Министр обороны США Макнамара был уверен, что 20 ПЛАРБ, вооруженных 320 БРПЛ «Посейдон», способны уничтожить 74 млн человек. Фото 1979 года
Работы по ядерному оружию начались в США после получения сведений о возможности создания такого оружия в Германии и имели своей целью опередить немцев. В годы Второй мировой войны главным противником для США был фашизм, но после его уничтожения следующим противником автоматически стал коммунизм. Руководитель программы создания ядерного оружия США – «Манхэттенский проект» в 1942–1945 годах – генерал Лесли Гроувз в своих воспоминаниях признал: «Я уже тогда (в 1942 году) не питал никаких иллюзий относительно того, что врагом является Россия и что проект строится на этой основе». До капитуляции Германии американцы не успели создать ядерное оружие для использования его в Европе, хотя и намеревались это сделать. Но зато они продемонстрировали возможности двух атомных бомб, применив их по Японии примерно за неделю до ее капитуляции.
НОВОЕ СРЕДСТВО ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
После атомной бомбардировки в августе 1945 года Хиросимы и Нагасаки перспективы применения ядерного оружия по объектам в глубине территории врага с использованием самолетов наземного и корабельного базирования были полностью осознаны как самими авиаторами, так и руководством США. В июле–сентябре 1945 года высший командный состав ВС США был ознакомлен с положением о принятии политики первого ядерного удара.
В ноябре 1945 года объединенный разведывательный комитет представил в Комитет начальников штабов (КНШ) США документ «Стратегическая уязвимость СССР от ограниченного воздушного удара», который был начат разработкой в октябре того же года в штабе ВВС Сухопутных войск США (ВВС стали самостоятельным видом ВС в 1947 году после отделения от СВ). Содержанием документа стало исследование воздействия 20–30 атомных бомб на 20 крупных городов СССР в превентивном (рекомендован был именно этот вариант) или же в ответном на агрессию ударе. Перечень городов-целей включал Москву, Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самара), Свердловск (Екатеринбург), Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Ленинград (Санкт-Петербург), Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Молотов (Пермь), Тбилиси, Сталинск (Кузнецк), Грозный, Иркутск и Ярославль. А в декабре того же года в объединенном комитете военного планирования мечтали о нанесении удара по 20 советским городам уже 196 атомными бомбами. Как бы в ответ на это 24 декабря 1945 года послу США в СССР было вручено уведомление о начале разработки ядерного оружия Советским Союзом. Так началось открытое ядерное противостояние двух сильнейших держав.
После Второй мировой войны избалованный и вскормленный высокими доходами военно-промышленный комплекс (ВПК) США требовал «продолжения банкета», настаивая на освоении обещавшей новые прибыли авиационной, реактивной, ракетной и ядерной технологий и требуя завершения начатых еще во время войны работ по созданию носителей ядерного оружия – бомбардировщиков В-36, В-50 и В-47. Появились и новые политические цели – ставка на мировое господство США и избавление мира от конкурирующей и враждебной для США идеологии путем уничтожения СССР. Политика опиралась на возможности экономики, включая возможности ВПК, для создания соответствующих ресурсов, а ее инструментом становились действовавшие поочередно военно-политические стратегии (с 1946 года – «превентивной войны», с 1954 года – «массированного возмездия», с 1961 года – «гибкого реагирования» и т.д.), которые определяли выбор способов и использование ресурсов для достижения национальных целей в мирный и военный период.
Насколько реальными были эти и последующие стратегии?
Стратегические бомбардировщики, как носители ядерного оружия, остаются важной компонентой американских стратегических ядерных сил.
Фото с сайта www.af.mil |
СМЕРТОНОСНЫЕ АРСЕНАЛЫ
Взглянем сначала на ресурсы для ведения межконтинентальной («стратегической») ядерной войны у США и СССР – ядерные боевые заряды (ЯБЗ) и их носители, а потом и на способы.
