0
7152
Газета Вооружения Интернет-версия

18.12.2015 00:01:00

Адмиралам нужны атомные субмарины

Современные и мощные подводные силы позволят Бразилии претендовать на роль глобального игрока

Тэги: вмс, флот, бразилия, атомная подлодка, субмарина, германия, франция, дэпл, напл


вмс, флот, бразилия, атомная подлодка, субмарина, германия, франция, дэпл, напл Национальная кораблестроительная промышленность Бразилии обладает компетенциями по постройке и подводных лодок. Фото с сайта www.defesa.gov.br

Бразилия находится вдали от традиционных для мировой истории театров военных действий, по крайней мере в нашем, европейском ее понимании. Да и история ее как независимого государства не может сравниться со странами Старого Света. Страна получила независимость только в 1822 году, а до того находилась под властью португальской короны. Однако все это отнюдь не помешало Бразилии стать одной из ведущих военно-морских держав Латинской Америки, флот которой в Западном полушарии уступает по боевому потенциалу только ВМС США. Кроме того, на сегодня Бразилия – единственная латиноамериканская страна, которая реализует крупномасштабную программу создания современных подводных сил, а в перспективе – атомной подводной лодки.

И В ТОМ ЧИСЛЕ СПЕЦНАЗ

Военно-морские силы в настоящее время являются одним из трех видов ВС Бразилии и организационно включают в себя флот, авиацию, морскую пехоту, а также части и подразделения специального назначения, тыла и пр.

Возглавляет ВМС Бразилии министр военно-морских сил, осуществляющий общее руководство национальными ВМС через главный штаб ВМС, командование морскими операциями и главное командование морской пехотой. Главный штаб ВМС располагается в городе Бразилиа. В составе главного штаба находятся адмиралтейство, управление гидрографии и навигации, отдел научных исследований и разработок, управление кадров, управление МТО и генеральный секретариат.

Командование морских операций включает в свой состав командованияе надводного флота, подводных сил, морской авиации, а также  контроль за морским судоходством и военно-морскими районами.

Следует отметить, что главе командования подводных сил подчиняется подразделение сил специальных операций – отдельный элитный отряд боевых пловцов GRUMEC (Grupamento de Mergulhadores de Combate, официальная дата создания – 12 декабря 1997 года). Это бразильский военно-морской спецназ, личный состав которого подготовлен американскими и французскими военными инструкторами. Подготовка личного состава данного отряда осуществляется на специальных 6-месячных учебных курсах в Центре подводных систем ВМС Бразилии, расположенном в пункте базирования Нитерой. Основная часть преподавателей и инструкторов центра сегодня – французские военные. В программу занятий бразильских боевых пловцов входит подготовка к ведению любых видов разведывательно-диверсионных операций (действий). В составе отряда имеется особая спецгруппа «захват и спасение» (GERR/MEC) численностью около 50 человек, предназначенная для проведения операций по спасению заложников, удерживаемых на морских, речных судах или в джунглях, а также по освобождению нефтяных платформ, судов и т.п.

С ОПОРОЙ НА НЕМЕЦКИЙ ГЕНИЙ

Подводные силы являются одними из наиболее многочисленных, современных и боеспособных в Латинской Америке. Основная база бразильских подводников – ВМБ «Адмирал Кастро э Силва» около Рио-де-Жанейро. В боевом составе насчитывается пять неатомных подводных лодок, в том числе четыре ДЭПЛ типа «Тупи» (Tupi) и одна ДЭПЛ типа «Тикуна» (Tikuna, усовершенствованный вариант ПЛ типа «Тупи»), которые являются модификацией известного немецкого проекта «Тип 209» (соответственно Type 209/1400 и Type 209/1400Mod).

Головная субмарина типа «Тупи» (S30) была построена на немецкой судоверфи компании HDW в Киле в 1989 году, а остальные три корабля  «Тамойо» (S31), «Тимбера» (S32) и «Тапайо» (S33) строились в 1994–1999 годы уже на бразильской судоверфи в Рио-де-Жанейро (Арсенал ВМС) из материалов и комплектов, полученных из Германии. При этом стоит отметить, что по первоначальному контракту от 1984 года до конца 1990-х годов планировалось построить в Бразилии четыре подлодки типа «Тупи», а затем еще две по усовершенствованному проекту. В итоге построили только три ПЛ типа «Тупи» и одну ПЛ улучшенного проекта – типа «Тикуна» (проект SNAC-1). Последняя была заложена на верфи в 1997 году, спущена на воду в апреле 2000 года и впоследствии передана флоту.

От базового проекта усовершенствованная «Тикуна» (S34) отличается увеличенным водоизмещением (надводное – на 600 т больше, подводное – почти на 1 тыс. т больше), увеличенными размерами (длина – на 6 м больше, ширина – на 2 м), увеличенной до 300 м глубиной погружения, а также расширенным составом вооружения – новые торпеды «Бофорс-2000»,  ПКР «Экзосет» или «Саб-Гарпун», общим боекомплектом 16 ракет и торпед (либо до 32 мин типа MCF-01/100 взамен части торпед), и новой корабельной системой управления стрельбой типа ISUS 83-13.

