Самоходная артсистема «Коалиция-СВ» – одна из боевых машин, которая будет выпускаться на новейшей платформе «Армата». Фото Виталия Кузьмина
Реализация разработанной и утвержденной корпорацией УВЗ стратегии развития до 2025 года приведет к диверсификации производства Уралвагонзавода и выходу его продукции на новые рынки, считают опрошенные «НГ» эксперты. Напомним, стратегия была единогласно принята советом директоров АО «НПК «Уралвагонзавод» 22 ноября.
В утвержденной стратегии УВЗ предусмотрено нескольких основных направлений развития корпорации. Планируется совершенствование системы управления, увеличение объемов продаж, завоевание лидерства по инновациям в отраслях военного и транспортного машиностроения, причем доля инновационной продукции в выручке должна составлять не менее 75%. Кроме того, предполагается организовать партнерства в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производстве, сбыте по действующим и новым бизнес-направлениям. Планируется повысить операционную эффективность корпорации, а также обеспечить рост производительности труда до уровня лучших российских практик. Итогом должно стать создание диверсифицированного интегрированного холдинга, отвечающего за полный жизненный цикл производимых на нем изделий от производства до утилизации. При этом доля гражданской продукции в выручке должна достичь до 46%.
«Во-первых, на УВЗ уловили установку «Или диверсифицируйся, или умри» еще до того, как она стала официальной для нашего государства, и поняли, что нужно искать возможность делать высокотехнологичные гражданские продукты, – говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Например, недавно они на выставке представляли цистерну, сделанную не из металла, а из новых материалов. Ведь очевидно, что государственный оборонный заказ будет исполнен в рамках государственной программы вооружения до 2020 года, а рынок танков близится к насыщению. Еще может быть два-три крупных зарубежных танковых контракта – с Кувейтом, с Индией, Перу, но все равно это, конечно, и поэтому они делают упор на диверсификацию и выпуск гражданской продукции. Во-вторых, руководители УВЗ прекрасно понимают, что на одном российском рынке далеко не уедешь и нужно выходить на новые рынки, что указано в стратегии. Понятно, что эти рынки высококонкурентные, нас там не ждут, и потому зачастую используются российские политические конкурентные преимущества – например, в Азербайджан, в Марокко продали вагоны, что, конечно же, правильно. Ну и, в-третьих, нужно «резать косты» – хозяйство очень большое, нужно маневрировать, внедрять новые станки».
БЕЗУСЛОВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА
Повысить качество управления до уровня лучших мировых практик УВЗ рассчитывает за счет создания смены индустриальной модели, внедрения инструментов управления операционной эффективностью и посредством создания специальной управляющей компании. Она должна будет позволить создать девять новых бизнес-единиц и перейти к индустриальной модели «организация – центр компетенций» к 2020 году.
Как говорится в стратегии, ее планируется осуществить в три этапа: с 2017 по 2018 год, с 2019 по 2021 грд, с 2022 по 2025 год. Причем к 2025 году УВЗ предполагает достичь выручку в размере около 382 млрд руб., при рентабельности по EBITDA в 19,7% и чистой прибыли в более чем 24 млрд руб.
В стратегии УВЗ сформулирован механизм достижения поставленных целей. Задачи и ответственность за их выполнение прописаны в «дорожной карте», содержащей более 600 мероприятий, большую часть из которых планируется реализовать в ближайшие два года.
«На мой взгляд, первый ключевой момент, отраженный в стратегии, – рационализация производства и в плане управления, и в технологическом плане, – считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – И эта рационализация нацелена на увеличение производительности труда, внедрения новых технологий и освоения инновационных продуктов. И это касается всей структуры Уралвагонзавода. В соответствии с этим расписаны конкретные мероприятия, названные «дорожными картами», в области и развития технологий, и увеличения производительности, и создания более эффективной структуры корпорации, и подготовки кадров, и по всем сопутствующим вопросам». Эксперт отмечает, что опубликованная стратегия касается только гражданской продукции УВЗ, «то есть полностью рыночной составляющей деятельности корпорации». А более объемная часть стратегии, которая касается основного направления деятельности компании – производства продукции военного назначения, также предусматривает соответствующие действия, направленные на безусловное выполнение гособоронзаказа и госпрограммы вооружения.