Серийное производство ЯБЗ в США началось с 1947 года. Тогда страна имела всего 13 атомных бомб по 20 килотонн (кт) и приступила к выпуску атомных бомб мощностью до 50 кт. СССР, обладая с 1949–1950 годов заделом не менее пяти атомных бомб по 20 кт, начал серийное производство бомб мощностью по 40 кт лишь в 1954 году, отстав от США на семь лет.
Основным носителем ядерной мощи в США стало с марта 1946 года стратегическое авиационное командование (САК), обладавшее самолетами В-29, боевой радиус которых позволял достигать объектов в СССР только с авиабаз, расположенных вне континентальной части США. Теоретически США могли нанести ядерный удар по СССР хотя бы одной атомной бомбой с В-29 еще в 1945 году, а СССР мог применить по территории континентальной части США хотя бы одну атомную бомбу с бомбардировщика-«камикадзе» Ту-4 в 1951 году и с бомбардировщика при поддержке самолетов-заправщиков в 1954 году.
Способность воздействовать авиационным ядерным оружием с авиабаз на континентальной части США по объектам на территории СССР появилась у США в 1948 году. Тогда поступили на вооружение дальний бомбардировщик В-36, средний бомбардировщик В-50 и самолет КВ-29 для дозаправки в воздухе бомбардировщиков В-50 и В-29. К концу года был отработан первый детализированный план воздушной наступательной операции САК против СССР. Так в США совпало по времени появление новых ЯБЗ, новых бомбардировщиков и детализированного плана боевого применения ядерных сил. Здесь необходимо отметить, что в 1946–1947 годах общий уровень технической готовности бомбардировщиков и выучки летно-технического состава САК не позволял размещать носители ядерного оружия на передовых и промежуточных авиабазах. Что касается оппонента этой страны, то реальную способность воздействовать ядерным оружием по континентальной части Америки СССР приобрел лишь в 1956 году с получением Дальней авиацией (ДА) достаточного числа новых стратегических бомбардировщиков с более совершенными атомными бомбами.
Поступление ядерного оружия в ВС США, по официальным данным, началось в 1954 году, а в ВС СССР – в 1956 году. Но нужно иметь в виду и другие обстоятельства. В США размещение неядерных компонентов атомных бомб (то есть бомб без ядерного узла) на авиабазах, авианосцах и на отрабатывавших летные упражнения самолетах – носителях ядерного оружия началось с 1950 года. В 1951 году в США имелось около 50 считавшихся «доставляемыми» атомных бомб, хотя общий ядерный боезапас, хранившийся на складах под контролем Комиссии по атомной энергии, насчитывал 438 ЯБЗ. С 1956 года стали поступать полностью снаряженные атомные бомбы. Это позволило САК с 1957 года организовать несение боевого дежурства на аэродромах в 15-минутной готовности к вылету 33% бомбардировщиков и проведение вылетов на боевую подготовку с полностью снаряженными ядерными бомбами. В 1959 году президент США приказал передать в ВС все действующее ядерное оружие.
По оценке американских аналитиков Р. Норриса и Т. Кохрана, в 1956 году, когда США располагали 3692 ЯБЗ, 1470 штатных бомбардировщиков САК могли применить в одном вылете 2123 ЯБЗ, а ДА СССР имела 22 новых стратегических бомбардировщика с 84 ЯБЗ. По оценке специалистов, результатом выполнения планов ядерной войны в том году стала бы гибель 60 млн советских граждан и разрушение 118 городов. Как видно из приведенных сведений и расчетов, США в 1948–1955 годах располагали возможностями и способностью осуществления безнаказанного для себя ядерного нападения на СССР.
