Знаменитый "Кубинский бриллиант" российских пилотажников.
Фото РИА Новости
В минувший вторник, 16 августа, в подмосковном городе Жуковский, на территории Летно-исследовательского института имени Громова, начал работу 10-й юбилейный Международный авиакосмический салон – МАКС-2011. Он продлится пять дней, до 21-го, и на нем отечественной и зарубежной публике, специалистам демонстрируется более двухсот летательных аппаратов из России, США, Франции, Италии, Украины и других стран мира. Всего на этой выставке, которая проводится по нечетным годам, как и авиасалон в Ле Бурже под Парижем, представлено более 840 фирм, в том числе и более 40 иностранных. МАКС – как Ле Бурже, авиасалон в Фарнборо под Лондоном, салон в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) и в Сингапуре – входит в пятерку крупнейших в мире.
САЛОН ВЫХОДИТ В ЛЮДИ
Правда, присутствие иностранных компаний и зарубежных боевых и пассажирских самолетов на нем всегда было весьма ограниченно. Причина простая: Россия никогда раньше не покупала зарубежную военную технику, а если приобретала американские и европейские лайнеры, то, как правило, слегка подержанные. Их незачем было привозить на московский авиасалон и тратить для этого немалые средства. Сейчас многое изменилось. Наша страна не только покупает современные самолеты (до боевых пока, слава богу, дело не дошло), но и сама активно участвует в их производстве, хотя об этом мало кто знает.
На МАКС, к примеру, впервые прилетели самые большие в мире пассажирские авиалайнеры американский Dreamliner Boeing-787 под номером ZA001 и франко-немецкий аэробус А-380 фирмы EADS. Но их появление в Жуковском – не простая благотворительность известных мировых брендов и не партнерская поддержка МАКСа. Дело в том, что на том и на другом самолете до 40–50% оснастки (узловые детали фюзеляжа и шасси) изготовлены из российского титана, многое и на российских предприятиях. Да и наш новый среднемагистральный лайнер SuperJet-100 фирмы «Гражданские самолеты Сухого» тоже, по большому счету, наполнен комплектующими, произведенными крупнейшими мировыми авиастроительными корпорациями. Международное разделение труда в авиастроении, где активно работают и наши инженеры, техники и конструкторы, стало реальным фактом. И это также демонстрирует миру МАКС-2011.
И, конечно, МАКС – это в первую очередь демонстрация боевых машин. Стратегических бомбардировщиков Ту-160 и ТУ-95МС, самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, военно-транспортного Ил-76МД-90, многофункциональных истребителей Су-27СМ, Су-30М2, Су-35, МиГ-29 СМТ, МиГ-31БМ, фронтовых бомбардировщиков Су-34 и Су-25СМ, учебно-боевого Як-130 и вертолетов: «Ансат», Ми-8АМТШ, Ми-26, Ми-28, Ка-52. В его работе не первый раз участвуют американцы, но на этот раз они впервые прилетели в Жуковский на своем знаменитом стратегическом бомбардировщике, ветеране холодной войны В-52 Stratofortress, привезли штурмовик А-10, транспортники C-130J Super Hercules и С-5 Galaxy, противолодочный самолет Р-3С Orion, а также уже известные отечественной публике по прошлым визитам на МАКС истребители F-15E и F-16C. При этом F-15E будет ежедневно участвовать и в показательных полетах. Как и наши «Русские витязи» и «Стрижи» на боевых Су-27 и МиГ-29, а также пилоты липецкого авиацентра «Соколы России».
По большому счету, они, а не визит высокой правительственной делегации, по-настоящему и открыли салон. Вообще-то пилотажная программа, которой особенно славится МАКС, демонстрирует очень интересное воздушное шоу. В день открытия «Русские витязи» и «Стрижи» во время полета группой, состоящей из пяти самолетов Су-27 и 4 МиГ-29 («Кубинский бриллиант»), впервые продемонстрировали «бочку» одновременно всем составом группы. В сложную и насыщенную программу группового пилотажа «Русских витязей» (ведущий полковник Игорь Шпак) впервые включили роспуск «Тюльпан», который эффектно завершается фигурой «Колокол» синхронно сразу четырьмя самолетами, пилотируемыми Игорем Шпаком, Андреем Алексеевым, Виталием Мельником и Александром Богданом.
«Русские витязи» представили и свои фирменные фигуры высшего пилотажа: встречную и синхронную «бочку», проход на малой высоте, «петлю с переворотом». Новинкой в групповых полетах «Стрижей» (ведущий подполковник Валерий Морозов) стало разнообразие пилотажных порядков. Фигуры высшего пилотажа звено МиГ-29 выполняло в различных строях «Ромб», «Колонна», «Плотный ромб», «Крест», «Пирамида», что требует от летного состава высокой концентрации внимания и слаженности в действиях. После долгого перерыва «Стрижи» показали групповой высший пилотаж не только четырьмя, но и шестью самолетами.
