0
6817
Газета Вооружения Интернет-версия

12.12.2014 00:01:00

85 лет самоотверженного труда на благо Родины

Основные этапы развития аппарата начальника вооружения Вооруженных сил по оснащению армии и флота

Анатолий Гуляев

Об авторе: Анатолий Васильевич Гуляев – руководитель департамента вооружения МО РФ, генерал-лейтенант.

Тэги: красная армия, тухачевский, николай II, устинов, опк, оборонный заказ, мо рф, уборевич, ванников, неделин


красная армия, тухачевский, николай II, устинов, опк, оборонный заказ, мо рф, уборевич, ванников, неделин На начальном этапе Великой Отечественной войны в стране удалось быстро увеличить в разы выпуск боевой техники. Фото 1942 года

В истории каждого органа военного управления и любого воинского коллектива есть определенные этапы, своеобразные рубежные, знаменательные даты.

Для Департамента вооружения Министерства обороны РФ датой является 28 ноября 2014 года – день 85-летия со дня его образования.В этот день в 1929 году была учреждена должность начальника вооружений Рабоче-крестьянской Красной армии и создан его аппарат – Служба вооружений РККА.

ВМЕСТЕ С ГОСУДАРСТВОМ

История становления и развития Департамента вооружения МО РФ неразрывно связана с историей нашего государства и его Вооруженных сил. В настоящее время Департамент вооружения МО РФ является правопреемником всех предшествующих органов военного управления Вооруженных сил, отвечающих за решение вопросов формирования основных направлений военно-технической политики, создания, совершенствования и развития системы вооружения.

Можно с уверенностью сказать, что на всех этапах российской истории роль органов военного управления, отвечающих за развитие системы вооружения, неизменно возрастала в периоды обострения военно-политической обстановки, наличия реальной возможности по укреплению обороноспособности государства и развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Начало истории создания органов технического оснащения русской армии было положено в 1475 году, когда по приказанию великого князя Московского Ивана III была создана Пушечная изба – первый орган управления, ведающий производством и оснащением войск, артиллерийским вооружением, оружием и боеприпасами.

Двумя столетиями позже, в 1862 году, создается Главное артиллерийское управление (ГАУ) русской армии, в ведении которого сосредоточиваются вопросы технического оснащения армии артиллерийским вооружением, стрелковым оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и порохом.

Изменение форм и способов ведения войны, создание новых средств вооруженной борьбы в начале XX века, таких, как танки и бронетехника, аэропланы и аэростаты, самолеты и автомобили, потребовало создания специального органа управления оснащением русской армии этими средствами, каким стало Главное инженерное управление. С 1912 года оно получило наименование Главного военно-технического управления (ГВТУ).

Решение вопросов технического оснащения флота было поручено Главному морскому штабу, в 1906 году переименованного в Морской генеральный штаб.

Важной вехой в истории развития отечественных органов технического оснащения явился разработанный военным ведомством в 1907 году и представленный на утверждение императору Николаю II проект программы вооружения русской армии, рассчитанной на период до 1921 года, которым впервые в истории предусматривались комплексное развитие системы вооружения армии и флота, некоторая доля закупок по импорту и широчайший раздел строительства оборонных предприятий. Разработка данной программы вооружения русской армии явилась прообразом программного планирования развития системы вооружения в целом.

После Октябрьской революции 1917 года советским правительством был предпринят ряд попыток централизовать управление заказами вооружений и их производством, для чего в ноябре 1918 года создается Центральное управление снабжения, объединившее функции двух ранее созданных управлений – ГАУ и ГВТУ.

В дальнейшем, в июле 1919 года, при Совете обороны создается институт Чрезвычайного уполномоченного по снабжению РККА и его аппарат на местах. В этом же году в составе данного института образовывается Совет военной промышленности, главной задачей которого является разработка целенаправленных программ производства вооружений, возрождение военной промышленности и создание единого оборонно-производственного фронта советской республики.

