0
8513
Газета Вооружения Интернет-версия

24.11.2017 00:01:00

Внимание! В воздухе "Премьер"

Тэги: а 100, самолет, разведка, авакс, дрло, рлс, boeing, aewc


а 100, самолет, разведка, авакс, дрло, рлс, boeing, aew&c Опытный А-100 уходит в первый полет. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

В условиях современной высокотехнологичной войны, характеризующейся масштабным использованием различных средств воздушно-космического нападения, в особенности таких, как «самолеты-невидимки» и крылатые ракеты, одной из приоритетных задач становится своевременное их обнаружение и уничтожение. В этой связи возрастают роль и значение систем управления и обмена данными, позволяющих оперативно извещать свои командные пункты о противнике и эффективно наводить на него ударные средства.

В результате сегодня боевое применение авиации и проведение операций на сухопутных и морских театрах военных действий (ТВД) уже совершенно немыслимо без использования специальных авиационных комплексов – самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Благодаря этим высокотехнологичным системам органы военного управления и командование всех звеньев получают возможность эффективного осуществления непрерывного слежения за воздушной, а в последнее время также и за наземной и надводной обстановкой и надежного управления подчиненными войсками, силами и средствами в реальном масштабе времени (или близком к нему), что является залогом успешного проведения планирования применения войск, сил и средств и непосредственного управления ими в ходе операций различного масштаба.

Решать эти непростые задачи призван новейший российский самолет радиолокационного дозора и наведения А-100, первый полет которого состоялся на днях и, судя по всему, приурочен к запланированным совещаниям президента Владимира Путина по вопросам госпрограммы вооружения на 2018–2027 годы.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ

В области создания самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), или, как их называют на западный манер, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, Россия на первом этапе оказалась в роли догоняющего. Первыми самолет дальнего радиолокационного обнаружения в том классическом виде, в каком мы его сегодня понимаем (с установленной на фюзеляже антенной РЛС и т.п.), создали британцы.

В начале 1940-х годов специалисты Научно-исследовательского центра средств дальней связи (TelecommСамолет ДРЛОиУ А-50ЭИ заходит на посадку. Фото Майкла Сэндераunications Research Establishment – TRE) выполнили ряд экспериментов и опытов, по результатам которых в августе 1941 года в самолет радиолокационного обнаружения воздушных целей и наведения перехватчиков был переоборудован бомбардировщик «Веллингтон» Ic (серийный номер R1629). В состав первого в мире прототипа специализированного радиотехнического комплекса ДРЛО вошли:

– установленная на фюзеляже самолета в районе главного лонжерона крыла 1,5-метровой длины вращающаяся антенна «волновой канал», которая за рубежом носит название «антенна Яги-Уда» или часто просто «антенна Яги» и представляет собой антенну, конструктивно включающую расположенные вдоль линии излучения параллельно друг другу активный и несколько пассивных вибраторов (в данном случае антенна имела 10 элементов);

– бортовой приемник ASV Mk. II, использовавшийся на патрульных самолетах Берегового командования британских ВВС;

– специальный мощный передатчик;

– индикатор кругового обзора с диагональю 9 дюймов (22,86 см).

Прототип самолета ДРЛО впервые был испытан в апреле 1942 года в районе полуострова Лизард, что в Южном Корнуолле, и затем успешно проходил испытания в 1942–1943 годах. В том числе он использовался британскими военными для изучения возможности его применения в качестве средства раннего обнаружения и сопровождения немецких торпедных катеров, доставлявших много неприятностей союзникам, на которые предполагалось наводить свои катера, сторожевые корабли или самолеты. Такие испытания проводились на авиабазе Бёрчем-Ньютон, расположенной недалеко от побережья в графстве Норфолк. Однако в итоге британцы, получившие в свое распоряжение более эффективные РЛС сантиметрового диапазона, решили отказаться от применения установленной на машине устаревшей РЛС метрового диапазона. В апреле 1943 года радиотехнический комплекс был демонтирован с самолета, который, в свою очередь, в октябре того же года в результате аварии был списан как не подлежащий восстановлению.

