0
7164
Газета Вооружения Интернет-версия

06.06.2014 00:01:00

"Танки – моя судьба и предназначение"

Виктор Ямов

Об авторе: Виктор Ямов Виктор Александрович Ямов – помощник главного конструктора В.Н. Венедиктова в 1975–1988 годы.

Тэги: опк, история, вооружение, танки, уралвагонзавод


опк, история, вооружение, танки, уралвагонзавод Герой Социалистического Труда Валерий Николаевич Венедиктов. Фото предоставлено НПК «Уралвагонзавод»

На 2014 год выпало сразу две знаковые даты в истории российского танкостроения. Первая – 13 июня исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося конструктора-танкостроителя, Героя Социалистического Труда, лауреата государственных премий, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, генерал-лейтенанта Валерия Николаевича Венедиктова – одного из создателей концепции танка Т-72, которая почти на полвека определила направление развития российской бронетехники. И вторая дата – сорок лет со дня постановки на серийное производство этого танка.

В 1949 году Валерий Венедиктов в составе группы лучших выпускников бронетанковой академии был командирован в КБ-520 Уральского танкового завода (ныне Уралвагонзавод) и почти сорок лет там трудился, пройдя все ступени до должности главного конструктора. Уже в 1954 году он был назначен заместителем главного конструктора Леонида Николаевича Карцева по опытным работам. Эта должность весьма и весьма специфична: под руководством и на его повседневном контроле находились все этапы создания новых танков – от первой линии чертежа на кульмане до серийной машины.

Имя Венедиктова чаще всего связывают и в первую очередь ставят ему в заслугу с непосредственным участием в разработке и постановке на производство танка Т-72 и с его дальнейшей модернизацией. Действительно, Т-72 – его главное достижение, его судьба и тяжкий крест. Это были два десятилетия напряженного труда в качестве заместителя главного конструктора Карцева, ведущего по большинству опытных работ. Кроме всех экспериментальных образцов машин, ставших на серию в тот период, надо отметить концептуальный объект 140, объект 150 (будущий истребитель танков ИТ-1) и первый в мире танк с газотурбинным двигателем.

Особо выделить трагическую судьбу прорывных – объекта 167М (1964 год) и глубокой модернизации танка Т-62 (1967 год) с пушкой калибра 125 мм, с автоматом заряжания, механизмом выброса стреляных гильз и другими новациями, крест-накрест заколоченных дубовыми решениями «как не отвечающие перспективам развития бронетанковой техники» (из протокола НТС МОП). Постановка этих машин на вооружение могла в корне изменить ландшафт в советском танкостроении и обеспечить превосходство по боевой эффективности над танками Запада. Тем не менее вплоть до 1973 года на производстве стоял танк Т-62 с более низкими тактико-техническими характеристиками (ТТХ). Но конструктор предлагает, а «верха» располагают...

Почему так произошло и почему власть имущие определили свою позицию именно так, эта тема требует глубокого анализа и оценки, чтобы в настоящем не повторились события того времени.

В 1968 году вышел знаковый для тагильского КБ приказ министра, приоткрывающий путь к новому танку. Хотя текстуально этот документ носил паллиативный характер, но был достаточен для начала работ. Всего за год Леонид Карцев с товарищами буквально совершили подвиг, создав в металле и начав натурные испытания концепта объекта 172, из которого впоследствии выросла «семьдесятдвойка».

Много позднее я спросил у Сергея Ивановича Ветошкина, бывшего заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК), как мог министр оборонной промышленности Сергей Алексеевич Зверев в той непростой обстановке пойти на такой рисковый шаг, подписывая упомянутый приказ, и получил следующий ответ: «Запомните, Зверев никогда свои яйца в одну корзину не откладывал».

СУДЬБА, СТАВШАЯ ИСТОРИЕЙ

В 1969 году, после ухода Карцева, Венедиктов был назначен главным конструктором КБ Уралвагонзавода, основной задачей которого в то время была постановка на крыло заложенного его предшественником и единомышленником объекта 172. Испытания этого объекта выявили ряд значительных конструктивных проблем и вот тогда-то с пыльных полок на свет божий явились во всей красе наработки прежних лет, замурованные «верхами» и нашедшие свое место в объекте 172М.

