0
15357
Газета Вооружения Интернет-версия

22.04.2016 00:01:00

Роботы в небе Нагорного Карабаха

Денис Федутинов

Об авторе: Денис Вячеславович Федутинов – эксперт в области беспилотных авиационных систем.

Тэги: беспилотники, бла, дрон, нагорный карабах, армения, азербайджан, израиль, х 55, птеро


беспилотники, бла, дрон, нагорный карабах, армения, азербайджан, израиль, х 55, птеро Барражирующий боеприпас «Harop» впервые был применен в боевых условиях. Фото с сайта www.iai.co.il

В ходе обострившегося в начале апреля текущего года армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха достаточно активно использовались беспилотные авиационные системы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) различного типа. За несколько дней здесь как с одной стороны конфликта, так и с другой «засветились» сразу несколько таких систем. Причем некоторые из них применялись в боевых условиях впервые в мировой практике.

АЗЕРБАЙДЖАН

Четырехдневная война в Нагорном Карабахе стала беспрецедентной по числу сбитых беспилотников, сказал журналистам в субботу пресс-секретарь оборонного ведомства Армении Арцрун Ованнисян. Начальник управления авиации Вооруженных сил Армении Аветик Мурадян, в свою очередь, отметил, что Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в ходе боевых действий сбила 10 беспилотников.

Сбитый БЛА типа «Thunder B». 	Фото с сайта www.nkrmil.am
Сбитый БЛА типа «Thunder B». Фото с сайта www.nkrmil.am

Одним из первых свидетельств применения азербайджанскими военными беспилотных летательных аппаратов стали кадры, показанные 2 апреля 2016 года военным ведомством НКР, на которых был запечатлен беспилотный летательный аппарат мини-класса «Thunder B». Данный беспилотник разработан и выпускается небольшой частной израильской компанией Blue Bird Aero Systems и предназначен для ведения разведки, наблюдения и корректировки огня.

Беспилотный летательный аппарат взлетной массой до 28 кг построен по классической самолетной схеме с V-образным хвостовым оперением и толкающим винтом. Размах крыла аппарата составляет 4 м при длине фюзеляжа 1,9 м. Аппарат может нести на борту полезную нагрузку в виде аппаратуры наблюдения массой до 3,5 кг. В качестве таковой может использоваться размещаемая в носовой части фюзеляжа БЛА оптико-электронная система на гиростабилизированном подвесе T-STAMP израильской компании Controp, которая включает двухканальную – телевизионный (ТВ) и инфракрасный (ИК) каналы – систему наблюдения, а также лазерный целеуказатель. Запуск аппарата осуществляется с помощью пусковой катапульты, посадка – с помощью парашюта и подушки безопасности.

Указываемый разработчиками радиус действия данного БЛА – до 150 км – выглядит несколько оптимистично и, по-видимому, подразумевает возможность автономного полета на такие дистанции, что обусловлено высокой продолжительностью полета этого аппарата. В марте 2016 года на испытаниях БЛА «Thunder B» показал выдающийся результат – продержался в воздухе 25,5 часов. При этом в компании Blue Bird Aero Systems отмечают, что тестовый полет был осуществлен в сложных погодных условиях – в зоне запуска было ветрено и дождливо.

На показанных военными НКР кадрах было видно, что аппарат скорее всего не был сбит, как то утверждает армянская сторона, – беспилотник практически не имеет механических повреждений конструкции. Вероятнее всего, здесь можно говорить все же об аварийной посадке: видны амортизирующая подушка и парашют – типичные устройства штатной системы посадки данного беспилотного летательного аппарата.

Небезынтересным моментом здесь является то, что ранее в открытых источниках не появлялось данных о том, что данная модель БЛА поставлялась в Азербайджан. Таким образом, если съемка подлинная, то мы имеем первое документальное свидетельство подобной поставки.

4 апреля с.г. в Интернете появилось также видео, на котором запечатлен полет израильского беспилотного летательного аппарата «Harop». По сообщениям, распространенным армянской стороной, аппарат уничтожил автобус, в котором ехали добровольцы.

Этот разработанный израильским авиастроительным концерном Israel Aerospace Industries (IAI) аппарат фактически представляет собой барражирующий боеприпас, предназначенный для поражения средств обнаружения и поражения систем противовоздушной обороны противника, для чего используется интегрированная c БЛА боевая часть. Таким образом, БЛА «Harop» может выполнять ударные и разведывательные функции, либо, в зависимости от тактической обстановки, совмещать обе эти специализации.

