0
3055
Газета Вооружения Интернет-версия

08.12.2017 00:01:00

"Молодец" по-американски – неудачный дебют

Пентагон первым попытался создать боевой ракетный поезд, но не преуспел в этом

Тэги: бжрк, баргузин, молодец, ядерные силы, мбр, пискипер, минитмен, рвсн, ввс


В целом идея вагона – пусковой установки с МБР «Минитмен» I и МХ была аналогична той, что применили советские разработчики. 	Иллюстрация с сайта www.fas.org
В целом идея вагона – пусковой установки с МБР «Минитмен» I и МХ была аналогична той, что применили советские разработчики. Иллюстрация с сайта www.fas.org

На раннем этапе реализации программы «Минитмен» планировалось создать и поставить на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) данного семейства двух типов базирования – стационарного шахтного и мобильного железнодорожного. Командование Стратегического авиационного командования ВВС США рассчитывало разместить на железнодорожной базе от 50 до 150 ракет из общего наряда сил МБР типа «Минитмен». Соответствующий запрос и предварительно выработанные тактико-технические требования представители Стратегического авиационного командования направили в штаб ВВС США еще 12 февраля 1959 года. Причем в документе утверждалось, что первый такой боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами типа «Минитмен» должен заступить на боевое дежурство не позднее января 1963 года.

12 октября 1959 года американские военные впервые публично обнародовали план реализации программы БЖРК с межконтинентальной баллистической ракетой «Минитмен» I (программа получила условное обозначение «Мобильный Минитмен» («Mobile Minuteman»)), согласно которому использование железнодорожной сети должно было повысить неуязвимость «Минитменов» от ядерного удара со стороны Советского Союза. В заметке «Американские ракеты «Минитмен» говорят о конце эры бомбардировщиков» (U.S. Minuteman Missile To Signal Bomber Era End), размещенной в газете Toledo Blade от 28.11.1960, указывалось, в частности: «Официальные лица утверждают, что противнику для нейтрализации парка «минитменов» железнодорожного базирования потребуется применить более 10 тыс. ракет против железнодорожной сети Соединенных Штатов, а еще несколько тысяч ракет понадобятся, чтобы вывести из строя шахтные пусковые установки, а также остальной американский ракетный потенциал. Но многие ракеты все равно переживут атаку и смогут нанести ответный удар».

ОПЕРАЦИЯ «БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА»

В целях определения технологической возможности и военной целесообразности размещения МБР типа «Минитмен» на базе мобильного железнодорожного стартового комплекса командование Стратегического авиационного командования ВВС США заказало проведение ряда опытно-конструкторских работ и испытаний, которые были объединены в программу, получившую кодовое наименование «Операция «Большая звезда» (Operation Big Star). Общее руководство испытаниями осуществлял штаб Стратегического авиационного командования, от которого были выделены специальные группы, разместившиеся на военно-воздушной базе ВВС США Хилл, штат Юта, и непосредственно на самих экспериментальных поездах-прототипах, а ответственным за непосредственное проведение испытаний и изучение всех необходимых вопросов был назначен Отдел ВВС США по исследованию баллистических ракет.

В рамках этих испытаний, проходивших в период с 20 июня по 27 августа 1960 года, было задействовано несколько так называемых экспериментальных поездов мобильного комплекса «Минитмен» (Minuteman Mobility Test Train), которые выходили на «патрулирование» с военно-воздушной базы ВВС США Хилл. Испытания проводились на железных дорогах в западной и центральной части Соединенных Штатов.

Основная цель испытаний – изучение специалистами различных вопросов, связанных с перспективной возможностью создания и принятия на вооружение боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР типа «Минитмен»:

– степень мобильности БЖРК и возможность их рассредоточения по использующимся железным дорогам;

– технические возможности железнодорожной сети США обеспечить боевое патрулирование такого БЖРК;

– проблематика обеспечения надежного и помехозащищенного управления и связи с таким БЖРК в рамках его боевого патрулирования;

– возможные негативные воздействия на ракету и стартовое оборудование БЖРК вследствие вибрационных и иных воздействий;

– особенности человеческого восприятия такого метода боевого дежурства, уровень физической и психоэмоциональной нагрузки на личный состав БЖРК и пр.