Необходимо отметить, что в первые годы советской власти потребности в конкретных видах вооружения определяли два органа военного управления – Народный комиссариат по военным и морским делам и штаб РККА. Практические вопросы военного и гражданского производства решались Советом труда и обороны при Совете народных комиссаров. На госплан, входивший в состав Совета труда и обороны, возлагались задачи по текущему и перспективному планированию производства, в том числе и вооружений. Размещение заказов на производство вооружений осуществлял Комитет военных заказов при Высшем совете народного хозяйства.

НОВЫЙ ЭТАП

Проходят годы, страна становится на путь индустриализации и принимает первый пятилетний план развития народного хозяйства на 1929–1934 годы. В этот период осуществляется целый ряд мероприятий по централизации руководства и планированию процесса оснащения армии и флота вооружением и военной техникой. Согласно положению, утвержденному приказом РВС СССР от 28 ноября 1929 года № 372/84, в государстве учреждается должность начальника вооружения РККА, подчиняющегося непосредственно народному комиссару по военным и морским делам.

Авторство идеи организации такой службы принадлежит Маршалу Советского Союза М.Н. Тухачевскому. По его замыслу в РККА должен был быть орган, разрабатывающий программы перспективных вооружений, что в первую очередь касалось программ по созданию артиллерийских систем, автобронетанковой техники, самолетов и морских судов. Первоначально на эту должность назначается опытнейший военачальник командарм 1 ранга И.П. Уборевич, а в 1931 году – Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Именно эта дата является началом отсчета в истории аппарата начальника вооружения Вооруженных сил государства.

Нетрудно убедиться, что права и обязанности начальника вооружения РККА в тот период были самыми обширными. На него возлагалась ответственность за разработку системы вооружения армии и флота, перспективных материальных и финансовых планов оснащения войск вооружением и военной техникой (ВВТ) как в мирное, так и в военное время. Ему было поручено руководить созданием новых образцов вооружения и постановкой их на производство, контролировать исполнение заказов предприятиями промышленности и участвовать в производственно-технологической подготовке предприятий к выполнению мобилизационных заданий в военное время, осуществлять руководство стандартизацией и изобретательством в ВС. Начальнику вооружения были непосредственно подчинены все основные довольствующие управления РККА.

Принципиальное значение имел факт создания в то же самое время в большинстве довольствующих управлений РККА новых органов управления развитием вооружения – военных научно-технических комитетов, сыгравших значимую роль в вопросах создания новых образцов ВВТ. Одновременно с этим укреплялись существующие и создавались новые научно-исследовательские институты,  испытательные базы и полигоны.

ВОЙНА

Важно отметить, что бурные политические события 30-х годов прошлого столетия не смогли изменить положительную направленность вектора программного развития вооружения ВВТ, предложенного Маршалом Советского Союза М.Н. Тухачевским в 1931 году. Наиболее интенсивно эти мероприятия начали претворяться в жизнь, начиная с 1938 года, а к началу 1941 года в основном были завершены опытные разработки современных образцов ВВТ, проведены испытания и созданы предпосылки их массового производства.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов потребовала дополнительной централизации всей системы государственного управления, в том числе и в области технического оснащения РККА. Вопросы снабжения фронта всем необходимым в годы войны решались непосредственно Государственным комитетом обороны и Ставкой Верховного главнокомандования через основной оперативный орган – Генеральный штаб и созданное в январе 1941 года Управление устройства тыла, вооружения и снабжения, являющееся преемником образованной в 1929 году Службы вооружения РККА. В задачу этого управления входило определение потребности войск в вооружении, военной технике и других материальных средствах, а также формирование и контроль планов создания и производства вооружений, снабжения ими войск. Важную роль в части развития вооружения и военной техники, их серийного производства играли в тот период отраслевые наркоматы: Наркомат вооружений под руководством Д.Ф. Устинова, Наркомат авиационной промышленности под руководством А.И. Шахурина, Наркомат боеприпасов под руководством Б.Л. Ванникова и другие.

Огромный вклад в дело Великой Победы внесли довольствующие органы армии и флота, и в особенности по линии обеспечения средствами поражения. О масштабах их труда можно судить на примере работы Главного артиллерийского управления и руководимой им службы артиллерийского снабжения. Объемы поставок на фронт составили: вооружения и различного имущества – 150 тыс. вагонов, боеприпасов – более 405 тыс. вагонов. Общий же грузооборот всех подчиненных ГАУ баз и складов за время войны составил 1,6 млн вагонов, или 16,1% от общего объема (9,9 млн вагонов) всех военных грузов.

