0
4702
Газета Вооружения Интернет-версия

15.05.2015 00:01:00

Торжественным маршем

Тэги: вооружение, парад победы, армата, т 14, т 15, ярс, коалиция св, уралвагонзавод, черный орел, т 90а, минобороны, мста с


вооружение, парад победы, армата, т 14, т 15, ярс, коалиция св, уралвагонзавод, черный орел, т 90а, минобороны, мста с По боевым качествам Т-90А и сейчас значительно превосходит большинство зарубежных танков. Фото Романа Смирнова

Свой первый бой перспективный основной танк российских Сухопутных войск Т-14, созданный на базе тяжелой унифицированной платформе «Армата», выдержал задолго до появления на Красной площади – еще в киберпространстве. В силу повышенной секретности сведения из Нижнего Тагила приходили обрывочные, но и этого хватило потенциальным недругам и конкурентам, чтобы заявить: делается танк слишком долго, обходится невероятно дорого и никогда ему, дескать, не превзойти ни американские «абрамсы», ни израильские «меркавы». А когда на предпоследней тренировке Т-14 вдруг остановился напротив мавзолея, последовали «экспертные» утверждения, будто танк «сырой» и вообще «сделан из картона». Наверное, если бы тогда «Армату» уволокли на буксире, это был бы приговор, но танк завелся и бодро ушел своим ходом.

Уже потом выяснилось, что к технике претензий нет абсолютно, что в тот момент сработали пресловутый «генеральский синдром» и человеческий фактор – механик-водитель переволновался, газанул, а когда мощная машина рванула вперед, чтобы не вывалится из строя, резко затормозил и тем самым заглушил двигатель. Достаточно было снова запустить «пламенный мотор», чтобы Т-14 как ни в чем не бывало продолжил движение. Уже на главном параде армада «Армат» прошла безукоризненно, оставив неизгладимое впечатление. И масштабное: включая Т-14 «Армата», 35% сухопутной техники, представленной в этом году на Красной площади, – продукция предприятий ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского (УВЗ). Причем без корпорации не обошлось не только на земле, но и в небе, поскольку электрооборудование для всех самолетов и вертолетов, пролетевших 9 Мая над Кремлем, изготовлено на ОАО «ЛЕПСЕ» – одном из предприятий, входящих в НПК УВЗ.

ОСНОВНОЙ ТАНК

Любопытная деталь. Пока боевая техника, участвовавшая в юбилейном параде, шла по Новинскому бульвару, буквально из каждого окна американского посольства торчали длиннофокусные объективы. Не приходится сомневаться, что в кадр попало все, что проезжало мимо, но особое внимание досталось, пожалуй что, впервые показанному на публике ПГРК «Ярс» и еще одному знаковому дебютанту – Т-14 «Армата». Но всего разглядеть через броню – кстати, уникальную – возможности, конечно же, не было. Поэтому придется немножко поработать на разведку вероятного противника.

Главная изюминка нового танка – необитаемая башня, действующая в автоматическом режиме. Сам экипаж (три человека) располагается в бронированной капсуле, размещенной в корпусе. По мнению разработчиков, такая схема значительно повышает шансы танкистов выжить не только при прямом попадании в башню, но и при подрыве боекомплекта. И это уже не просто конструктивная особенность, а новая идеология теперь уже и в отечественном танкостроении: Т-14 настолько совершенен, что специалисты, получившие навыки управления такой машиной, априори намного ценнее самого железа.

Впрочем, и сама башня не такая, к каким мы привыкли – это не классическая «капля», которая повышала вероятность рикошета при попадании бронебойных снарядов, но практически перестала играть защитную роль с появлением подкалиберных и кумулятивных. Башня «Арматы» напоминает многогранник из броневых листов, что, с учетом специального покрытия, существенно понижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. Иначе говоря, эта угловатость – не дань новой танковой моде, а технологическое решение со смыслом и предназначением. И вообще Т-14  это сплошная рациональность, при которой работает каждый сантиметр поверхности. Скажем, упрятпанный под башню комплекс активной защиты  «Афганит» обеспечивает защищеннсть верхней полусферы - способен перехватывать любые современные протвотанковые средства  на подлете к танку. Кроме этого,  башня со всех сторон прикрыта динамической защитой. Так что украинским стратегам, грезящим полномасштабной войной с Россией и предполагающим бороться с Т-14 атаками сверху, просьба не беспокоиться – все учтено наперед.

В лоб Т-14 тоже не возьмешь, поскольку передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту, способную выдержать прямое попадаие любого типа существующих сегодня снарядов. А ответить он может вполне достойно. На вооружении танка «Армата» – 125-мм гладкоствольная пушка 2А82 с боеприпасами различного типа и назначения,  в довесок два модернизировпанных пулемета  Калашникова - спаренный с пушкой и в пулеметной установке на крыше башни. При этом все оружие управляется дистанционно. Ну а тот горб, который был замечен еще на башне «Черного орла» (один из предшественников Т-14), это специальный заман (можно сказать, заплечный ранец), в котором уложены дополнительный боезапас и инструменты.

