На палубе подводного крейсера "Александр Невский".
Фото РИА Новости
В конце декабря 2011 года в Белом море произошло важное для российских Вооруженных сил (ВС) событие – с ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 «Юрий Долгорукий» были проведены пуски баллистической ракеты РСМ-56 «Булава-30».
Именно с этого штатного носителя в 2011 году состоялись четыре пуска (в июле, августе и октябре – одиночные, в декабре – залповый в составе двух ракет). Это позволило президенту Дмитрию Медведеву заявить о принятии в ближайшее время ракетного комплекса «Булава» на вооружение. Учитывая важность указанной темы для развития морских стратегических ядерных сил страны (МСЯС) и обилие не всегда достоверной, а порой тенденциозной информации о баллистической ракете подводной лодки (БРПЛ) «Булава-30», представляется целесообразным максимально объективно рассмотреть историю развития этого вопроса и сравнить полученные достижения с американскими аналогами типа «Трайдент».
ТЯЖЕЛЫЕ 90-е
К моменту заключения Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в июле 1991 года Советский Союз имел 62 ракетных подводных крейсера стратегического назначения шести типов.
Второго поколения (три типа): 13 – проекта 667А и 667АУ («Навага»), 18 – проекта 667Б («Мурена»), 4 – проекта 667БД («Мурена-М»);
Третьего поколения (3 типа): 14 – проекта 667БДР («Кальмар»), 6 – проекта 941 («Акула»), 7 – проекта 667БДРМ («Дельфин»).
В соответствии с условиями Договора СНВ-1 из боевого состава флота были выведены все РПКСН второго поколения, срок эксплуатации которых к этому времени уже завершился. Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, январь 1993 года) и более поздний Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП, май 2002 года) не предусматривали каких-либо дополнительных ограничений на морские СЯС. Тогда предполагалось, что, даже не вводя в строй новых, Россия к 2003 году будет иметь 23–25 РПКСН. В действительности темпы их вывода из боевого состава оказались гораздо выше ввиду необеспеченности текущим и средним ремонтом (для эксплуатации боевых кораблей этого типа в течение тридцати лет каждые семь–восемь лет необходимо было проводить достаточно дорогостоящий средний ремонт).
Тяжелая ситуация сложилась с баллистическими ракетами подводных лодок. Так, на вооружении РПКСН проекта 667 БДРМ находились жидкостные БРПЛ Р-29РМ (Р-29РМУ). В результате резкого сокращения финансирования серийное производство ракет этого типа было прекращено (последняя БРПЛ Р-29РМУ была отправлена на Северный флот в 1993 году). По мере истечения срока службы имевшихся на вооружении ракет пришлось возобновить их производство, но с использованием новой элементной базы и только отечественных производителей. В полной мере к такой деятельности удалось приступить лишь в 2000 году.
Кроме этого, сроки эксплуатации БРПЛ Р-29РМ (Р-29РМУ) превышали предельные сроки службы боевых блоков (принятое на Западе название – боеголовок). Ввиду этого была проведена опытно-конструкторская работа «Станция», что позволило с 2002 года начать оснащение модернизированной ракеты (Р-29РМУ1) новым боевым блоком среднего класса мощности с повышенной взрывобезопасностью и улучшенными точностными характеристиками.
Дальнейшая модернизация ракеты этого типа осуществлялась в рамках опытно-конструкторской работы «Синева», что привело в 2007 году к принятию на вооружение БРПЛ Р-29РМУ2, которая обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных баллистических ракет, повышенной точностью стрельбы, увеличенной зоной разведения боевых блоков и возможностью применения настильных траекторий во всем используемом диапазоне дальностей стрельбы, что позволяет существенно сокращать время доставки боезаряда до цели.
В ближайшие годы БРПЛ Р-29РМУ2 составят основу боевого потенциала МСЯС России. Их сравнение с американским аналогом типа «Трайдент-2» не является корректным ввиду разного типа используемого топлива (все американские баллистические ракеты морского базирования являются твердотопливными). Тем не менее можно заметить, что российская БРПЛ не уступает американской по забрасываемому весу и предельной дальности стрельбы. Последнее было подтверждено в октябре 2008 года во время стратегических учений «Стабильность-2008», когда РПКСН «Тула» из подводного положения выполнил пуск ракеты на дальность 11,5 тыс. км.