Американцы же подняли в воздух первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения – палубный TBM-3W c радиолокационной станцией AN/APS-20 в подфюзеляжном обтекателе – 5 августа 1944 года. «Эвенджер» оказался на тот момент единственным самолетом корабельного базирования, на котором можно было установить огромный, размерами 8х3 фута (2,44 х 0,91 м) обтекатель антенны РЛС и оборудование комплекса, полная масса которого достигала 2300 фунтов (около 1043 кг). Правда, с самолета пришлось снять и башню стрелка, и бронирование, и все вооружение, а сама опытная машина за характерный внешний вид получила прозвище «Гуппи», которое затем перешло и к новому палубному самолету ДРЛО.

Основным элементом установленного на самолете ДРЛО радиотехнического комплекса была новая мощная РЛС типа AN/APS-20: рабочий диапазон – 10 см, максимальная мощность излучения – 1 МВт, длительность импульса – 2 секунды. Антенна РЛС располагалась в передней части бомбоотсека самолета между основными опорами шасси и закрывалась стеклопластиковым обтекателем, который имел створки, позволявшие проводить техобслуживание и ремонт антенны. Причем конструкция РЛС оказалась настолько удачной, а ее характеристики – столь впечатляющими, что она находилась в эксплуатации в вооруженных силах ряда стран мира вплоть до 1960-х годов. Особо следует отметить высокую помехоустойчивость примененного на новом самолете ДРЛО радиотехнического комплекса, в особенности – системы передачи радиолокационных данных на корабль, а также применение эффективной системы стабилизации бортового индикатора отображения радиолокационной обстановки и ориентации отображаемой на нем картинки на истинный Север, которая в 

Модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У «Таганрог». 	Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У «Таганрог». Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

целом почти такой же осталась и на поступившем на флот несколько десятилетий спустя самолете ДРЛОиУ Е-2 «Хокай».

«БАРЬЕРНЫЕ СИЛЫ» И НОВЫЙ «ЧАСОВОЙ»

Уступив своим британским союзникам пальму первенства в создании самолета дальнего радиолокационного обнаружения, после войны Пентагон разошелся, что называется, от души: сначала в войска пошли самолеты ДРЛО типа PW-1W (переоборудовались из бомбардировщиков), а потом – уже изначально «заточенные» под решение задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления WV-2 (затем переименованы в RC-121C, а с 1962 года – в EC-121). Данные машины стали основой известных в свое время «Барьерных сил» – комплексной системы дальнего обнаружения советских бомбардировщиков и ударных корабельных групп в зоне Атлантического и Тихого океанов. EC-121 также активно воевали во Вьетнаме. По данным американских военных историков, за годы вьетнамской войны данные самолеты, вплоть до 1973 года совершавшие боевые вылеты с авиабаз на Тайване, в Южном Вьетнаме и Таиланде, выдали данные по 3297 целям, обеспечили управление 210 тыс. летательными аппаратами и приняли участие в поисково-спасательных операциях, в результате которых удалось спасти более 80 сбитых американских летчиков. При этом, как указывается в американских источниках со ссылкой на ветеранов ВВС США, 10 июля 1965 года в результате наведения двух самолетов F-4 «Фантом», выполненного экипажем одного из EC-121, были сбиты два самолета МиГ-17, что стало первой в ходе этой войны воздушной победой «по наведению с помощью РЛС».

Британские летчики также уже в 1950-е годы получили достаточно современные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, а 26 января 1973 года в серийное производство был запущен легендарный американский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3 «Сентри» (Sentry, в переводе с английского – «Часовой»). Причем его классификационное обозначение – AWACS (Airborne Warning And Control System) – стало нарицательным: словом АВАКС сегодня именуют все самолеты такого назначения. Данные самолеты поступили на вооружение военно-воздушных сил ряда стран мира и Объединенных ВС НАТО (см. врезку).

«ЛИАН», А СЛЕДОМ – «ШМЕЛЬ»

Советский Союз откровенно отставал от своих противников. Дело дошло до того, что по сегодняшний день бытует мнение, будто бы и сама идея использования радиолокации для обнаружения воздушных целей впервые пришла в голову западным специалистам. Отнюдь! Советские военные инженеры выдвинули ее еще в 1931 году, а в январе 1934 года успешно провели первые опыты. «Инновационная» же идея британского физика сэра Роберта Александра Уотсона-Уатта зафиксирована в виде письма в Министерство авиации только 12 февраля 1935 года. Но надо отдать должное нашим союзникам, а затем – противникам. Благодаря отсутствию бюрократической волокиты первые РЛС противовоздушной обороны были построены именно в Великобритании, позволив Туманному Альбиону во всеоружии встретить армады бомбардировщиков люфтваффе и в конечном счете победить в битве за Британию.

