0
3734
Газета Вооружения Интернет-версия

25.01.2013

Роскосмос намерен в феврале передать ГЛОНАСС военным

Тэги: роскосмос, минобороны, глонасс


роскосмос, минобороны, глонасс Военные ждут, когда спутниковая система будет полностью готова.
Официальное фото Министерства обороны РФ

При прохождении второго этапа ралли-рейда «Дакар-2013» в пустынном районе Перу практически у всех участников возникли проблемы с определением контрольных точек маршрута. Причина – некорректный навигационный сигнал спутниковой системы GPS. Это наглядный ответ тем, кто считает, что американская система настолько хороша и глобальна, что ГЛОНАСС вообще не нужна. Другое дело, что российская система еще не доведена до совершенства и испытывает серьезные трудности. В первую очередь – организационные.

НОВОСТИ ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ

В декабре 2011 года была полностью развернута орбитальная группировка ГЛОНАСС. Всего в ее составе был 31 спутник, из которых 24 работали по предназначению, обеспечивая устойчивый навигационный сигнал по всей поверхности Земли. Еще четыре космических аппарата (КА) находились в резерве, а три КА – выведены из системы на исследование главного конструктора. Этот успех был отмечен Королевским Лондонским институтом навигации, присудившим команде создателей ГЛОНАСС во главе с генеральным конструктором системы Юрием Урличичем премию Герцога Эдинбургского. Ее во время проведения авиасалона в Фарнборо получил гендиректор ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» Николай Тестоедов, поскольку Урличич оказался временно невыездным.

В течение года система ГЛОНАСС проходила государственные испытания, в ходе которых подтвердились заявленные тактико-технические характеристики. В сентябре 2012 года в газетном интервью заместитель руководителя Федерального космического агентства Анатолий Шилов сообщил, что Роскосмос готовит ГЛОНАСС к сдаче в эксплуатацию до конца года. По его словам, систему должно принять Министерство обороны РФ в том виде, в котором она существовала без малого год. Помимо орбитальной группировки полностью создана и вся наземная инфраструктура ГЛОНАСС. Остается только документально оформить передачу системы в эксплуатацию военным. После этого должен появиться нормативный документ, который обеспечит выделение бюджетных денег на эксплуатацию системы.

До тех пор система находится в ведении гендиректора и генерального конструктора компании «ИСС имени Решетнева» Николая Тестоедова, который является генконструктором космического комплекса ГЛОНАСС. То есть, как производитель космических аппаратов, отвечает за состояние орбитальной группировки и управление ею. Общее же руководство развитием ГЛОНАСС осуществлял генконструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич. Он же руководил ОАО «Российские космические системы», в которых создавалась большая часть оборудования навигационной системы, как наземных систем коррекции, управления и мониторинга, так и полезной нагрузки космических аппаратов. Оплата эксплуатации всей системы ГЛОНАСС осуществлялась за счет средств федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие ГЛОНАСС до 2012 года».

Контроль и управление спутниковой группировкой ГЛОНАСС осуществляются из центра управления войск Воздушно-космической обороны (ВКО) в Красноармейске (Московская область). То есть и так находятся в руках военных. Но официальная сдача в эксплуатацию глобальной навигационной системы – отнюдь не простая формальность, а очень важный правоустанавливающий акт.

Переход из стадии разработки в рабочее состояние влечет серьезные статусные изменения системы ГЛОНАСС, значительно повышает ее значимость и открывает новые возможности для производителей и пользователей. Во-первых, начинается серийное производство навигационных космических аппаратов и наземного оборудования. Во-вторых, вслед за внутригосударственным официальным признанием ГЛОНАСС, как полностью готовой системы, принятой в рабочую эксплуатацию, она признается таковой другими государствами и международными организациями. Например, ICAO – Международной ассоциацией гражданской авиации, что позволяет рекомендовать ГЛОНАСС для применения на летательных аппаратах всего мира. В-третьих, навигационные данные системы приобретают юридическую силу. Их можно было бы использовать в суде и прочих инстанциях как полностью достоверные. Поэтому с 1 января 2013 года перевозчики пассажиров и опасных грузов должны передавать данные о своих передвижениях в специализированные центры Ространснадзора. А в-четвертых, ответственность за содержание ГЛОНАСС возлагается на бюджет военного ведомства. Оно сможет попросить у Минфина выделить бюджетную строчку на эти цели.

А до того Роскосмосу приходится тратить средства ФЦП «Развитие ГЛОНАСС на период до 2020 года». Все так и было бы, но в ноябре 2012 года вышел из строя спутник «Глонасс-М» № 712, отслуживший рекордные 96 месяцев и полностью выработавший ресурс. В этой же 8-й точке 1-й орбитальной плоскости был предусмотрительно расположен резервный спутник № 729, запущенный в конце декабря 2008 года. Он предназначался для замены «ветерана», но не смог его пережить. 10 сентября 2012 года КА № 712 «умер», прожив отведенные ему четыре года. Независимо, работает космический аппарат или нет, жесткое космическое излучение за этот срок «съедает» обычные тайваньские микросхемы.