Вторую подлодку данного типа, «Тапуйа» (S 35), так и не построили (первоначально предусматривалось ввести ее в боевой состав флота в 2005 году). Предпочтение было отдано закупке партии подлодок типа «Скорпена».

В рамках программы MODSUB выполнена модернизация ПЛ типа «Тупи»: контракт стоимостью 35 млн долл., выданный 29 января 2008 года, исполняет компания Lockheed Martin. В рамках модернизации предусмотрена установка новой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) типа AN/BYG-501 Mod. 1D (Lockheed Martin), а также усовершенствование вспомогательных механизмов, гидроакустического и радиоэлектронного вооружения, систем управления вооружением, самообороны и навигации.

Компания OSI Geospatial Inc. поставляет для подлодок навигационную систему ECPINS, которая будет интегрирована с БИУС/АСБУ и заменит аналогичную систему Calypso III компании Thomson-CSF, тогда как автоматизированная система обработки данных KAFS-A10 компании Ferranti заменяется АСБУ SUBTICS разработки UDS International – подразделения DCNS. Кроме того, субмарины получат новые боковые антенны ГАС, а стоявшие ранее на их вооружении торпеды Mk. 24 «Тайгерфиш» (Tigerfish) компании Marconi Underwater Systems Ltd заменяются на американские Mk48 Mod6AT компании Raytheon. Работы по первой подлодке «Тапайо» (S 33) были завершены в 2011 году. Контрактом предусмотрена соответствующая модернизация берегового учебного Центра подводных сил.

ФРАНЦУЗСКАЯ ПОМОЩЬ

29 января 2008 года Бразилия заключила с Францией масштабное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого 23 декабря 2008 года был подписан предварительный, а 3 сентября 2009 года  окончательный, более детальный контракт по вопросу оказания Францией помощи в модернизации подводных сил ВМС Бразилии (стоимость контрактов – около 6,7 млрд евро).

В частности, бразильское правительство заключило с французскими судостроителями контракт на поставку четырех НАПЛ типа «Скорпена» (Scorpene, в модификации Scorpene S-BR), специально доработанных под требования ВМС Бразилии. Новые ПЛ отнесены к типу «Риачуэло» (Riachuelo), в состав их вооружения планируется включить ПКР «Экзосет» SM39 Block 2 Mod 2. Также подлодки получат АСБУ SUBTICS, гидроакустический комплекс S-CUBE компании Thales Underwater Systems (TUS) и подъемно-мачтовые устройства компании Sagem.

Исполнитель контракта – компания BSC (Baia de Sepetiba Consortium), совместное предприятие французской DCNS и бразильской Odebrecht Defesa e Technologia (Odebrecht Defense and Technology), а собственно постройка подлодок осуществляется на судоверфи компании ICN (Itaguai Construcoes Navais), учредителями которой стали DCNS и бразильские Odebrecht Defesa e Technologia и NUCLEP (Nuclebras Equipamentos Pesados S/A). Последняя специализируется в области ядерных технологий. Предполагается, что данные подлодки войдут в боевой состав подводных сил ВМС Бразилии в период, начиная с 2016–2017 годов, с интервалом в два года и получат имена в честь бразильских географических объектов: «Риачуэло» (S40, 2016–2017), «Хумаита» (Humaita, S41, 2018), «Тонелеро» (Tonelero, S42, 2020) и «Ангостура» (Angostura, S43, 2022).

ВСЕ СИЛЫ – НА АТОМОХОД

Особое внимание военно-политическое руководство Бразилии уделяет чрезвычайно амбициозной программе подводного кораблестроения – разработке и постройке собственными силами, правда, не без помощи зарубежных специалистов, атомной многоцелевой подводной лодки водоизмещением около 6 тыс. т (получила обозначение SN-BR), на что в бюджете предусматривается выделение около 1,4 млрд долл. Причем проект создания собственной атомной подлодки, первые шаги по которому в Бразилии были предприняты еще в 1979 году, на сегодня – это часть более комплексной программы PROSUB, предусматривающей постройку для ВМС Бразилии крупной партии подводных лодок различных классов и типов.

Со стороны Бразилии управление программой создания атомохода осуществляет компания COGESN, штаб-квартира которой расположена в Рио-де-Жанейро и которая располагает годовым бюджетом в 250 млн долл.

По условиям упомянутых соглашений и контрактов, подписанных в 2008–2009 годы, французская сторона взяла на себя обязательство оказать Бразилии помощь в постройке новой военно-морской базы – места базирования будущих бразильских подводных атомоходов – и современной судоверфи в городе Сепетиба Бей, что в районе Рио-де-Жанейро. Здесь планируется осуществить постройку головной атомной многоцелевой подводной лодки, а также четырех модифицированных НАПЛ типа «Скорпена». Металл для первой субмарины начали резать в июне 2011 года, а ее закладка состоялась в 2013 году. Головная ПЛ «Риачуэло» была заложена первоначально в 2010 году на верфи в Шербуре и будет достраиваться уже в Бразилии.

