Без российских систем противовоздушной и противоракетной обороны не обходится ни одна выставка. Фото Виталия Кузьмина
Доклад Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ\SIPRI) о состоянии мировой системы торговли оружием то ли намеренно, то ли по совпадению был разослан по редакциям информационных агентств, крупнейших мировых СМИ и научно-исследовательских институтов, в адрес ведущих военных экспертов, занимающихся оборонной тематикой, буквально накануне открывающейся на малайзийском острове Лангкави, что расположен на входе в Малаккский пролив со стороны Андаманского моря, крупнейшей в Юго-Восточной Азии международной авиационно-космической и военно-морской выставки LIMA-2015. Он появился в печати 16 марта, а выставка открылась 17-го. И все цифры, обнародованные СИПРИ, – анализ тенденций развития мирового рынка вооружений, рассказ о статусных позициях ведущих стран и фирм, производителей боевой техники, об отношениях между поставщиками и потребителями, – все это волей-неволей наложилось на интерес к экспозициям и предложениям лидеров мирового военного производства.
Не удивительно поэтому, что в докладе СИПРИ и на экспозиционных площадках Лангкави оказалось много интересного не только для специалистов, но и для широкой публики, обращающей внимание на торговлю оружием, как правило, только в связи с какими-то неординарными событиями. А информация для размышлений, представленная шведским международным институтом, как раз из этого ряда. Что в ней примечательного?
КИТАЙСКИЙ РЫВОК
Общий объем сделок на мировом рынке вооружений в 2010–2014 годах, передают корреспонденты ТАСС, ссылаясь на доклад СИПРИ, по сравнению с предыдущим периодом (2005–2009 годы) увеличился на 16%. Ведущими поставщиками вооружений в это время стали США, Россия, Китай, Германия и Франция. Их совместная доля в мировой торговле оружием составила 74%, причем доля только Соединенных Штатов и России – 58%.
Почему автор, упоминая крупнейших игроков оружейного рынка, употребил выражение «стали», а не «остались»? Вашингтон, Москва, Берлин и Париж практически регулярно входили в пятерку мировых лидеров по экспорту боевой техники, теперь среди них появился новый персонаж – Пекин. Как это произошло, станет ясно, если проследить за стремительным ростом китайских поставок. Поднебесная, которая в предыдущей пятилетке занимала только девятое место в мировом рейтинге торговцев вооружениями (всего 3% от общего объема), сейчас резко поднялась на третье. Нарастила свои достижения сразу на 143%. Сегодня ее доля в общем объеме составляет 5%.
Первую позицию в рейтинге СИПРИ вновь заняли Соединенные Штаты, чей военный экспорт возрос на 23%. В период 2010–2014 годов их доля в мировой торговле вооружениями составила 31%. Вашингтон продавал оружие в 94 государства мира. Главными клиентами американского военно-промышленного комплекса Стокгольмский международный институт исследования проблем мира назвал Южную Корею, Объединенные Арабские Эмираты и Австралию. Поставки американских оборонных концернов в Азию и Океанию достигли 48%, на Ближний Восток – 32%, в Европу – 11%.
Доля России равнялась в этот период 27%, а рост экспорта ею основных видов оружия – 37%, сообщает ТАСС. Москва поставляла вооружения в 56 стран мира. Более половины, 60%, из всех продаж приходятся на Индию, Китай и Алжир. 66% сделок – на государства Азии и Океании, 12% вооружений ушло в Африку, а 10% – на Ближний Восток. Следует вспомнить при этом, что в прошлом году исследователи СИПРИ отмечали, что российские компании оборонно-промышленного комплекса стали единственными в мире, сумевшими на 20% нарастить продажи в 2013 году, хотя общие продажи на мировом рынке в тот период упали на 2%. При этом в профильных ведомствах отмечают, что реальные объемы продаж российских производителей вооружения еще выше, чем данные СИПРИ. Почему?
Из-за разницы в методиках подсчета. Как утверждают эксперты, сотрудники СИПРИ используют в своей работе информацию из открытых источников. А она никогда не бывает достаточно полной. Некоторые страны закладывают в контракты по поставкам вооружений требования о секретности этих сведений, они не сообщают в соответствующий реестр Организации Объединенных Наций обязывающие данные о покупке тех или иных видов боевой техники и о ее продаже в другие страны. Отличается, к примеру, в этом отношении наш ближайший восточный сосед. При этом в реестре ООН возникают необъяснимые противоречия. Государство, купившее, например, у определенной страны несколько десятков танков, докладывает Организации Объединенных Наций об этой сделке, а продавец, отчитываясь перед ООН, о ней умалчивает или «забывает». И у исследователей возникает естественный вопрос – состоялся контракт или нет? Включать его в ежегодный доклад или лучше нет?