45-7-3_t.jpg
Выпуск суперсовременных боевых вертолетов Ка-52
налажен в Приморье.
Фото Управления пресс-службы и информации МО РФ 

ЭПОХА РАКЕТНО-ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

В послевоенный период было принято решение отказаться от жесткой централизации в строительстве ВС, возложив ответственность за разработку и совершенствование вооружения и военной техники на главнокомандующих видами ВС, командующих родами войск и начальника тыла ВС. Однако по прошествии времени стало очевидным, что такая децентрализация органов технического оснащения ВС СССР не смогла обеспечить в должной мере координацию мероприятий по созданию и оснащению войск новой сложной боевой техникой, прежде всего ракетно-ядерным оружием и зенитно-ракетными комплексами, средствами радиолокации и автоматизации.

Именно поэтому уже в 1948 году вновь, как и 19 лет назад, учреждается должность заместителя министра ВС СССР по вооружению. На эту должность назначается маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, а в 1952 году – генерал-полковник артиллерии М.И. Неделин.

В июле 1952 года функции организации планирования заказов ВВТ и научно-исследовательских работ, контроля за мобилизационной подготовкой промышленности передаются Генеральному штабу, в котором для решения этих задач, а также координации деятельности видов (родов войск) ВС по данным направлениям в 1958 году образуется Научно-технический комитет (НТК ГШ ВС СССР). Его первым председателем стал генерал-полковник авиации И.В. Марков, а в 1960 году НТК ГШ ВС СССР возглавил генерал-лейтенант Н.Н. Алексеев.

Методы планирования развития вооружения, используемые в послевоенный период, вплоть до 60-х годов, можно охарактеризовать как программное планирование по организационному признаку. В целом эти методы обеспечивали нужды ВС в ВВТ, а соответственно и паритет с вероятным противником.

Создание новых образцов и комплексов ВВТ, боевых и обеспечивающих средств планировалось отдельным решением, двухлетним, годовым и иными планами НИОКР, с различной степенью их детализации и увязки при отсутствии комплексного подхода. По поставкам серийной техники разрабатывались и утверждались пятилетний и годовой планы, по капстроительству – годовой.

Дальнейшее развитие науки и техники, разработка принципиально нового, более сложного вооружения, рост стоимости и сроков создания образцов ВВТ, усложнение кооперационных связей в промышленности, значительное увеличение стоимости эксплуатации вооружения и несбалансированность систем оружия потребовали совершенствования системы планирования и разработки вооружения и военной техники, а также изменения ее организационной структуры.

В целях разрешения создавшейся ситуации и дальнейшего совершенствования системы планирования постановлением Совета министров от 10 июня 1969 года № 433-157 «О дальнейшем улучшении планирования развития вооружения и военной техники» определялся переход от планирования развития ВВТ по отдельным видам к комплексным долгосрочным планам и программам вооружения на 10 лет, включая разработку, поставку и обеспечение эксплуатации в войсках ВВТ, а также капитальное строительство военных объектов при максимальной увязке потребностей ВС с выделяемыми объемами средств.

Этим же постановлением была учреждена должность заместителя министра обороны по вооружению – начальника вооружения ВС СССР, на которую был назначен генерал-полковник Н.Н. Алексеев. А в 1970 году, для реализации новых принципов планирования развития вооружения и военной техники, создаются аппарат заместителя министра обороны по вооружению (Управление начальника вооружения) в составе управления перспективных исследований и разработки программ вооружения, управления планирования опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, управления заказов ВВТ и отдел военной стандартизации.

Следует отметить, что уже во второй половине 60-х годов в филиале 27 ЦНИИ МО началась проработка научно-методических основ использования методов программно-целевого планирования применительно к развитию системы вооружения. В результате была показана необходимость замены отраслевой системы управления развитием вооружения на новую систему планирования, в которой развитие осуществляется на основе сбалансированных по целям, задачам и ресурсам долгосрочных программ, объединяющим различные стадии жизненного цикла образцов вооружения: разработку, серийное производство, эксплуатацию и капремонт.

