Китайские военные моряки не без оснований начинают чувствовать себя хозяевами океана.
Фото Reuters
Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) – это один из трех самостоятельных видов Вооруженных сил Китая, которые возглавляет главнокомандующий, являющийся заместителем министра обороны. Основным органом управления ВМС НОАК является Главный штаб ВМС, находящийся в Пекине.
ФЛОТ ТРЕХ МОРЕЙ
Численность личного состава ВМС НОАК в 2010 году, по данным Лондонского международного института стратегических исследований, составляла 215 тыс. человек. Организованный резерв насчитывал 40 тыс. человек. Основными родами ВМС НОАК являются подводные, надводные силы, морская авиация, силы береговой обороны и морская пехота. В состав ВМС НОАК также входят силы ПВО, силы и части специальных войск, части и учреждения тыла.
Организационно ВМС НОАК состоят из трех флотов: флота Северного моря, флота Восточного моря и флота Южного моря. Флот является основным оперативно-стратегическим объединением ВМС НОАК; флотилия – оперативным (оперативно-тактическим); дивизия (бригада, дивизион) – тактическим формированием.
За каждым из флотов ВМС НОАК закреплена своя операционная зона, включающая морские зоны или ТВД океанского стратегического района, в пределах которых флот в порядке повседневной деятельности в мирное время или при проведении операций и боевых действий в военное время решает поставленные перед ним задачи.
Операционная зона флота Северного моря по фронту проходит по береговой линии от границы с КНДР (река Ялуцзян) до города Лянюнчана, соприкасаясь с границами Шэньянского, Пекинского и Дзинаньского военных округов, и простирается на восток, охватывая прилегающие акватории Бохайского залива и Желтого моря. Она включает девять районов береговой обороны. Главная военно-морская база (ВМБ) и штаб флота находятся в городе Циндао. ВМБ и пункты базирования имеются также в городах Люйшунь (Порт-Артур) и Вэйхай.
Операционная зона флота Восточного моря проходит по линии южнее города Лянюнчана до города Донгшана, гранича с Нанкинским военным округом, и распространяется на восток, охватывая акватории Восточно-Китайского моря. Она имеет семь районов береговой обороны. Главная военно-морская база и штаб флота Восточного моря находится в городе Нинбо, ВМБ и пункты базирования имеются в городах Шанхай, Ханьчжоу, Чэньчжоу, Фучжоу, Сяомынь, Цзилун, Хуалянь.
Операционная зона флота Южного моря простирается от линии, проходящей от города Дуншана до границы с Вьетнамом, включая прибрежные провинции, административный район Сянган (Гонконг), и охватывает акваторию Южно-Китайского моря, Тайваньского пролива, распространяясь далее на морские зоны до территориальных морей Вьетнама, Камбоджи, Таиланда, Филиппин, в которых расположены Парасельские острова и острова Спратли. Главная военно-морская база и штаб флота Южного моря расположены в городе Гуанчжоу. Крупная ВМБ находится в городе Санья.
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Первым этапом реализации программы модернизации ВМС НОАК предусматривается создать условия для устойчивого роста их боевых возможностей, формирования корабельных группировок, способных обеспечить благоприятный оперативный режим в пределах операционных зон, ограниченных «первой цепью островов» – острова Рюкю, Филиппинские, а также в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
На втором этапе планируется до 2016 года увеличить боевые возможности ВМС НОАК до такого уровня, при котором они смогут проводить эффективные операции в пределах второй цепи островов – Курильские острова, Хоккайдо, острова Марианские, Каролинские и Новой Гвинеи, включая соответственно акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага.
Первую и вторую цепь островов китайские военно-морские теоретики рассматривают как географическую основу обозначения морского оборонительного периметра КНР.
Основываясь на детальном анализе военных действий США и их союзников в первой иракской кампании, а также в период проведения операции против Югославии, китайские военные теоретики разработали «Руководящие принципы национальной военной стратегии для нового периода». Одной из составных частей этого документа является раздел об активной обороне, военно-морская компонента которой получила наименование «Активная оборона на море». В соответствии с содержанием этого раздела на ВМС НОАК возлагаются следующие задачи: противодействие агрессии против Китая с океанских (морских) направлений; обеспечение противовоздушной и противодесантной обороны побережья; недопущение господства сил противника в прилегающих к территории КНР акваториях; обеспечение защиты национального суверенитета и охраны суверенных морских прав (создание и поддержание условий для безопасности экономической и других родов деятельности в территориальном море, экономической зоне, на континентальном шельфе, а также в удаленных районах Мирового океана); создание благоприятных условий для действий других видов вооруженных сил НОАК на приморских направлениях; защита жизненно важных морских (океанских) коммуникаций, обеспечение безопасности гражданских судов и объектов КНР на море.