После интенсивных доработок и жестких испытаний в различных климатических и дорожных условиях объект 172М был принят на вооружение. В начале 1974 года с конвейера Уралвагонзавода сошли первые танки Т-72, которым судьбой и талантом тагильских конструкторов были уготованы многие лета славной боевой судьбы.

С первых дней в новой должности Валерий Венедиктов в полной мере вкусил масштабное, чаще всего обоснованное только личными предпочтениями и амбициями давление чиновников разного уровня, поучающих, что такое хорошо, а что такое плохо.

Когда речь заходила о деле, Валерий Николаевич был непреклонен, отстаивая свою точку зрения, невзирая на уровень и чины оппонентов – от Устинова, Зверева и так далее по списку. «Истина выше благоразумия», эта теза Сократа была ему по душе, и он не раз шел на прямой конфликт с власть имущими, защищая и отстаивая свою позицию.

Как пример, диалог на коллегии Министерства оборонной промышленности (МОП):

Венедиктов: Считаю необходимым и целесообразным установку на Т-72 комплекса управляемого вооружения «Кобра»…

Зверев озверел: Сколько можно меня учить, что мне делать, а что не делать в моем министерстве!

Венедиктов: В министерстве Вы хозяин, а я – главный конструктор танка.

Зверев: Пока (пауза) я министр, «Кобры» на Т-72 не будет!

Заданный Венедиктовым посыл дальнейшего повышения характеристик танка требовал полной отдачи сил. Он себе и другим задавал высочайший темп работы. А это не всегда находило понимание. Один из заместителей, однокашник по академии, на просьбу ускорить какую-то работу заметил: «Валера, ну куда ты гонишь, не война на дворе…» Венедиктов вспылил: «Да, не война, но нужно все делать быстро и качественно сегодня, потому что у дня завтрашнего будут свои заботы!»

Но вернемся немного назад: 1954 год можно считать датой создания самого результативного творческого тандема в истории российского танкостроения. Представьте себе, на «лицевом счету» Карцева и Венедиктова, этих двух выдающихся конструкторов, более 120 000 танков, изготовленных на отечественных предприятиях и за рубежом по документации, разработанной КБ-520/УКБТМ под их руководством.

Но дело даже не в количестве – главное, что их танки Т-54А/Б, Т-55, Т-62 и Т-72 стали самыми массовыми и воюющими в мире. Они до сих пор состоят на вооружении более чем 50 стран мира и принимали участие во всех локальных конфликтах нового и новейшего времени, пройдя жесткую проверку временем и боем, подтвердив свою высочайшую эффективность и надежность.

«ПОВЕРИЛ Я АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ…»

Писать о Венедиктове очень трудно. Многогранная, сложная, как говорят художники, ускользающая натура. Каждый, кто с ним сталкивался, имел свое представление о Валерии Николаевиче, отличное от мнения других.

Человек высокой культуры и фанат своего дела. Вспыльчив, но отходчив. Венедиктов был человеком непростым и для многих очень неудобным. Он был каким-то индивидуально-штучным, и в нем присутствовала особая творческая интеллигентность. Не терпел равнодушия и верхоглядства, мог простить ошибки, неизбежные во всяком деле, но за халтуру давал прикурить по полной.

Трудоголик – рабочий день даже в «мирное» время 12–14 часов. В технической политике (обстоятельства заставляли) – иезуит, но и мастер лобовой атаки.

Некоммуникабелен (мало друзей – много врагов, не личных, по работе). И при этом (вот в чем парадоксальность его личности) – удивительная способность находить и сплачивать единомышленников, заражая их своей верой.

Венедиктов по нынешней терминологии – харизматическая личность. Одним словом – Лидер.

Острое чувство юмора и умение четко излагать свои мысли иногда в самой парадоксальной форме. В КБ до сих пор помнят его легендарную фразу: «Я собрал вас посоветоваться, кто не согласен, может идти…»

И умение находить сильные стороны в сотруднике. Например: «Такой-то, конечно, не фонтан, но как чертит… Не чертеж, а графика Дюрера». В то время компьютеры еще были далекой мечтой.

