Подвижный береговой ракетный комплекс "Бал-Э".
Фото предоставлено корпорацией "Тактическое ракетное вооружение"
Основной итог деятельности корпорации «Тактическое ракетное вооружение»: объединение реализовалось как компания нового типа, сумевшая не только сохранить имеющиеся на каждом предприятии технологии, но и развить их на основе общих корпоративных целей, направленных на решение актуальных государственных задач. Путь наверх был непростым. Ниже мы представляем историю создания одного из самых удачных – «фирменных» образцов высокоточного оружия.
ПОСЛЕ ФОЛКЛЕНДОВ
Событие в ходе Фолклендского конфликта 1982 года, когда аргентинским ВВС удалось поразить английский эсминец малогабаритной противокорабельной ракетой (ПКР) Exocet, произвело настоящий фурор во всем мире. К этому моменту ОКБ калининградского машиностроительного завода «Стрела» (ныне ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение») уже вело проработки по ПКР подобного класса. После Фолклендов разработке новой ПКР постановлением правительства СССР от 16 марта 1983 года была открыта зеленая улица.
В процессе работ над 3М-24Э (Х-35Э) реализовывался замысел создания малогабаритной ПКР, способной поражать широкий спектр морских целей. Реальность такой постановки обосновывалась следующими соображениями.
Малогабаритность ПКР обеспечивает размещение на корабле достаточно мощного боекомплекта – даже на ракетном катере водоизмещением 500 т возможно размещение боевого комплекса, включающего до 16 ПКР. Применение этих ракет может быть организовано самым рациональным образом – в зависимости от размеров и степени защищенности цели стрельба может проводиться одиночно или залпом (от двух ракет до полного боекомплекта). Полет на предельно малой высоте – на конечном участке до 4–3 м над уровнем моря оставлял мало возможностей для обнаружения ПКР и перехвата ее противником.
Залп четырех ПКР способен с высокой вероятностью осуществить огневой прорыв и поражение достаточно крупных и защищенных целей класса «эсминец». Другим достоинством ракеты стала унификация по носителям – морским, береговым и авиационным. Изначально ракета создавалась в качестве боевого элемента корабельного ракетного комплекса (КРК) «Уран-Э».
3М-24Э (Х-35Э) – ОБРАЗЕЦ ПКР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Многие научно-технические задачи, стоящие перед создателями 3М-24Э (Х-35Э), решались впервые. К примеру, силовая установка ракеты должна была обеспечивать мощный стартовый импульс и длительный полет с малым расходом топлива. Решение было найдено в виде комбинированной силовой установки, включающей пороховой стартовый ускоритель и короткоресурсный малогабаритный ТРД с малой степенью двухконтурности. Такое решение по сравнению с французской Exocet позволило более чем в два раза увеличить дальность полета ракеты (в настоящее время создатели Exocet перешли на нашу схему силовой установки).
Комбинированная система наведения и специальный алгоритм работы активной головки самонаведения обеспечивали высокую точность ракеты при ее низком уровне заметности.
НОВЫЕ РЕШЕНИЯ – БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ
В ходе рассмотрения в 1983 году эскизного проекта комиссия признала, что представленный проект активной радиолокационной головки самонаведения (АРГС) не отвечает предъявляемым требованиям. В связи с этим потребовались дополнительные работы, на проведение которых ушло еще три года. 5 ноября 1985 года с береговой позиции был проведен первый пуск опытного образца.
В 1986 году произошла серия неудачных пусков. Пришлось доработать ряд систем. Наконец, 29 января 1987 года состоялся пуск, когда все системы ракеты сработали нормально. Что касается АРГС, то она полностью была готова к совместным с планером испытаниям лишь в 1992 году.
К этому времени головным предприятием уже был проведен первый этап летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). На очереди был второй.
ВЫХОД НАЙДЕН
Однако с 1992 года работы по КРК «Уран-Э» были практически приостановлены. Денег у государства не было. Предприятие, мобилизовав все свои ресурсы, продолжало работы по доводке ракеты. С 1992 по 1997 год был проведен 2-й этап ЛКИ. Всего за этот период был произведен пуск только четырех ракет, что было явно недостаточно – только за три года первого этапа таких пусков было тринадцать. Этот период был критическим для комплекса.