В ходе летной программы «Соколы России» (ведущий группы – полковник Александр Гостев) показали зрителям и специалистам маневренный воздушный бой пара на пару на малых высотах и ограниченном пространстве с применением оборонительно-наступательных тактических приемов. Впервые в их летную программу включены такие приемы, как атака на косой петле и маневр «Узел». Сложность и необычность этого показа заключаются в том, что воздушный бой, происходящий в реальных условиях на больших высотах и расстояниях, демонстрировался для зрелищности на высотах от 200 до 2000 метров непосредственно над аэродромом показа.
Летает над аэродромом в Жуковском, впервые на глазах у многочисленной публики, и экспериментальный истребитель 5-го поколения, или, как его еще называют, перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Сначала один, а потом и в паре со вторым таким же самолетом. Много интересного демонстрируется специалистам и зрителям на стоянках и в павильонах МАКСа. В том числе и многочисленные беспилотные летательные аппараты, которые отечественные производители предлагают родному Минобороны. Конечно же, не обошлось там и без систем ПВО. Таких, как зенитно-ракетный комплекс С-400, а также аналогичные комплексы для Сухопутных войск Бук-М2 и Тор-М2, Панцирь-С и другие.
НЕОЧЕВИДНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Широко разрекламированные накануне открытия МАКС-2011 главкомом ВВС генерал-полковником Александром Зелиным и сопредседателем вневедомственного экспертного совета по воздушно-космической обороне (ВКО) Игорем Ашурбейли новые ЗРК «Морфей» (они, по словам главкома, сбивают все, что летает, – «все, что шевелится в радиусе 5 км») и «Витязь», который должен прийти на смену С-300ПС, на салоне не появились.
Они и не должны были там быть. По самой простой причине. Их появление в войсках запланировано на 2013 и 2015 годы. Да и то, как заметил Игорь Ашурбейли, если на то будет финансирование. Пока с этим туго. По его словам, С-300ПС производить уже прекратили, а на С-400 Минобороны пока еще не заключило контракты. Если так будет происходить и дальше, то гарантий на повышение обороноспособности страны и армии никто дать не сможет. В том числе и на появление в войсках С-500, которая должна стать основой создающейся сейчас системы ПРО. Впрочем, о состоянии оборонной промышленности и ее проблемах достаточно подробно рассказано в предыдущем номере «НВО» (см. интервью экс-начальника вооружения Вооруженных сил РФ в 1994–2000 годах, а ныне заместителя руководителя комиссии РСПП по военно-промышленному комплексу, генерал-полковника в отставке Анатолия Ситнова «НВО» № 30).
Сейчас о тех перспективах, которые пообещал войскам главком ВВС. Встреча с ним состоялась накануне Дня ВВС и открытия авиасалона МАКС-20011. Александр Зелин порадовал своих слушателей тем, что создающаяся сейчас система ПВО «Витязь» будет в разы превышать по боевым возможностям С-300. В частности, отметил он, вместо четырех ракет на одной пусковой установке, как у «трехсотки», у «Витязя» будет 16. Кроме того, у комплекса значительно увеличено количество целевых каналов, что позволяет одновременно обстреливать большее число целей, расширены также возможности по маневру. И главное – «система вооружена новой ракетой». Какой именно, осталось за кадром. Судя по тому, что для С-400 все еще не могут создать ракету дальнего действия (об этом тоже говорил главком), с новой ракетой есть вопросы.
Другими словами, пока мы не увидим ее на выставке или в деле на полигоне, сомнения останутся сомнениями.
Сообщил генерал Зелин и о грядущих изменениях в судьбе армейской авиации. До 2020 года в рамках Госпрограммы вооружений промышленность должна поставить в войска более тысячи вертолетов. Они будут переданы под командование руководства военных округов, будут обеспечивать действие Сухопутных войск и ВДВ, а число армейских авиационных баз увеличится к этому сроку с 8 до 14, и туда же в перспективе будут переданы из ВВС беспилотные летательные аппараты оперативно-тактического звена. Они будут подчиняться командованию Сухопутных войск, работать в их интересах. Практически в каждом округе или в Объединенном стратегическом командовании будет по три-четыре армейских авиационных баз, не считая баз ВВС. Их должно остаться, как говорит начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров, восемь – по две в каждом ОСК.
Порадовал главком и рассказом о поступлении на вооружение ВВС в близкой перспективе и нового самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-100 «Премьер». Для него создается новый носитель Ил-476, который должен подняться в небо в 2013–2014 году. На нем будут стоять новый двигатель ПС-90 и антенный комплекс, созданный на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР). Главное достоинство этой машины будет в том, что она сможет работать не только по воздуху, но и по наземным целям. Такой большой многофункциональный комплекс – практически летающий командный пункт истребительной и бомбардировочной авиации.
