0
11290
Газета Вооружения Интернет-версия

27.03.2015 00:01:00

"Панцирь" санкций не боится

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.

Тэги: вооружение, выставка, оружие, лангкави, сипри, опк, сша, панцирь с1


вооружение, выставка, оружие, лангкави, сипри, опк, сша, панцирь с1 Без российских систем противовоздушной и противоракетной обороны не обходится ни одна выставка. Фото Виталия Кузьмина

Доклад Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ\SIPRI) о состоянии мировой системы торговли оружием то ли намеренно, то ли по совпадению был разослан по редакциям информационных агентств, крупнейших мировых СМИ и научно-исследовательских институтов, в адрес ведущих военных экспертов, занимающихся оборонной тематикой, буквально накануне открывающейся на малайзийском острове Лангкави, что расположен на входе в Малаккский пролив со стороны Андаманского моря, крупнейшей в Юго-Восточной Азии международной авиационно-космической и военно-морской выставки LIMA-2015. Он появился в печати 16 марта, а выставка открылась 17-го. И все цифры, обнародованные СИПРИ, – анализ тенденций развития мирового рынка вооружений, рассказ о статусных позициях ведущих стран и фирм, производителей боевой техники, об отношениях между поставщиками и потребителями, – все это волей-неволей наложилось на интерес к экспозициям и предложениям лидеров мирового военного производства.

Не удивительно поэтому, что в докладе СИПРИ и на экспозиционных площадках Лангкави оказалось много интересного не только для специалистов, но и для широкой публики, обращающей внимание на торговлю оружием, как правило, только в связи с какими-то неординарными событиями. А информация для размышлений, представленная шведским международным институтом, как раз из этого ряда. Что в ней примечательного?

КИТАЙСКИЙ РЫВОК

Общий объем сделок на мировом рынке вооружений в 2010–2014 годах, передают корреспонденты ТАСС, ссылаясь на доклад СИПРИ, по сравнению с предыдущим периодом (2005–2009 годы) увеличился на 16%. Ведущими поставщиками вооружений в это время стали США, Россия, Китай, Германия и Франция. Их совместная доля в мировой торговле оружием составила 74%, причем доля только Соединенных Штатов и России – 58%.

Почему автор, упоминая крупнейших игроков оружейного рынка, употребил выражение «стали», а не «остались»? Вашингтон, Москва, Берлин и Париж практически регулярно входили в пятерку мировых лидеров по экспорту боевой техники, теперь среди них появился новый персонаж – Пекин. Как это произошло, станет ясно, если проследить за стремительным ростом китайских поставок. Поднебесная, которая в предыдущей пятилетке занимала только девятое место в мировом рейтинге торговцев вооружениями (всего 3% от общего объема), сейчас резко поднялась на третье. Нарастила свои достижения сразу на 143%. Сегодня ее доля в общем объеме составляет 5%.

Первую позицию в рейтинге СИПРИ вновь заняли Соединенные Штаты, чей военный экспорт возрос на 23%. В период 2010–2014 годов их доля в мировой торговле вооружениями составила 31%. Вашингтон продавал оружие в 94 государства мира. Главными клиентами американского военно-промышленного комплекса Стокгольмский международный институт исследования проблем мира назвал Южную Корею, Объединенные Арабские Эмираты и Австралию. Поставки американских оборонных концернов в Азию и Океанию достигли 48%, на Ближний Восток – 32%, в Европу – 11%.

Доля России равнялась в этот период 27%, а рост экспорта ею основных видов оружия – 37%, сообщает ТАСС. Москва поставляла вооружения в 56 стран мира. Более половины, 60%, из всех продаж приходятся на Индию, Китай и Алжир. 66% сделок – на государства Азии и Океании, 12% вооружений ушло в Африку, а 10% – на Ближний Восток. Следует вспомнить при этом, что в прошлом году исследователи СИПРИ отмечали, что российские компании оборонно-промышленного комплекса стали единственными в мире, сумевшими на 20% нарастить продажи в 2013 году, хотя общие продажи на мировом рынке в тот период упали на 2%. При этом в профильных ведомствах отмечают, что реальные объемы продаж российских производителей вооружения еще выше, чем данные СИПРИ. Почему?

Из-за разницы в методиках подсчета. Как утверждают эксперты, сотрудники СИПРИ используют в своей работе информацию из открытых источников. А она никогда не бывает достаточно полной. Некоторые страны закладывают в контракты по поставкам вооружений требования о секретности этих сведений, они не сообщают в соответствующий реестр Организации Объединенных Наций обязывающие данные о покупке тех или иных видов боевой техники и о ее продаже в другие страны. Отличается, к примеру, в этом отношении наш ближайший восточный сосед. При этом в реестре ООН возникают необъяснимые противоречия. Государство, купившее, например, у определенной страны несколько десятков танков, докладывает Организации Объединенных Наций об этой сделке, а продавец, отчитываясь перед ООН, о ней умалчивает или «забывает». И у исследователей возникает естественный вопрос – состоялся контракт или нет? Включать его в ежегодный доклад или лучше нет?

