0
3725
Газета Вооружения Интернет-версия

26.08.2011

МАКС из авиашоу превратился в серьезный бизнес-проект

Тэги: макс, авиасалон


макс, авиасалон "Бук-М2Э" привел на выставку заводской экипаж.
Фото автора

С 16 по 21 августа в подмосковном Жуковском на территории Летно-испытательного института им. Громова прошел юбилейный 10-й Международный авиакосмический салон МАКС-2011. Прошел вполне успешно, словно нет никакого финансово-экономического кризиса. Хотя само понятие успеха у каждого свое. Некоторые СМИ уныло заявили, что показано было одно «старье», из нового только ПАК ФА Т-50, да и тот едва не разбился, даже не набрав скорость на взлетной полосе. Другие, наоборот, впечатлены суммами заключенных контрактов – свыше 10 млрд. долл., что больше, чем на прошлом МАКСе. В принципе, правы те и другие, поскольку оценивали выставку, исходя из собственного понимания и разумения. Так что я тоже буду рассказывать о МАКС-2011 исходя из собственного субъективного понимания.

НИ ЛЕ БУРЖЕ, НИ ФАРНБОРО

Этот вопрос озаботил многих комментаторов: МАКС уже поднялся до уровня главных европейских салонов в Ле Бурже и Фарнборо? Если говорить о количестве участников, то их в этом году в Жуковском было 842 из 40 стран. На МАКС-2009 присутствовало около 600 участников – на 10% меньше, чем в 2007 году. Так что нынешним летом произошел серьезный взлет участия. 842 учатника – это много, если учесть кризис, нестабильность мировых валют и падение темпов производства во всем мире. Это гораздо больше, чем бывает на Берлинском авиасалоне ILA и на ряде азиатских.

Но в Ле Бурже в нынешнем году были представлены более 2100 компаний. Это рекорд, почти удвоение числа участников по сравнению с салоном двухлетней давности.

Однако все эти выставки имеют разное назначение. В Ле Бурже и Фарнборо проходят мировые презентации, это всемирные деловые ярмарки, куда собираются все, чтобы увидеть всё. А МАКС проводят «Ростехнологии» и «Рособоронэкспорт». Изначально заложена нацеленность на покупателя вооружений из дружественных стран. Однако постепенно растет значимость гражданской и космической составляющих выставки. С точки зрения производителей пассажирских самолетов, Россия – это грандиозный рынок летательных аппаратов, аэродромного сервиса и оборудования размером с континент. Поэтому нынешний МАКС посетил гигант А-380, и «Боинг-787» отметился. Прямо, как в Ле Бурже. И самолетов бизнес-класса хватало.

Теперь можно уверенно говорить, что за 20 лет МАКС окреп и прочно занял свою нишу в мировом расписании авиакосмических форумов. И даже наличие в календаре по соседству салона в Ле Бурже с разницей на опережение в два – два с половиной месяца не помешало Московскому салону развиваться и крепнуть. Хотя не секрет, что многие участники рынка принимают участие лишь в одном европейском авиафоруме в год и выбирают, разумеется, наиболее известный. А на МАКС у них уже элементарно бюджета не остается.

Кроме того, в Ле Бурже и Фарнборо представлены все СМИ наиболее богатых стран Запада и Востока. Здесь пиар и рекламные акции дают наибольший резонанс. Поэтому туда приезжают порой просто в целях пропаганды достижений, для представления и продвижения проектов. В Москву эти национальные экспозиции точно не повезут. На МАКСе шумные презентации – редкость. Зато с каждой выставкой все активней деловая жизнь. В этом году тенденция стала еще заметней.

Довольно жесткое деление салона на закрытую деловую часть и открытую для зрительских масс пошло на пользу. Все же промышленно-отраслевая выставка – это не шоу, не торг, не место гуляний. Это место работы высшего менеджмента сотен предприятий. Здесь представляют и собирают информацию, завязывают деловые связи, проводят переговоры. Только на выставке можно одновременно собрать гендиректоров и главных специалистов всех предприятий целой отрасли, не доступных в другое время.