Ну а чтобы все видеть и ничего не упустить на поле боя, Т-14 на платформе «Армата» оснащен самой современной электроникой. Информация о боевой обстановке с мультиспектральных  датчиков выводится на мониторы, а панорамный обзор позволяет командиру и наводчику просматривать поле боя на все 360 градусов. Кроме того, Т-14 способен обмениваться данными с другими боевыми машинами и командным пунктом. И все это на высоком ходу. Мощность двигателя Т-14 «Армата» –1500 лошадиных сил, и на трассе танк может разгоняться до 75 км/ч. К примеру, у Т-90 только 840 лошадиных сил, а максимальная скорость – 60 км/ч.

Но это далеко не главные отличия Т-14 от своих гусеничных собратьев отечественного и зарубежного производства. Дело не только в скорости, в огневой мощи и прочности брони, где конкурентов у нашего танка пока что нет, а в том, что тяжелая гусеничная унифицированная платформа (ТГУП) «Армата»  это своего рода трансформер, из деталей которого, добавив различные варианты вооружения и специальное оборудование, можно, по некоторым сведениям, смонтировать до 30 видов бронетехники, необходимой в бою. Иначе говоря, платформа «Армата»  это нечто вроде конструктора LEGO для серьезных мужчин в военной форме с серьезными намерениями.

БМП Т-15, «КОАЛИЦИЯ-СВ» И ДР.

Например, если двигатель, выражаясь по-флотски, перенести с кормы в нос, а вместо башни с напуском установить дистанционно-управляемый универсальный боевой модуль «Эпоха», оснащенный 30-мм автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас 500 снарядов), 7,62-мм пулеметом ПКТМ (боезапас 2000 патронов), двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет», из танка «Армата» получится высокозащищеннная боевая машина пехоты Т-15 «Армата». При этом за счет роботизации «Эпоха» после получения целеуказания от оператора способна не только в автоматическом режиме следить за целью, но и вести обстрел объекта до его полного уничтожения. По принципу: выдал целеуказание, дал команду на открытие огня и забыл. Кроме того, как и в Т-14, боекомплект и вооружение в БМП Т-15 изолированы от десанта и экипажа, которые тоже располагаются в специальной капсуле, подводники сказали бы – в прочном корпусе.

В известном смысле «легким движением руки» на базе ТГУП «Армата» можно в сжатые сроки сконструировать и запустить в серийное производство, например, тяжелую огнеметную систему (БМО-2), систему минирования (УСМ-А1), многоцелевую инженерную машину (МИМ-А), мостоукладчик (МТ-А) и др. Были бы необходимые средства и заказ от Минобороны. В перспективе и самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ», которая пока что производится на базе основного танка Т-90А, должна перейти на платформу «Армата». На параде в честь 70-летия Победы «Коалиция-СВ» прошла в одном  строю с САУ 2С-19 «Мста-С» (разработка и производство «Уралтрансмаша» из корпорации УВЗ), но в перспективе она же и должна заменить свою предшественницу  и в боевом строю. И не потому, что «Мста-С» так уж безнадежна устарела – любая армия мира по сей день еще только мечтает о подобных артсистемах. Просто по своим боевым возможностям одна 2С35 «Коалиция-СВ»  это несколько САУ «Мста-С» в одной упаковке. Более того, по степени инновационности разработка отечественных конструкторов не имеет аналогов среди серийных САУ на всем, как говорится, белом свете.

Экипаж «Коалиции-СВ», как в Т-14 «Армата» и БМП Т-15, размещен в защищенном модуле, оборудован тактическими системами выбора цели, позиционирования и навигации, комплексом дистанционного управления огнем и приборного контроля выполнения всех операций, ход которых отображается на дисплеях единой информационно-командной системы. САУ также оснащена системами спутниковой навигации, топографической привязки, скрытой передачи данных и интегрирована в автоматизированные системы управления тактического звена. При этом модульный метательный снаряд формируется автоматически, выбор снарядов и зарядов также осуществляется в автоматическом режиме. Ну а пневматический механизм заряжания позволяет вести огонь с максимальной скорострельностью при любых углах возвышения без возвращения орудия на линию заряжания. Поэтому скорострельность «Коалиции-СВ» превышает скорострельность существующих САУ в два раза и может достигать 23 выстрела в минуту. Проще говоря, для САУ 2С35 «Коалиция-СВ» доступен режиму  стрельбы  «шквал огня».

Для артиллеристов это как «отче наш», для остальных несколько слов надо сказать о том, что такое MRSI – Multiple Rounds Simultaneous Impact. В свободном переложении с английского это значит «несколько залпов одновременного воздействия», а суть состоит в том, что орудие за короткий промежуток времени делает серию выстрелов по одной цели под разными углами возвышения, в результате снаряды летят по разным траекториям и с разным подлетным временем, но у цели оказываются одновременно, что обеспечивает максимально высокую вероятность поражения.

