0
2722
Газета Вооружения Интернет-версия

03.02.2017 00:01:00

Первые зенитные

Развитие военной авиации потребовало создания специальных средств для борьбы с ней

Алексей Олейников

Об авторе: Алексей Владимирович Олейников – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета, член Ассоциации историков Первой мировой войны.

Тэги: первая мировая война, пво, пушка, зенитка, аэроплан, скорострельность


До Первой мировой войны зенитных орудий специальной конструкции насчитывалось в Германии – 18, во Франции и Италии – по 2 единицы. Но возросшая мощь и значение авиации заставили воюющие государства уже с 1914 года обратить внимание на борьбу с самолетами с помощью артиллерийского огня. Главные задачи, стоявшие перед конструкторами зенитных орудий, – придание зенитным снарядам возможно больших начальных скоростей, а пушкам – больших углов возвышения и кругового обстрела. В результате к концу войны число специальных зенитных орудий в Германии выросло до 2576, во Франции – до 900, в Италии – до 516 единиц.

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ

В России эти требования вначале реализовывались кустарным путем – полевые трехдюймовые пушки были поставлены на изготовлявшиеся усилиями войсковых частей деревянные станки, допускавшие угол возвышения до 60 градусов и позволявшие вести круговой огонь. Со временем скорострельность пушки выросла, появились и специальные прицельные приспособления.

Было создано и специальное зенитное орудие: трехдюймовая скорострельная противоаэропланная пушка образца 1914 года с круговым обстрелом на тумбовой установке, закрепленной на автомобиле. Она обладала скорострельностью до 30 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы до 8 верст. К 1917 году эта пушка появляется на ряде важнейших боевых участков русского фронта.

Основными калибрами зенитной артиллерии были малый (37–40 мм), средний (75–77 мм) и большой (105–120 мм). Орудия малых калибров часто снабжались бронебойными снарядами, средние же и большие калибры предпочтительнее было оснащать снарядами мощного фугасного и осколочного действия.

У союзников, а позже и в русской армии, появляются также и автоматические скорострельные малокалиберные зенитные орудия: 40-мм пушка на лафете Депора (скорострельность до 300 выстрелов в минуту, дальность стрельбы до 5 верст), а также 40-мм пушка-пулемет Виккерса.

ПРОТИВОАЭРОПЛАННЫЕ БАТАРЕИ

Первоначально для ведения зенитного огня в русской действующей армии выделялись орудия из состава легких полевых батарей. Они, как правило, действовали бессистемно, без какой-либо организации и связи друг с другом. Первой появившейся на фронте специальной зенитной батареей была автомобильная противоаэропланная батарея капитана В.В. Тарновского. В марте 1915 года батарея прибыла в г. Ломжа – в распоряжение штаба 12-й армии Северо-Западного фронта. Батарея прикрывала штабы, войсковые части, позиции тяжелой артиллерии. Отлично себя зарекомендовала батарея и в ходе противовоздушной обороны Двинска в том же 1915 году.

А с 1916 года в России было начато формирование серии противоаэропланных батарей, оснащенных орудиями образца 1914 года. В 1917 году сформирован так называемый стальной дивизион Путиловского завода – из зенитных орудий образца 1914 года на автомобилях и железнодорожных установках.

В активе русских зенитчиков – не только сбитые самолеты противника, но и более крупное воздушное судно.

12 января 1915 года над Либавой огнем зенитной артиллерии был сбит германский цеппелин – дирижабль «Парсифаль» P.Z. № 19. Его экипаж (четыре офицера и три матроса) попал в плен. Появившись над Либавой, дирижабль подверг город бомбежке (сбросил 9 бомб), но на обратном пути около Виргена был подбит и упал в море в полутора верстах от берега, где его затем окончательно расстреляли и потопили прибывшие из Либавы буксиры.

На французском фронте создавались специальные воздушные оборонительные пояса. Так, немцы в 2–3 км сзади боевых линий разворачивали зенитные батареи на расстоянии 6–8 км друг от друга. Батареи были связаны друг с другом телефонной связью и имели специальную службу наблюдения и связи.

Статистические данные определяют успешность зенитной артиллерии следующим образом: один сбитый самолет для немцев приходился на 10 тыс., а для австрийцев и французов – на 6 тыс. выстрелов. За 10 месяцев 1918 года германской зенитной артиллерией было сбито 748, французской – 220, английской – 200, итальянской – 100 аэропланов.

МЕТОДИКА

Схема действия зенитной артиллерии выглядела следующим образом.

Для определения дистанции до самолета служил специальный дальномер, который работал непрерывно, через каждые 10 секунд определяя расстояние от батареи до приближающейся или удаляющейся цели. Кроме того, на особых угломерах также через каждые 10 секунд определялись изменения направления и углов местности по отношению к самолету. Получаемые данные каждые 10 секунд передавались на батарейную планшетку, где специалисты вычерчивали графики (кривые) зависимости зенитного огня от времени, дистанции, направления и углов местности, которые давали возможность с помощью особых линеек сопоставить полученные данные и предугадать их будущие величины (дистанцию, изменение угла местности и направление) через определенный промежуток времени с момента последнего определения.

Стрельба велась залпами-шквалами – или с одинаковой установкой прицела, или с различной для каждого взвода или орудия. Это позволяло осуществить одновременный обстрел большей площади – для скорейшего обволакивания вражеского самолета разрывами.

В России применялся дальномер системы Лаункца, состоящий из угломерного круга и зрительной увеличительной трубки. На некотором расстоянии (базе) ставились два таких дальномера, одновременно и непрерывно наводящих свои трубки на приближающиеся аэропланы. Для определения истинной дистанции имелся планшет, состоящий из неподвижной горизонтальной линейки и подвижной вертикальной линейки.

Все это позволяло вести активный огонь по воздушным целям – то есть сопровождать их движение и преследовать огнем.

Существовал и пассивный зенитный огонь, заключающийся в создании противовоздушной заградительной огневой завесы. Он применялся для обороны какого-либо пункта – это имело особое значение для противодействия бомбардировщикам противника. Заградительная зона устанавливалась исходя из предельных высот для действий аэропланов при осуществлении бомбометания (1,5–3,5 тыс. м) и вероятных интервалов бомбометания (от 500 до 800 м).

При появлении аэроплана командир батареи, пользуясь неизменным направлением самолета, необходимым последнему для бомбометания, определял дальности и направления. В это же время он получал с прибора-высотомера высоту полета самолета и сразу же по составленным таблицам определял все необходимые данные для зенитной стрельбы, открывая огонь в момент подхода аэроплана к ожидаемой точке. Расположение батарей для защиты обороняемого пункта должно было обеспечить сосредоточение огня не менее чем трех батарей в любом направлении.

Скорострельность и непрерывный обстрел воздушного противника – ключ успешной противовоздушной обороны эпохи Первой мировой войны.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Первый фронт Австро-Венгрии

Первый фронт Австро-Венгрии

Алексей Олейников

Как Россия и Сербия помешали противнику реализовать свой план действий

0
882
Экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева хотят судить в Москве, а не в Приморье

Экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева хотят судить в Москве, а не в Приморье

Людмила Васильева

0
1346
Универсальный "Эльбрус" проходит испытания в северных широтах

Универсальный "Эльбрус" проходит испытания в северных широтах

Владимир Гундаров

Судно тылового обеспечения проверили в Баренцевом море

0
0
Китайцы готовят к бою рельсовую пушку

Китайцы готовят к бою рельсовую пушку

Андрей Рискин

Магнитные пушки называют перспективными орудиями разрушения

0
4054

Другие новости

Загрузка...
24smi.org