ЗРК С-125 на военном параде в Астане. Фото с официального сайта Министерства обороны Республики Казахстан
Недавно министры обороны России и Казахстана подписали Соглашение о создании единой региональной системы ПВО (ЕРС ПВО). В дальнейшем к ней Россия планирует подключить Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. ЕРС ПВО должна способствовать развитию общей безопасности на евразийском пространстве и более рациональному сотрудничеству в сфере противовоздушной обороны. Планы по созданию региональных систем ПВО появились в 2007 году, но тогда из-за отказа Узбекистана было принято решение о поэтапном подключении стран к проекту.И все же, несмотря на логичность намерений, данная политика может быть слишком обременительной и лишенной как военного, так и политического смысла.
НАСЛЕДСТВО СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Системы ПВО стран Центрально-Азиатского региона (ЦАР) давно морально и физически устарели. Большинство вооружений ПВО у стран Центральной Азии осталось от Советского Союза.
В Казахстане находится пять комплексов С-300, которые используются для прикрытия воздушного пространства Астаны, Алма-Аты и административного центра Южно-Казахстанской области города Шымкента. Также имеется около сотни ЗРК С-75 «Двина» и С-125, из которых несколько десятков требуют модернизации, и около 27 ЗРК С-200.
На вооружении ПВО Узбекистана около 45 зенитно-ракетных комплексов: С-75 «Двина», С-125 «Печора», «Печора 2М» и С-200.
На вооружении ПВО Кыргызстана стоят 12 ЗРК «Круг», около 250 ЗРК «Стрела-2», 20–24 ЗСУ-23-4 «Шилка», 24 зенитные пушки С-60, 4 дивизиона С-75 и 2 дивизиона С-125.
В состав ПВО Таджикистана входит 1 зенитно-ракетный полк, на вооружении которого состоят около 20–30 ЗРК С-75 и С-125, некоторое количество ПЗРК FIM-92 Stinger и ПЗРК «Стрела-2» и других комплексов. Кроме того, в составе российской 201-й военной базы в Душанбе имеются ЗРК «Оса» – 12 единиц, ЗРК «Стрела-10» – 6 единиц, ЗСУ 23-4 «Шилка» – 6 единиц, ЗУ 23-2 – 4 единицы.
Таким образом, ни одна страна Центральной Азии не имеет современной системы ПВО: ЗРК малой дальности «Тор-М2» или «Панцирь-С1», ЗРК средней дальности «Бук-М2» или «Витязь». Нет даже последней модификации советской С-300 ПМУ2 «Фаворит». Не говоря уже о ЗРК С-400. В Киргизии и Таджикистане нет современных АСУ, и обмен информации происходит время от времени. Возможности РЛС стран Центральной Азии также все больше отстают от характеристик современных наступательных вооружений.
ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Не секрет, что именно Россия является спонсором систем ПВО всех центральноазиатских стран. И именно от финансовой состоятельности России будет зависеть ЕРС ПВО. В 1996 году при создании объединенной системы (ОС) ПВО СНГ подразумевалось, что страны-участники будут выделять средства на ее развитие через ЦБ РФ. Далее средства по необходимости могли быть востребованы командующими ПВО на закупку техники. Однако деньги на развитие никто, кроме России и Белоруссии, не выделял. Тогда было предложено сохранять деньги в странах-участницах. Но и это не помогло. В 1996 году целевая государственная помощь России на модернизацию и восстановление ПВО Киргизии и Таджикистана в общей сложности составила 20–25 млрд. руб. В 2004 году на развитие центральноазиатской части ОС ПВО СНГ Россия выделила около 550 млн. руб., а в 2008 году на модернизацию ПВО ЦАР Россия выделила 15 млн. руб. В 2013 году на развитие ОС ПВО СНГ будет выделено более 500 млн. руб.
Создание ЕРС ПВО автоматически гарантирует России соглашение о подготовке кадров и техническом обслуживании систем вооружения. В странах ЦАР нет ни учебных заведений по подготовке специалистов в сфере ПВО, ни заводов, способных обслуживать поступающую технику. В условиях увеличения оборонзаказа и внимания к ВС в самой России возможности обеспечить потребности обороны и безопасности союзников по ОДКБ сокращаются. Предприятия ОПК не всегда успевают своевременно обеспечить российские ВС. Поставки союзникам по ОДКБ в ЦАР идут по остаточному принципу.
Если ни одна из стран ЦАР не вкладывалась в ЕРС ПВО СНГ, то вряд ли они пойдут на траты в рамках ЕС ПВО ЦАР. Ее зависимость от одного источника не будет способствовать техническому развитию. Более того, без собственных финансовых вложений центральноазиатские участники не почувствуют своей ответственности за нее.