Есть как минимум и еще одна тонкость. Стоимость поставок аналитики СИПРИ также определяют по среднемировой каталожной цене того или иного вида боевой техники. К примеру, танки класса американского «Абрамса» или немецкого «Леопарда» в их последней или предпоследней модификации стоят около 10 млн долл. А российский Т-90С, ничем им не уступающий, а по некоторым показателям и превосходящий, предположим, 6 млн долл. По какой цене будут считать нашу или американскую поставку аналитики СИПРИ? Не исключено, по 8 млн «зеленых». Что в том и в другом случае не очень точно. Хотя тенденция будет определена правильно. Ведь в стоимость поставки вооружений, как правило, включаются и такие побочные, но необходимые составляющие, как снабжение покупателя запасными частями и комплектующими для ремонта и модернизации проданной техники, обучение личного состава использования ее на поле боя, строительство ангаров и хранилищ для закупленного оружия, оборудование полигонов, на которых будут проходить обучение экипажи, отправка тренажеров и многое другое. Все – по желанию заказчика и по согласованию с ним. Отсюда и цифры, которые по прямому сопоставлению с ранее озвученными не всегда совпадают.
Уменьшение экспорта оружия Соединенными Штатами и некоторыми европейскими странами в прошлом году эксперты СИПРИ объясняют сворачиванием миссий НАТО в Афганистане и Ираке, а также сокращением бюджетов на оборону. В то же время, по их мнению, значительное увеличение объема продаж российского оружия стало результатом непрерывных инвестиций со стороны правительства в 2000-е годы, направленных на модернизацию производства и самих вооружений для достижения уровня стран Запада. В докладе отмечается, что в рейтинг не входят китайские компании из-за «отсутствия надежных данных».
НАШИ В ГРУППЕ СИЛЬНЕЙШИХ
В первую сотню крупнейших производителей вооружений, таких, как Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Alenia Aeronautica, BAE Systems, Airbus Group (до 2014 года – EADS) и другие, вошли десять российских компаний – на одну больше, чем за год до того. По оценкам экспертов, в прошлом году на их долю пришлось 20% от общего объема вооружений и услуг, произведенных компаниями из топ-100, что составляет 31 млрд долл. В 2012 году рост экспорта российского ВПК был еще значительнее и составлял 35%. А самый большой рост за предыдущий год эксперты SIPRI отметили в ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» – 118%, компания занимается производством большой гаммы высокоточных сверхзвуковых авиационных, морских и наземных крылатых ракет, а также другого вооружения. Затем следуют концерн ПВО «Алмаз-Антей», являющийся производителем, по мнению автора, лучших в мире систем ПВО, среди которых С-350, С-400 и «Антей-2500». Его доля – 34%. Третью строчку среди отечественных производителей вооружений занимает Объединенная авиастроительная корпорация (в ее продуктовой линейке – многофункциональные истребители Су-30 и Су-35 различных модификаций, фронтовой бомбардировщик Су-34, палубные истребители МиГ-29К и многие другие лучшие в мире самолеты). Доля ОАК – 20%. А концерн «Созвездие», специализирующийся на создании комплексов, систем и средств связи, стал десятой российской компанией в первой сотне производителей вооружений, поднявшись со 109-й строчки на 89-ю.
При этом Объединенная двигателестроительная корпорация заняла в списке 36-е место, Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» – 46-е, АХК «Сухой» – 47-е, ОАО «Корпорация «Иркут» – 60-е, ОАО УМПО (Уфимское мотостроительное производственное объединение) – 66-е, ОАО ПО «Севмаш», где, в частности, делают многоцелевые подводные атомные крейсера и ракетные подводные крейсера стратегического назначения – 71-е, концерн «Радиотехнические и информационные системы» – 78-е, а НПК «Уралвагонзавод» – на 86-й позиции.
В чем преимущества российских экспортеров вооружений? Почему, несмотря на объявленные против многих из них санкции, они все-таки занимают весьма приличные позиции в мировом оружейном рейтинге? По мнению военных экспертов, причин довольно много. Важнейшие из них те, что российская боевая техника, как правило, проста и надежна в эксплуатации. Как автомат Калашникова, шутят специалисты. Кроме того, она очень эффективна в бою и по многим параметрам не уступает, а даже превосходит зарубежные аналоги. При этом, хотя не намного, но дешевле в цене. Более того, Россия предлагает на мировой рынок вооружений системы, каких не имеет ни одна другая страна мира. Например, оперативно-тактический комплекс «Искандер-Э», зенитный ракетно-пушечный комплекс ПВО «Панцирь-С1Э» и многие другие. Москва может не только поставить боевую технику, но, как и в случае с Индией, наладить ее совместное производство, передать технологию (для Дели это танк Т-90С, многофункциональный истребитель Су-30МКИ, противокорабельная сверхзвуковая ракета «БраМос», истребитель 5-го поколения и др.).