ПЛАНЫ ОТКЛАДЫВАЮТСЯ
Почему же США не воспользовались этими обстоятельствами для сокрушения своего соперника? Во-первых, в мире была организована мощная кампания против ядерной войны и за запрещение ядерного оружия. Во-вторых, военно-политическое руководство (ВПР) США тогда считалось с мнением, что войну можно вести только с использованием «приемлемых» для американского народа средств. В-третьих, для ВПР США трудно было бы объяснить народу своей страны необходимость «испепеления» или «превращения в руины» своего бывшего союзника по борьбе с фашизмом.
Но планы ведения обычных и ядерных войн разрабатывались и будут разрабатываться. Какие же виды ядерных войн намеревались вести против СССР в США?
В период монопольного владения США ядерным оружием и полной неуязвимости континентальной части страны от ядерного воздействия со стороны потенциального противника ВПР страны сделало ставку на развитие воздушной наступательной ядерной мощи. Отказавшись от представлявшегося ненужным пропорционального развития всех видов ВС, Вашингтон приступил к созданию и наращиванию стратегической авиации и ускоренному пополнению ядерного боезапаса страны ядерным и термоядерным оружием стратегического и «тактического» назначения. Рост ядерного боезапаса повлек за собой увеличение количества объектов поражения и числа категорий целей в общем комплексе объектов поражения: к целям в городах присоединились военные объекты и объекты экономики вне городов. Трудности действий по СССР с континентальных баз США преодолевались созданием кольца авиационных и военно-морских баз вокруг СССР. Длительность применения ядерного оружия в войне на раннем этапе этого периода зависела от темпов производства ядерного оружия и определялась максимум двумя-тремя годами. САК приступало бы к выполнению своего плана EWP через одну-две недели подготовки и намеревалось истратить выделявшийся ему для реализации этого плана ядерный боезапас в срок до 30 суток. В условиях монополии США на ядерное оружие любое его применение автоматически становилось превентивным. Именно отсюда ведет свое происхождение флагманский тезис ядерной политики США – применять ядерное оружие первыми.
Действовавшая в 1953–1961 годах, в эпоху президента Эйзенхауэра, стратегия «массированного возмездия» учитывала потерю атомной монополии и неуязвимости США и делала ставку на устрашение СССР путем наращивания превосходства стратегической ядерной мощи США и угрозой гарантированного уничтожения СССР. Если в 1953 году США имели 1169 ЯБЗ суммарной мощностью около 73 Мт и средней мощностью одного ЯБЗ в 62 кт, то уже в 1957 году число ЯБЗ возросло до 5543 с суммарной их мощностью в 17 546 Мт и средней мощностью одного ЯБЗ в 3 Мт. Вдумайтесь в эту цифру: 3 мегатонны одного ЯБЗ равны взрыву 3 млн тонн тринитротолуола! А даже взрыв только одной бомбы мощностью в 1 Мт означал, что находившиеся в городе вне укрытий люди погибли бы или немедленно потеряли трудоспособность в результате воздействия ударной волны, светового излучения и проникающей радиации в радиусе 4,7–6,5 км от эпицентра.
ВПР США приравняло использование ядерного оружия к использованию обычного оружия и заявило, что «любая война, в которой советские войска будут действовать непосредственно против ВС США и против самих США, будет считаться всеобщей». Это означало, что любая война США против СССР с первых минут боевых действий стала бы всеобщей ядерной войной (иными словами – неограниченной полномасштабной ядерной войной). Несоответствие названия стратегии («возмездие» – это ответные меры) ее содержанию подтверждалось тем, что ВПР США фактически не исключало возможности нанесения превентивных и упреждающих ядерных ударов по СССР.
Венцом американской стратегии массированного возмездия стал утвержденный в 1960 году первый план SIOP (единый для всех видов ВС США оперативный план поражения ядерным оружием стратегических объектов на территории СССР, КНР и их союзников). Выполнением этого плана с применением 3423 ЯБЗ суммарной мощностью 7817 Мт по 937 точкам прицеливания (эпицентрам) достигалось бы уничтожение 1345 военных и гражданских объектов и свыше 285 млн человек в СССР, КНР и в странах, входивших в их блоки. В СССР в результате выполнения этого плана было бы разрушено 82% промышленных объектов страны и в течение первых трех суток погибло бы 54% населения. Порождением стратегии массированного возмездия стало поступление на вооружение стратегических ядерных сил (СЯС) с 1959–1960 годов МБР наземного базирования, стратегических крылатых ракет воздушного базирования и неуязвимых атомных ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами сначала средней, а потом и большой дальности.