Новая судоверфь была в торжественной обстановке открыта президентом Бразилии Дилма Русеф в марте 2013 года. Кроме того, французские специалисты оказывают существенную помощь в вопросах проектирования атомной ПЛ, в которой, как указывается, найдут воплощение многие из решений, реализованных в проекта многоцелевой АПЛ типа «Барракуда» (Barracuda), а также некоторые важнейшие системы, включая атомную энергоустановку.

Кроме вышеперечисленного, в рамках упомянутого соглашения французская сторона обязалась выполнить и ряд других условий: выполнить передачу технологий; оборудовать учебные мощности и подготовить необходимый персонал; поставить 30 «тяжелых» торпед F21 разработки компаний DCNS, Thales Underwater Systems и ATLAS Elektronik GmbH,  50 имитаторов подводной цели CANTO (компании Terma и DCNS); помощь в постройке комплекса в составе пункта базирования подводных сил и судостроительного комплекса (EBN); возведение в Бразилии специализированного производственного комплекса по выпуску металлоконструкций (Manufacturing Unit for Metal Structures – UFEM) и пр.

Добавим, что соглашение по ВТС от 2008 года также предусматривает поставку ВМС Бразилии 50 вертолетов на сумму 1,9 млрд долл.

Ввод в боевой состав флота первого национального атомохода планируется в 2023–2025 годы (первоначально планировалось сделать это в 2010 году). Впрочем, бразильские специалисты, прежде чем приступить к активной фазе реализации программы создания атомохода, решили, что называется, опробовать силы на менее сложном варианте – разработать и построить своими силами неатомную ПЛ. Предполагалось, что в случае успешной реализации данного проекта будут решены две задачи: во-первых, замена в боевом составе флота устаревших субмарин типа «Тупи» позволит повысить боевой потенциал подводных сил ВМС Бразилии, а во-вторых, это даст возможность бразильским корабелам получить неоценимый опыт в проектировании и постройке современных подводных боевых кораблей.

В виде такого пробного приложения усилий и стал проект SNAC-1 (НАПЛ типа «Тикуна»), разработанный инженерным управлением ВМС Бразилии в качестве переходного к созданию первой национальной АПЛ (проект SNAC-2). Впоследствии, однако, бразильские адмиралы решили сменить партнера в программе национального подводного кораблестроения: вместо Германии, как мы видим, сегодня упор сделан на сотрудничестве с Францией.

О результатах этого мы узнаем лишь через несколько лет. Пока же в специализированных СМИ была обнародована информация о том, что национальная программа атомного подводного кораблестроения сделала существенный шаг вперед в связи с весьма серьезными подвижками в вопросе создания прототипа национального ядерного реактора. Как известно, ядерный реактор типа PWR (водо-водяной ядерный реактор), разрабатываемый в рамках проекта IPEN/MB-1 в Арамарском технологическом центре, вступившем в строй в районе Сан-Паулу в 1988 году. В соответствии с утвержденными планами предназначенный для перспективного бразильского подводного атомохода ядерный реактор мощностью 50 МВт позволит обеспечить ПЛ скорость подводного хода до 25 уз и должен был быть подготовлен к установке на атомоход в 2004 году, однако по целому ряду причин планы были отложены на более дальний период.

В заключение отметим, что, согласно обнародованным в 2012 году планам, в период до 2031 года бразильский флот должен получить значительное количество боевых кораблей и вспомогательных судов, включая атомные и неатомные подводные лодки, фрегаты и корветы УРО, сторожевые (патрульные) корабли океанского класса, десантные корабли и пр. В итоге к 2034 году бразильские адмиралы рассчитывают располагать подводным флотом в составе не менее 15 неатомных и шести атомных многоцелевых подводных лодок.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Миллионер стал фаворитом гонки за председательство в ХДС

Миллионер стал фаворитом гонки за председательство в ХДС

Олег Никифоров

Кандидаты на место преемника Ангелы Меркель начали предвыборную кампанию

0
803
Субмарина «Сан-Хуан» навсегда останется на дне

Субмарина «Сан-Хуан» навсегда останется на дне

Андрей Рискин

У Аргентины нет ни технических средств, ни денег на подъем погибшей подлодки

0
971
Европа не хочет быть игрушкой в руках больших держав

Европа не хочет быть игрушкой в руках больших держав

Фемида Селимова

Макрон заявил об угрозах франко-германскому тандему

0
998
Страны АТЭС не могут избавиться от протекционизма, а Британия –  от неопределенности и раздоров

Страны АТЭС не могут избавиться от протекционизма, а Британия – от неопределенности и раздоров

Юрий Паниев

0
690

Другие новости

Загрузка...
24smi.org