0
4094
Газета Вооружения Интернет-версия

21.11.2014 00:01:00

Ворота Чжухая распахнуты в Азию

Звездой 10-го авиакосмического салона "Чайна Айршоу–2014" стал Су-35

Тэги: чжухай, китай, авиакосмический салон, оак, су35, су27, погосян, индия, су30, атр


чжухай, китай, авиакосмический салон, оак, су-35, су-27, погосян, индия, су-30, атр Су-35 на выставке в Чжухае. Позади него стоят Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Фото автора

Южный Китай, город Чжухай. Постоянная низкая облачность. Сказал бы «пасмурно», но даже ночью здесь +19 по Цельсию, днем +22. Просто высокая влажность, тропики. Дороги обсажены пальмами, и полно цветущих деревьев и кустов. Тяжелая сырая дымка укрывает окрестные горы и высотки игорной столицы региона – Макао. Макао и Чжухай разделяет нитка железной дороги, забор и пограничный переход. Хотя страна одна.

В Чжухае 11–16 ноября проходил 10-й авиакосмический салон «Чайна Айршоу-2014», очень напоминающий наш московский МАКС. Как и у нас, здесь большая часть экспозиции заполнена отечественной продукцией. А главное, космическая и авиационная техника китайского производства очень похожа на советскую и российскую. И слегка столбенеешь, видя на фронтонах павильонов огромные панно, на которых стыкуются космические корабли, явно «Союзы», и взлетают знакомые ракеты-носители с красными флагами на корпусе. Только приглядевшись, понимаешь, что это флаги Китайской Народной Республики, стремительно догнавшей в технологическом развитии и Россию, и США.

ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ

Догнать – это одно, а перегнать – потруднее будет. Бесспорной звездой выставки стал российский сверхманевренный истребитель Су-35 поколения 4++. На аэродроме он стоял наособицу. И возле металлического барьера, отделявшего его от публики, всегда клубилась толпа. Ни один другой объект не собирал здесь столько народу. Даже в павильоне, где была выставлена модель Су-35, всегда толпился народ, фотографировал на айфоны и айпады. А уж люди с профессиональными камерами задерживались обязательно и надолго.

Переговорная комната ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») не пустовала. Уходили китайские адмиралы, вскоре приходили генералы ВВС. Их сменяли гражданские. А на аэродроме Су-35 посетил заместитель председателя КНР товарищ Лю Юаньчао. Он поднялся по трапу и заглянул в кабину. Пояснения ему давал главный конструктор и руководитель программы Су-35 Игорь Демин. Самое интересное, что товарищ Лю показал полное понимание тактико-технических характеристик и профессиональными авиаторскими жестами уточнил, что подразумевает сверхманевренность. И отметил, что его особенно впечатлил двигатель, который развивает тягу 8,8 т, а на форсаже почти удваивает – 14,5 т.

На вопрос одного из корреспондентов, на какой стадии находятся переговоры о продаже Китаю партии Су-35, президент ОАО «Объединенная авиастроительная компания» Михаил Погосян с улыбкой ответил: «На стадии переговоров». И пояснил, что детали переговорного процесса – это вопрос заказчика и поставщика. С российской стороны переговоры ведут представители ОАО «ОАК», «Рособоронэкспорта» и компании «Сухой». И то, что в Чжухае демонстрируется Су-35, говорит, что российские авиастроители с оптимизмом смотрят в будущее. Надо понимать, что идут серьезные смотрины и речь уже может идти о согласовании ряда параметров, которые могут войти в будущий контракт.

Как положено, на авиашоу были показательные полеты. Первым номером шел китайский самолет 5-го поколения J-31, впервые показанный массовой публике. Правда, только в полете. Он, как серый призрак, явно не стараясь удивить искусством высшего пилотажа, носился в низкой тяжелой дымке, но на стоянке его не было. Так что рассмотреть вблизи это чудо китайского авиапрома с российским двигателем РД-93 оказалось невозможно. А вот вторым номером летал наш Су-35, он и стал «звездой» и «гвоздем» всего аэрошоу, любимцем китайской публики. И все дни его стоянка на аэродроме приковывала внимание публики.

На краткой встрече с журналистами президенту ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» задавались и неудобные вопросы. В частности, не получится ли с Су-35 как в свое время с Су-27, когда китайцы прервали закупку комплектов для лицензионной сборки и начали выпускать свой клон этой машины.

Михаил Асланович ответил: «Я считаю, что программа лицензионного производства Су-27 в целом развивалась успешно. И она заложила определенный технологический уровень китайской авиационной промышленности, строительства современных самолетов 4-го поколения. Созданы условия, чтобы в дальнейшем можно было рассматривать и возможность кооперации по другим программам».

Михаил Погосян не исключает, что помимо проектов в гражданском авиастроении в будущем возможны совместные с Китаем программы разработки в области военной авиации. «Но безусловно, решения по такого рода проектам должны приниматься на уровне правительств двух стран», – говорит президент ОАО «ОАК».

На китайском рынке и на рынке всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) Объединенная авиастроительная корпорация предлагает широкие возможности кооперации по всем направлениям, долгосрочные перспективы сотрудничества.

«Для меня нынешняя выставка знаменует новый этап сотрудничества России и Китая, – говорит Михаил Погосян. – Мы достаточно больших успехов достигли в военной авиационной технике. Дальше потребовалось время, чтобы мы предложили на китайский рынок новые продукты – гражданскую продукцию и стали выстраивать такое долгосрочное сотрудничество. Думаю, что наряду с политическим стратегическим партнерством между Россией и Китаем это создает хорошие условия для того, чтобы проекты в области высоких технологий были реализованы в благоприятных условиях. У нас есть что предложить нашим партнерам в качестве основы для дальнейшей работы».