Находящиеся в составе ВМС НОАК морские стратегические ядерные силы (МСЯС) должны надежно осуществлять ядерное сдерживание, направленное на предотвращение ядерной агрессии и крупномасштабной войны с применением обычных, в том числе и высокоточных средств поражения, по своей боевой эффективности приближающимся к ОМП.
Руководящие принципы содержат также положения, регламентирующие проведение морских операций, предусматривающих следующие виды наступательных и оборонительных действий, а именно: организация морской блокады и блокирующих действий, блокада и захват островных территорий, проведение десантно-высадочных операций; нарушение океанских (морских) коммуникаций; нанесение ударов по объектам противника с океанских (морских) направлений; поражение корабельных группировок ВМС вероятного противника; оборона районов базирования своих сил (войск); проведение противовоздушных и противодесантных операций; обеспечение охраны собственных морских перевозок (транспортов).
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
С развитием МСЯС Китая и организации на постоянной основе их боевого патрулирования защита ПЛАРБ и обеспечение их боевой устойчивости в районах развертывания для осуществления пусков БРПЛ становятся одной из главных функций китайских военно-морских сил.
С ростом авторитета и влияния Китая в мире, усилением его голоса в ООН и в других международных организациях, перед ВМС НОАК ставятся задачи по содействию ООН в проведении миротворческих операций и операций по принуждению к миру, а также по наполнению практическим содержанием международных соглашений, подписанных как в двустороннем, так и многостороннем форматах.
Эта международная функция ВМС НОАК реализуется в проведении совместных учений с кораблями других стран, в том числе учений и тренировок по отработке мер по спасению на море. Мер по эвакуации пострадавших из районов стихийных бедствий и техногенных катастроф, доставке гуманитарной помощи, тяжелой техники для восстановления пострадавшей инфраструктуры и жилья. Важное место занимают организация взаимодействия при осуществлении противопиратских действий и проведение самостоятельных противопиратских операций и т.п.
С усилением совокупной мощи Китая и его позиционированием как второй по значимости и влиянию великой державы современного мира, перед ВМС НОАК выдвигается задача «демонстрации флага». Она осуществляется в форме обеспечения военно-морского присутствия КНР в важных для национальных интересов районах Мирового океана с целью выполнения действий невоенного характера (маневры, учения, визиты и т.п.) для демонстрации своего политического курса и оказания давления на другое государство (группу государств) в данном районе.
Одной из форм «демонстрации флага» с более выраженной компонентой угрозы применения силы в интересах воздействия на страну или группу стран с целью принуждения пойти на те или иные уступки является «проекция силы», возможность применения которой в будущем также не исключается китайскими военно-морскими теоретиками.
Чтобы снять интервенционистский характер понятия «проекция силы», китайские политические и военные деятели часто подменяют его смысл, делая акцент не на обеспечении длительного военного присутствия, а на способности переброски войск (сил) в определенный район земного шара, скрывая ее возможный конечный результат, а также политические и военные цели. Американские аналитики в ежегодном докладе Конгрессу США о военной обстановке в КНР отмечают, что в материалах состоявшегося в марте 2009 года Съезда народных представителей КНР подчеркивалось, что способность проекции силы является важным барометром комплексной мощи государства, в том числе военной. При этом акцент делался на необходимости использовать все доступные средства в интересах скорейшего усиления способности Вооруженных сил к осуществлению быстрого маневра силами и средствами на всех направлениях, как по морю, так и по суше и воздуху.
В последние годы наблюдается обострение противоречий между КНР и отдельными государствами Восточной Азии из-за принадлежности находящихся в акваториях региона островов и прилегающих к ним шельфовых зон, а также из-за стремления этих стран не только заручиться поддержкой США, но и получить гарантии военной защиты со стороны США. Это учитывается при формировании операционных зон флотов. Их нарезка может меняться в связи с изменениями в военно-политической, экономической обстановке в мире и в регионах, со сменой внешнеполитического курса государства, появлением новых концептуальных установок, с увеличением боевых возможностей военно-морской техники и вооружения и разработкой новых способов их применения и т.п.