В 2009–2011 годах провели опытно-конструкторскую работу «Лайнер», в рамках которой была разработана БРПЛ Р-29РМУ2.1. Ее отличает возможность использования смешанной комплектации боевых блоков разного класса мощности совместно с комплексом средств преодоления противоракетной обороны (ПРО).
Ситуация с тяжелыми РПКСН проекта 941 сложилась намного хуже. Ввиду необеспеченности своевременного среднего и текущего ремонта (эти подводные лодки оказались чрезвычайно дорогостоящими в эксплуатации и ремонте) к концу 1990-х годов только три подводных крейсера этого типа оказались способными нести боевую службу. Первые ступени стоявших на их вооружении ракет Р-39 (Р-39У) изготавливались в Конструкторском бюро «Южное» в Украине. В условиях глубокого экономического спада начала 1990-х годов перенос их производства на российскую территорию был невозможен. Возникла острая потребность разработки новой БРПЛ для таких подводных лодок. Как будет показано ниже, такая попытка была предпринята в рамках проекта «Барк».
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЕ БРПЛ
Следует признать наличие преимуществ твердотопливных ракет: безопасность эксплуатации, повышенная боеготовность и более короткий активный участок полета. Последнее имеет принципиальное значение для преодоления перспективных систем ПРО. Головной разработчик советских БРПЛ – Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В.П.Макеева во второй половине 1970-х годов разработал уже упоминавшуюся твердотопливную ракету Р-39, но ее масса и габариты получились неприемлемыми для имевшихся на вооружении РПКСН (масса 90–95 тонн, длина 16,5 м). Это определялось технологическим отставанием на 10–20 лет от передовых стран Запада национальной промышленности в области производства твердотопливных ракет. Как следствие, для достижения сопоставимых характеристик приходилось на 35–70% увеличивать их вес. Так, по своим массово-габаритным и точностным характеристикам ракета Р-39 существенно уступала разработанной почти в то же время американской БРПЛ «Трайдент-1» (американская ракета была легче в три раза, точность ее стрельбы – выше на 30%), но превосходила ее по забрасываемому весу и максимальной дальности стрельбы в 1,5 и 1,2 раза соответственно.
Вторую попытку создания твердотопливной ракеты ГРЦ имени академика В.П.Макеева предпринял во второй половин 1980-х – первой половине 1990-х годов в рамках проекта «Барк». Из-за неустойчивого финансирования (40% от требуемого с задержками до полугода), обусловленной распадом страны замены топлива второй и третьей ступени ракеты и ряда других причин реализация проекта существенно затянулась. В результате удалось создать БРПЛ Р-39УТТХ весом в 81 тонну, способную доставить восемь боевых блоков на расстояние до 9 тыс. км. По сравнению с американской БРПЛ «Трайдент-2» российская ракета была тяжелее на 22 тонны, но превосходила американский аналог по забрасываемому весу. Три неудачных пуска ракеты Р-39УТТХ, осуществленные в 1993–1997 годы с наземного стенда, создали повод для закрытия рассматриваемого проекта. К тому времени техническая готовность разрабатываемого ракетного комплекса составляла 73%.
Было бы неправильно думать, что закрытие проекта «Барк» определялось исключительно лоббистскими возможностями Московского института теплотехники. На самом деле все обстояло несколько иначе. Даже по оптимистичным оценкам для завершения проекта требовалось не менее трех лет при дополнительном финансировании в объеме 2,2 млрд. руб. После этого БРПЛ Р-39УТТХ можно было вооружить не более трех тяжелых РПКСН проекта 941У, срок эксплуатации которых завершался в 2020–2028 годы (в случае его продления до 40 лет). Это предоставляло дополнительный временной ресурс для разработки нового ракетного комплекса морского базирования, но не решало проблемы создания БРПЛ для перспективного РПКСН проекта 955 («Борей») ввиду несоответствия массово-габаритных характеристик (для тяжелой ракеты требовалась соответствующая подводная лодка). Целесообразность наличия в боевом составе флота тяжелого РПКСН проекта 941У не является очевидной, в первую очередь – по экономическим причинам.
Отдельного рассмотрения заслуживает проблема унификации баллистических ракет наземного и морского базирования. В середине 1990-х годов на этот вопрос особое внимание обратили в аппарате начальника вооружения ВС РФ – заместителя министра обороны. Тогда казалось, указанная унификация возможна, что и послужило одной из причин победы на конкурсе аванпроектов ракетного комплекса «Булава». В дальнейшем выяснилось, что подобное возможно только на уровне отдельных элементов и систем. Тем не менее полученные в ходе разработки БРПЛ «Булава-30» технические решения позволили существенно ускорить создание межконтинентальной баллистической ракеты PC-24 «Ярс».