Крайне важно подчеркнуть, что при формировании долгосрочных программ учитывались возможности научно-технологической и производственной базы оборонной промышленности, формировались требования к уровню ее развития на плановый период.

ПЕРВАЯ ГОСПРОГРАММА

Основным практическим результатом проведенных организационных мероприятий и деятельности Управления начальника вооружения по внедрению новых методов планирования развития системы вооружения стало формирование первой государственной программы вооружения на 1976–1985 годы, обеспечившей сбалансированное развитие огромной номенклатуры образцов, систем и комплексов ВВТ. Ее выполнение позволило определить наиболее узкие места в развитии системы вооружения, связанные прежде всего с дублированием и избыточностью номенклатуры образцов ВВТ. Поэтому была сформулирована, а затем реализована на практике унификация ВВТ.

В целях научного обоснования направлений унификации ВВТ на межвидовом и видовом уровнях в декабре 1977 года создается 46 ЦНИИ, как головной институт МО по вооружению и военной технике, подчиненный заместителю министра обороны по вооружению. Коллективу ученых нового НИИ, в состав которого был включен ранее созданный филиал 27 ЦНИИ МО, удалось найти практические способы решения во многом и сегодня актуальной задачи по унификации ВВТ. Эффективная ее реализация, естественно, могла быть осуществлена только начиная с этапа планирования НИОКР через весь жизненный цикл изделия. Поэтому в начале 80-х годов были смещены акценты в направлении тематики научно-методического обеспечения программно-целевого планирования развития вооружения.

Необходимо также отметить, что к концу этого этапа полностью сложился механизм программно-целевого планирования развития системы вооружения, в котором широкая кооперация научно-исследовательских организаций МО и ОПК научно обосновывала, а аппарат начальника вооружения практически реализовал всю совокупность мероприятий по созданию сбалансированной системы вооружений, давая войскам возможность решать весь спектр военно-стратегических задач.

В 1986 году аппарат заместителя министра обороны по вооружению переименовывается в Управление заместителя министра обороны по вооружению, а с созданием в 1992 году ВС РФ – в Управление начальника вооружения ВС РФ (УНВ ВС РФ).

НОВАЯ ГЛАВА В ИСТОРИИ

Новый этап деятельности управления связан с масштабными политическими и экономическими преобразованиями в стране в начале 90-х годов прошлого столетия, когда заказывающие органы МО, вместе с ОПК страны, пережили этап глубокой реформации, связанной с сокращением армии и флота.

В этих непростых условиях важно было сохранить механизм централизованного планирования развития системы вооружения, а также обеспечить выполнение долгосрочных программ технического оснащения ВС, восстановить либо заменить разорванные кооперационные связи оборонных предприятий, а также максимально переориентировать заказы на российские предприятия ОПК.

В этот период УНВ ВС РФ решало две основные задачи: во-первых, поддержание боевой готовности войск за счет поставки в войска минимально необходимых вооружений, ЗИП и материалов; во-вторых, сохранение оборонной промышленности если не в полном объеме, то по крайней мере ее ключевых предприятий.

Первая задача была связана с тем, что находящиеся в эксплуатации в войсках (силах) образцы ВВТ требовали постоянного обслуживания, замены отдельных элементов или даже подсистем. Однако снабжать необходимыми для нормального функционирования ВВТ ЗИП и материалами, заказывать и обеспечивать регулярную поставку их в войска в условиях нарушившихся взаимосвязей было крайне непросто.

Вторая задача была обусловлена резким ростом задолженности государства оборонным предприятиям за поставленные ВВТ, в результате чего финансово-экономическое положение многих из них оказалось критическим.

Важно отметить, что единственным системообразующим и стабилизирующим органом управления для оборонных предприятий в тот период оказалось Управление начальника вооружения, которое сумело принять возможные организационно-плановые меры для сохранения основного состава ОПК страны за счет выбора приоритетов и оперативного маневрирования финансовыми ресурсами. Кроме того, разработка и производство основных систем вооружения переводились из стран бывшего СССР на российские ОПК.

В этот же период на УНВ ВС РФ пришлась основная работа по созданию нового нормативно-правового обеспечения функционирования системы заказов ВВТ.