Но в данном случае нет признаков коррупции. Применение азиатских комплектующих было санкционировано на самом высоком уровне. Во время войны в Южной Осетии выяснилось, что неполноценная орбитальная группировка не обеспечивает точный навигационный сигнал. Хуже того, временами сигнал вообще пропадал на несколько часов. И президент распорядился экстренно форсировать развертывание ГЛОНАСС.

Однако власти США запретили продавать России радиационно стойкие микросхемы класса space. Соответственно все союзники Америки по НАТО и Япония поступили так же. Вот и пришлось принимать экстренные меры, чтобы хоть чем-то заткнуть «дыру». Ведь своя микроэлектронная промышленность фактически разрушена. Сейчас это все аукнулось.

Министерство обороны не пожелало принимать неполноценную систему в эксплуатацию, то есть на содержание. Ведь в этом случае уже из денег военного ведомства пришлось бы вынимать полтора миллиарда рублей, чтобы запустить в нужную точку недостающий КА. И нести всю ответственность за неточный сигнал, пока система не восстановится в полном объеме.

Официальных комментариев по этому поводу не было, но лица второго ряда заявляли, что неувязка случилась из-за неготовности отдельных документов. Система же работает нормально. Чтобы доказать это, включили резервный спутник во 2-й точке 1-й орбитальной плоскости и присвоили ему номер 8. В придачу два умерших спутника перевели в разряд резервных. Через 10 дней данные поменяли на противоположные, но доверие к официальным данным информационно-аналитического центра ЦНИИмаш оказалось серьезно подорвано. И не только в России.

Сейчас резервный КА из 2-й точки перегоняют в 8-ю. Если все пройдет удачно, то он там окажется в середине февраля. К тому моменту обещают подготовить недостающие документы для приема ГЛОНАСС в эксплуатацию. По словам замгендиректора ЦНИИмаша Сергея Ревнивых, урегулированы все технические вопросы за исключением одного – соответствия заданным требованиям системы межспутниковых измерений и передачи информации. В феврале состоится совещание, где должны поставить точку в вопросе приема ГЛОНАСС в эксплуатацию. Поживем – увидим.

ВОКРУГ ДЕНЕГ ГЛОНАСС

Если говорить о ГЛОНАСС, невозможно уклониться от широко обсуждавшейся темы хищений в ОАО «Российские космические системы». По словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, в период с 2006 по 2010 год ОАО «РКС» получило 2 млрд. руб. Однако бывший вице-премьер Сергей Иванов заявил, что украдено 6,5 млрд. руб. Злые языки клевещут, будто чиновника обидело, что титул «отца ГЛОНАСС» у него отняли и отдали Юрию Урличичу. Или, наоборот, Урличич что-то недодал Иванову. Или вовсе не дал. Оставим слухи желтой прессе и будущим историкам коррупционного периода русской истории.

Владимир Поповкин несколько умереннее в обвинениях. По данным его проверяющей комиссии из двух отставников, в РКС похитили 546 млн. руб. – четверть бюджета. Как в таком случае удалось полностью развернуть спутниковую группировку, установить три коррекционно-дифференционные станции в Антарктиде и 19 таких же в России, да еще провести массу исследований – загадка?

Да и уголовное дело открыто в отношении неустановленных лиц по ст. 201 «Превышение должностных полномочий в коммерческой организации». Ничем следствие похвастать не может, хотя три года уже старается. Зато выяснилось, что дочь главы Роскосмоса Наталья Поповкина регулярно получала зарплату аж в трех фирмах, учрежденных Юрием Урличичем. Как, посмеиваясь, пояснил журналистам ее папа, знакомые нашли юной студентке подработку на время академотпуска. Сам Владимир Поповкин в то время командовал Космическими войсками. А потом он стал замом Сердюкова по вооружению. Ни один контракт без него не подписывался. В общем, неплохо бы вычесть из суммы «хищений» дочкины заработки. Глядишь, и общая сумма не будет такой страшной.

В 2012 году Роскосмос не заключил ни одного контракта с ОАО «РКС», фактически остановив дальнейшее развитие ГЛОНАСС. Юрия Урличича сняли с должности генконструктора всей системы ГЛОНАСС и с должности гендиректора ОАО «РКС», облили грязью в СМИ. Не выдержав жесткого прессинга, он уволился с должности гендиректора ОАО «РКС». Вместо него и.о. гендиректора и и.о. генконструктора назначен Андрей Чимирис – бывший заместитель Урличича по финансам. Он, конечно, не инженер, но доктора наук, имеющиеся в РКС, видимо, не устраивают Роскосмос какими-то личными качествам.