Летательный аппарат имеет длину 2,5 м, размах крыла достигает 3 м. Беспилотник выполнен по схеме «утка» с развитым высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Его взлетная масса, по официальным данным, составляет 135 кг, включая боевую часть массой 23 кг. Крыло со складывающимися консолями имеет переменную стреловидность по передней кромке. Толкающий винт приводится в движение поршневым двигателем. «Harop» способен совершать полет продолжительностью до шести часов, в ходе которого он может преодолеть расстояние свыше 1000 км.

В носовой части фюзеляжа данного беспилотника под обтекателем находится оптико-электронная аппаратура разведки и наблюдения, размещенная на гиростабилизированном подвесе. В ее состав входит двухканальная – ТВ и ИК каналы – система наблюдения, система радиотехнической разведки, а также малоразмерная радиолокационная станция (РЛС).

Взлет беспилотного летательного аппарата осуществляется из пусковой установки контейнерного типа при помощи твердотопливных ускорителей. После взлета включается собственный двигатель аппарата и раскладываются консоли крыла. В ходе полета «Harop» используется как обычный беспилотник для разведки и наблюдения. При обнаружении цели и ее подтверждении оператором БЛА последний уничтожает ее при помощи собственной боевой части в ручном или автоматическом режиме. При этом оператор может отменить атаку цели и вернуть аппарат в режим барражирования.

Впервые система «Harop» была продемонстрирована на международном авиасалоне в Индии в 2009 году. Вскоре после этого поступила информация о первом контракте на поставку. Сообщалось, что неназванная страна инициировала переговоры на предмет покупки некоторого количества беспилотников данного типа общей стоимостью не менее 100 млн долл. Позднее стало известно, что этой страной является Индия, планировавшая закупить 10 таких комплексов. О том, что Баку также приобрел подобные беспилотные системы, стало известно на международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в 2015 году. Тогда сообщалось о заключении контракта на поставку сотен единиц аппаратов «Harop» в Индию и Азербайджан. При этом стоит отметить, что использование БЛА типа «Harop» в конфликте в НКР, судя по всему, стало первым опытом его боевого применения в истории.

Наконец, 5 апреля с.г. на кадрах, распространенных армянской стороной, были показаны горящие фрагменты еще одного беспилотного летательного аппарата малого класса. По уцелевшим фрагментам носовой части БЛА он может быть идентифицирован как «Orbiter 3».

Беспилотный летательный аппарат «Orbiter-2» собирается в Азербайджане.	Фото автора
Беспилотный летательный аппарат «Orbiter-2» собирается в Азербайджане. Фото автора

Этот аппарат создан израильской компанией Aeronautics Defense Systems в развитие ее линейки летательных аппаратов «Orbiter». Аппарат также выполнен по схеме «утка». Размах крыла аппарата составляет 4,2 м. Как и близкий по классу БЛА «Thunder B», беспилотник «Orbiter 3» относится к системам разведки и наблюдения малого радиуса, однако в отличие от первого оснащен электродвигателем, обеспечивающим ему малую акустическую заметность. Сообщалось, что данный БЛА может оставаться в воздухе до семи часов, а дальность его полета увеличена до 100 км. Запуск БЛА производится с помощью катапульты, которая может устанавливаться на транспортном средстве, посадка – на парашюте. Как и БЛА «Thunder B», аппарат «Orbiter 3» оснащен системой наблюдения T-STAMP.

Впервые БЛА данного типа был показан общественности в июле 2011 года в Париже. Насколько известно, беспилотник «Orbiter 3» приобрели 10 иностранных заказчиков, в том числе США. Об отношениях азербайджанских военных с данной компанией известно уже достаточно давно. Так, еще в 2011 году стало известно о закупках Азербайджаном 60 беспилотных летательных аппаратов израильского производства, включая мини-БЛА «Orbiter 2» и тактические БЛА «Aerostar». Кроме того, непосредственно в Азербайджане было развернуто их сборочное производство.

В декабре 2008 года министр оборонной промышленности страны Явер Джамалов в интервью местному телевидению заявил, что Министерство оборонной промышленности Азербайджана намерено расширить перечень выпуска военной продукции, в том числе – начать производство собственных беспилотных летательных аппаратов, не сообщив, однако, о каких именно летательных аппаратах идет речь. В 2009 году между Израилем и Азербайджаном было подписано соглашение о строительстве завода по производству беспилотных летательных аппаратов в Азербайджане. По прошествии чуть более двух лет в марте 2011 года было сдано в эксплуатацию новое предприятие AZAD Systems, принадлежащее производственному объединению «Шарг» Министерства оборонной промышленности Азербайджана. На предприятии были созданы пять производственных участков, установлено современное технологическое оборудование. На данном предприятии и приступили к выпуску беспилотников «Orbiter» и «Aerostar».