В соответствии с решением Совета безопасности Российской Федерации от 11 августа 2000 года начался поэтапный переход к системе единого заказчика – организационной структуре, осуществляющей планирование и общую координацию работ по развитию ВВТ в части средств общего назначения в масштабах всех видов и родов войск ВС, воинских формирований силовых министерств и ведомств Российской Федерации.

Во исполнение принятых решений в конце 2004 года были предприняты меры по кардинальному изменению структуры системы заказов, суть которых заключалась в создании в МО РФ единого заказчика вооружения и военной техники – системы заказов и поставок ВВТ, в которой обеспечивался принцип единоначалия.

Коренное отличие этой структуры от ранее существовавшей заключалось в том, что удалось организационно объединить всех генеральных заказчиков МО в рамках одной структуры. При этом впервые были разделены задачи и приоритеты органов оперативного управления войсками и управления развитием системы вооружения.

Система заказов была выведена из сферы деятельности командования видами и родами войск и централизована. Конечным результатом этого процесса стало создание условий для перехода в единую систему технического обеспечения ВС РФ. Таким образом, ключевым принципом формирования новой структуры стало создание заказывающих органов исходя не из ведомственной принадлежности, а рациональной классификации типажа вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

В 2004–2007 годах был проведен комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию в МО РФ системы заказов и поставок ВВСТ, сформированы органы планирования и организации развития заказов и поставок ВВСТ в целях оптимизации структуры заказывающих органов и централизации управления процессами их разработки и производства.

В 2007–2012 годах были проведены мероприятия по коренному реформированию военной организации государства – переходу к новому облику ВС РФ, в рамках которого существенные организационные и функциональные изменения претерпела и система технического обеспечения ВС РФ и, как следствие, система заказов ВВСТ. Основным экономическим содержанием трансформации системы заказов стало постепенное снижение затрат на создание образцов ВВСТ и одновременное их увеличение на закупки образцов, серийно изготавливаемых промышленностью.

В рамках указанных выше мероприятий в 2008 году Управление начальника вооружения ВС РФ переформировывается в Главное управление вооружения ВС РФ, на которое возлагались задачи координации и контроля технического обеспечения, планирования, организации развития и серийных заказов вооружения и военной техники, координации эксплуатации, ремонта и утилизации ВВТ.

В декабре 2010 года, в целях оптимизации организационно-штатной структуры воинских частей и организаций планирования вооружений, Главное управление вооружения ВС РФ было переформировано в Департамент вооружения МО РФ с содержанием в штате должностей федеральных государственных гражданских служащих МО РФ.

В мае 2013 года Департамент вооружения МО РФ переведен на новый штат с содержанием в нем как должностей военнослужащих, так и должностей федеральных государственных гражданских служащих МО РФ. Департамент подчинен заместителю министра обороны Российской Федерации, отвечающему за военно-техническое обеспечение войск.

В настоящее время руководством страны и МО проводится большая работа по совершенствованию системы технического оснащения ВС РФ, в рамках которой уже реализован ряд мер, направленных на позитивное развитие взаимодействия всех субъектов данной системы. Наиболее значимыми являются следующие меры.

Адаптировано к современным экономическим условиям правовое регулирование взаимодействия субъектов системы технического оснащения ВС РФ, основу которого составляют Федеральный закон № 275 «О государственном оборонном заказе» и Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В составе Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации созданы специализированные советы по созданию новой технической основы для родов войск и видов ВС РФ, повысившие уровень взаимодействия между органами управления МО России и ОПК, а также создан Фонд перспективных исследований, способствующий интенсификации научных исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.

Повышена роль ОПК в формировании госпрограммы вооружения в соответствии с новыми правилами формирования ГПВ на 2016–2025 годы, включение в нее работы по созданию перспективных образцов ВВСТ осуществляется только после проведения необходимых материаловедческих, технологических, производственных и других исследований. При этом предусмотрено заключение контрактов на полный жизненный цикл, что стимулирует оборонные предприятия к повышению качества создаваемых образцов с тем, чтобы снизить возможные издержки на последующих стадиях жизненного цикла.

