0
5443
Газета Вооружения Интернет-версия

15.08.2014 00:01:00

Россия – родина "умных" вертолетов

Тэги: авиация, опк, вертолеты


авиация, опк, вертолеты

На фото многоцелевой вертолёт среднего класса Ми-171А2. Фото предоставлено пресс-службой ОАО «Вертолеты России»

Французское слово «геликоптер» не прижилось в России. Зато всем известно слово «вертолет», авторство которого приписывают известному советскому авиаконструктору Николаю Камову. Также существует версия, что слово «вертолет» придумал и ввел в русский язык один из известнейших советских писателей-фантастов Александр Казанцев. Обе версии имеют право на жизнь, потому что современный вертолет – это высокотехнологичная машина, по сложности находящаяся по-прежнему на уровне фантастики.

Первый в нашей стране серийный вертолет был введен в эксплуатацию ровно 60 лет назад. Сегодня мы можем гордиться тем, что в мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет рекордный 71% среди тяжелых вертолетов и около 70% в классе средних вертолетов. По состоянию на 2014 год предприятия «Вертолетов России» выпустили 24% мирового парка вертолетов военного назначения. «Мы планируем увеличить долю «Вертолетов России» на мировом рынке до 20% за счет расширения присутствия на наших традиционных рынках и продвижения на новые», – заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов во время посещения 6 августа Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ), входящего в состав холдинга «Вертолеты России». То есть каждый пятый продаваемый на земном шаре вертолет будет российским. Потому что только Россия обладает уникальными технологиями, которые не смогли повторить ни в США, ни в Японии. Например, технология специального напыления на лопатках вертолетных двигателей с целью увеличения их срока службы. Не случайно она признана лучшей в Военно-морских силах США, что подтверждено соответствующим сертификатом качества. И это не предел отечественной промышленности.

В «Стратегии развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2020 года» основными целями и задачами развития холдинга «Вертолеты России» определено создание конкурентоспособного субъекта мирового вертолетного бизнеса. Такого результата холдинг намерен достичь за счет глубокой модернизации и внедрения новейших технологий в производство вертолетной техники.

цех
В одном из цехов
 ОАО «Авиационные редуктора и трансмиссии –
Пермские моторы» (ОАО «Редуктор – ПМ»).
Фото предоставлено пресс-службой
ОАО «Вертолеты России»

Эта работа грандиозна по своим объемам. Одним из приоритетных ее направлений является модернизация производства. Холдинг «Вертолеты России» приступил к ней в конце 2008 года, инвестируя в эту работу десятки миллиардов рублей. Например, только Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) в течение последних четырех лет выполнил комплексную программу технического перевооружения на сумму более 2,5 млрд руб. Ключевыми проектами холдинга «Вертолеты России» стали: создание центра компетенции по механообработке на Казанском вертолетном заводе, техническое перевооружение производства «Редуктор–ПМ», строительство уникального литейного центра в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс», обновление оборудования заготовительно-штамповочного и механообрабатывающего производств и ввод в эксплуатацию комплекса гальванических линий «Роствертол» в Ростове-на-Дону. Список можно продолжить. Ведь только в прошлом году на предприятиях холдинга  было введено свыше 800 единиц нового оборудования, выполнено около 100 мероприятий, направленных на повышение экологичности и безопасности производства.

Много внимания уделяется модернизации и развитию производства защитных покрытий. Предусмотрено полное обновление таких важных сегментов производства, как химическая обработка и нанесение химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий на детали вертолетов. В процессе реализации проекта планируется реконструировать производственные участки, закупить и внедрить технологическое и вспомогательное оборудование, выполнить проектно-изыскательские работы. Все это позволит оптимизировать однотипные процессы, сократить грузовые потоки, получить современные системы контроля технологических параметров, повысить уровень экологической безопасности.

Далеко вперед в технологическом переоснащении и модернизации производства ушел Казанский вертолетный завод. Здесь провели реконструкцию механообрабатывающего производства. Здесь установлены две автоматизированные линии для изготовления деталей, каждая из которых обслуживается в одну смену только одним оператором. Линии могут работать до восьми часов даже без присутствия оператора, что позволяет использовать их в режиме круглосуточной работы. По сравнению с традиционными обрабатывающими центрами производительность труда повысилась в 2–2,5 раза, а по сравнению с универсальным оборудованием – более чем в 20 раз. «Вертолетами России» представлен проект создания перспективной системы мониторинга работоспособности и учета наработки агрегатов и систем вертолета, выводящей безопасность полетов на качественно новый уровень.

Новые технологии и оборудование позволяют создавать качественно новые винтокрылые машины. Совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) «Вертолетами России» исследуются различные схемы индивидуального управления лопастью несущего винта. Разработана новая методика формования геометрии лопасти несущего винта. В производстве корпусных деталей применяются магниевые и алюминиевые сплавы, повышающие ресурсы деталей.

С будущего года на новые вертолеты планируется устанавливать комплексную систему информирования о полетном окружении, автоматической посадки и предотвращения столкновения с препятствиями. Инновационная разработка улучшит информационное обеспечение экипажа, передавая в кабину параметры пространственного положения и окружения, а также предоставляя летчикам графическое изображение рельефа окружающей среды, в том числе при маневрах на малых высотах в сложных метеоусловиях в любое время суток. «Умный» вертолет, самостоятельно обновляя и уточняя картографическую информацию, сможет в полете автоматически подбирать неподготовленные площадки для посадки, в том числе в экстренных случаях.

«Вертолеты России» участвуют в международном проекте по изучению перспективных композиционных материалов с целью внедрения углепластиковых и гибридных авиационных конструкций в производство вертолетов. Нововведения увеличат надежность и долговечность винтокрылых машин. Большинство вертолетов производства холдинга «Вертолеты России» уже сегодня оснащаются несущими винтами с лопастями из композиционных материалов. А детали планера перспективного вертолета Ка-62 на 50% будут выполнены из композиционных материалов.

Холдинг «Вертолеты России» разработал бесшарнирную торсионную конструкцию втулки. Втулка несущего винта «Ансата» – бесшарнирная и «необслуживаемая». Шарниры заменены упругим элементом – композитной балкой-торсионом. Бесшарнирная система подвески лопастей улучшила управляемость и маневренность вертолета, уменьшила стоимость и массу конструкции.

Системное появление этих и других прорывных разработок в вертолетостроении стало возможным благодаря объединению научно-конструкторских школ всех вертолетостроительных предприятий холдинга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
979
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1322
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1007
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
836

Другие новости