В этом году выросло количество арендованных участниками шале, то есть отдельных помещений. Как объяснил мне представитель одной вертолетной фирмы: «Приходится идти на расходы, потому что на стенде невозможно вести переговоры с тремя представителями одновременно. А в день бывает до двухсот переговоров». По оценкам организаторов, в рамках деловой программы МАКС-2011 посетили около 100 тыс. специалистов. В рамках деловой программы проведено 25 научно-технических и научно-практических конференций, семинаров и круглых столов, в том числе с международным участием, более 20 пресс-конференций и пресс-брифингов, прошли широкомасштабные презентации проектов и программ в области авиастроения.

Обширные деловые программы реализовали Министерство транспорта России и правительство Москвы, холдинг «Вертолеты России» и Европейское космическое агентство. Проведены День «Вертолетов России», День «Туполева» и «День Москвы».

ДВА КИЛОМЕТРА САМОЛЕТОВ

Говорят, нет предела совершенству. На самом деле – есть. Внешняя форма самолетов и вертолетов последнего поколения как раз этого совершенства достигла. Измениться она может, только если, например, появится двигатель на других физических принципах. Но тогда это будет уже машина другого поколения, которая вскоре тоже достигнет оптимальных форм и дальше меняться внешне уже не будет. Меняться будут только двигатель, бортовое оборудование, вооружение (если речь идет о военном летательном аппарате).

Точно так же меняется начинка нынешних самолетов и вертолетов. В результате изменяются их летные и боевые характеристики. Зачастую перед нами совершенно новая машина, но человек некомпетентный, особенно если видит, что в название добавилась всего лишь пара букв, цедит: «Старьё...». Но это, как говорится, его проблемы. На самом деле новинок на МАКС-2011 хватало.

На бетонных плитах и траве аэродрома был представлен 241 летательный аппарат – за час не обойдешь. В летной программе принял участие 91 – самолеты, вертолеты, мотодельтапланы. Поразил полет гиганта А-380. Отнюдь не величиной, а маневренностью и бесшумностью. Плавал в небе, словно ширококрылый дирижабль. Зато громом и грохотом впечатлил американский F-15, носившийся туда-сюда, переворачиваясь на лету. Зрители отнеслись к этим гонкам прохладно, поскольку только что видели, что могут вытворять российские Су-30 с отклоняемым вектором тяги.

Для российских любителей экзотики из США прилетела целая эскадрилья серо-голубых машин и один почти белый разведчик «Орион». Девушки рвались фотографироваться с рослыми американцами, одетыми в зеленые комбинезоны, просторные, как мешкотара. В Пентагоне явно не хватает Юдашкина.

Из российских новинок стоит отметить «легального шпиона» Ту-214ОН, предназначенного для выполнения инспекционных полетов в рамках договора по открытому небу от 2009 года. Для этого на нем установлены соответствующие средства наблюдения: 4 аэрофотокомплекса, 3 телевизионные камеры, радиолокатор с синтезированной апертурой антенны, инфракрасное устройство линейного сканирования. Этот самолет только 1 июня совершил первый полет, покинув сборочный цех Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова. Заказчик, то есть Минобороны РФ получит его в конце года после завершения испытаний.

Естественно, главной звездой салона стал Т-50 – прототип самолета 5-го поколения, который появлялся в небе ненадолго и не каждый день. А потом к восторгу жаждущей сенсаций прессы вообще не полетел после вспышки позади двигателя. Двигатель, кстати, пока что 4-го поколения. Но пока этого достаточно для «облета» планера. Тем более, что на большие скорости на нынешнем этапе испытаний выходить все равно еще слишком рано.

