0
20553
Газета Вооружения Интернет-версия

03.06.2016 00:01:00

Все секреты стратегического ракетоносца Ту-160

Тэги: авиация, вооружение, самолет, бомбардировщик, ту 160, туполев, книги, обзор


авиация, вооружение, самолет, бомбардировщик, ту 160, туполев, книги, обзор Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Затучный А.М., Ригмант В.Г., Синеокий П.М. Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 (серия «Знаменитые летательные аппараты»). – М.: ИИГ «Полигон-пресс», 2016. – 552 с.

Россия всегда славилась своим оружием. И даже когда в той или иной стране мира раньше нас создавали что-то с военной точки зрения более выдающееся, отечественные инженеры и конструкторы в ответ создавали такие образцы вооружений и военной техники, которые на долгие годы и даже десятилетия получали эпитет «не имеющий аналогов в мире».

РАВНЫХ ЕМУ НЕТ

В точности так произошло и в истории с ракетоносцем-бомбардировщиком Ту-160. Созданный ОКБ А.Н. Туполева в качестве «ответа» на американский В-1, наш самолет в итоге не только превзошел его по всем характеристикам, но еще и отличается заложенным его создателями настолько высоким модернизационным потенциалом, что не устареет технически еще многие годы.

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 является самым большим и самым мощным с точки зрения того боевого потенциала, которым он обладает, в истории мировой военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с изменяемой геометрией крыла. Он также носит почетный титул самого тяжелого боевого самолета в мире, отличаясь среди всех своих «одноклассников», различных бомбардировщиков, наибольшей максимальной взлетной массой, а также наибольшей среди таких машин скоростью полета.

Более того, внушительный запас топлива, имеющийся на борту, и наличие системы дозаправки топливом в полете позволяет Ту-160 достигать практически любой точки на земном шаре, причем в сравнительно короткий промежуток времени. Свидетельством этому являются 13-часовой сверхдальний беспосадочный перелет двух Ту-160 в Венесуэлу, успешно выполненный в сентябре 2008 года, а также беспрецедентные по своему характеру полеты в июне 2010 года на воздушное патрулирование с дозаправками в воздухе, продолжительность которых превысила 24 часа, а протяженность маршрута в итоге достигала 18 тыс. км.

Проще говоря, Ту-160 – это король среди всех бомбардировщиков мира, когда-либо бороздивших воздушный океан нашей планеты.

ВЫЖИВЕТ И В ЯДЕРНОЙ ВОЙНЕ

Основа стратегического авиационного комплекса Ту-160 – уникальный многорежимный самолет-носитель, обладающий непревзойденными возможностями, которые могут быть успешно реализованы в широком диапазоне скоростей и высот полета. Российский ракетоносец-бомбардировщик способен одинаково эффективно решать поставленные ему боевые задачи – поражать наиболее важные объекты военного, государственного и промышленного назначения, расположенные в удаленных географических районах планеты и глубоком тылу континентальных театров военных действий, – как на дозвуковой скорости полета на малых высотах, так и на сверхзвуковых режимах при полете, что в результате позволяет существенно повысить гибкость применения комплекса по предназначению и обеспечить ему высокую боевую устойчивость в ходе ограниченного или глобального ядерного конфликта.

Создание комплекса Ту-160 стало выдающимся достижением отечественной авиационной и смежных с ней отраслей промышленности при консолидации административных, научно-технических, конструкторских и производственных ресурсов сотен коллективов промышленности и науки. Решение такой грандиозной задачи потребовало решения целого комплекса разнообразных проблем, связанных со следующим этапом технического перевооружения отечественной авиапромышленности, разработкой и освоением новых конструкционных материалов, а также созданием уникального технологического и станочного оборудования, что стало серьезным заделом для последующего развития советского и российского авиапрома и смежных с ним отраслей.


«Мне пришлось участвовать со стороны Дальней авиации в работах по Ту-160 практически с обсуждения его первых вариантов, – пишет в предисловии к книге Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Василий Васильевич Решетников, чье имя сегодня носит один из стратегических ракетоносцев Ту-160. – Я со своей командой, переросшей в макетную комиссию, а затем и госкомиссию по созданию Ту-160, помногу и часто работал в КБ… Многие, казавшиеся недоступными технические преграды были сокрушены в те годы умом и опытом самых одаренных творцов этой уникальной машины».

В общей сложности отечественный авиапром построил 36 самолетов Ту-160, в том числе два опытных образца и два самолета, использовавшихся для прочностных испытаний. Самолеты продолжают нести боевую службу в составе Дальней авиации Воздушно-космических сил (ДА ВКС) России и по настоящее время, являясь флагманом флота ДА. А в ноябре 2015 года в рамках операции ВКС РФ против террористов в Сирии самолеты Ту-160 получили боевое крещение – применили по противнику крылатые ракеты воздушного базирования. В минувшем году МО РФ также принято окончательное решение о пополнении парка ДА ВКС самолетами данного семейства – на казанском авиазаводе ПАО «Туполев» будет построена партия самолетов в глубоко модернизированном варианте Ту-160М2.