ДОЗИРОВАННАЯ СМЕРТЬ
Стратегия «гибкого реагирования» (дозированного применения силы) действовала в 1961–1971 годах и стала, по существу, стержнем для всех последующих стратегий. Она признавала нежелательность для США всеобщей ядерной войны и отражала стремление ВПР США отнести возможность ведения ядерной войны, не достигающей масштабов всеобщей ядерной войны (то есть ограниченной ядерной войны против СССР), подальше от США, не навлекая на континентальную часть страны советских ядерных ударов.
Поддерживая превосходство своих СЯС для ведения всеобщей ядерной войны, ВПР США резко усиливало возможности сил общего назначения с их обычным и тактическим ядерным оружием для ведения обычной войны и ограниченной ядерной войны. Гибкость реагирования обеспечивалась определенной последовательностью расширения районов, масштабов и интенсивности военных действий. Сначала предполагалось ведение войны только с обычным оружием. Далее (судя по учениям, через несколько суток) США переступали через «ядерный порог» и начинали бы ограниченную ядерную войну. Под ограниченной ядерной войной понималась прежде всего война в Европе (США/НАТО против СССР/ОВД) с постепенной эскалацией совместного с союзниками использования американского ядерного оружия по количеству и мощности ЯБЗ, по районам и дальности их применения. Короче говоря, ядерное оружие использовалось бы сначала по войскам и силам на «поле боя» и в тактической глубине и потом все дальше и дальше по объектам на всей территории стран ОВД (исключая или включая объекты на европейской территории СССР), а территория США обладала бы иммунитетом от вирусов ядерных ударов.
Как метко заметил один французский генерал, «это была бы война до последнего европейца». В худшем для США случае ограниченная ядерная война на удаленном от них ТВД превращалась бы во всеобщую (стратегическую) ядерную, под которой понималась возможность применения СЯС США против СССР и его союзников в превентивных, упреждающих, ответно-встречных и ответных ударах по объектам одной, двух или трех категорий (от ядерных сил до объектов в городах) одной страны, нескольких или всех стран-противников. Данным планированием надеялись на достижение такой гибкости стратегического ядерного реагирования, которая, по расчетам американцев, позволяла бы вести против СССР своего рода ограниченную всеобщую (стратегическую) ядерную войну посредством контрсилового нацеливания. В 1967 году США имели наибольший за все время ядерный боезапас, доведя его до 31 255 ЯБЗ с подавляющим числом ядерных боезарядов тактического назначения. Мерилом сдерживания устрашением стала возможность уничтожения в СССР от половины до трех четвертей промышленности и от одной четверти до одной трети населения в считаные дни путем полного выполнения американского плана SIOP и плана SSP НАТО.
В 70-е годы ядерный боезапас СЯС США увеличился вдвое, а планы ведения стратегической ядерной войны против СССР преобразовались в варианты главных ударов (MAO), выборочных ударов (SAO) в составе главных, ограниченных ударов (LNO) в составе главных и выборочных по малому числу объектов. На театре войны предусматривалось региональное применение ядерного оружия (RNO). Имела место дальнейшая детализация контролируемых действий в отношении объектов, районов и масштабов применения ядерного оружия для достижения максимальной многовариантности использования СЯС. Предусматривалось поражение четырех категорий объектов: СЯС, сил общего назначения, органов государственного и военного управления, экономики. Длительность ядерной войны, по сообщениям СМИ, могла достичь 60 суток. Но уже на учении в 1979 году считалось, что обмен ядерными ударами может затянуться до трех-пяти месяцев. Перспектива ведения затяжной ядерной войны потребовала создания стратегического ядерного резерва. Очевидным стало стремление США завершить контролируемую контрсиловую ядерную войну с ее эскалационными возможностями на наиболее низком уровне применения ядерного оружия и на наиболее выгодных для США условиях.