АРМЕНИЯ

Истории со сбитием или падением БЛА имели место не только с азербайджанскими беспилотниками, но и с армянскими. Так, 7 апреля с.г. азербайджанская сторона продемонстрировала кадры со сбитым, как указывалось в сообщении, беспилотным летательным аппаратом, принадлежащим Вооруженным силам Армении. На фото был показан беспилотник, внешне напоминающий БЛА «Птеро» разработки российской компании «АФМ Серверс». На самом деле данный аппарат представляет собой созданный в Армении БЛА типа Х-55, что, правда, не исключает влияние на данную разработку российской системы.

Известно, что Армения ввела в эксплуатацию национальных Вооруженных сил купленные у России беспилотные летательные аппараты. Весной 2014 года в социальных сетях появились фотографии с одного из мероприятий, проведенного в Армении. На размещенных там фото были запечатлены беспилотники «Птеро», закупленные в России. Генеральный директор компании Амир Валиев ранее заявлял, что в 2012 году была осуществлена доставка четырех комплексов «Птеро» версии Е5 в Армению. По его словам, эти беспилотники были приобретены Министерством по чрезвычайным ситуациям Армении. По-видимому, оттуда они позднее были переданы военным.

В апреле 2015 года на аэродроме Эребуни была показана небольшая часть продукции военно-промышленного комплекса Армении. В том числе были продемонстрированы и беспилотные летательные аппараты армянского производства, среди которых был и армянский беспилотник X-55.

Внешние очертания фюзеляжа армянского БЛА X-55 схожи с российским БЛА «Птеро». Между тем имеются и отличия: армянский БЛА имеет иную форму крыла, на нем установлен не электродвигатель, а двигатель внутреннего сгорания, а кроме того, армянский беспилотник несколько крупнее, что заметно визуально. По имеющимся данным, БЛА способен находиться в воздухе до восьми часов, выполняя полеты на удалении до 85 км от наземной станции управления.

В Армении реализуется программа создания собственных беспилотных авиационных систем. На данный момент здесь разрабатываются и производятся ряд беспилотных летательных аппаратов ближнего и малого радиусов действия. В частности, помимо Х-55, здесь выпускаются еще три модели – «Крунк», «Азнив» и «Базе».

СТАВКА НА РОССИЮ И ИЗРАИЛЬ

Конфликт вокруг НКР, несмотря на свою непродолжительность, характеризовался интенсивным применением беспилотных средств разведки и наблюдения, что позволяет сделать некоторые выводы по его итогам. Очевидно, и Азербайджан и Армения с пониманием относятся к роли беспилотников в современных военных конфликтах, уделяя вопросам оснащения своих вооруженных сил подобными техническими системами большое внимание. При этом в развитии данного направления каждая из стран исповедует собственный подход.

На проводившейся в 2014 году в Баку выставке вооружений ADEX особенно широко были представлены именно беспилотники. 	Фото автора
На проводившейся в 2014 году в Баку выставке вооружений ADEX особенно широко были представлены именно беспилотники. Фото автора

Азербайджан, имеющий существенно большие возможности, пошел по пути первоначального приобретения систем БЛА за рубежом. Ставка была сделана на одного из ведущих разработчиков беспилотных авиационных систем в мире – Израиль. Затем был сделан второй шаг – организация сборочного производства беспилотных систем непосредственно в стране. В этом Азербайджан отчасти повторил опыт России, также приобретавшей системы БЛА в Израиле, а затем создавшей их производство. Между тем здесь, конечно, имеются и существенные различия. Думается, что Азербайджану затруднительно перейти от сборки иностранных систем к созданию компетенций для разработки и производства собственных. Это обстоятельство подталкивает азербайджанские власти к закупкам гораздо более широкой номенклатуры систем БЛА, при этом страхуясь от возможных форс-мажорных ситуаций, диверсифицируя поставщиков.

Подход Армении к вопросам оснащения беспилотными авиационными системами собственных Вооруженных сил несколько иной. Здесь также отчасти использовали экспорт как временное решение. Причем в отличие от Азербайджана приобретено было очень ограниченное количество систем. В выборе поставщика ставка была сделана не на далекое зарубежье, а на Россию. Очевидно, в силу как политических, так и финансово-экономических обстоятельств. При этом армянская сторона, похоже, постаралась выжать максимум из сделанных приобретений – помимо непосредственного применения по назначению, некоторые технические решения были использованы в собственных разработках, проводимых в стране.

Думается, конфликт не изменит существующих подходов обеих сторон. Вместе с тем, возможно, будет определенная интенсификация активности в развитии программ БЛА. Вполне возможно, что и Израиль, и Россия в недалеком будущем смогут рассчитывать здесь на новые контракты. Для России, впрочем, это, как и раньше, не принесет существенных дивидендов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
372
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
414
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
595
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
500

Другие новости