БОЕГОТОВНОСТЬ НА УРОВНЕ
ТЕХНИКИ
Несмотря на то что участники ЕРС ПВО могут покупать вооружение по внутрироссийским ценам, обновление систем ПВО планируют только Казахстан и Узбекистан. Так, Казахстан намерен купить у России современные системы ПВО среднего и ближнего радиуса действия: ЗРК «Панцирь-С1», «Бук-М2Э», «Тор-М2Э» и новейшие ЗРК дальнего и среднего радиуса действия С-400 «Триумф», которые пока запрещены к продаже в зарубежные страны. Кроме этого Казахстан проводит работы по созданию собственных комплексов средств автоматизации и по оснащению ими командных пунктов ПВО. Однако есть большие сомнения в финансовых возможностях Астаны. В начале 2008 года Казахстан вел переговоры с НПО «Антей» о приобретении новейших систем ПВО С-300 ПМУ2 «Фаворит». Однако соглашение заключено не было. Экономический кризис не дал возможности Астане потратить около 120–150 млн. долл. на дивизион С-300. Вместо них в 2009 году Астана договорилась о поставках на безвозмездной основе более низких классом 10 дивизионов С-300 ПМУ1 из резерва Вооруженных сил РФ, то есть уже бывших в использовании.
В связи с невозможностью получения новейших систем ПВО в странах Центральной Азии главный упор делается на приобретение запчастей, комплектующих, оборудования и военного имущества, поверке их состояния, проведения ремонтно-восстановительных работ, технического освидетельствования и модернизации систем ПВО с помощью России. Подавляющее большинство соглашений идет в счет долгов и аренды Россией военных объектов и полигонов в странах Центральной Азии.
Например, в декабре 2006 года Россия направила в Таджикистан новейшие комплекты оборудования: аэронавигационные приборы, средства связи, комплексы автоматизированного управления ПВО. В 2010 году Россия провела модернизацию радиолокационных станций в Таджикистане и Киргизии, направила запчасти и комплектующие. В конце 2012-го стало известно, что Душанбе получит 200 млн. долл., а Бишкек – 1,1 млрд. долл. на военные расходы, в том числе на модернизацию и ремонт систем ПВО. В частности, Россией будет проведена модернизация киргизских С-125 до уровня С-125 «Печора 2М». Также у России есть планы оснащения командных пунктов ПВО Таджикистана и Киргизии универсальным комплексом средств автоматизации командного пункта и штаба оперативно-тактического звена ЕРС ПВО.
Однако, несмотря на ежегодные меры по поддержанию боеспособности сил ПВО ЦАР, темпы ремонта, модернизации и поставок запчастей и комплектующих не выдерживают необходимых требований. Например, в декабре 2008 года Россия передала силам противовоздушной обороны Таджикистана зенитно-ракетный комплекс «Печора 2М». Однако в 2011 году стороны уже обсуждали необходимость ее ремонта. Экономическая ситуация в мире и регионе не способствует появлению даже у Казахстана или Узбекистана новейших систем ПВО и РЛС. Выходом становится поставка более дешевых и менее функциональных средств обнаружения и уничтожения. Из-за отсутствия необходимого количества систем ПВО Таджикистан может контролировать свое воздушное пространство только на наиболее важных направлениях и не может принимать участия в боевом дежурстве ЕРС ПВО СНГ. Более того, все существующие в ЦАР системы ПВО, учитывая сравнительно небольшие территории стран и скорости современных средств нападения, не смогут полностью обеспечить свою безопасность. Подобное положение напрямую угрожает и национальной безопасности России.
ПРОБЛЕМА СОЮЗНИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
Уже никто не надеется привлечь к интеграционным процессам Туркмению. Узбекистан же с его человеческими и экономическими ресурсами, наоборот, хотели бы видеть в любой центральноазиатской интеграционной структуре. Планировалось, что в перспективе именно в Узбекистане будет оборудован региональный штаб единой региональной системы ПВО. Однако, как и в случае с другими интеграционными объединениями в сфере ПВО, Ташкент не отличается постоянством. Вначале он присоединился к созданию ОС ПВО СНГ, потом вышел из нее и сотрудничал с Россией исключительно на двусторонней основе. После 2006 года снова активизировал свое участие в ОС ПВО. Но, когда в 2007 году Россия и центральноазиатские страны вели переговоры о создании единой ПВО, Ташкент выступил против. Из-за очередной «особой» позиции Узбекистана пришлось развивать сотрудничество с отдельными странами. Включая Узбекистан в ЕРС ПВО ЦАР, нужно иметь убежденность, что он выполнит взятые обязательства и сможет сотрудничать с другими странами региона. История показывает, что нынешнее руководство к этому не готово.