Генерал Зелин обещал, что к концу этого года в войска поступит еще шесть истребителей-бомбардировщиков Су-34. Пока в ВВС сейчас только четыре такие машины, будет 10, Новосибирский авиастроительный комплекс имени Чкалова будет наращивать производство этих очень мощных и нужных армии самолетов. «Су-34 надежно защищает экипаж, – сказал Зелин. – А по своим маневренным возможностям и решаемым задам близок к парку самолетов Дальней авиации. Если он будет нести крылатую ракету, то перейдет в другой класс». Главком напомнил, что с двумя дозаправками этот самолет долетал из Москвы до Комсомольска-на-Амуре. Если заправить его еще, долетит и дальше, заверил он. Работа над истребителем поколения 4++ Су-35, контракт на поставку в войска которого был торжественно подписан на прошлом МАКСе, пока тормозится. «Работа по нему идет не так, как мне хотелось бы, – сказал главком. – Есть некоторые сбои в создании этой машины». Какие именно, Зелин не уточнил.
Но вслед за министром обороны главком ВВС опроверг слухи о расформировании пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Более того, он сообщил, что принял решение, и его поддержал Анатолий Сердюков, о создании еще одной пилотажной группы на учебно-боевых самолетах Як-130. По словам Зелина, создание пилотажных групп на легких самолетах позволяет, в частности, широко применять дымовые эффекты, как это делают иностранные пилотажники, в частности во Франции и Италии. Сообщил генерал и о том, что во время недавней поездки в США он сделал предложение американской пилотажной группе «Буревестник» прилететь в Россию и продемонстрировать здесь свое мастерство. Приглашение было принято. Американцев ждут в Москве в будущем году.
Не только самолеты, но и их "противники»" из ПВО всегда были "гвоздями" МАКСа. Фото Виктора Литовкина |
Слегка расшифровал генерал Зелин и процесс создания командования Воздушно-космической обороны (ВКО). По его словам, ВКО должна объединить два ствола – Космические войска и Отдельное стратегическое командование ПВО (бывший Московский округ ПВО). При этом части ПВО, расположенные в военных округах, останутся под командованием руководства этих округов, но будут взаимодействовать и с командованием ВКО. Основу Воздушно-космической обороны должны составить, как не раз уже упоминалось, комплексы С-500. И с 1 декабря, когда ВКО должна вступить в свою законную силу, ВВС снимет с себя ответственность за охрану и оборону воздушных границ России.
С нового учебного года в ВВС останутся только части дальней и военно-транспортной авиации, а также части центрального подчинения. В том числе и Липецкий авиационный центр. Главком вида Вооруженных сил будет отвечать за строительство ВВС, организацию и проведение боевой подготовки в частях ВВС, ЗРВ, РТВ, войсках связи и материально-технического обеспечения. Хотя последняя задача тоже теперь будет решаться заместителем министра по МТО генералом армии Дмитрием Булгаковым.
Но вернемся на салон МАКС. БИЗНЕС НА БЕТОНКЕ И ТРАВЕ
Конечно, многое из того, о чем говорил генерал Зелин, мы на нынешнем авиасалоне не увидели. Хотя в печати проскальзывало сообщение, что там может появиться ЗРК «Морфей». Но на момент подписания этого номера в свет его там не было. Вряд ли будут много говорить на МАКСе и о проблемах нашей оборонки, которые внимательный и заинтересованный зритель, а тем более военный специалист, обязательно заметит.
Не останется МАКС в стороне и от бизнеса. Собственно, авиасалон проводится ради получения прибыли для всех его участников. Сверху донизу и снизу доверху. Организаторы салона уже заявили, что ожидают подписания контрактов на 10 млрд. долл. Содержание этих контрактов оставляет вопросы. Скорее всего это будут не контракты на поставку авиакосмической продукции, а протоколы о намерениях приобрести такую продукцию. Но в рекламных целях их всегда почему-то называют контрактами.
Тем не менее реальный бизнес в Жуковском процветает. С машины нашей редакции, у которой есть пропуск на выставку, потребовали за пересечение ворот 800 руб. Пришлось отдать, не тащить же на себе связки газет. За одноразовое посещение салона нужно выложить 500 руб., за входной билет для специалиста, не аккредитованного на выставке, 2 тыс., с возможностью фотографировать экспонаты – 9 тыс., для VIP-посетителей цена еще выше – 15 тыс. руб. Правда, в эти деньги будет включен и «приветственный напиток» – шампанское, а также легкие закуски в течение дня. Не станем вспоминать стоимость стенда. Тут уж кто и как договорится. Но каждый квадратный метр обойдется в кругленькую сумму в сотни тысяч рублей.
Соки, мороженое и прочие прохладительные напитки, как и принято уже не первый год, обходятся в два-три раза дороже, чем даже в Москве. Так что, собираясь на МАКС, а побывать там обязательно надо, кроме фотоаппарата и видео, не забудьте кошелек – потолще и поувесистей.