Есть как минимум и еще одна тонкость. Стоимость поставок аналитики СИПРИ также определяют по среднемировой каталожной цене того или иного вида боевой техники. К примеру, танки класса американского «Абрамса» или немецкого «Леопарда» в их последней или предпоследней модификации стоят около 10 млн долл. А российский Т-90С, ничем им не уступающий, а по некоторым показателям и превосходящий, предположим, 6 млн долл. По какой цене будут считать нашу или американскую поставку аналитики СИПРИ? Не исключено, по 8 млн «зеленых». Что в том и в другом случае не очень точно. Хотя тенденция будет определена правильно. Ведь в стоимость поставки вооружений, как правило, включаются и такие побочные, но необходимые составляющие, как снабжение покупателя запасными частями и комплектующими для ремонта и модернизации проданной техники, обучение личного состава использования ее на поле боя, строительство ангаров и хранилищ для закупленного оружия, оборудование полигонов, на которых будут проходить обучение экипажи, отправка тренажеров и многое другое. Все – по желанию заказчика и по согласованию с ним. Отсюда и цифры, которые по прямому сопоставлению с ранее озвученными не всегда совпадают.

Уменьшение экспорта оружия Соединенными Штатами и некоторыми европейскими странами в прошлом году эксперты СИПРИ объясняют сворачиванием миссий НАТО в Афганистане и Ираке, а также сокращением бюджетов на оборону. В то же время, по их мнению, значительное увеличение объема продаж российского оружия стало результатом непрерывных инвестиций со стороны правительства в 2000-е годы, направленных на модернизацию производства и самих вооружений для достижения уровня стран Запада. В докладе отмечается, что в рейтинг не входят китайские компании из-за «отсутствия надежных данных».

НАШИ В ГРУППЕ СИЛЬНЕЙШИХ

В первую сотню крупнейших производителей вооружений, таких, как Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Alenia Aeronautica, BAE Systems, Airbus Group (до 2014 года – EADS) и другие, вошли десять российских компаний – на одну больше, чем за год до того. По оценкам экспертов, в прошлом году на их долю пришлось 20% от общего объема вооружений и услуг, произведенных компаниями из топ-100, что составляет 31 млрд долл. В 2012 году рост экспорта российского ВПК был еще значительнее и составлял 35%. А самый большой рост за предыдущий год эксперты SIPRI отметили в ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» – 118%, компания занимается производством большой гаммы высокоточных сверхзвуковых авиационных, морских и наземных крылатых ракет, а также другого вооружения. Затем следуют концерн ПВО «Алмаз-Антей», являющийся производителем, по мнению автора, лучших в мире систем ПВО, среди которых С-350, С-400 и «Антей-2500». Его доля – 34%. Третью строчку среди отечественных производителей вооружений занимает Объединенная авиастроительная корпорация (в ее продуктовой линейке – многофункциональные истребители Су-30 и Су-35 различных модификаций, фронтовой бомбардировщик Су-34, палубные истребители МиГ-29К и многие другие лучшие в мире самолеты). Доля ОАК – 20%. А концерн «Созвездие», специализирующийся на создании комплексов, систем и средств связи, стал десятой российской компанией в первой сотне производителей вооружений, поднявшись со 109-й строчки на 89-ю.

При этом Объединенная двигателестроительная корпорация заняла в списке 36-е место, Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» – 46-е, АХК «Сухой» – 47-е, ОАО «Корпорация «Иркут» – 60-е, ОАО УМПО (Уфимское мотостроительное производственное объединение) – 66-е, ОАО ПО «Севмаш», где, в частности, делают многоцелевые подводные атомные крейсера и ракетные подводные крейсера стратегического назначения – 71-е, концерн «Радиотехнические и информационные системы» – 78-е, а НПК «Уралвагонзавод» – на 86-й позиции.

В чем преимущества российских экспортеров вооружений? Почему, несмотря на объявленные против многих из них санкции, они все-таки занимают весьма приличные позиции в мировом оружейном рейтинге? По мнению военных экспертов, причин довольно много. Важнейшие из них те, что российская боевая техника, как правило, проста и надежна в эксплуатации. Как автомат Калашникова, шутят специалисты. Кроме того, она очень эффективна в бою и по многим параметрам не уступает, а даже превосходит зарубежные аналоги. При этом, хотя не намного, но дешевле в цене. Более того, Россия предлагает на мировой рынок вооружений системы, каких не имеет ни одна другая страна мира. Например, оперативно-тактический комплекс «Искандер-Э», зенитный ракетно-пушечный комплекс ПВО «Панцирь-С1Э» и многие другие. Москва может не только поставить боевую технику, но, как и в случае с Индией, наладить ее совместное производство, передать технологию (для Дели это танк Т-90С, многофункциональный истребитель Су-30МКИ, противокорабельная сверхзвуковая ракета «БраМос», истребитель 5-го поколения и др.).

А главное – Россия никогда не связывает свои поставки вооружений с позицией той или иной страны в международных делах, не объявляет ей по своей прихоти санкции, подрывая боеготовность вооруженных сил того государства, куда продавала свое оружие. Как, например, поступили Соединенные Штаты с Венесуэлой, когда там к власти пришел Уго Чавес. Отказ Вашингтона в поставках запасных частей к истребителям F-16 вынудил Каракас обратиться к Москве, которая заменила ему американские самолеты на российские Су-30, а затем перевооружила армию боливарианского государства на 11 млрд долл.

