рынке и в отечественных силовых ведомствах машины всех категорий. В настоящее время соотношение экспортной продукции и вертолетов, поставляемых на внутренний рынок, составляет примерно 50:50. А еще несколько лет назад экспорт доминировал. Соотношение выпуска военной и гражданской продукции предприятиями холдинга сбалансировано аналогичным образом с небольшими ежегодными колебаниями поставок. По словам генерального директора холдинга Дмитрия Петрова, такое соотношение будет сохраняться: будут расти поставки в рамках ГОЗ, а также коммерческие поставки гражданских вертолетов.
По состоянию на 2010 год на долю холдинга «Вертолеты России» пришлось около 85% российского рынка вертолетов и 17% всех мировых продаж (без учета продаж внутри России). На предприятиях холдинга произведено около 27% мирового парка ударных вертолетов, около 26% мирового парка сверхтяжелых вертолетов и 36% мирового парка среднетяжелых вертолетов. Из этого наглядно следует, что главное направление производства холдинга – военные вертолеты. Значит, есть твердые гарантии закупок по гособоронзаказу на годы вперед.
В июне нынешнего года на Кореновскую отдельную вертолетную базу в Краснодарском крае прибыла партия ударных вертолетов Ми-8 АМТШ, предназначенных для поражения бронированных целей и огневой поддержки Сухопутных войск, перевозки и высадки десанта. Вертолеты своим ходом прилетели с Улан-Удэнского авиационного завода в рамках переоснащения на новое вооружение частей Южного военного округа, преодолев расстояние более 5 тыс. км. Первая партия таких вертолетов, состоящая из 10 машин, была получена в январе 2011 года. До конца текущего года ожидается еще одна поставка. В настоящее время Министерство обороны изучает возможность размещения на У-УАЗ долгосрочного гособоронзаказа на машины данного типа.
Ми-8АМТШ принят на вооружение Министерства обороны РФ в 2009 году. Тогда же начались первые поставки новой машины в войска, продолжившиеся в 2010 году. За короткий срок эксплуатации вертолет получил высокую оценку летчиков. С учетом этой оценки Министерство обороны РФ в 2011 году разместило новый гособоронзаказ на закупку вертолетов этого типа. По мнению эксплуатантов, Ми-8АМТШ имеет высокие летно-технические характеристики, отличается надежностью и простотой эксплуатации, способен решать широкий круг задач, может эффективно применяться в различных климатических зонах, в любых погодных условиях, в любое время суток. Машина существенно превосходит по своим характеристикам обычные «восьмерки» и позволяет ВВС повысить эффективность боевых операций. Вертолет может оснащаться управляемыми ракетами «Атака» и «Штурм», стрелково-пушечным вооружением, системами защиты от поражения ПЗРК. Берет на борт до 37 десантников. Спутниковая навигация ГЛОНАСС/GPS обеспечивает надежное ориентирование в любое время суток. Экипаж снабжается очками ночного видения, которые поставляются заводом-изготовителем.
В течение 2011–2014 годов российские ВВС получат около 400 новых боевых и модернизированных транспортно-десантных вертолетов. В основном это будут Ми-8 АМТШ, Ми-28 и Ка-52. Поставки вертолета Ка-52 «Аллигатор» тоже уже идут. Четыре такие боевые машины получены в этом году авиаторами Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа в Приморье. В рамках гособоронзаказа Российская армия должна получить до 2012 года 30 вертолетов Ка-52 «Аллигатор».