В первом приближении все очень просто, но на самом деле такой режим стрельбы доступен разве что самым совершенным артиллерийским системам. Например, опытная американская САУ XM2001Crusader («Крестоносец») может доставить к цели одновременно восемь снарядов, южноафриканская DENEL G6-52 – семь, немецкая САУ PzH2000 – пять. Сколько «Коалиция-СВ», информация не разглашается, но с учетом заявленной скорострельности можно сделать вывод, что немало.

…Наверное, если бы Запад раньше снял маскировку, а мы бы не были столь наивными, и Т-14, и Т-15, и «Коалиция-СВ» появились бы в железе намного раньше и прошли бы по Красной площади не ограниченным составом, а в серийном варианте. Но это дело поправимое при четком исполнении бюджета госооборонзаказа и патриотизме банковского сектора, который почему-то охотно принимает финансовую помощь от государства, но не всегда  входит в положение ОПК, работающего на оборону страны. Но как бы там ни было, юбилейный парад Победы наглядно показал, на что именно оборонка тратит бюджетные средства и кредиты – эти деньги идут отнюдь не на ветер. А кроме того, продемонстрировав стране и миру боевую технику, которая в массовом порядке поступит в армию в ближайшее время, мы дали понять, что слухи о деградации нашего ОПК и полном затухании технической мысли сильны преувеличены.

При этом надо отметить, что проблемы все-таки остаются. Например, есть сведения, будто Т-14 «Армата» чуть ли не вдвое дороже других танков отечественного производства. Кто подсчитывал, неизвестно, но, с другой стороны, боевая техника, которой нет равных, всегда обходилась недешево. А потом ценообразование  это процесс, и когда предприятия наладят серийное производство, цена, конечно же, будет другой. Впрочем,  Т-14 на платформе «Армата», конвейерное производство которого только предстоит запустить на полную мощность, уже сейчас как минимум вдвое дешевле немецких «леопардов» и американских «абрамсов».

ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЕН

«Броня крепка и танки наши быстры…» В свое время именно за подвижность и прыгучесть Т-90 был прозван летающим танком. Т-90А, который сейчас является основным боевым танком Сухопутных войск России (разработка и производство Уралвагонзавода), отличается от своего предшественника не просто одной литерой, это, так сказать,  существенно улучшенное и значительно дополненное «переиздание» предыдущих вариантов Т-90. У Т-90А более совершенная пушка с улучшенными характеристиками по точности боя, автомат заряжания, обеспечивающий стрельбу перспективными выстрелами, другая башня -  сварная  из броневого проката, тепловизионный прицел, моторно-трансмиссионная установка оснащенная  более мощным V-образным дизельным двигателем с турбонаддувом и т.д. В силу чего Т-90А по сей день имеет значительное преимущество перед современными зарубежными танками, а экспортный вариант Т-90С – один из самых востребованных танков на мировом рынке вооружения.

Но вот что символично. Т-90А, на смену которому идет Т-14 «Армата», прошел в парадном расчете по Красной площади после так называемой исторической группы – легендарного Т-34-85, который считается лучшим средним танком Второй мировой войны (например, отец немецких танковых войск Гейнц Гудериан считал «тетридцатьчетверку» одним из факторов поражения Германии), и СУ-100 – лучшей противотанковой самоходной артиллерийской установки Второй мировой, которая стала убийственным аргументом для немецких «тигров» и «пантер».

Для своего времени у этих машин были высокие боевые качества, а надежность просто фантастической. Известна масса случаев, когда Т-34-85 и Су-100, простоявшие более полувека на постаментах, заводились в буквальном смысле с одного толчка. Кстати, до конца Великой Отечественной войны Уралвагонзавод выпустил 25 266 «тетридцатьчетверок», то есть каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, был нижнетагильским. Поэтому именно НПК УВЗ и поручили подготовить «ветеранов» к параду на  Красной площади.

Всего на санкт-петербургском ОАО «61-й бронетанковый ремонтный завод» (одно из предприятий УВЗ) капитальный ремонт прошли одиннадцать танков Т-34-85 и девять самоходных артиллерийских установок СУ-100. В работе были задействованы около 300 специалистов, которые отметили, что, несмотря на почтенный возраст, все машины находились в довольно хорошем состоянии. Там же, на предприятиях УВЗ, проходили подготовку и экипажи исторической бронетехники.

В свое время Т-34-85 и Су-100 считались шедеврами ВПК СССР, их статус был подтвержден на полях сражений. Ни Т-14 «Армата», ни БМП Т-15, ни САУ 2С35 «Коалиция-СВ» боевую обкатку, конечно же, не проходили. Но их технические и боевые характеристики, хотя раскрыты далеко не все возможности этих систем, дают все основания полагать, что делать хорошее оружие в России не разучились. В том числе и на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
460
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
572
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
485
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
397

Другие новости