На выставке представители ОАО «ОАК» активно работали с коллегами из Comac (Commercial Aircraft Corporation of China) – государственной Корпорации коммерческих самолетов Китая по проекту широкофюзеляжного самолета. Помимо этой компании, занимающейся созданием пассажирских лайнеров, существует мощное государственное объединение AVIC (Aviation Industry Corporation of China) – Корпорация авиационной промышленности Китая. Кстати, на выставке в Чжухае, как сообщил Михаил Погосян, был подписан протокол о выстраивании долгосрочной программы сотрудничества между ОАК и AVIC.

ОГРОМНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ РАБОТЫ

Наряду с Китаем в АТР одним из важнейших партнеров ОАО «ОАК» является Индия. Президент Объединенной авиастроительной корпорации считает очень успешной программу лицензионного производства самолетов Су-30МКИ в Индии. До 2020 года там должны произвести 140 лицензионных машин. Но сегодня, отмечает Михаил Погосян, основное направление сотрудничества с Индией – это создание совместных проектов.

«Думаю, это правильный путь, потому что это стыкуется со взглядами нового правительства Индии, которые огласил премьер-министр Нарендра Моди: «Делать в Индии», – говорит Михаил Погосян. – Мы, собственно, уже следовали этой идеологии раньше, чем она была провозглашена. Реализация российско-индийских проектов самолета 5-го поколения и многоцелевого транспортного самолета MTA (MultiroleTransportAircraft) как раз вписывается в стратегию правительства Индии».

Президент ОАО «ОАК» не раз отмечал, что стратегия российской корпорации – это как раз создание высокотехнологичных современных продуктов в кооперации с партнерами. Говоря о совместных проектах с Индией, он сказал: «Мы сейчас по программе 5-го поколения и по программе многоцелевого транспортного самолета завершили этап определения предварительных требований к этим самолетам для дальнейшего перехода к полномасштабной разработке проектов. Правда, если мы говорим о самолете 5-го поколения, то в основе этой дискуссии, этого диалога лежит базовый самолет ПАК ФА, который сегодня проходит испытания. По программе МТА мы пока не имеем такой базовой разработки но тем не менее эта программа рассматривается как важнейшая в сотрудничестве с Индией. Я рассчитываю, что в достаточно осязаемой перспективе переговоры завершатся. Но не хочу забегать вперед, поскольку есть ряд вопросов, связанных с организацией работ, со стоимостью, с уточнением отдельных технических деталей. Хотя в целом требования, как я уже сказал, согласованы. Все требует определенного времени и соответствующих процедур согласования на уровне правительств».

Выставка в Чжухае выглядит как внутрикитайская. Здесь почти не видно иностранных военных в экзотической униформе, зато есть толпы местных жителей, с восхищением разглядывающих продукцию своей страны. Поэтому я спросил президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаила Погосяна, что для него Чжухай – конкретная углубленная работа с Китаем или ворота на большой рынок Азии?

«Обе эти задачи. И углубленная работа с Китаем, и, безусловно, выход к новым тихоокеанским рынкам, – ответил глава корпорации. – Когда мы говорим об Азиатско-Тихоокеанском регионе, то китайский является самым крупным рынком. Но нельзя сказать, что мы делаем акцент исключительно на китайский рынок. Если посмотреть географию наших поставок – это Индия, Вьетнам, Индонезия и целый ряд других заказчиков. И естественно, что мы используем выставку в Чжухае, так как большое количество заказчиков из этих стран здесь присутствует. Сегодня в фокусе нашего внимания находятся Индия, Вьетнам, Малайзия. Поэтому у нас здесь большой объем интересов. Но это рынок военной техники. Если же говорить о гражданской авиационной технике, то, как известно, больше 35% этого рынка на ближайшие 20–25 лет – это рынок АТР. Поэтому выход сюда с новыми продуктами – другой фокус наших усилий».

Мы улетали из столицы провинции Гуандун города Гуанчжоу. Огромный аэропорт, множество улетающих и прибывающих китайцев. Благосостояние полуторамиллиардной страны растет, спрос на авиаперелеты – тоже. Действительно, тут призадумаешься, какие самолеты для нашей промышленности сейчас наиболее перспективны. Вот он – рынок ближне- и среднемагистральных, дальних и широкофюзеляжных, бизнесджетов и малой авиации… А за горами Вьетнам, миллиардная Индия, сотни островов Индонезии, Филиппины, Малайзия… Огромное поле для работы.

Чжухай–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Главной опасностью для США стала экономика Китая

Главной опасностью для США стала экономика Китая

Игорь Субботин

Госсекретарь Помпео поставил Пекин выше Москвы в списке угроз

0
998
Книги, дети, пастила

Книги, дети, пастила

Марианна Власова

Книжно-яблочный фестиваль проходит ежегодно в Коломне

0
116
Главкнига. Чтение изменившее жизнь

Главкнига. Чтение изменившее жизнь

Татьяна Грауз

0
373
Пекин нашел болезненную точку Вашингтона

Пекин нашел болезненную точку Вашингтона

Анастасия Башкатова

Трамп удивил строителей "Северного потока – 2"

0
4157

Другие новости

Загрузка...
24smi.org