Новый пассажирский авиалайнер Ту-204СМ показала компания «Авиастар-СП». Причем в двух экземплярах. Один стоял на статической стоянке, второй – летал в демонстрационной программе.

Боевые самолеты были представлены из боевого состава авиации ВВС России. Популярный в мире Су-30МК; все еще испытываемый, но участвующий в заграничных тендерах Су-35; Су-27 в ассортименте с разными двигателями; МиГи, в том числе корабельный МиГ-29К. Естественно, присутствовали любимцы публики, бросающиеся в глаза за километр, «стратеги» Ту-160 и Ту-95. Компанию им составил такой же солидный самолет дальнего обнаружения и управления А-50 с тарелкой локатора над фюзеляжем. А напротив них, чуть наискосок, заняли изрядный кусок бетона распахнутый настежь Ан-124-100 «Руслан» и Ил-76. Возможно, уже на следующем МАКС мы увидим его преемника Ил-476. Через три дня транспортники улетели, видимо, работать, зато на их место выкатили музейный Ту-144. Нынешняя молодежь поверить не могла, что в Советском Союзе летал рейсовый сверхзвуковой пассажирский самолет. «Сто сорок четвертый» стоял, повесив острый нос, словно горевал по временам, когда небо СССР заполняли отнюдь не «Боинги» с «Эрбасами»...

Душу согревали линейки вертолетов. Одно только КБ им. Миля представило три совершенно новых машины. Легкий учебный Ми-34С стоял рядом с модернизированным «старичком» Ми-2. Конечно, «34-й» с тонированным стеклом и композитным корпусом смотрелся современней. И стоил дешевле представленной на МАКСе европейской «Агусты» того же класса.

Новинкой стал и Ми-38 с новыми двигателями, вспомогательной силовой установкой и гидросистемой для разгрузочно-погрузочных работ. Еще одной новой машиной милевцев стал вертолет Ми-26Т2. На первый взгляд, всё та же «корова». Но у привычного Ми-26 экипаж 5 человек, а у Ми-26Т2 – всего двое. Новый вертолет по всем статья, испытания еще проходит, впереди сертификация.

В России очень много появилось производителей беспилотных и легких летательных аппаратов. Самарское ЦСКБ «Прогресс», производящее ракеты-носители «Прогресс» представило легкий двухмоторный турбовинтовой самолет «Рысачок». Может принять на борт до 13 пассажиров в зависимости от компоновки.

Из глубинки, Липецкой области, из Усмани, прибыли маломерные двухместные самолеты «Сигма-Классик». Мощность двигателя всего 100 л.с. Экономичный, малошумный, с хорошим обзором. И стоит в базовой комплектации всего 2,5 млн. рублей. Глава МЧС России Сергей Шойгу, посетивший международный авиасалон «Макс-2011» заинтересовался «Сигмой» и высказал желание купить для нужд МЧС 10 таких машин. Кроме того, три «Сигмы» заказаны частными лицами.

Естественно, зарубежные производители тоже представили свои машины на российский рынок. Американский производитель самолетов авиации общего назначения Cessna Aircraft выставил свою самую популярную в мире модель Cessna 172. Их уже произведено более 43 тыс. штук. Несколько десятков летает в России. Американцы хотели бы продавать их здесь в гораздо больших количествах. Выдержат ли конкуренцию наши «Рысачки»?

САМЫЙ БОЕВОЙ РАЗДЕЛ САЛОНА

В секторе ПВО на авиасалоне безраздельно царствовал концерн «Алмаз-Антей». И это понятно, ведь он объединяет все ведущие интеллектуальные, конструкторские и производственные ресурсы этого наукоемкого сектора ОПК. В единой, весьма масштабной, выставочной экспозиции свою продукцию представили 22 предприятия.