Выполняются пилотные проекты по созданию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ, а также скорректирована система ремонта и обслуживания техники. С 2013 года в МО восстановлены войсковые ремонтные подразделения, которые будут проводить техническое обслуживание и текущий ремонт ВВТ в войсках, в то время как средний и капитальный ремонт ВВСТ будут проводить предприятия промышленности.

Интенсифицирован процесс перехода к заключению государственных оборонных контрактов с интегрированными структурами, а не отдельными оборонными предприятиями, что повышает системность в функционировании таких структур.

Восстанавливаются статус и численность военных представительств МО, обеспечивающих связующую роль между системой заказов ВВСТ и оборонными предприятиями.

Повышается эффективность планирования ГОЗ, в том числе за счет перехода от годовых к долгосрочным контрактам, что, в свою очередь, позволяет оборонным предприятиям повысить качество внутреннего (производственного) планирования – ключевого инструмента повышения эффективности их функционирования.

Необходимо отметить, что принятые меры положительно сказались как на состоянии системы вооружения ВС РФ, так и на состоянии организаций ОПК, что свидетельствует о правильности реализуемого сегодня направления взаимодействия МО и ОПК, предусматривающего планомерную и взаимовыгодную совместную деятельность по развитию оборонных предприятий в интересах качественной реализации госпрограммы вооружения. Фактически речь идет о переходе к активной модели взаимодействия, предполагающей большее внимание государственных заказчиков к развитию научно-технической и производственно-технологической базы создания современных высокотехнологичных образцов ВВСТ.

Активная модель взаимодействия госзаказчиков с организациями ОПК по всем стадиям жизненного цикла образцов ВВСТ позволит обеспечить интенсивный путь развития ОПК.

Правомочность реализации такой модели обусловлена тем, что в последние годы объемы финансирования ОПК из средств федерального бюджета неуклонно растут как по линии выполнения работ, предусмотренных госпрограммой вооружения, так и по линии других государственных программ, реализуемых в обеспечение ГПВ.

При этом основная часть бюджетных средств распределяется по оборонным предприятиям в рамках ГОЗ госзаказчиками ВВСТ через контрактно-конкурсный механизм размещения оборонных заказов. В свою очередь, для оборонных предприятий ГОЗ является своего рода механизмом стабильности в сложной рыночной конъюнктуре, который при правильном маркетинговом планировании может стать базой для наращивания научно-технического и производственно-технологического потенциалов – основы создания как современных высокоэффективных образцов ВВСТ, так и конкурентоспособной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

Это и составляет экономическую основу взаимовыгодного сотрудничества основных субъектов системы технического оснащения ВС РФ, имеющих различные по существу цели функционирования: система заказов ориентирована на создание качественных и недорогих образцов ВВСТ, а оборонные предприятия заинтересованы в увеличении прибыльности производства.

В настоящее время в компетенции департамента находится решение вопросов, связанных с организацией и координацией деятельности органов военного управления по планированию и реализации мероприятий ГПВ, заданий ГОЗ в части НИОКР, закупки, ремонта, утилизации и ликвидации ВВСТ, включая обеспечение мероприятий международных договоров по разоружению.

Отмечая 85-летие своей истории, сплоченный коллектив единомышленников Департамента вооружения МО РФ достойно продолжает славные традиции своих предшественников, в полном объеме решает возложенные на него задачи по дальнейшему развитию системы вооружения ВС РФ в тесном взаимодействии со всеми видами и родами войск ВС, главным и центральным управлениями МО РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Ярсы» вышли на маршруты боевого патрулирования в Тейковском соединении РВСН

«Ярсы» вышли на маршруты боевого патрулирования в Тейковском соединении РВСН

0
442
Минобороны России получило от Службы внешней разведки карту Рихарда Зорге

Минобороны России получило от Службы внешней разведки карту Рихарда Зорге

0
472
Медведев призвал СМИ активнее доносить до граждан правдивую информацию

Медведев призвал СМИ активнее доносить до граждан правдивую информацию

  

0
303
Парады Победы 9 мая 2020 года пройдут в 29 российских городах - Шойгу

Парады Победы 9 мая 2020 года пройдут в 29 российских городах - Шойгу

0
282

Другие новости

Загрузка...
24smi.org