На фото многоцелевой вертолёт среднего класса Ми-171А2. Фото предоставлено пресс-службой ОАО «Вертолеты России»
Французское слово «геликоптер» не прижилось в России. Зато всем известно слово «вертолет», авторство которого приписывают известному советскому авиаконструктору Николаю Камову. Также существует версия, что слово «вертолет» придумал и ввел в русский язык один из известнейших советских писателей-фантастов Александр Казанцев. Обе версии имеют право на жизнь, потому что современный вертолет – это высокотехнологичная машина, по сложности находящаяся по-прежнему на уровне фантастики.
Первый в нашей стране серийный вертолет был введен в эксплуатацию ровно 60 лет назад. Сегодня мы можем гордиться тем, что в мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет рекордный 71% среди тяжелых вертолетов и около 70% в классе средних вертолетов. По состоянию на 2014 год предприятия «Вертолетов России» выпустили 24% мирового парка вертолетов военного назначения. «Мы планируем увеличить долю «Вертолетов России» на мировом рынке до 20% за счет расширения присутствия на наших традиционных рынках и продвижения на новые», – заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов во время посещения 6 августа Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ), входящего в состав холдинга «Вертолеты России». То есть каждый пятый продаваемый на земном шаре вертолет будет российским. Потому что только Россия обладает уникальными технологиями, которые не смогли повторить ни в США, ни в Японии. Например, технология специального напыления на лопатках вертолетных двигателей с целью увеличения их срока службы. Не случайно она признана лучшей в Военно-морских силах США, что подтверждено соответствующим сертификатом качества. И это не предел отечественной промышленности.
В «Стратегии развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2020 года» основными целями и задачами развития холдинга «Вертолеты России» определено создание конкурентоспособного субъекта мирового вертолетного бизнеса. Такого результата холдинг намерен достичь за счет глубокой модернизации и внедрения новейших технологий в производство вертолетной техники.
В одном из цехов
ОАО «Авиационные редуктора и трансмиссии – Пермские моторы» (ОАО «Редуктор – ПМ»). Фото предоставлено пресс-службой ОАО «Вертолеты России» |
Эта работа грандиозна по своим объемам. Одним из приоритетных ее направлений является модернизация производства. Холдинг «Вертолеты России» приступил к ней в конце 2008 года, инвестируя в эту работу десятки миллиардов рублей. Например, только Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) в течение последних четырех лет выполнил комплексную программу технического перевооружения на сумму более 2,5 млрд руб. Ключевыми проектами холдинга «Вертолеты России» стали: создание центра компетенции по механообработке на Казанском вертолетном заводе, техническое перевооружение производства «Редуктор–ПМ», строительство уникального литейного центра в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», обновление оборудования заготовительно-штамповочного и механообрабатывающего производств и ввод в эксплуатацию комплекса гальванических линий «Роствертол» в Ростове-на-Дону. Список можно продолжить. Ведь только в прошлом году на предприятиях холдинга было введено свыше 800 единиц нового оборудования, выполнено около 100 мероприятий, направленных на повышение экологичности и безопасности производства.
Много внимания уделяется модернизации и развитию производства защитных покрытий. Предусмотрено полное обновление таких важных сегментов производства, как химическая обработка и нанесение химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий на детали вертолетов. В процессе реализации проекта планируется реконструировать производственные участки, закупить и внедрить технологическое и вспомогательное оборудование, выполнить проектно-изыскательские работы. Все это позволит оптимизировать однотипные процессы, сократить грузовые потоки, получить современные системы контроля технологических параметров, повысить уровень экологической безопасности.
Далеко вперед в технологическом переоснащении и модернизации производства ушел Казанский вертолетный завод. Здесь провели реконструкцию механообрабатывающего производства. Здесь установлены две автоматизированные линии для изготовления деталей, каждая из которых обслуживается в одну смену только одним оператором. Линии могут работать до восьми часов даже без присутствия оператора, что позволяет использовать их в режиме круглосуточной работы. По сравнению с традиционными обрабатывающими центрами производительность труда повысилась в 2–2,5 раза, а по сравнению с универсальным оборудованием – более чем в 20 раз. «Вертолетами России» представлен проект создания перспективной системы мониторинга работоспособности и учета наработки агрегатов и систем вертолета, выводящей безопасность полетов на качественно новый уровень.
Новые технологии и оборудование позволяют создавать качественно новые винтокрылые машины. Совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) «Вертолетами России» исследуются различные схемы индивидуального управления лопастью несущего винта. Разработана новая методика формования геометрии лопасти несущего винта. В производстве корпусных деталей применяются магниевые и алюминиевые сплавы, повышающие ресурсы деталей.
С будущего года на новые вертолеты планируется устанавливать комплексную систему информирования о полетном окружении, автоматической посадки и предотвращения столкновения с препятствиями. Инновационная разработка улучшит информационное обеспечение экипажа, передавая в кабину параметры пространственного положения и окружения, а также предоставляя летчикам графическое изображение рельефа окружающей среды, в том числе при маневрах на малых высотах в сложных метеоусловиях в любое время суток. «Умный» вертолет, самостоятельно обновляя и уточняя картографическую информацию, сможет в полете автоматически подбирать неподготовленные площадки для посадки, в том числе в экстренных случаях.
«Вертолеты России» участвуют в международном проекте по изучению перспективных композиционных материалов с целью внедрения углепластиковых и гибридных авиационных конструкций в производство вертолетов. Нововведения увеличат надежность и долговечность винтокрылых машин. Большинство вертолетов производства холдинга «Вертолеты России» уже сегодня оснащаются несущими винтами с лопастями из композиционных материалов. А детали планера перспективного вертолета Ка-62 на 50% будут выполнены из композиционных материалов.
Холдинг «Вертолеты России» разработал бесшарнирную торсионную конструкцию втулки. Втулка несущего винта «Ансата» – бесшарнирная и «необслуживаемая». Шарниры заменены упругим элементом – композитной балкой-торсионом. Бесшарнирная система подвески лопастей улучшила управляемость и маневренность вертолета, уменьшила стоимость и массу конструкции.
Системное появление этих и других прорывных разработок в вертолетостроении стало возможным благодаря объединению научно-конструкторских школ всех вертолетостроительных предприятий холдинга.