«Некоторые инновационные продукты из этой части деятельности корпорации мы увидели на парадах – это машины на платформе семейства «Армата» и новые артиллерийские системы «Коалиция», но многие детали этой стратегии скрыты по понятным соображениям, – говорит Мураховский. – Соответственно в самой корпорации идет работа по созданию важнейших составных частей этих систем, например, танковых орудий, двигателей, трансмиссий, средств защиты. Но, стратегия подразумевает и развитие коммуникаций с ключевыми внешними поставщиками. Ведь понятно: для того чтобы системы нового поколения были эффективны, необходимы, например, боеприпасы и с их производителями надо активно взаимодействовать».
УВЗ собирается снова стать законодателем мод в выпуске
железнодорожных вагонов для грузоперевозок. Фото с сайта www.uvz.ru |
ОЖИДАЕТСЯ ПРОРЫВ В РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Важным новшеством может стать создание единых центров компетенций. Два из них (Центр IT и Центр R&D) планируется локализовать в Москве, два («Уралтрансмаш» и Завод № 9) размещены в Екатеринбурге, еще два («Электромашина» и Моторный завод, ЧТЗ) в Челябинске. Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле и «Омсктрансмаш» в Омске дополняют эту перспективную производственную карту. Создание подобных центров компетенций позволит по расчетам УВЗ достичь эффекта в 2–3 млрд руб. ежегодно и поможет повысить рентабельность корпорации за счет снижения расходов и оптимизации активов. Как говорит генеральный директор УВЗ Олег Сиенко, реализация следующего этапа развития выведет корпорацию на новый технологический уровень. «Мы будем развивать продуктовый и технологический инжиниринг, создавать центры компетенций, наращивая кооперацию между предприятиями, – отмечает Сиенко. – Наша цель – увеличение выработки на одного сотрудника, повышение производительности труда и постановка на производство новой продуктовой линейки гражданской техники».
«Стратегия рассчитана на то, что корпорация «Уралвагонзавод» диверсифицирует свою деятельность, развивая помимо военного сегмента и сегмент гражданского инновационного транспортного машиностроения, – отмечает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Таким образом, идет балансировка гражданского и военного сегментов и сделан расчет на выход корпорации в число ведущих оборонно-промышленных компаний мира, которая будет одинаково устойчиво заниматься как военным, так и гражданским бизнесом. У нее есть целый ряд разработок, которые могут вывести УВЗ на целый ряд стран – например, вагонный парк, тяжелая гражданская техника, которые могут быть востребованы на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Северной Африки».
Тем не менее, как говорится в документе, УВЗ планирует рост выручки от военной продукции в 2,5 раза от уровня 2015 года. К 2025 году корпорация рассчитывает нарастить продажи на мировом рынке продукции военного назначения свыше 90 млрд руб.
В числе планов Уралвагонзавода до 2025 года – возвращение позиции № 1 в массовом сегменте грузовых вагонов и попадание в топ-3 производителей в специализированном сегменте. Также УВЗ намерен стать лидером на рынке решений городской мобильности в России с долей в производстве трамваев более 80%. Корпорация ставит перед собой целью и возвращение позиции № 2 на рынке гусеничных бульдозеров, а в перспективе и выход на рынок экскаваторов. Развитие планируется и за счет группы новых продуктов, например, создания собственного модельного ряда беспилотной техники, систем приема и передачи данных. Отдельный вектор развития – выход на рынок интегрированных систем диагностики состояния машин, сбора и онлайн-обработки данных. Причем речь в стратегии идет о системах удаленной диагностики не только гражданских, но и военных машин, а выход на рынок в гражданский сектор планируется проложить именно через развитие соответствующего сегмента военной техники. Кроме того, компания рассчитывает добиться многого в разработке и поставке новых прорывных материалов (например, сверхлегких, сверхпрочных, сверхтугоплавких и самовосстанавливающихся), а также технологий их изготовления.
Эксперты считают, что стратегия задает корпорации новые горизонты, для достижения немало придется поработать всем сотрудникам Уралвагонзавода – от рабочих до топ-менеджеров. «Программа УВЗ очень правильная, и я даже назвал бы ее излишне оптимистичной, время покажет, насколько она была реалистична», – говорит Руслан Пухов. «На мой взгляд, планка, которая установлена УВЗ для себя, – довольно высокая, задачи амбициозные, и потребуются большие усилия для того, чтобы их выполнить», – считает Виктор Мураховский.