Впервые на МАКСе была представлена мобильная многоканальная зенитно-ракетная система «АНТЕЙ-2500» (С-300 ВМ). Это дальнейшее развитие войсковой ЗРС С-300В, созданное путем глубокой модернизации основных средств прототипа. В отличие от предшественника, «Антей-2500» способен более эффективно решать задачи нестратегической противоракетной обороны и перехватывать баллистические ракеты с дальностью пуска до 2500 км, а также поражать аэродинамические цели на дальности до 200 км. Значительно повышены возможности радиолокационных средств комплекса, автоматизация управления, общая помехоустойчивость.

Для перехвата оперативно-тактических баллистических и аэробаллистических ракет типа «Першинг» зенитная ракета запускается прямо с пускозаряжающей установки. Именно такая установка в боеготовом положении была представлена на открытой экспозиции МАКС-2011. Система «Антей-2500» способна одновременно обстрелять до 24 аэродинамических или до 16 баллистических целей, летящих на скорости до 4500 м/сек.

На этой же площадке МАКСа располагалась установка из комплекта ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит». Она предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов средств воздушного нападения. В том числе способна перехватывать нестратегические баллистические ракеты, летящие со скоростями до 2800 м/сек, а также цели, имеющих малую эффективную площадь рассеяния – от 0,02 кв. м.


Самолетов и вертолетов можно было насмотреться на два года вперед, до следующего МАКСа.
Фото автора

Как сообщил две недели назад гендиректор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин, зенитная ракетная система «Антей-2500» участвует в тендере на поставку дальних средств ПВО турецкой армии. Можно считать, что закончилась эпоха комплексов С-300. В XXI век Россия вступила с новым, более мощным и эффективным вооружением. И даже на экспорт предлагает более современные модификации. «Антей-2500» и «Фаворит» – системы большой дальности. А для защиты от средств воздушно-космического нападения на средних дистанциях концерн «Алмаз–Антей» представил на МАКС-2011 самоходную огневую установку на колесном шасси из состава ЗРК «Бук-М2Э» (по классификации НАТО – SA-17 «Grizzly»). Это один из лучших в мире образцов ЗРК средней дальности. На вооружение российской армии начал поступать в прошлом году. Тогда же, осенью 2010 года, на полигоне Капустин Яр зенитная ракетная бригада, первой получившая ЗРК «Бук-М2Э» показала стопроцентную результативность, поразив пять мишеней пятью ракетами.

«Бук-М2Э» предназначен для поражения любых аэродинамических целей на высотах до 45 км. Он может сбивать любые самолеты, в том числе маневрирующие; вертолеты, включая зависающие. Ему «по зубам» ракеты практически всех типов – тактические баллистические, противорадиолокационные, крылатые. Комплекс универсальный, то есть может действовать не только по воздушным целям. «Бук-М2Э» способен атаковать надводные корабли класса «эсминец» и «ракетный катер». И обстреливать наземные контрастные цели, в том числе в условиях интенсивного радиопротиводействия.

ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» представил зенитный ракетный комплекс нового поколения «Тор-М2Э». Это средство ПВО малой дальности способно с высокой эффективностью отражать массированные налеты современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. Ракеты «Тора» поражают любые воздушные цели – самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты, управляемые ракеты и другие образцы высокоточного оружия, включая корректируемые авиабомбы. Они сбивают даже крылатые ракеты, летящие на сверхмалых высотах с огибанием элементов рельефа. И способны поражать цель при выстреле вдогон.

Министерство обороны Белоруссии уже приобрело дивизион «Тор-М2Э». Поставка начинается в текущем году. В течение трех лет контракт будет выполнен. Об этом еще в феврале сообщил министр обороны Белоруссии генерал-лейтенант Юрий Жадобин.

«Купол» представил также боевую плавающую машину высокой проходимости с ЗРК «Оса-АКМ». Этот всепогодный автоматизированный зенитный ракетный комплекс предназначен для прикрытия сил и средств мотострелковой (танковой) бригады во всех видах боевых действий. Машина широко известная в мире, участвовавшая в боевых действиях и хорошо себя зарекомендовавшая. Но нет предела совершенству. «Оса-АКМ» может быть модернизирована за счет установки новой цифровой аппаратуры и электронно-оптических приборов, средств автоматизации и противодействия огню противника.