Новые условия принесли не только проблемы, связанные с тем, что были свернуты государственные закупки. Новое время расширило возможности по работе с иностранными заказчиками. Участие в первой же международной выставке с демонстрацией ракеты и информации по КРК «Уран-Э» сразу привлекло внимание иностранных специалистов. Первыми оценили перспективность нового боевого комплекса моряки Индии, и в 1994 году был заключен контракт на поставку КРК «Уран-Э» для индийского ВМФ.
Контракт принес реальные деньги, в которых предприятие остро нуждалось. Благодаря ему были развернуты работы по налаживанию серийного производства. Для того чтобы сдать заказ по контракту вовремя, люди работали почти круглосуточно. Понимали, что цена вопроса – выживание предприятия. Первые поставки по индийскому контракту пошли в 1996–1997 годах. 15 декабря 1996 года была проведена сдача КРК «Уран-Э» на эсминце «Дели». После этого начаты поставки и на другие корабли. Появились соглашения и с рядом других стран.
Корабельный ракетный комплекс «Уран-Э». Фото предоставлено корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» |
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Благодаря экспортным поставкам предприятие не просто обеспечивало свою выживаемость. Во-первых, были сохранены кадры. Во-вторых, в ходе экспортных поставок проходило постоянное совершенствование систем комплекса. Каждая сдача корабля сопровождается пусками ракет, а каждый пуск обеспечивает конструкторов бесценной информацией. Достаточно сказать, что благодаря зарубежным поставкам удалось провести в 2–3 раза больше пусков ракет, чем их было проведено в ходе всех наших испытаний.
За период зарубежных поставок ряд систем КРК «Уран-Э», поначалу имевших сбои в работе, был доведен до необходимого уровня.
КОНСТРУКТОРЫ НАЦЕЛЕНЫ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Когда встал вопрос о поставке комплекса для российских кораблей, КРК «Уран-Э» уже отвечал всем предъявляемым флотом требованиям. В июле 2003 года комплекс, созданный корпорацией «Тактическое ракетное вооружение», успешно прошел государственные испытания и начал поступать на вооружение кораблей ВМФ России. Сегодня общепризнано, что по критерию «стоимость–эффективность» «Уран-Э» является одним из лучших комплексов в мире.
Одновременно с доводкой КРК «Уран-Э» на базе той же ракеты проводились работы по созданию подвижного (мобильного) берегового ракетного комплекса (БРК) «Бал-Э», который осенью 2004 года показал великолепные результаты в ходе государственных испытаний и был принят на вооружение ВМФ.
На очереди была адаптация ракеты Х-35Э к авиационным носителям. В 2005 году завершились испытания на индийском патрульном Ил-38SD. Затем были приняты протоколы взаимодействия с АКХ «Сухой» и РСК «МиГ» по включению ракеты в состав вооружения многоцелевых истребителей.
В ходе работ над ракетой 3М-24Э (Х-35Э) сформировалась убежденность, что ПКР подобного класса – малогабаритные, унифицированные, обладают хорошей перспективой. В настоящее время корпорацией ТРВ создана ПКР Х-35УЭ. У новой ракеты в два раза увеличена максимальная дальность применения. Комбинированная система наведения с использованием инерциальной системы, спутниковой навигации и активно-пассивной радиолокационной ГСН обеспечивает Х-35УЭ более высокую точность и помехозащищенность, а также широкий спектр поражаемых целей, в том числе в условиях РЭП. Дальность захвата цели новой ГСН увеличена более чем в два раза. При этом Х-35УЭ выполнена в тех же габаритах, что и Х-35Э, что обеспечивает их взаимозаменяемость и открывает новые перспективы комплексам типа «Уран-Э» и «Бал-Э».
***
Поздравляем коллектив корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и лично генерального директора Бориса Викторовича Обносова с юбилейной датой – десятилетием образования объединенной компании!