Основной боевой танк украинского производства «Булат».
Фото с официального сайта Министерства обороны Украины
В последнее время в украинском оборонно-промышленном комплексе (ОПК) творятся странные вещи. Делая шаги в реформировании ОПК страны, которые можно признать объективно полезными и даже необходимыми, украинское руководство одновременно демонстрирует весьма специфическое понимание данной сферы.
СБЫЛАСЬ МЕЧТА ОРУЖЕЙНИКОВ
В частности, как известно, после прихода к власти в Украине Виктора Януковича новое руководство страны без промедления сделало то, что при Леониде Кучме и Викторе Ющенко оставалось в мечтах оружейников либо же осуществлялось лишь на бумаге, – создало единую структуру в лице госконцерна «Укроборонпром», который объединяет костяк ОПК, координирует деятельность предприятий и отвечает за централизованную торговлю их продукцией.
Шаг объективно необходимый, если учесть, что долгие годы независимости украинская оборонка представляла собой некий набор предприятий и компаний, объединенных лишь выпуском продукции военного или двойного назначения и разбросанных по подчиненности по различным ведомствам. В частности, на момент прихода Виктора Януковича к власти к сфере украинского ОПК относилось 161 предприятие, из которых в состав позже расформированного Минпромполитики входило 76 предприятий, Минобороны – 44, Фонда госимущества – 14, Государственного космического агентства – 13, ГК «Укрспецэкспорт» – 6, Госслужбы спецсвязи и защиты информации – 4, СБУ – 3 и МВД – 1.
Деятельность этих предприятий де-факто никто не координировал, и вопрос выживания они решали самостоятельно, без особой помощи государства. Правда, пытаясь исправить ситуацию, в бытность президентом Украины Виктор Ющенко порывался организовать Национальное агентство по вопросам ОПК и даже подписывал соответствующие распоряжения (на их основе было даже принято решение Совета национальной безопасности и обороны от 20 июля 2007 года о создании этого агентства). Но эта инициатива, как и многие иные порывы Ющенко, осталась на уровне деклараций.
Впрочем, для Ющенко создание подобной структуры было не только и не столько вопросом развития оборонки, сколько попыткой решить весьма пикантный вопрос с финансовыми потоками, которые идут через ОПК (а это около 1 млрд. долл. ежегодно). Ведь управление этими потоками в украинской оборонке осуществлялось одновременно указами президента и постановлениями кабмина, при этом законодательная база содержала множество пробелов, которые позволяли манипулировать финансами.
Проблему, над которой безуспешно бился Ющенко, быстро и эффективно решил Янукович, создав госконцерн «Укроборонпром», в который вошли 125 предприятий. Многие украинские эксперты усмотрели в этом шаге продемонстрированное нынешней украинской властью и в иных сферах неуемное стремление контролировать все финансовые потоки в украинской экономике. Но трудно отрицать и то, что этот простой, казалось бы, шаг был серьезным прорывом в развитии украинского ОПК.
СТРАННОСТИ НОВОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
Вместе с тем вызывал недоумение стиль работы нового, назначенного Януковичем, руководства ОПК. В частности, повсеместно демонстрируемое желание убрать различных заграничных посредников, не вдаваясь в детали конкретных контрактов. Первый легкий скандал (он не вызвал серьезного резонанса в стране, очевидно, только потому, что в Украине далеко не все поняли его суть) касался ставшего уж легендарным «иракского» контракта на поставку бронетехники. Если верить сообщениям украинских СМИ, новое руководство ОПК попыталось убрать из этого контракта американскую фирму-посредника. Учитывая тот факт, что финансирование контракта в контексте общего процесса перевооружения иракской армии осуществляли США, требования Киева убрать этого посредника изначально выглядели глуповато.
Вторая странность в том, что, выполняя контракты, заключенные предшественниками, руководство ОПК этих самых предшественников повсеместно критиковало и критикует: мол, при прошлой власти ничего не делалось, тогда как мы осуществляем настоящий прорыв в торговле ВВТ. На самом деле самые крупные оружейные контракты (в частности, по поставкам бронетехники в Ирак и Таиланд) были заключены при Ющенко. А вот нынешние руководители украинского ОПК пока, увы, не могут похвастаться собственными соизмеримыми по объемам договоренностями.