Правда, нельзя не сказать и о проблемах, тормозящих расширение нашего экспорта. Это в первую очередь недостатки в техническом и технологическом сопровождении ранее поставленной за рубеж боевой техники. Послепродажное ее обслуживание вызывает немало нареканий у наших партнеров. Для того чтобы получить запасные части и комплектующие, часто приходится совершать такой же длительный кросс, как и при подготовке большого контракта. Сейчас в некоторых странах создаются центры по обслуживанию российской боевой техники, но идет эта работа, к сожалению, достаточно медленно. Что опять же не способствует продвижению наших национальных интересов за рубежом.

УДЕРЖАТЬ ВЫСОТУ

По словам генерального директора компании «Рособоронэкспорт» – эксклюзивного поставщика отечественного вооружения в зарубежные страны Анатолия Исайкина, в прошлом году компания поставила оружия за границу на 13,2 млрд долл., превысив плановые задания на 22 млн долл. При этом он отметил, что у «Рособоронэкспорта» были трудности в связи с санкциями, проблемой импортозамещения из Украины. Тем не менее, как показывают результаты, существенного значения они не оказали. «Мы решили проблему как импортозамещения, так и финансирования, ведь наши банки тоже под санкциями», – сказал господин Исайкин. Он также сообщил, что в 2015 году «Рособоронэкспорт», несмотря на санкции, рассчитывает продать продукции военного назначения на сумму не менее 13 млрд долл.

Глава российской делегации на международной выставке в Лангкави ЛИМА-2015, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин в разговоре с корреспондентом ТАСС подтвердил слова Анатолия Исайкина. «Несмотря на введенные против России санкции, которые, конечно же, оказали определенное отрицательное влияние на весь процесс военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, масштабы и объемы, мы с плановыми объемами в прошлом году справились», – сообщил он. Подчеркнув при этом, что «план по объему экспорта продукции военного назначения на текущий год еще не утвержден и будет известен несколько позже. Тем не менее он будет примерно в тех же пределах, что и в прошлом году».

«Ситуация непростая, мы не умаляем отрицательного влияния санкционного режима, – сказал директор ФСВТС, – однако предприятия оборонного комплекса работают, и мы будем делать все возможное, чтобы достигнутые объемы экспорта не падали». «Портфель заказов – порядка 50 млрд долл., но он все время колеблется. На сегодняшний день портфель заказов солидный», – добавил он. При этом следует также отметить, что ранее, на международном авиасалоне «Эйршоу Чайна-2014» в ноябре прошлого года, Александр Фомин сообщил журналистам, что Россия в текущем году выполнит «прикидочный» план по экспорту вооружений, превышающий 15,5 млрд долл.

Среди новых оружейных контрактов, которые должны подтвердить высокий уровень интереса зарубежных стран к российской боевой технике, Александр Фомин назвал перспективу заключения в ближайшее время соглашения с Бразилией на поставку ей зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». «Мы прошли с нашими бразильскими партнерами все необходимые этапы, связанные с подготовкой к подписанию контракта, все фазы тендерного отбора, парламентские процедуры», – отметил глава ФСВТС. И хотя у заказчика есть определенные сложности, господин Фомин надеется, что контракт, работа по которому шла не один год, будет подписан. По информации, которая была озвучена на салоне ЛИМА-2015, стоимость 18 комплексов «Панцирь» может составить около одного млрд долл.

Кстати, ЗРПК «Панцирь-С1» пользуется на выставке в Лангкави большой популярностью. Зенитный ракетно-пушечный комплекс ближнего радиуса действия, разработанный тульским «Конструкторским бюро приборостроения», уже стоит на вооружении армии Алжира (24 боевые машины), Ирака (50 машин), столько же в Арабских Объединенных Эмиратах, 36 боевых машин находятся в Сирии. Они заказаны Ираном, Оманом и, как мы уже упоминали, Бразилией. «Панцирь» вместе с комплексами С-400 защищает небо Москвы и Санкт-Петербурга, неоднократно сбивал в небе Крыма чужие беспилотники. Главная особенность системы – она полностью производится на российской элементной базе и не зависит ни от экспорта, ни от каких-либо зарубежных санкций. А значит, все заказы на нее будут выполнены в срок.

Такая тенденция означает, что и в следующем докладе СИПРИ, посвященном ситуации на рынках вооружений, Россия останется в тройке крупнейших экспортеров оружия. На привычном ей втором месте. Обогнать США мы пока не стремимся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
1023
Жилье в России дорожает, но с замедлением

Жилье в России дорожает, но с замедлением

Ольга Соловьева

Застройщики ждут восстановления спроса на новостройки не раньше 2026 года

0
658
Россияне торопятся заработать на вкладах

Россияне торопятся заработать на вкладах

Анастасия Башкатова

Средневзвешенная ставка быстрых депозитов превышает 20% годовых

0
790
Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

  

0
505

Другие новости