Израиль уже проверяет в бою снаряд ХЕ-МР-Т. Фото с сайта www.oicpalestina.org
На всех уровнях, включая самые высокие, много разговоров об острой нужде в инновациях в области оборонной техники. Но вот реальная инновация, представляющая техническое решение мирового уровня, оказывается в России никому не нужной.ВОПРЕКИ БАРЬЕРАМ
Речь идет о танковом осколочно-пучковом снаряде, создающем два осколочных поля: осевое поле («пучок») готовых поражающих элементов и круговое поле осколков естественного дробления корпуса (см. НВО № 46, 2005; № 18, 2006; № 46, 2010; № 18, 2011). Идея снаряда была выдвинута в 1972 году, более 40 лет назад, доцентом МГТУ имени Баумана Владимиром Одинцовым, встречена недружелюбно, долгое время проходила как «никчемная выдумка Одинцова». Употреблялось и более злое определение – «бред».
Удивительно, но изобретателю удалось убедить молодого директора НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) Анатолия Каллистова и его заместителя Владимира Кренева взяться за разработку этого снаряда. Были проведены полунатурные испытания, даже изготовлен выставочный образец. Смежные организации разработали для танка Т-72 (позже Т-90) систему управления воздушным подрывом осколочно-пучкового снаряда «Айнет» и электронный взрыватель для него 3ВМ18. Работа велась практически без поддержки Минобороны и постепенно заглохла.
В 1994 году после изнурительной борьбы с волокитой и противодействием на всех уровнях был получен российский патент № 2018779. В этом патенте автор ввел четкое определение осколочно-пучкового снаряда как многоцелевого, то есть обеспечивающего в зависимости от установки взрывателя как осколочное поражение цели при воздушном разрыве, так и ударное проникающе-фугасное действие по кирпичным и бетонным преградам. Исходя из этого сформулированы четыре основных признака снаряда:
– корпус снаряда выполнен цельноголовым с ввинтным дном;
– головной блок готовых поражающих элементов (осколочный блок) расположен вне корпуса снаряда и выполнен в виде накладки на головную часть корпуса;
– готовые поражающие элементы осколочного блока выполняются из тяжелых сплавов – например, на основе вольфрама;
– применяется донный электронный взрыватель с установками на воздушный подрыв перед целью или на проникающе-фугасное действие с донным контактным или бесконтактным вводом команд.
Что является особенно важным для защиты отечественного приоритета и интеллектуальной собственности, в патенте впервые дано описание осколочно-пучкового снаряда для гладкоствольной танковой пушки, снабженного раскрывающимся стабилизатором. Автор тогда же поднял вопрос о необходимости международного патентования снаряда. Мягко говоря, это предложение было встречено весьма прохладно.
ПОТЕРЯННЫЕ ГОДЫ
В 1996 году статья «Новый снаряд для танков» была опубликована в журнале «Военный парад». К этому времени Владимир Одинцов стал одним из самых известных в стране изобретателей-оружейников, в 1998 году ему присвоили звание заслуженный изобретатель РФ. И он получил еще ряд патентов на снаряд.
Отношение специалистов к снаряду постепенно тоже стало меняться. К тому же патенты, развивающие эту идею, стали появляться за рубежом. В 1998 году в авторитетном британском журнале Jane’s international defense review в статье, посвященной борьбе с противотанковыми вертолетами, был детально описан «бауманский» танковый осколочно-пучковый снаряд (Bauman round). В 1999 году на выставке в МГТУ модель снаряда была показана министру обороны маршалу Игорю Сергееву.
Вроде бы лед тронулся. Но первое десятилетие нового века по-прежнему прошло в бесплодной борьбе. За это время разработаны новые направления снарядов пучкового типа, получено 30 патентов, опубликовано большое число статей в журналах и газетах, сделаны доклады на конференциях и семинарах, под руководством Одинцова защищены две диссертации по снаряду, написано множество писем президенту, в правительство, Думу, Министерство обороны, Военно-промышленную комиссию и т.д. Во всех письмах указывалось, что аналогичные разработки ведутся за рубежом и отечественный приоритет на снаряд может быть утрачен.
Письма растворялись в аппаратных лабиринтах, в лучшем случае приходит пустая отписка. Создалось твердое впечатление, что ни снаряд, ни интеллектуальная собственность на него никому не нужны. В то же время в прессе появилось немало положительных и, можно сказать, высоких отзывов о снаряде. Их подборка приведена в НВО № 18 за 2011 год. Справедлива оценка Андрея Гаравского, автора статьи «Снаряд Одинцова» («Красная звезда», 18.08.10): «Нельзя не видеть, что автор сделал все, от него зависящее, для продвижения снаряда в практику… Эта подвижническая деятельность вызывает глубокое уважение».