ПОБЕДА БУДЕТ ПИРРОВОЙ
В 80-е годы ВПР США, признав на словах невозможность победы в ядерной войне, повысив ядерный порог в ядерной войне на театре войны до одной-трех недель и увеличив длительность стратегической ядерной войны до шести или более месяцев, продолжало делать ставку на преобладание США на любом этапе ядерной войны на основе ядерного превосходства и наращивало возможности по нанесению обезоруживающего и особенно обезглавливающего ударов. К концу холодной войны, в 1989 году, США имели 22 217 ЯБЗ, из них в СЯС около 13 000 ЯБЗ.
В 90-е годы, после развала СССР, ВПР США сократило общий ядерный боезапас, почти полностью ликвидировало тактическое ядерное оружие, отказалось от положений по ведению затяжной ядерной войны. В НАТО перестали считать ядерное оружие средством ведения боя, заговорили о субстратегическом ядерном реагировании с его выборочными чрезвычайными вариантами (SCO) на основе использования в основном нестратегического ядерного оружия и о стратегическом ядерном реагировании с его главными чрезвычайными вариантами (MCO), декларировав отказ от нацеливания на крупные города. СЯС США перешли на планирование главных и ограниченных ударов силами SIOP и ударов силами стратегического ядерного резерва.
В 2005 году из проекта официального документа «Доктрина совместных ядерных операций» ВС США можно было уяснить, что «глобальная ядерная война» (вроде бы отмененная в 1989 году), «стратегические ядерные операции» и «ядерные операции на театре войны» не исчезли с повестки дня. В 2008 году стало известно о наличии у СЯС США оперативного плана 8010 (планы типа 80ХХ в нашем веке пришли на замену планам SIOP) и о существовании в рамках стратегического ядерного реагирования вариантов «чрезвычайного реагирования», «выборочного удара», «основного удара» и действий по указанию/по адаптивным планам. И, наконец, 2013 год, ознаменовавшийся изданием новой стратегии применения ядерного оружия США, из которой явствует, что США сохраняют «существенные контрсиловые возможности» и «не полагаются» на контрценностное нацеливание. Следовательно, США придерживаются контрсилового нацеливания и предлагают свои прежние правила игры – ограничиться стратегическими ядерными операциями различного, но возможно меньшего уровня с нанесением ударов по ядерному потенциалу и важнейшим военным объектам, сохраняя на крайний случай способность перехода к глобальной ядерной войне.
МОСКВА ПОД ПРИЦЕЛОМ
Давайте посмотрим, как СЯС США нацеливались на нашу страну.
Контрценностное нацеливание подразумевает уничтожение объектов экономики вне городов и в городах, а контрсиловое – уничтожение военных объектов вне городов и в городах. В обоих случаях умышленно или непреднамеренно жертвой становится население. В ядерной стратегии 2013 года говорится, что США не полагаются на концепцию контрценностного нацеливания, преднамеренно не нацеливаются на гражданское население или гражданские объекты и будут стремиться к сокращению до минимума побочного ущерба гражданскому населению и гражданским объектам. В 70-е годы население как таковое тоже было исключено из нацеливания, но в результате исполнения плана SIOP в 1977 году погибло бы 113 млн человек. Чаще всего американцы утверждали, что они нацеливаются не на города, а на объекты в городах. Так в 1974 году действовало требование о нацеливании не менее одного ЯБЗ на промышленный объект в каждом из 250 городов СССР. А в 1979 году министр обороны США утверждал, что города не могут быть исключены из перечня объектов, поскольку необходимо сохранять вариант удара по городским промышленным объектам.