Все страны, с кем предполагается создание ЕРС ПВО Центральной Азии, являются членами ОДКБ, однако членство в этой структуре не гарантирует не только поставок новейших систем ПВО, но и систем предыдущих поколений. С 2009 года ведутся переговоры о поставках в Казахстан ЗРК С-300 ПМУ1, окончание которых планировалось в 2011 году. Главком ПВО Казахстана надеется их получить теперь в текущем году.
Что касается поставок современных С-400, то, по словам главы Рособоронэкспорта Анатолия Исайкина, они возможны после 2014 года. Но концерн «Алмаз-Антей», который изготовляет С-400, не справляется с производством ЗРК для российских ВС. Для увеличения производства планируется открыть еще два завода в 2015 году. Таким образом, Казахстан сможет получить ЗРК не раньше 2015 года. Однако после 2015 года ВВС России должны получить новейшие С-500. Таким образом, даже если стороны договорятся о ценах или компенсации, Казахстан получит системы более низкого класса.
ПВО центральноазиатских стран изначально находилась не в выгодном свете. На западном направлении уже давно дежурят С-300: в Белоруссии несколько бригад и полков оснащены дивизионами С-300, в Армении С-300 располагают пять батальонов. ПВО же стран Центральной Азии по-прежнему в большинстве своем используют С-75 и С-125.
Из-за политических разногласий Москва тормозит поставку Минску четырех дивизионов тех же С-300 ПМУ1. Также неясен вопрос с управлением и командованием ЕС ПВО России и Белоруссии, которая, по заявлениям российских руководителей, уже создана. В дальнейшем текущие разногласия между Россией и странами Центральной Азии могут отразиться на состоянии ЕРС ПВО ЦАР.
ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
Потенциальными воздушными угрозами с южного направления являются Иран и Китай. Если отталкиваться от того, что ЕРС ПВО ЦАР должна обеспечивать безопасность России, то ни Иран, с которым у России партнерские отношения, ни Китай, с которым дружеские отношения, реальной угрозы не представляют. Но даже если исходить из потенциала, то только СНВ Китая способны угрожать России. В этой ситуации встает вопрос о реакции Китая на развертывание современных систем ПВО в соседних с ним странах. Государства ЦАР со своей стороны не готовы рисковать отношениями с Пекином. Также они вряд ли готовы стать частью соревновательной политики Москвы, отвечая на развертывание ПРО США в Европе и Азии.
Если отталкиваться от того, что ЕРС ПВО должна обеспечивать безопасность стран Центральной Азии, то кроме СНВ Китая развитие ракетных технологий в Иране также является региональной угрозой. Хотя эти угрозы можно принять с оговоркой. Потенциальные участники ЕРС ПВО ЦАР являются членами ОДКБ, а реально проверить действие Договора вряд ли кто-либо отважится.
Если говорить о потенциальных военных угрозах, то проблему Ирана вполне можно решить комплексами С-300. Проблему Китая без России даже с несколькими установками С-400 не решить. А значит, наличие или отсутствие ЗРК в странах Центральной Азии, безопасность определять не будут. Все будет зависеть от политических отношений Москвы и участников ЕРС ПВО ЦАР. Таким образом, в Центральной Азии могут перестать видеть практическую необходимость в приобретении современных С-400 (как происходит в Казахстане) или необходимости коллективного решения проблемы ПВО (как в Узбекистане). Таким образом, отсутствие военного обоснования ЕРС ПВО ЦАР ставит под сомнение саму ее эффективность.
Плюсы от создания ЕРС ПВО ЦАР очевидны. Москва создаст единое оборонное пространство, укрепит свое влияние в регионе. ЕРС ПВО, как и другие региональные системы, станут ответом США на развертывание ПРО в Европе и Азии.
Однако перечисленные проблемы ставят под сомнение создание эффективной ЕРС ПВО. Если Москва избрала пусть создания Евразийского союза и Объединенной системы ПВО Центральной Азии, участники интеграционных структур должны быть технически оснащены не хуже, чем ВС РФ. Создавая объединенную систему ПВО, Россия должна бы позаботиться и о создании региональных центров технической поддержки, о подготовке кадров. Пока же такие расходы и возможные риски Москва взваливать на себя не намерена.
Темпы создания и техническое обеспечение ЕРС ПВО ЦАР не должны зависеть от общей повестки внешней политики России, а также от текущих проблем в политических отношениях этих стран с Россией. Москва должна не тащить, а вовлекать страны в ЕРС ПВО ЦАР, предоставляя возможности управления системой в том числе и странам Центральной Азии.