На 2013 год тоже пока не заключено ни одного контракта по ГЛОНАСС. Потому что в РКС оставался еще один вредный элемент – первый заместитель генерального директора Иван Голуб, заслуженный юрист РФ. Это он фактически спас в 2001 году от банкротства РНИИ космического приборостроения, нынешнее ОАО «РКС», не позволил разорить и распродать. А затем вместе с Юрием Урличичем сделал предприятие самым успешным в отрасли. Но прошлым летом он написал открытое письмо Владимиру Поповкину, где обвинил того в незаконных действиях и разрушении отрасли. Посоветовал уволиться, припомнив скандал с дракой на 8 марта, потому что стыдно за него.

Неделю назад Иван Голуб написал заявление об уходе. Не только он один написал. Нет контрактов – нет зарплаты. Еще год назад в ОАО «РКС» были самые высокие заработки в отрасли. Сейчас конструкторы получают гроши и не видят перспективы. Система ГЛОНАСС фактически брошена, генеральный конструктор ГЛОНАСС так и не назначен. Запуск второго КА нового поколения «Глонасс-К» отложен на неопределенный срок. Прекращены переговоры по установке станций коррекции за рубежом. Но есть и хорошая новость – финансирование развития ГЛОНАСС не сократится. Более 300 млрд. руб. пойдут в дело.

Не к месту вспомнились слова Юрия Урличича: «ГЛОНАСС стала стержневым элементом в обеспечении национальной безопасности и ускоренного социально-экономического развития».

ВНЕДРЕНИЕ И САБОТАЖ

Однако ГЛОНАСС все шире входит в жизнь страны. Тем более что премьер Дмитрий Медведев дал команду повсеместно внедрять навигационную аппаратуру на государственном и муниципальном транспорте. Во многих регионах с энтузиазмом начали осваивать миллионы рублей. Но есть и сопротивляющиеся.

В Нальчике под Новый год около 120 водителей частных маршрутных такси устроили несанкционированную акцию протеста. Они и так страдают от бесчисленных поборов, а их еще обязали за свой счет ставить на машины систему ГЛОНАСС за 30 тыс. руб. И дополнительно платить за обслуживание 600–700 руб. Полиция арестовала 15 человек.

Большой резонанс получила публикация доклада главы Росавиации Сергея Нерадько, где он заявил, что аппаратура ГЛОНАСС не взаимодействует с бортовым навигационным комплексом летательных аппаратов. При этом стоимость спутниковой аппаратуры для самолета – 1 млн. руб. Цена установлена еще в 2008 году. С тех пор навигаторы подешевели в разы, но не в данном случае. Небольшой блок и проводка, соединяющая с различными бортовыми датчиками, плюс монтаж столько не стоят. Но разработчик монтажной схемы на каждый тип самолета – НИИ гражданской авиации и завод-монополист, за три дня устанавливающий прибор, – хотят заработать.

Но особо злостно скомпрометировали ГЛОНАСС депутаты Госдумы, устроив форменную истерику, когда их служебные авто оборудовали системой слежения, как какие-нибудь мусоровозы. Сделано это было совершенно законно, но депутатов возмутило, что ФСО может отследить, куда они ездят по личным депутатским делам.

Руководители ЖКХ в ряде регионов, успешно внедрившие на коммунальный транспорт через дружественные фирмы системы ГЛОНАСС стоимостью в сотни миллионов рублей, неожиданно оказались жертвами ее точности. Например, только на северо-западе Москвы во время рейда 19 ноября 2012 года благодаря ГЛОНАСС были выявлены факты нахождения снегоуборочной техники вне места работы и выписаны штрафы. А в Рязани обнаружены миллионные приписки при вывозе снега. Обычно это трудно доказуемо, но чиновники ЖКХ не поняли, что все передвижения машин сохраняются в виде треков в системе навигационного мониторинга транспорта. Несоответствие этих данных с содержимым путевых листов было легко обнаружено.

В общем, система ГЛОНАСС оказалась, с одной стороны, полезной, с другой – вредной. Полезной в плане освоения бюджета и поддержки местных неожиданно появившихся внедренческих фирм. С другой – изобличает приписки, левые рейсы, перерасход топлива и использование депутатских «мерседесов» не для поездок в детские дома, а, наоборот, в клубы и прочие точки полезного досуга. Поэтому с ней уже борются – отключают и портят. Но в этом нет вины ученых и конструкторов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Расследование гибели рейса MH17 пошло  по ложному следу

Расследование гибели рейса MH17 пошло по ложному следу

Александр Шарковский

Минобороны РФ представило новые данные по делу крушения "Боинга" над Донбассом

0
2743
Пока не похоронен последний солдат…

Пока не похоронен последний солдат…

Владимир Щербаков

В Минобороны РФ и Российском военно-историческом обществе рассказали о результатах последних поисковых экспедиций

0
2041
Главный храм Минобороны замаскирован от небес

Главный храм Минобороны замаскирован от небес

Артур Приймак

Политруков в рясах будут готовить возле танкового полигона

0
1509
Рогозин: Причину разгерметизации на корабле "Союз", пристыкованном к МКС, установят по итогам работы комиссии

Рогозин: Причину разгерметизации на корабле "Союз", пристыкованном к МКС, установят по итогам работы комиссии

0
518

Другие новости

Загрузка...
24smi.org