БОХАЙСКИЙ ЗАЛИВ, ЖЕЛТОЕ МОРЕ И ТАЙВАНЬСКИЙ ПРОЛИВ
Бохайский залив в силу своего географического расположения, больших размеров и конфигурации представляет собой хорошо защищенную морскую зону, фактически недоступную для надводных и подводных сил вероятного противника и является идеальным районом для пуска БРПЛ. Удобные выходы в Желтое море позволяют кораблям флота Северного моря осуществлять контроль деятельности японских морских сил самообороны, ВМС Республики Корея и базирующихся на ВМБ в Японии боевых кораблей США в прилегающих к Желтому морю акваториях.
С развертыванием американо-японской ПРО ТВД и возможным подключением к ней Республики Корея, одной из важнейших задач сил и средств флота Северного моря является воспрепятствование выхода задействованных в системе ПРО ТВД боевых кораблей указанных стран в морские районы, обеспечивающие возможность перехвата китайских баллистических и крылатых ракет различной дальности.
Тайваньский вопрос, как общенациональная проблема разделенной родины, продолжает оставаться предметом постоянного внимания и озабоченности политического и военного руководства КНР. Эта озабоченность сохраняется, несмотря на заметное снижение напряженности в отношениях сторон по обоим берегам Тайваньского пролива после возвращения к власти в Тайбэе гоминьдановской партии и избрания на пост президента Тайваня Ма Индзю, не разделяющего идею независимости Тайваня, которую провозглашала прежняя администрация.
С другой стороны, озабоченность усилили заявления членов администрации президента Барака Обамы о намерении США поставить Тайваньскому режиму оборонительное вооружение и военную технику, в том числе многоцелевые вертолеты UН-6, зенитные ракетные системы ПВО/ПРО РАС-3, учебные ракеты Harpoon на общую сумму 6,4 млрд. долл.
В качестве технической поддержки в создании тайваньскими специалистами автоматизированной системы управления, контроля, связи, компьютерных систем, разведки и наблюдения «Пошэн» США передали Тайбэю самый технически сложный ее компонент – многофункциональную информационно-распределительную систему. На безвозмездной основе тайваньским ВМС были переданы современные минно-тральные корабли.
Особое беспокойство политического и военного руководства КНР вызывает то, что Тайвань включен в зону действия японо-американской ПРО ТВД. Китайскими властями разработан и продолжает совершенствоваться целый комплекс мер, направленных на недопущение вмешательства «третьей силы», под которой недвусмысленно подразумеваются США, при любом сценарии развития конфликтной ситуации вокруг Тайваня.
Для противодействия этой угрозе китайские военные эксперты считают необходимым продолжать наращивание усилий в первую очередь ВМС. При этом основное внимание уделяется увеличению дальности нанесения ударов, ставится задача по обеспечению возможности поражения корабельных группировок противника на подходе к ТВД в зоне западной части Тихого океана. Одновременно планируется сформировать свои собственные боеготовые корабельные группировки.
Силы, имеющие своей целью не допустить вмешательства третьей стороны в конфликтную ситуацию вокруг Тайваня, китайскими военными специалистами именуются как «силы недопущения» или, следуя российской терминологии, «силы и средства, предназначенные для осуществления блокирующих действий». Содержанием таких действий применительно к операции по обеспечению контроля над Тайванем может быть недопущение прохода корабельных группировок США в район предполагаемых или ведущихся боевых действий.
Для решения задачи «недопущения» планируется комплексное использование сил и средств. Могут привлекаться авиационные, надводные, подводные, космические, противовоздушные, противокосмические, информационно-управляющие системы, комплексы РЭБ и РЭП и т.д. Разрабатываются и совершенствуются концепции их оперативного применения, имея в виду в конечном итоге формирование многослойной, с перекрывающими друг друга компонентами, комплексной системы, зона действия которой распространяется до западной части Тихого океана, то есть на глубину 1500 и более километров.
ВМС НОАК наряду с ВВС в ближайшие десятилетия будут оставаться главным инструментом воздействия на тайваньские власти. Профессор Национального военного колледжа США в Вашингтоне Бернард Коул считает, что «если Китаю удастся развернуть всего лишь десяток многоцелевых подводных лодок в заданном районе Восточно-Китайского моря, которые будут осуществлять патрулирование в течение месяца, тайваньские власти неизбежно придут к выводу, что проведение переговоров с Пекином предпочтительнее развязыванию широкомасштабных боевых действий».
Китайские военные теоретики не исключают и военно-силового установления контроля над Тайванем. В этом случае они рассматривают разновидовую операцию по высадке комбинированного воздушно-морского десанта на побережье острова и ее всестороннее обеспечение. Военно-морским силам в ее проведении отводится решающая роль, несмотря на то что в этой операции помимо сил ВМС НОАК предполагается участие формирований сухопутных и воздушно-десантных войск, а также авиации.