Но, как бы там ни было, всколыхнули оружейников новые правила игры, по которым оборонка – в частности, наиболее крупные производители вооружений и военной техники в стране – стала управляться единым центром. Уверенности прибавило снятие Дмитрия Саламатина с главы «Укроборонпрома» и назначение его министром обороны Украины, ведь твердый гособоронзаказ – давняя мечта украинских производителей оружия. До этого он не превышал 200 млн. долл. в год, причем Минобороны стремилось либо расплачиваться старой техникой, либо вообще влезать в долги. Яркий пример – история с поставками десятка новых украинских танков Т-84, которые были приняты на вооружение ВС Украины. На десятую годовщину независимости Украины в 2001 году они прошли во время грандиозного военного парада в Киеве. Позже эта же танковая рота на новеньких танках несколько лет служила украшением 72-й отдельной мехбригады в Белой Церкви. А потом машины все же вернулись производителю, так как Минобороны так и не смогло за них расплатиться.
ЗАПАХ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ
Определенные подвижки и вправду пошли. Как сообщал Дмитрий Саламатин, в 2012 году на развитие вооружения и военной техники оборонным бюджетом предусмотрено 2,343 млрд. гривен (293 млн. долл.), при этом 1,48 млрд. гривен (185 млн. долл.) будет выделено по государственному оборонному заказу. Но только часть этих средств выделяется по общему фонду МО, то есть из госбюджета, а часть – идет по спецфонду, то есть за счет средств, которые армия должна заработать себе сама. Таким образом, какую именно сумму до конца года Минобороны сможет выделить на закупку вооружения и военной техники – еще большой вопрос.
И тут на повестке дня встал второй вопрос – о приватизации украинского ОПК. Проблема эта в Украине обсуждается давно, но ранее все заканчивалось точно так же, как и история с национальным агентством по вопросам ОПК: при Ющенко о грядущей приватизации говорил министр обороны (тогда – Анатолий Гриценко), этот вопрос поднимался на заседаниях профильного парламентского комитета, над его изучением работали аналитики из Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Но на разговорах дело и заглохло.
При нынешней власти о приватизации оборонки первым заявил премьер Николай Азаров, в августе прошлого года в ходе посещения ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» указавший, что приватизация предприятий ОПК Украины возможна, однако ее условиями являются привлечение стратегического инвестора и сохранение научно-производственного потенциала. «С учетом притока инвестиций в эту отрасль приватизация – дело нужное... Будем смотреть те предприятия, которые найдут нормального инвестора, который вложит хорошие деньги в обновление и модернизацию», – подчеркнул он. В то же время Азаров отметил, что в случае, если предприятие имеет стратегическое значение для экономики Украины, правительство будет с особым вниманием анализировать целесообразность приватизации.
ОЛИГАРХИ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОЯТ
Именно в этом контексте в Украине восприняли в конце июня этого года назначение главой «Укроборонпрома» Сергея Громова, бывшего исполнительного директора болгарского прокатного предприятия Promet Steel, входящего в холдинг «Метинвест», который находится под контролем украинского олигарха Рината Ахметова. По мнению украинских экспертов, как и по информации из источников, входящих в «Укроборонпром» компаний, этот шаг сделан как раз в преддверии грядущей приватизации.
А сразу после назначения Громова главой «Укроборонпрома», 6 июля 2012 года, Верховная Рада Украины приняла за основу закон, регулирующий вопросы погашения задолженности и развития предприятий данного госконцерна. Этим законом с «Укроборонпрома», а точнее – с его предприятий, списываются все долги за природный газ, электрическую и тепловую энергию, водообеспечение и водоотвод, а также задолженности перед Пенсионным фондом и государственными социальными фондами на общую сумму 819 млн. гривен. Согласимся, трудно не связать этот всплывший в парламенте закон с разговорами о приватизации.
Собственно, в самой приватизации украинский ОПК нуждается давно. Хотя, как свидетельствует мировой опыт, единый холдинг по производству и продаже оружия, находящийся в частных руках, будет концентрировать внимание на экспорте вооружений в ущерб их производству в интересах национальной обороны. К тому же – и это главное – непонятно, какие именно из предприятий ОПК будут приватизированы, какие станут частно-государственными, а какие полностью уйдут в частные руки. По уму такие гиганты, как входящие в «Укроборонпром» монстры вроде ГП «Завод имени В.А.Малышева» или казенное предприятие «Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова», должны принадлежать государству, а небольшие предприятия (здесь стоит вспомнить, например, о загибающихся ремонтных заводах Минобороны, часть которых в последние два года выведена «из-под крылышка» военного ведомства) можно и приватизировать.
Но едва ли украинских олигархов, того же Ахметова, например, особо интересует «оборонная мелочь». Учитывая же, как лихо в интересах олигархов работает сегодня украинский парламент, возникает серьезная угроза, что готовящаяся приватизация превратится попросту в «большой дерибан» украинской оборонки.
Киев