Если в 1946–1948 годах американцы нацеливали на 20 городов СССР ЯБЗ с мощностью каждого в 20–50 кт, то в 60-е годы на 200 городов наряжались ЯБЗ с мощностью каждого от 200 кт и более. Если президент Картер в конце 70-х годов заявлял, что одна американская ПЛАРБ с БРПЛ «Посейдон» способна поразить крупные и средние города Советского Союза, то оценка бывшего министра обороны Макнамары была менее оптимистична. Он полагал, что 20 ПЛАРБ, вооруженных 320 БРПЛ «Посейдон» с 3200 ЯБЗ суммарной мощностью 128 Мт (и эквивалентным ущербом в 400 Мт), способны уничтожить 76% промышленности и 74 млн человек.
О прекращении нацеливания СЯС США на города (с различными оговорками) сообщалось уже давно и неоднократно. Так, в 1992 году генсек НАТО объявил о прекращении нацеливания ядерного оружия НАТО на крупные города. А чем провинились средние и малые города? Кроме того, возможно, есть и другая сторона ответа на вопрос, почему США «не полагаются» на контрценностное нацеливание. Для него американцам потребовалось бы существенно меньше ЯБЗ, чем для контрсилового нацеливания. Вспомним план SIOP 1969 года. На объекты категории «А» (СЯС вне городов) выделялось в зависимости от вида и варианта удара от 58 до 74% ЯБЗ, а на объекты категории «С» (военные объекты в городах и не менее 70% промышленности в городах) – 11% от общего наряда ЯБЗ. Что касается положения ядерной стратегии 2013 года о «применении принципов разграничения и пропорциональности и стремлении минимизировать побочный ущерб для гражданского населения и гражданских объектов», то под «разграничением» можно понимать применение высокоточного ядерного оружия, а под «пропорциональностью» – применение способных поразить объект ядерных боезарядов с минимально необходимой мощностью взрыва.
Вернемся к положению, что США не полагаются на контрценностное нацеливание. Что значит «не полагаться»? «Не полагаться» – вовсе не означает полностью отказаться. Например, в прошлом веке имели место неоднократные заявления, что США не полагаются на ответно-встречный удар. Тем не менее он существовал и, судя по ядерной стратегии 2013 года, пока будет жить. Так что рано говорить и о полном отказе от контрценностной стратегии.
Теперь поговорим о висевшем и висящим над Москвой ядерном дамокловом мече. В конце 40-х годов Москву предполагали поразить восемью атомными бомбами, позже это число удвоили, а в 60-е годы на город нацеливали по крайней мере четыре десятка ЯБЗ. Судя по сообщениям СМИ, в конце 70-х годов на столицу могло быть наряжено 60, а в конце 80-х годов нацеливалось 120 ЯБЗ (для сравнения: на Киев – только 40). По плану SIOP-4C, введенному с января 1968 года, только для поражения объектов ПРО/ПВО в основном в Подмосковье и частично в Прибалтике предназначалось свыше 100 моноблочных МБР «Минитмэн» с ЯБЗ мегатонного класса (с мощностью каждого ЯБЗ в 1 или 2 Мт), не считая однозарядных и трехзарядных БРПЛ. В 1983 году официально сообщалось, что в рамках контрсилового нацеливания для поражения военных объектов в Москве занаряжены ЯБЗ суммарной мощностью 50 Мт, из которых 50% достигнут своих точек прицеливания (эпицентров). На каждого москвича тогда пришлось бы по целых 3 тонны взрывчатки (в переводе на тонны тринитротолуола), а на каждый квадратный метр общей площади города – почти по 30 кг взрывчатки.