РАКЕТА «БУЛАВА-30»
Ракетный комплекс с твердотопливной ракетой «Булава-30» создавался долго (соответствующее решение было принято в 1998 году, то есть более тринадцати лет назад). И для этого было много причин. Во-первых, в качестве его головного разработчика был выбран Московский институт теплотехники, который не имел опыта в создании баллистических ракет морского базирования. Во-вторых, возможности унификации баллистических ракет для наземного и морского базирования оказались достаточно ограниченными. В-третьих, из программы натурных испытаний БРПЛ «Булава-30» были исключены этапы отработки ракеты с погружаемого стартового комплекса и с наземного стенда. В-четвертых, в ракетостроении существенно ухудшилось качество поставляемого оборудования и комплектующих изделий.
Тем не менее в 2005 году начались бросковые испытания ракеты «Булава-30» с тяжелого РПКСН проекта 941У «Дмитрий Донской». После первых двух испытаний с надводного и подводного положения стали проявляться серьезные проблемы в разработке нового ракетного комплекса. Помимо этого отработка БРПЛ «Булава-30» затягивалась многочисленными производственными дефектами, обусловленными недостаточным контролем за выполнением технологических операций и качеством поставляемого сырья и материалов. Все это удалось устранить только к 2010 году, что позволило приступить к летным испытаниям со штатного носителя – РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий».
По своим тактико-техническим характеристикам БРПЛ «Булава-30» уступает американской ракете «Трайдент-2». Она имеет максимальную дальность стрельбы порядка 8 тыс. км и небольшую стартовую массу (37 тонн). Следствием последнего является забрасываемый вес всего 1150 кг (по этому показателю российская БРПЛ уступает американским аналогам), что позволяет доставлять к цели до шести боевых блоков малого класса мощности. В условиях действия нового (Пражского) Договора о СНВ это некритично, так как ракету все равно придется использовать в «недогруженном» состоянии. Точность ее стрельбы примерно соответствует тем характеристикам, которые были достигнуты в рамках опытно-конструкторской работы «Синева». Однако БРПЛ «Булава-30» имеет достаточно короткий активный участок полета, на котором она способна осуществлять противоракетный маневр. По некоторым данным, на рассматриваемой ракете установлены маневрирующие боевые блоки с комплексом средств преодоления ПРО.
ПОТЕНЦИАЛ МОРСКИХ СЯС
В боевом составе российского Военно-морского флота сейчас находится три подводных лодки проекта 667БДР и шесть подводных лодок проекта 667БДРМ (включая пострадавшую в результате недавнего пожара). Каждая из них имеет на вооружении по 16 жидкостных БРПЛ, несущих по четыре боевых блока. В реальности ракета Р-29Р подводной лодки проекта 667БДР может нести до 7, а ракета Р-29РМ (различных модификаций) на РПКСН проекта 667БДРМ – 10 боевых блоков. Успешное завершение опытно-конструкторских работ «Синева» и «Станция» позволяет сохранять РПКСН проекта 667БДРМ в боевом составе флота до 2025–2030 годов (подводные лодки проекта 667БДР закончат свою службу до 2020 года).
В настоящее время два РПКСН проекта 955 («Борей») «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» проходят ходовые испытания. При их строительстве были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов многоцелевых подводных лодок проекта 971 («Щука-Б»). Они будут иметь на вооружении по 16 БРПЛ. Третий РПКСН «Владимир Мономах» строится по измененному проекту 955А, что предполагает размещение 20 БРПЛ. Ожидается постройка еще пяти кораблей этого типа. Новые подводные лодки с БРПЛ «Булава-30» обеспечат сохранение боевого потенциала морской составляющей СЯС страны как минимум до 2050 года.
Таким образом, разработка ракетного комплекса «Булава» вышла на финишную прямую. В российском ракетостроении создана твердотопливная баллистическая ракета морского базирования, соизмеримая по своим основным характеристикам с американскими аналогами. Это свидетельствует о том, что даже в нынешних крайне тяжелых для развития оборонно-промышленного комплекса условиях наша страна способна создавать передовые образцы ракетной техники. Хотелось бы верить, что эта тенденция будет набирать силу и в других сферах военного производства.