Однако вскоре и в Советском Союзе работам по созданию авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения был присвоен наивысший приоритет. Особенно высокую важность такой комплекс представлял для советского военного командования с точки зрения обеспечения надежной противовоздушной обороны на северном, северо-западном и в некоторой степени на дальневосточном направлении. Там  созданное с помощью сети наземных станций РЛС ПВО радиолокационное поле ввиду физических недостатков наземных РЛС (неспособность обнаруживать, сопровождать и классифицировать воздушные цели, летящие на малых и предельно малых высотах, на требуемой дальности, поэтому фактически дальность обнаружения таких целей составляла только 10–30 км, а в районах со сложным рельефом местности – и того меньше) и по причине географических особенностей данных регионов (сложный рельеф местности, удаленность от коммуникаций и т.п., что требовало огромных затрат на сооружение радиолокационных постов и надлежащее обеспечение их последующего функционирования) не позволяло обеспечить надежную защиту от массированных атак противника с использованием современных средств воздушного нападения различного типа, и в первую очередь стратегических бомбардировщиков – главной ударной силы военно-воздушных сил США и их союзников.

В итоге 23 января 1962 года в воздух поднялся первый советский самолет дальнего радиолокационного обнаружения – знаменитый Ту-126 с радиотехническим комплексом «Лиана». Всего было построено 8 серийных машин, которые позволили прикрыть радиолокационным полем самое опасное в то время северное направление, а также обеспечили возможность дальнего обнаружения американских авианосных групп (к примеру, цель типа «крейсер» самолеты «ловили» с высоты 2–5 км на дальности до 400 км). В то же время в ходе эксплуатации самолетов Ту-126 выявились отдельные, зачастую весьма существенные недостатки первого отечественного авиационного комплекса ДРЛО. Например, возможности по наведению истребителей-перехватчиков оказались, вопреки ожиданиям, серьезно ограниченными, что не позволяет говорить о Ту-126 как полноценном самолете ДРЛОиУ – по большому счету он оставался «чистым» самолетом ДРЛО. Серьезные ограничения на эксплуатацию машины накладывал и весьма низкий уровень комфорта для летчиков и операторов. Были выявлены и другие недостатки. Зато была продемонстрирована высокая надежность и безопасность производства полетов, что позволило избежать катастроф.

В результате было принято решение о создании авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения нового поколения. Им стал самолет А-50, созданный на базе планера военно-транспортного Ил-76 и оснащенный радиотехническим комплексом «Шмель». В первый полет опытная машина под управлением летчика-испытателя Владимира Демьяновского отправилась 19 декабря 1978 года.

Радиотехнический комплекс «Шмель» позволял обнаруживать воздушные цели различного класса и типа, в том числе скоростные и низколетящие, над любыми видами земной поверхности. Кроме того, он имел возможность с высокой эффективностью обнаруживать и надводные цели различного класса и типа на дальности радиогоризонта (около 400 км). Комплекс был способен определять государственную принадлежность и координаты обнаруженных объектов, а также передавать собранную информацию (данные) об обнаруженных целях на командные пункты и автоматизированные системы управления всех видов и родов войск Вооруженных сил. С борта самолета ДРЛОиУ типа А-50, что наиболее важно в условиях современной войны на различных театрах военных действий, стало возможным осуществлять наведение на обнаруженные воздушные цели своей истребительной авиации, а также выводить самолеты (вертолеты) фронтовой (армейской) и морской авиации на обнаруженные наземные и надводные цели.

Самолеты ДРЛОиУ типа А-50 позволили командованию Вооруженных сил обеспечить полное накрытие радиолокационным полем границ страны с возможностью его оперативного наращивания на угрожаемых направлениях. Кроме того, эти авиационные комплексы позволили отодвинуть рубеж обнаружения самолетов (в первую очередь стратегических бомбардировщиков) и надводных кораблей (в первую очередь авианосцев) вероятного противника на многие сотни километров от границ Союза, создав непроницаемый радиолокационный барьер над Европой и Азией, а также над Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим океанами.