ВМС должны будут обеспечить посадку войск на десантно-транспортные средства и доставку их к районам высадки, осуществить захват и удержание районов (рубежей) высадки главных сил морского и воздушного комбинированного десанта, произвести высадку главных сил морского десанта на побережье. Для этого надо прикрыть десант от ударов противника с моря и принять участие в прикрытии от ударов с воздуха в районах посадки, на переходе морем и в районах высадки, подавить противодесантную оборону и поддерживать десант на берегу, осуществлять противолодочное и противоминное обеспечение на переходе морем, обеспечивать снабжение высаженных войск морем и эвакуацию раненых.
Бывший советский авианосец «Варяг» был продан в КНР как бы «на иголки», но его отремонтировали, модернизировали и ввели в боевой состав флота. Фото Reuters |
ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ – МОРСКИЕ ВОРОТА СТРАНЫ
Реализация долговременной программы модернизации и развития военно-морских сил КНР имеет своей целью наращивание и качественное совершенствование их боевых возможностей (потенциала) по обеспечению гарантированного недопущения вмешательства США в случае возникновения «непредвиденной ситуации вокруг Тайваня». Под этим рассматривается возможность использования КНР военно-силового варианта решения тайваньской проблемы. Более важной и практичной становится задача воспрепятствования осуществлению США «проекции силы» в Восточно-Китайском море, предотвращения доступа США в морские акватории (зоны), имеющие жизненно важное значение для обеспечения коренных национальных интересов КНР. К этим зонам китайское политическое и военное руководство относит Восточно-Китайское море, особенно ту часть его акватории, которая омывает Тайвань и прилегающие к нему мелкие острова.
Акваторию Восточно-Китайского моря в Китае издревле называют «морскими воротами страны». Нынешнее политическое и военное руководство КНР рассматривает это море как важнейшую зону, имеющую принципиальное значение для обеспечения военной безопасности. В акватории Восточно-Китайского моря сходятся важнейшие морские (океанские) коммуникации, сосредоточены огромные ресурсы рыбы и морепродуктов. На морском дне шельфовой зоны, по прогнозам ученых, имеются промышленные запасы углеводородов и редкоземельных металлов.
Юрисдикция над расположенной в акватории этого моря островной грядой, которую японцы именуют Сэнкаку, а китайцы – Дяоюйдао, обеспечивает возможность установления здесь исключительной экономической зоны, гарантирующей преимущественные права на ведение экономической деятельности на шельфе. Суверенитет над островами оспаривается Японией, с одной стороны, и Китаем и Тайванем – с другой. Это периодически приводит к серьезным инцидентам.
Последний такой инцидент, имевший место летом 2010 года, привел к существенному ухудшению отношений двух стран. Тогда боевые корабли японского Управления по безопасности на море (УБМ) – аналог морской пограничной службы – силой задержали и вынудили китайский рыболовный траулер проследовать в японский порт для разбирательства, где судно и его команда были задержаны.
Китайские и японские военные корабли довольно часто маневрируют в спорных районах в непосредственной близости друг от друга. Следует отметить, что присутствие военных кораблей Китая в акватории Восточно-Китайского моря, прилегающей к островам Сэнкаку (Дяоюйдао), выражено более масштабно, чем японское. Более того, боевые корабли ВМС НОАК находятся там фактически на постоянной основе, в то время как японское присутствие обозначается кораблями УБМ лишь периодически.
В подтверждение своих исключительных прав на шельфовую зону Восточно-Китайского моря Китай в последнее время активизировал разведку и исследование морского дна. Официально эти операции проводятся в интересах обнаружения новых месторождений углеводородного сырья. Однако можно согласиться с предположениями, что одновременно ведутся работы в интересах составления подробных карт рельефа морского дна, измерения глубины моря в различных его районах и т.д., что важно для обеспечения действий подводных лодок.
Так, весной 2010 года имел место целый ряд угрожающих инцидентов: группа из 10 военных кораблей китайского ВМС, включая эскадронные миноносцы, вошла в морскую зону к западу от самого южного японского острова Окиноторисима, было два случая пролета китайских палубных вертолетов на угрожающе близком расстоянии от японского эскадронного миноносца.