Уникальному российскому стратегическому ракетоносцу-бомбардировщику Ту-160 посвящена новая книга серии «Знаменитые летательные аппараты», выпущенная недавно в издательстве «Полигон-пресс». В данном труде максимально подробно рассказано о периодах зарождения, создания, эксплуатации и совершенствования как самолета ту-160, так и созданного на его базе авиационного комплекса.

ТАКИХ КНИГ ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Рассматриваемый труд нелегко описать, не используя слова «превосходный», «уникальный» или «не имеющий аналогов». Ведь подготовленная Александром Затучным, Владимиром Ригмантом и Павлом Синеоким книга получилась действительно уникальная – в полной мере соответствующая тому самолету, которому она и посвящена.

Основанная на кропотливом сборе и исследовании уникальных документов, связанных с созданием многорежимного стратегического самолета, она представляет интерес и для специалистов, и для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной боевой авиации. Не говоря уже о том, что в книге имеется огромная масса ранее нигде не публиковавшихся фотографий, рисунков, схем и других материалов. При этом авторы данного труда сумели даже выйти за рамки классической для многих изданий формы «книги о самолете», уделив больше внимания предпосылкам создания рассматриваемого стратегического авиационного комплекса, а также проведя очень подробное, с рядом уникальных рисунков и схем, сравнение Ту-160 и В-1В.

Условно книгу можно разделить на две части, в каждой из которых освещен определенный период не только создания Ту-160, но и всей послевоенной истории отечественной Да.

Первый период охватывает 1950-е – конец 1960-х – начало 1970-х годов, то есть время от начала работ над сверхзвуковыми однорежимными стратегическими авиационными носителями и до начала работ по новому многорежимному стратегическому ударному самолету. При этом авторы особо указывают на тот факт, что мощную конструктивно-технологическую базу для реализации проекта создания Ту-160 удалось создать в том числе и за счет успешной реализации программы конструирования, постройки, испытаний и доводок первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, а также ряда тяжелых боевых самолетов.

Особо хотелось бы обратить внимание потенциальных читателей на главу «Пути развития сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков, 1950–1960 гг.», в которой приведена масса уникальной информации по различным проектам стратегических ударных самолетов. Например, по стратегической системе – сверхзвуковом гидросамолете-амфибии А-57 и самолете-снаряде РСС (ОКБ-256 П.В. Цыбина), или о составном дальнем бомбардировщике в составе самолета-носителя с шестью турбореактивными двигателями ВД-5М, получившего шифр самолет «108», и подвесного пилотируемого самолета с двумя ТРД АМ-11М, получившего шифр самолет «100».

В другой главе приведена интересная информация о Ту-160 в варианте разведчика. Такой комплекс воздушной разведки предназначался для ведения стратегической разведки на сухопутных и океанских театрах военных действий в интересах Верховного главного командования и командования видов ВС СССР с целью вскрытия непосредственной подготовки противника к нападению, выявления его важнейших группировок и вероятных сроков их развертывания, а также определения расположения важнейших объектов, от уничтожения которых зависит успех боевых действий.

Второй период, рассмотренный в означенном труде, охватывает 1974–1987 годы, когда были осуществлены проектирование, постройка опытного образца, налаживание серийного производства, испытания и поставка первых Ту-160 в строевую часть. Здесь не только можно узнать о том, как происходили выбор окончательной концепции Ту-160, разработка проекта, производство, испытания и доводка первых опытных образцов, серийный выпуск нового самолета и его эксплуатация в частях Дальней авиации, но также найти информацию о техническом описании элементов комплекса Ту-160, о главном конструкторе самолета – В.И. Близнюке и о многом другом.

Здесь же – подробное сравнение Ту-160 и В-1В. Причем авторы труда, указывая, что «в том, что создатели самолетов Ту-160 и В-1 сошлись в свое время во взглядах относительно аэродинамической и конструктивно-технологической компоновки машин, включавшей элементы интегральной конструкции и крыло изменяемой стреловидности, нет ничего удивительного», поскольку «близкий научно-промышленный уровень СССР и США, а также схожесть тактико-технических требований к новым видам вооружений неизбежно приводит к похожим техническим решениям», особо подчеркивают, что «если глубже разобраться в данном вопросе, то общего у бомбардировщиков окажется не так много».

В заключительной части книги – ряд приложений, в которых содержится подробная информация о проектах и всех построенных самолетах Ту-160, о летных происшествиях, имевших место с изделием «70», а также, на пяти страницах, список мировых рекордов, установленных на Ту-160, и др.

По мнению генерал-полковника авиации Василия Решетникова, представляемая книга – это «достойный памятник выдающемуся достижению авиационной отрасли всей страны, инженерам ОКБ Туполева и всей промышленности, командному, летному и инженерно-техническому составу Дальней авиации, создавшим и внедрившим в эксплуатацию самый мощный и самый скоростной в истории военной авиации стратегический сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла».

«Таких монографий о Ту-160 еще не было!» – вторит ему один из ведущих российских экспертов в области авиации, главный редактор профильного журнала и автор ряда монографий об отечественных боевых самолетах Андрей Фомин. Мне же, как человеку, более увлеченному флотом, откровенно жаль, что подобного рода высококачественных фундаментальных трудов не издается у нас в стране по тем многочисленным образцам военно-морской техники, которыми по праву должны гордиться наши соотечественники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
581
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
972
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
704
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
379

Другие новости