А главное – Россия никогда не связывает свои поставки вооружений с позицией той или иной страны в международных делах, не объявляет ей по своей прихоти санкции, подрывая боеготовность вооруженных сил того государства, куда продавала свое оружие. Как, например, поступили Соединенные Штаты с Венесуэлой, когда там к власти пришел Уго Чавес. Отказ Вашингтона в поставках запасных частей к истребителям F-16 вынудил Каракас обратиться к Москве, которая заменила ему американские самолеты на российские Су-30, а затем перевооружила армию боливарианского государства на 11 млрд долл.
Правда, нельзя не сказать и о проблемах, тормозящих расширение нашего экспорта. Это в первую очередь недостатки в техническом и технологическом сопровождении ранее поставленной за рубеж боевой техники. Послепродажное ее обслуживание вызывает немало нареканий у наших партнеров. Для того чтобы получить запасные части и комплектующие, часто приходится совершать такой же длительный кросс, как и при подготовке большого контракта. Сейчас в некоторых странах создаются центры по обслуживанию российской боевой техники, но идет эта работа, к сожалению, достаточно медленно. Что опять же не способствует продвижению наших национальных интересов за рубежом.
УДЕРЖАТЬ ВЫСОТУ
По словам генерального директора компании «Рособоронэкспорт» – эксклюзивного поставщика отечественного вооружения в зарубежные страны Анатолия Исайкина, в прошлом году компания поставила оружия за границу на 13,2 млрд долл., превысив плановые задания на 22 млн долл. При этом он отметил, что у «Рособоронэкспорта» были трудности в связи с санкциями, проблемой импортозамещения из Украины. Тем не менее, как показывают результаты, существенного значения они не оказали. «Мы решили проблему как импортозамещения, так и финансирования, ведь наши банки тоже под санкциями», – сказал господин Исайкин. Он также сообщил, что в 2015 году «Рособоронэкспорт», несмотря на санкции, рассчитывает продать продукции военного назначения на сумму не менее 13 млрд долл.
Глава российской делегации на международной выставке в Лангкави ЛИМА-2015, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин в разговоре с корреспондентом ТАСС подтвердил слова Анатолия Исайкина. «Несмотря на введенные против России санкции, которые, конечно же, оказали определенное отрицательное влияние на весь процесс военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, масштабы и объемы, мы с плановыми объемами в прошлом году справились», – сообщил он. Подчеркнув при этом, что «план по объему экспорта продукции военного назначения на текущий год еще не утвержден и будет известен несколько позже. Тем не менее он будет примерно в тех же пределах, что и в прошлом году».
«Ситуация непростая, мы не умаляем отрицательного влияния санкционного режима, – сказал директор ФСВТС, – однако предприятия оборонного комплекса работают, и мы будем делать все возможное, чтобы достигнутые объемы экспорта не падали». «Портфель заказов – порядка 50 млрд долл., но он все время колеблется. На сегодняшний день портфель заказов солидный», – добавил он. При этом следует также отметить, что ранее, на международном авиасалоне «Эйршоу Чайна-2014» в ноябре прошлого года, Александр Фомин сообщил журналистам, что Россия в текущем году выполнит «прикидочный» план по экспорту вооружений, превышающий 15,5 млрд долл.
Среди новых оружейных контрактов, которые должны подтвердить высокий уровень интереса зарубежных стран к российской боевой технике, Александр Фомин назвал перспективу заключения в ближайшее время соглашения с Бразилией на поставку ей зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». «Мы прошли с нашими бразильскими партнерами все необходимые этапы, связанные с подготовкой к подписанию контракта, все фазы тендерного отбора, парламентские процедуры», – отметил глава ФСВТС. И хотя у заказчика есть определенные сложности, господин Фомин надеется, что контракт, работа по которому шла не один год, будет подписан. По информации, которая была озвучена на салоне ЛИМА-2015, стоимость 18 комплексов «Панцирь» может составить около одного млрд долл.
Кстати, ЗРПК «Панцирь-С1» пользуется на выставке в Лангкави большой популярностью. Зенитный ракетно-пушечный комплекс ближнего радиуса действия, разработанный тульским «Конструкторским бюро приборостроения», уже стоит на вооружении армии Алжира (24 боевые машины), Ирака (50 машин), столько же в Арабских Объединенных Эмиратах, 36 боевых машин находятся в Сирии. Они заказаны Ираном, Оманом и, как мы уже упоминали, Бразилией. «Панцирь» вместе с комплексами С-400 защищает небо Москвы и Санкт-Петербурга, неоднократно сбивал в небе Крыма чужие беспилотники. Главная особенность системы – она полностью производится на российской элементной базе и не зависит ни от экспорта, ни от каких-либо зарубежных санкций. А значит, все заказы на нее будут выполнены в срок.
Такая тенденция означает, что и в следующем докладе СИПРИ, посвященном ситуации на рынках вооружений, Россия останется в тройке крупнейших экспортеров оружия. На привычном ей втором месте. Обогнать США мы пока не стремимся.