РЛК «Арбалет» на борту Ка-52.
Фото предоставлено корпорацией «Фазотрон-НИИР»
На ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» установлена новая уникальная БРЛС производства ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР». О ее тактико-технических характеристиках обозревателю «НВО» Виктору МЯСНИКОВУ рассказывает главный конструктор вертолетного направления ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» Алексей ШВАЧКИН.
– Алексей Михайлович, какое место занимает вертолетная проблематика в деятельности ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»? Какова ее доля в общем объеме заказов корпорации?
– В настоящее время процентное соотношение работ, выполняемых ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» по вертолетной тематике, по сравнению с другими работами значительно выросло. А учитывая, что работы по серийному изготовлению радиолокационного комплекса (РЛК) FH01 для вертолета Ка-52 выполняются в рамках Государственного оборонного заказа, им уделяется особое внимание. В общем объеме заказов корпорации доля работ по вертолетной тематике составляет примерно 50%.
– В каком состоянии находятся работы по БРЛС для боевого вертолета Ка-52? Началось ее серийное производство и поступают ли в войска вертолеты с этой БРЛС?
– В 2011 году завершились государственные совместные испытания вертолета Ка-52 с РЛК FH01. Конструкторской документации на РЛК присвоена литера «О1». Серийное производство РЛК FH01 начато в 2011 году. В конце 2011 – начале 2012 года вертолеты Ка-52 с установленными РЛК поставлены в войсковые части. Недавно я с группой специалистов ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» и ОАО «Камов» посетил одну из войсковых частей, где эксплуатируются вертолеты Ка-52, с целью обучения летного и технического состава работе с РЛК FH01. В войсковых частях с большим энтузиазмом принимают современную технику и стремятся как можно скорее ее освоить.
– Какие основные задачи решает комплекс БРЭО вертолета Ка-52 и как он расширяет его боевые возможности?
– Основными задачами, решаемыми РЛК FH01, являются:
– обнаружение подвижных и неподвижных наземных (надводных) объектов;
– обнаружение препятствий типа неровностей рельефа, опор ЛЭП, высоковольтных проводов для информационного обеспечения маловысотного полета;
– обзор воздушного пространства и обнаружение воздушных целей типа «вертолет», «штурмовик» в передней полусфере;
– контроль воздушного пространства и обнаружение ракетных средств воздушного нападения в круговой зоне;
– обмен информации с БРЭО вертолета;
– обнаружение радиолокационно-контрастных ориентиров, в том числе для задач коррекции пилотажно-навигационного комплекса (ПНК);
– обнаружение грозовых метеообразований в передней полусфере;
– повышенную скрытность работы.
Таким образом, наличие РЛК на вертолете позволяет:
– использовать его в любых погодных условиях и круглосуточно;
– уменьшить время на поиск целей за счет широкой зоны обзора в передней полусфере и большей по сравнению с оптико-электронной системой дальности обзора и обнаружения целей, а наличие информационного обмена между РЛК и оптико-электронной системой позволяет наиболее оптимально использовать преимущества этих систем;
– решать разведывательные задачи;
– обеспечивать БРЭО вертолета информацией об атакующих вертолет ракетах;
– решать задачи коррекции ПНК.
Из выше перечисленного видно, что наличие РЛК на борту вертолета существенно расширяет его боевые возможности и повышает его живучесть.
– Потребуются ли доработки БРЛС, созданной для Ка-52, при ее адаптации к корабельной версии вертолета Ка-52К?
– В настоящее время, как мне известно, на вертолеты Ка-52К планируется установка РЛК FH01, то есть без изменений. Учитывая, что вертолет Ка-52К планируется в основном использовать для поддержки десанта при высадке, в существующей конфигурации он вполне подходит для решения данных задач.
Однако, на наш взгляд, для работы по морским целям необходимо получать дальности обнаружения порядка сотен километров, что физически невозможно реализовать в миллиметровом диапазоне длин волн.
В связи с этим в нашей корпорации в настоящее время прорабатываются технические предложения по созданию двухдиапазонного РЛК, работающего в миллиметровом и сантиметровом диапазонах длин волн. Данные предложения мы представим на ОАО «Камов» в ближайшее время.
– Участвует ли «Фазотрон» в работах по модернизации вертолетов Ка-27, находящихся на вооружении ВМФ России? В какой стадии находятся эти работы?
– Да, наша корпорация участвует в модернизации вертолетов Ка-27. Для данного вертолета мы разрабатываем радиолокационную командно-тактическую систему (РКТС), включающую в себя не только БРЛС, но и информационно-вычислительную систему вертолета. В настоящее время мы находимся на этапе проведения государственных совместных испытаний. По сравнению с существующим вертолетом модернизированный Ка-27 будет иметь большие дальности обнаружения и поражения целей. Будут внедрены современные виды передачи информации в реальном масштабе времени как на наземные (корабельные) командные пункты, так и на другие вертолеты в группе.
– И в заключение расскажите, какие еще работы по вертолетной тематике ведет или предусматривает на перспективу «Фазотрон»?
– Мы готовим технические предложения по РЛК для вертолета Ка-52К. Также мы разрабатываем опытный образец малогабаритного радиолокатора миллиметрового диапазона длин волн для возможной установки на боевом вертолете Ми-28МН.