В труде «70 лет. Полет продолжается», посвященном юбилею разработчика всех отечественных радиотехнических комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления и вышедшем в 2015 году в издательстве «Оружие и технологии», приводятся два характерных примера применения самолетов А-50:

– в апреле-мае 2000 года один из самолетов А-50 выполнял спецзадание в Республике Индия. Самолет был перебазирован на аэродромы Чиндигарх и Насик, откуда совместно с индийскими ВВС было выполнено в общей сложности 10 полетов над горной местностью в районе Гималаев вблизи индо-пакистанской границы;

– 8 августа 2008 года с началом боевых действий в Южной Осетии один из А-50 был поднят по тревоге и направлен в зону дежурства в воздухе к южной границе России, а затем в зону боевых действий были направлены еще два самолета А-50, в результате чего удалось обеспечить непрерывное управление авиацией и вынести радиолокационное поле на территорию противника.

В 1990 году было принято решение о проведении глубокой модернизации А-50, в рамках которой намечалось осуществить замену стоящих на них радиотехнических комплексов. Модернизированный самолет ДРЛОиУ получил обозначение А-50У, а установленный на нем радиотехнический комплекс – «Шмель-М».

Глубокая модернизация бортовой РЛС радиотехнического комплекса позволила существенно улучшить тактико-технические характеристики последнего, снизить массу аппаратуры (вес комплекса был уменьшен в итоге на 8 т), сократить количество конструктивных единиц комплекса, а также снизить энергопотребление и тепловыделение аппаратуры РЛС. К тому же модернизация комплекса позволила отказаться от «ушей» – экранирующих плоскостей на фюзеляже самолета, что, в свою очередь, улучшило аэродинамические характеристики машины.

Государственные совместные испытания 

А-50У с комплексом «Шмель-М» были завершены в 2009 году, по их результатам было выявлено, что дальность обнаружения целей возросла на 15–25%, количество сопровождаемых целей увеличилось в 6 раз, а количество наведений – в 2 раза. Первым А-50, серийно модернизированным в вариант А-50У, стал самолет с бортовым номером «47 красный». Заказчику он был передан 31 октября 2011 года.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Принимая во внимание ограниченный срок службы самолетов ДРЛОиУ семейства А-50, построенных еще в советское время, а также объективные недостатки, характерные для немодернизированной части радиотехнического комплекса, в 2006 году была задана опытно-конструкторская работа, направленная на создание многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения нового поколения, получившего обозначение А-100 (ОКР «Премьер-476») и совершившего первый полет 18 ноября с.г. При этом новый комплекс, по задумке заказчика и разработчика, должен был обладать рядом уникальных особенностей, а именно: способностью работать в скрытых режимах; повышенной устойчивостью в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника; расширенными возможностями по решению задач разведки обстановки и пр.

Самолет ДРЛОиУ нового поколения при этом было решено создавать на базе планера модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, оснащенного экономичными двигателями ПС-90А-76 и новейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием, включая современные пилотажно-навигационный комплекс, систему автоматического управления и комплекс связи.

В процессе создания нового радиотехнического комплекса разработчик решил следующие задачи: внедрил дополнительные средства пассивного обнаружения объектов; обеспечил работу аппаратуры в различных диапазонах; широко использовал в антенных системах составных частей комплекса активные и пассивные фазированные антенные решетки и пр. «Создание подобного комплекса было бы невозможно без применения в бортовой вычислительной системе новых прогрессивных алгоритмов обработки данных, интеллектуальной поддержки принятия решений и управления подчиненными средствами, учитывающими современные технические возможности информационных датчиков и боевые возможности новейших летательных аппаратов», – указывается в упомянутом труде «70 лет. Полет продолжается».

При этом одной из важнейших особенностей нового российского АВАКСа станет его двухдиапазонная РЛС, которая на авиационном комплексе такого класса применена впервые в мире и, в отличие от стоящих на самолетах семейства А-50 станций сантиметрового диапазона, будет обладать более высокими возможностями по обнаружению различных целей, и в первую очередь – малозаметных самолетов, построенных с применением технологии «стелс».

«Я бы рискнул сказать, что это прорывная работа, потому что изюминка этой работы – новый двухдиапазонный локатор, который имеет на сегодняшний момент предельные характеристики. Поэтому можно считать, что А-100 – это революционная работа, которая будет определять облик авиационных комплексов дальнего обнаружения на многие годы», – подчеркивал в программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда» заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

Впереди у «сотки» еще не один испытательный полет, отработка радиотехнического комплекса и других систем, а с 2020 года новый авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления начнет серийно поставляться в войска. Об этом на недавнем селекторном совещании сообщил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
682
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
679
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
618
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
605

Другие новости