В случае невозможности быстрого урегулирования конфликта между Японией и Китаем в него могут быть вовлечены США. При таком варианте развития событий существует реальная опасность его разрастания до масштабов региональной войны. Высокий накал спора о принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюйдао) подпитывается открытием на их шельфе четырех крупных месторождений нефти и газа. По прогнозам специалистов, в районе островов сосредоточены запасы углеводородов, которые могут на протяжении длительного времени играть существенную роль в энергообеспечении таких экономически развитых государств, как Япония и Китай.
Несмотря на то что между Японией и КНР в июне 2006 года достигнуто соглашение о совместном экономическом освоении зоны островов Сэнкаку (Дяоюйдао), в процессе деятельности участников соглашения продолжают возникать серьезные конфликтные ситуации. Япония настаивает на принципе равной удаленности от территории стран, когда исключительные экономические зоны накладываются друг на друга. В то время как Китай считает, что его экономическая зона должна быть шире и определяться континентальным шельфом, считая его продолжением подводной гряды, тянущейся от его сухопутной территории.
Пекин не признает позицию Японии, которая отсчитывает свою исключительную экономическую зону от подводной гряды, тянущейся от японского острова Окинава. Токио настаивает на том, что экономическая зона Японии отсчитывается от островов Сэнкаку. В начале 2009 года Япония обвинила Китай в нарушении подписанного между двумя странами соглашения о совместной эксплуатации залежей нефти и природного газа в спорных районах, заявив, что Пекин незаконно осуществил наклонное бурение за пределами пока условной демаркационной линии и извлекал углеводороды из японской зоны.
ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ И МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ
С развитием Китая как «глобальной фабрики» и второй после США экономики мира резко возросла его зависимость от внешних поставок сырья, особенно углеводородов, а также оборудования, комплектующих и т.д. Поскольку главные морские (океанские) коммуникации, по которым в КНР из стран Персидского залива поставляется более 80% потребляемой нефти, пролегают по акватории Южно-Китайского моря и проходят через Малаккский пролив (по этому же маршруту на мировой рынок идет и большая доля производимых в КНР экспортных товаров), указанный регион приобретает для Китая жизненно важное значение.
Возможное нарушение свободы морского судоходства по Южно-Китайскому морю в результате блокады Малаккского пролива неизбежно приведет к коллапсу китайской экономики, что в конечном итоге может поставить под угрозу внутреннюю устойчивость государства. Китайское руководство исходит из того, что США, стремясь сохранить выгоды своего положения единственной сверхдержавы современного мира, будут делать все возможное, чтобы остановить процесс возвышения Китая. На определенном этапе этого процесса под угрозу будут поставлены привилегированные позиции в мире, обеспечивающие возможность сверхпотребления за счет других стран, главным образом развивающихся и среднеразвитых государств, включая КНР.
Для обеспечения группировок ВМС НОАК в расширенных операционных зонах совершенствуется система их базирования: модернизируются имеющиеся военно-морские базы (ВМБ), создаются новые, в том числе передовые. Наиболее крупная ВМБ создается на острове Хайнань в бухте Ялунвань недалеко от города Сянья. База хорошо защищена и способна обеспечить базирование и заходы нескольких ПЛАРБ и многоцелевых АПЛ, а также крупных надводных кораблей, включая авианесущие. База имеет подземные сооружения, из которых в сторону моря идут три подводных тоннеля, обеспечивающих выход многоцелевых подводных лодок к жизненно важным морским (океанским) коммуникациям. Это, как пишет газета «Джапан таймс», обеспечивает не только высокий уровень живучести и боевой устойчивости субмарин, но и позволяет скрытно развернуть ударную группировку подводных сил в наиболее важных районах, особенно в Южно-Китайском море.
В последнее время китайское политическое и военное руководство серьезное внимание уделяет созданию пунктов базирования ВМС в Индийском океане. Китай, стремясь укрепить свои позиции в Индийском океане, подписал соглашение со Шри-Ланкой об оказании последней финансовой помощи в создании зоны развития в Хамбантота, включая строительство контейнерного порта, соответствующей инфраструктуры и нефтеочистительного завода.
Вовлеченность Китая в строительстве глубоководного порта Гвадар привлекает самое пристальное внимание США, Японии и особенно Индии: указанный порт занимает стратегически важное положение, находясь в 70 км от границы Пакистана с Ираном и в 400 км восточнее Ормузского пролива – главного маршрута поставок углеводородов из стран Персидского залива. Базирование кораблей ВМС НОАК в этом порту обеспечивает им возможность контролировать поставки углеводородов в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона и в какой-то мере ограничивать свободу действий ВМС США.