Входящее в концерн ПВО «Алмаз-Антей» тульское НПО «Стрела» продемонстрировало радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии «Зоопарк-1». Он способен в автоматическом режиме обнаруживать летящие снаряды, делать измерения траектории и распознавать класс стреляющих систем. После этого определяет координаты огневых позиций противника с точностью, достаточной для ведения контрбатарейной борьбы, осуществляет автоматическую передачу данных о разведанных целях на автоматизированные комплексы управления артиллерийским огнем. Это же предприятие представило вариант портативной радиолокационной станции разведки и наведения оружия по групповым целям «Фара-1».

Посетители МАКС-2011 с любопытством разглядывали вращающуюся антенну размером 5,5 на 8,5 м, установленную на тяжелом тягаче. И шли дальше. Между тем, это работала универсальная, мобильная, трехкоординатная радиолокационная станция пятого поколения «Противник-ГЕ». Станция разработана в Нижегородском научно-исследовательском институте радиотехники (ННИИРТ). И пришла в Жуковский своим ходом за 600 км. В высоту она видит до 200 км, то есть способна обнаруживать низкоорбитальные спутники. Но главная ее цель – самолеты 5-го поколения. Летательный аппарат, выполненный по технологии «стелс» с эффективной отражающей поверхностью не более 0,1 кв. м станция обнаруживает на дальности до 200 км. Всего локатор одновременно сопровождает до 150 воздушных объектов и способен отсекать ложные цели.

Отдельно стоит отметить гражданскую разработку концерна «Алмаз–Антей» – представленную на МАКСе первую в России, соответствующую всем мировым требованиям и рекомендациям, автоматизированную систему управления воздушным движением «Синтез-Р2». В декабре 2010 года ее монтаж был завершен в Хабаровске, а эксплуатационные испытания начались в июле нынешнего года. Кто летал в Хабаровск, знает, что аэропорт там находится едва ли не в центре города, и является основным узлом воздушного движения Дальнего Востока. Сейчас в регионе 15 разрозненных пунктов аэронавигации, которые по эстафете передают друг другу летящие самолеты. Надо учесть, что здесь же пролегают высотные трассы перелетов из Европы в Японию и из Америки в Азию. Система «Синтез-Р2» покрывает огромную территорию от Байкала до Тихого океана площадью 4 млн. кв. км. И когда она полностью вступит в строй, все воздушное движение на этой территории будет регулироваться только из Хабаровска. Когда главы АТЭС в 2012 году полетят на саммит во Владивосток, вести их по маршруту будут из этого единого диспетчерского центра.

В настоящее время аналогичный узловой диспетчерский центр создается в Москве. При этом учитывается хабаровский опыт. В результате должен получиться лучший аэронавигационный центр в Европе. Такая работа по плечу высокопрофессиональным электронщикам и программистам предприятий ОАО «Концерн ПВО «Алмаз–Антей».

КОСМОС В МАКЕТАХ

Под объединенную экспозицию Федерального космического агентства (Роскосмос) и предприятий космической отрасли России на авиасалоне МАКС-2011 был занят целый павильон. 27 компаний выставили здесь свою продукцию. Всего более 200 образцов и макетов.

Например, Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») представил макет стартового комплекса для ракеты-носителя «Союз СТ» в Гвианском космическом центре (космодром Куру).

НПО Лавочкина развесило и расставило макеты космических аппаратов «Спектр-Р», «Спектр-РГ», «Спектр-УФ», «Фобос-Грунт» и «Электро-Л», а также небольшую модель разгонного блока «Фрегат».