В 2004 году один из бывших командующих Объединенным стратегическим командованием (ОСК) США выразил мнение, что ранее на Москву могло быть нацелено 400 ЯБЗ (возможно, он включал Москву с пригородами). В 2012 году в исследовании, в числе главных авторов которого находился другой бывший командующий ОСК, предполагалось, что если к 2022 году общий ядерный боезапас США сократится до 900 ЯБЗ, то на Москву станут нацеливать 80 ЯБЗ. Цифры из прошлого и будущего заставляют думать о реальном настоящем.
СДЕРЖИВАНИЕ УСТРАШЕНИЕМ
Как видно, фасад ядерной стратегии США против СССР в последние 50 с лишним лет составляли следующие положения.
Не допустить ядерного нападения на США путем сдерживания устрашением (угрозой нанесения агрессору в ответном ударе большего или неприемлемого для него ущерба).
Выжить после первого (обезоруживающего) удара противника и сохранить способность причинения агрессору в своем ответном (втором) ударе большего или неприемлемого для агрессора ущерба.
Сохранить после нанесения своего ответного удара способность действовать и дальше по противнику, а в случае необходимости и по другим странам, посредством создания достаточного ядерного резерва.
Обеспечить эту способность поддержанием избыточных и превосходящих противника как по количеству и качеству состава, так и по уровню выживания стратегических ядерных сил.
Ограничить ущерб для США в ядерной войне созданием способности ведения контролируемой по категориям объектов поражения, по районам нанесения ударов и по масштабам применения оружия ядерной войны, по возможности соблюдая пропорциональность при взаимном обмене ударами.
Преобладать над противником на любом этапе контролируемой ядерной войны и заставить его прекратить ведение такой войны на возможно более раннем этапе применения ядерного оружия и на наиболее выгодных для США условиях.
За фасадом ядерной стратегии сейчас кроятся положения, касающиеся использования превентивных и упреждающих ударов, нацеливания на военные объекты в городах и уровня «конечного» массового поражения.
Сравним прошлое с настоящим.
В 60-е годы прошлого века СЯС США располагали возможностью использовать в одном пуске/вылете 4–5 тыс. ЯБЗ для гарантированного поражения объектов, сгруппированных в 1–1,5 тыс. эпицентров, что привело бы к гибели в СССР до трети населения. В 2013 году США имели 4804 ЯБЗ с оценочной суммарной мощностью более одной гигатонны. Подавляющее число этих ЯБЗ находится у ОСК. В сравнении с 60-ми годами средства доставки ЯБЗ стали гораздо точнее, и на один намеченный эпицентр теперь требуется меньше доставляемых ЯБЗ. По ядерной стратегии 2013 года США придерживаются концепции контрсилового нацеливания. Но контрсиловое нацеливание предполагает применение ядерного оружия первыми, поэтому США никогда не связывали себя обязательством не применять ядерного оружия первыми.
В 1977 году Збигнева Бжезинского, когда он был помощником у президента-демократа Джимми Картера, интересовал вопрос об уничтожении в ядерной войне «русских русских» (то есть этнических русских в СССР). В 2011–2012 годах Митт Ромни, бывший и будущий кандидат на пост президента США от республиканцев, объявил РФ главным для США геополитическим врагом и мечтал об устранении «империи зла» и расширении жизненного пространства для США. Уж не волнуют ли американских «ястребов» обширные земли нашей страны? Кстати, еще в 2002 году ВПР США включило всю территорию РФ, от Калининградской области и по самую Чукотку, в зону ответственности командующего Объединенным командованием ВС США в Европе.
К счастью или нет, но людей сейчас больше интересуют гигабайты компьютеров, а не гигатонны ядерного боезапаса; людей больше волнуют пиксели и биты гаджетов, нежели паскали и зиверты от воздействия ядерных взрывов; их больше тревожат курсы валют, чем планы и условия применения ядерного оружия.
Однако ядерные боезаряды, их носители и средства доставки никуда не делись, они существуют точно так же, как существуют планы применения ядерного оружия с их составителями и возможными исполнителями.
Ядерный век продолжается.