ГЕРМАНСКИЙ БЛИЦКРИГ
В 2010 году произошло то, что давно следовало ожидать. Известная германская оружейная фирма «Рейнметалл» (Rheinmetall Defence) разработала и сдала в производство 120-мм танковый осколочно-пучковый снаряд DM11 для танков «Леопард» и «Абрамс». Снаряд выполнен как многоцелевой, обеспечивающий как осколочное действие с траектории, так и проникающе-фугасное. Наличие последнего особенно подчеркивается, учитывая все возрастающую роль региональных войн, проходящих в значительной степени в населенных пунктах. Облик снаряда и основные признаки точно соответствуют нашему патенту № 2018779. Снаряд выполнен со сверхзвуковой иглой, создающей при полете конус Маха, ограничивающий амплитуду колебаний снаряда. Эта схема широко применяется в отечественных и зарубежных танковых кумулятивных снарядах. Применительно к конструкции осколочно-пучкового снаряда она позволяет уменьшить металлическую массу, расположенную впереди блока готовых элементов, что серьезно улучшает условия взрывного метания.
Конструкция снаряда и унитарного патрона содержит ряд оригинальных технических решений. К ним в первую очередь относятся:
– ввод команд и установка времени в электронный траекторный взрыватель производятся через контакт, установленный в дне гильзы, и электрический кабель, расположенный внутри гильзы. В отличие от отечественной танковой системы «Айнет», в которой ввод команд производится на тракте заряжания при подъеме снаряда из карусельного транспортера, расположенного на полу танка, с остановкой подъемника и надвиганием индукционного колпака на взрыватель, ввод установки производится после закрытия затвора, что значительно уменьшает интервал времени между вводом и выстрелом.
– в конструкцию снаряда введена дополнительная ступень предохранения в виде датчика, срабатывающего от давления пороховых газов после выстрела.
Снаряд DM11 выпускается серийно, принят на вооружение танка «Абрамс» Корпуса морской пехоты США и уже успешно применяется в Афганистане с 2011 года. В январе 2012 года компаниями «Дженерал моторс» (США) и «Рейнметалл дефенс» (Германия) создана венчурная компания Defence Munition Internation (DMI) для разработки и производства новых танковых снарядов. Важная роль в ней отводится совершенствованию снаряда DM11.
Интенсивная разработка 120-мм танковых осколочно-пучковых снарядов ведется также в США и Израиле. В США Пикатиннским арсеналом совместно с фирмами GD-OTS и ATK разработан снаряд Spotter в калиберном (ХМ1065) и подкалиберном (ХМ1068) вариантах. Снаряд защищен патентами США № 6983699 от 10.01.06, № 7451704 от 18.11.08 и № 8109213 от 07.02.12. В Израиле 120-мм танковый осколочно-пучковый снаряд НЕ-МР-Т для боекомплекта танка «Меркава 4» разработан фирмой Israel Military Industries (IMI). Снаряд находится на стадии подготовки к массовому производству.
40 ЛЕТ – ТОЛКУ НЕТ
В 2012 году на нетерпимое положение с защитой отечественной интеллектуальной собственности на снаряд обратило внимание Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ (ФАПРИД). По его инициативе был заключен договор с МГТУ и 13 сентября 2012 года подана международная заявка на снаряд РСТ/RU2012/000653 во Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
Предстоит нелегкая борьба за отечественный приоритет.
Приведу только два отзыва журналов: «Осколочно-пучковый снаряд может быть потерян для России как крупнейший объект интеллектуальной собственности» («Национальная оборона», № 5, 2010), «Изобретение Одинцова представляет революционный поворот в сфере средств поражения» («Интеллектуальная собственность», № 1, 2010). Положение осложняется тем, что уже начато серийное производство снарядов DM11. Ничего не поделаешь: сработала отлаженная система помех и противодействия российским авторам. По этому поводу вспомнился разговор с Владимиром Одинцовым в 2009 году. Я его поздравил с награждением серебряной медалью «За заслуги в деле изобретательства» Международной академии изобретателей МААНОИ. Он невесело ответил, что медаль как нельзя точнее отражает судьбу изобретателя в России: «На ней изображен изобретатель радио Александр Степанович Попов, ну а дальше – сам понимаешь: радио изобрел Попов, а патент, славу и миллионы получил Маркони».
40-летняя история танкового осколочно-пучкового снаряда может служить хрестоматийным примером крайне низкого уровня государственной поддержки творчества оборонных изобретателей. Призывы к инновациям в оборонной сфере звучат постоянно, но средств на НИОКР изобретателям как не было, так и нет. Гораздо охотнее выделяются миллионы на откровенно провальные проекты, которые успешно осваиваются исполнителями совместно с заказчиками.
В последние годы у бюрократов появилась универсальная формула отказа: «Отказать за отсутствием зарубежного аналога». Отставание в вооружениях таким образом планируется изначально. Россия превратилась в вечно догоняющего. Загубили экранолеты, спустя 20 лет спохватились, поскольку в США начали их строить. Еще в 1960-е разработали первые беспилотные самолеты-разведчики, потом забыли и снова спохватились, когда весь мир вооружился БПЛА. Список продолжает увеличиваться, как и разрыв в уровне оружия между Россией и Западом. Не в пользу России, разумеется.