Центра имени Хруничева поставил целый частокол из макетов ракет-носителей «Протон-М», «Ангара 1.2», «Ангара 3», «Ангара 5», «Ангара 5П», «Рокот» и «Космос-3М».

Все варианты ракет носителей семейства «Союз» представил самарский «ЦСКБ-Прогресс», естественно, тоже в виде макетов. В их числе перспективный двухступенчатый ракетоноситель «Союз-2.1В», специально проектированный для запуска малых спутников. А в разработке два новых носителя среднего класса, способные выводить на низкую околоземную орбиту спутники массой до 10 тонн. В качестве нагрузки для первого пуска предполагается использовать спутник «Аист», который разработал и представил на МАКС-2011 Самарским государственным аэрокосмическим университетом. Как утверждает генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин, уже здесь на МАКСе поступило несколько предложений по размещению «полезной нагрузки» на самарских ракетах-носителях.

Самарская область была представлена целым авиакосмическим кластером. Самарский НИИ «Экран» показал оригинальную разработку – лазерную станцию оптико-электронного подавления. Эта система не имеет аналогов в России и является единственной, как утверждают ее создатели, реально существующей, испытанной и размещенной на летательных аппаратах лазерной системой защиты. Станция уже устанавливается на некоторых типах российских самолетов и вертолетов.

Но лично меня из всех продемонстрированных космических технологий больше всего поразила мобильная станция приема данных. На улице возле павильона стояла машина с аппаратурой, рядом на земле – тарелка антенны. А на широком экране внутри павильона построчно разворачивалось цветное изображение планеты, передаваемое с расстояния 36 тыс. км в режиме реального времени. Моря, острова, облачность. Рядом прикреплена бумажка с графиком пролета спутника, обыденная, словно расписание троллейбусов. Эту машину с антенной можно пригнать куда угодно и видеть зону непогоды, дымные хвосты лесных пожаров и много чего еще.

Я и раньше понимал, что космические технологии работают на человека. Но здесь я это почувствовал, что называется, сердцем и душой. Вовсе не на далеких, закрытых от посторонних, космодромах и секретных ракетных заводах происходит реальное освоение космоса, а вот в таких передвижных станциях, где технологии реально работают на конкретные сугубо житейские нужды. И МАКС помимо деловой еще выполняет функцию сближения народа с авиакосмической техникой, современными технологиями, наукой и мечтой о будущем.

И та секретность, которую с важным видом напускают на себя деятели Роскосмоса, она не на пользу. Сдается, это одна из причин спутникопада последних месяцев. На МАКСе я видел много представителей предприятий, занятых в сфере инноваций. Если бы их допустили к конкурсам на создание спутников, думаю, качество космических аппаратов резко улучшилось бы. Ведь спутник – это, как говорит генеральный конструктор системы спутниковой же навигации Юрий Урличич, всего лишь прибор, выведенный в космос. А приборы у нас еще делать не разучились.

Успешное завершение деловой программы МАКС-2011 подтвердило готовность инфраструктуры и объектов, созданных ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия», к проведению выставочных и конгрессных мероприятий международного уровня. Следующим крупнейшим событием, проведение которого запланировано с 27 июня по 1 июля 2012 года, станет Второй Международный Форум «Технологии в машиностроении».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
1256
«Бархатный сезон»  отечественной гидроавиации

«Бархатный сезон» отечественной гидроавиации

Александр Манякин

Выставка в Геленджике прошла в новом формате

0
1222
Медиамагнат на службе у Москвы

Медиамагнат на службе у Москвы

Николай Шварев

Почему погиб один из самых скандальных шпионов

0
2502
Кац не собирается заниматься выборами  в Мосгордуму-2019

Кац не собирается заниматься выборами в Мосгордуму-2019

Дарья Гармоненко

В столичном "Яблоке" начались притеснения "старой гвардии" Митрохина

0
1297

Другие новости

Загрузка...
24smi.org