Увлекающийся, но трезво оценивающий внешние факторы, Валерий Николаевич поражал глубиной своей технической эрудиции. Он не просто вникал в тему, он буквально в нее вгрызался. И это касалось всего, что было в танке: СУО, вооружение, двигатель и так далее по списку. Особой его заботой была надежность всех систем и танка в целом. И не считал зазорным учиться у своих коллег-конструкторов, понимая, что они более глубоко владеют всеми аспектами проблем.

Как-то он сказал мне: «Танки – моя судьба и предназначение. До войны я слышал о танках, горланил «Три танкиста, три веселых друга», но не помышлял о танках. Война все изменила у многих, но я думаю, что, какой бы я путь ни выбрал, он все равно бы привел к танкам. Вспомните коллизию в новелле О. Генри «Дороги, которые мы выбираем».

Его отличала парадоксальность мышления и не только в технической, главной сфере его жизненных интересов. Он был тонким ценителем классической литературы и музыки. В его библиотеке соседствовали собрания сочинений Толстого, Тургенева, Достоевского, Бунина, Пушкина и Лермонтова… Позднее, в семидесятых, в круг его интересов вошли О. Уайльд и О. Генри.

Любимых писателей и композиторов он оценивал очень своеобразно: для души – Тургенев, Бунин, Пушкин, а «Войну и мир» Толстого, а также музыку Баха предлагал ввести в курс «Проектирование машин и механизмов», считая их произведения вершиной компоновки… О Моцарте говорил: «…при всей его музыкальной виртуозности он не смог бы спроектировать даже лопату!»

1982 год. Полигон. Летнее утро. Небо чистое, голубое. Птички чирикают. Ни ветерка. Из приемника в автомобиле – любимый романс шефа «Утро туманное, утро седое…». Ну, сплошная лирика. Валерий Николаевич в мажоре… Ждем танк.

И вот эффектное появление танка на фоне солнца. На максимальной скорости, поднимая клубы пыли, грохоча гусеницами и ревя двигателем, пролетел мимо нас танк Т-72.

Венедиктов мне, восхищенно:

– Посмотрите, как он красив, гармоничен и пластичен, как рысь!..

И нараспев:

– «Поверил я алгеброй гармонию…» – И тут же: – Когда вернемся в КБ, пригласите ко мне Быстрицкого, пусть доложит о ситуации с СУО!

Одной из сильных сторон Венедиктова был дар предвидения дальнейших путей развития танкостроения и, в частности, танка Т-72. Отправная точка и основная философская база его творчества – движение по пути эволюционного, пошагового повышения ТТХ в процессе постепенного изменения предшествующего состояния, подготавливающего динамичное изменение с последующим переходом на более высокую качественную ступень. «Еще в 1972 году, до постановки танка Т-72 на производство, в КБ начались работы по его дальнейшему совершенствованию», – с этой фразы он многократно начинал свое выступление на совещаниях в «верхах».

ИТОГ

В ретроспективе: созданная буквально подвижническим трудом Карцева и Венедиктова и их коллег уникальная тагильская школа танкостроения на протяжении более полувека доказала и продолжает доказывать свою жизненную силу и результативность.

На своем пути к серии «семьдесятдвойка» прошла через множество драматических коллизий, но этот танк без всяких преувеличений стал целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении, самыми массовыми и боевыми в последней четверти ХХ века. Практически идеальное сочетание стоимости, боевой эффективности, надежности и простоты в эксплуатации вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали танк Т-72 самым востребованным на мировом рынке вооружения.

И сейчас, во втором десятилетии ХХI века, с конвейера Уралвагонзавода сходят внуки первых «семьдесятдвоек» – танки Т-72Б3.

В 2004 году, к 30-летию постановки Т-72 на производство и 80-летию со дня рождения Валерия Венедиктова, в Нижнем Тагиле был воздвигнут памятник его создателям – всем тем, кто своим трудом и талантом сотворил эту замечательную машину. Мемориал представляет собой ладонь, открытую миру, на которой стоит танк Т-72 – детище таланта Леонида Карцева, Валерия Венедиктова и их соратников.

У выдающихся Личностей, Творцов, Созидателей своя хронология жизни. Они приходят в мир как все, но в нужное время. А уходят в бессмертие…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
428
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
410
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
455
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
433