Для боевого железнодорожного комплекса с ракетой «Пискипер» планировалось построить защищенные от ядерного удара укрытия. 	Иллюстрация с сайта www.fas.org
Для боевого железнодорожного комплекса с ракетой «Пискипер» планировалось построить защищенные от ядерного удара укрытия. Иллюстрация с сайта www.fas.org

Первоначально планировалось привлечь к испытаниям шесть специально оборудованных «тяжелых» поездов, но в итоге в операции «Большая звезда» приняли участие только четыре экспериментальных поезда – прототипа БЖРК, которые совершали испытательные прогоны по 21 участку железнодорожной сети на северо-западном и среднезападном ее участках:

– первый поезд, включавший 11 единиц подвижного состава (локомотив и вагоны с оборудованием и личным составом), 21 июня 1960 года покинул военно-воздушную базу Хилл и до 27 июня курсировал по железным дорогам, находившимся в ведении железнодорожных компаний Union Pacific, Western Pacific и Denver & Rio Grande. Общая дистанция, которую преодолел поезд, составила 1100 миль (около 1800 км);

– второй экспериментальный поезд – прототип БЖРК, командиром которого был назначен полковник Карлтон В. Хансен, также включал 11 единиц подвижного состава, также отправился с базы Хилл и курсировал по тому же району, что и первый поезд, и в тот же отрезок времени. В состав «боевого расчета» поезда вошли как военнослужащие из Стратегического авиационного командования (31 человек под командованием полковника Люциона Н. Пауэлла), так и 11 человек гражданского персонала – инженеры, техники и специалисты по эксплуатации железнодорожного транспорта и логистике. За 10 суток «путешествия» поезд преодолел 2300 миль, то есть около 3760 км;

– третий поезд покинул базу Хилл в следующем месяце, 26 июля, и в отличие от предыдущих поездов включал 13 единиц подвижного состава, в том числе дополнительно вагон-платформу, на которой разместили третью ступень ракеты разработки компании Hercules Powder Company, а также первый «предпрототип» платформы – пусковой установки МБР, имевший длину 24 м и оснащенный специальными амортизирующими устройствами. На «предпрототипе» установили макет МБР в виде стальных отсеков, заполненных песком и бетоном. Планировалось, что поезд совершит 14-дневное «путешествие» по железным дорогам – маршрутам семи американских компаний, общая продолжительность которого составит 3 тыс. миль (около 4900 км). Эксплуатировал поезд расчет в составе 35 военнослужащих Стратегического авиационного командования ВВС США и Отдела ВВС США по исследованию баллистических ракет, плюс 13 гражданских специалистов;

– четвертый экспериментальный поезд, которым командовал подполковник Джеймс Ф. Ламберт, проходил испытания в августе 1960 года.

По завершении испытания четвертого экспериментального поезда – прототипа БЖРК с ракетой «Минитмен» – цели операции «Большая звезда» были, по мнению командования ВВС США, в целом достигнуты, а потому остальные два поезда – пятый и шестой – было решено не задействовать.

ПРОЕКТ ОДОБРЕН

По результатам испытаний командование Стратегического авиационного командования ВВС США приняло решение о создании мобильного стратегического ракетного крыла. Доподлинно известно, что по состоянию на 13 декабря 1960 года в ангаре на одном из предприятий компании Boeing Airplane Co. уже находился «готовый полноразмерный макет ракетного поезда «Минитмен». Также известно, что в обнародованном 12 октября 1959 года плане реализации программы «Мобильный Минитмен» содержались данные о намерении Пентагона соорудить мощности по сборке БЖРК в западной части военно-воздушной базы Хилл, где ранее располагался склад вооружения Огден (Ogden Ordnance Depot).

По имеющейся в зарубежных источниках информации, в базовом варианте ракетный поезд с тремя МБР типа «Минитмен» I должен был включать 10 вагонов различного назначения, в том числе пять – для размещения (проживания) личного состава, несения боевого дежурства и выполнения различных работ по техобслуживанию комплекса. По результатам испытаний было выявлено, что для обслуживания одного ракетного поезда с пятью межконтинентальными баллистическими ракетами требуется не 30–40 человек, а 25–30. Собственно боевой расчет из двух офицеров размещался в одном из вагонов в специально оборудованной секции, причем их боевые посты (места) были отделены друг от друга перегородкой из пуленепробиваемого стекла. При пятиракетном боекомплекте количество вагонов должно было составлять не менее 15, в том числе шесть вагонов – для размещения ракет и различного пускового оборудования, три – для размещения аппаратуры связи, телеметрии и различного общетехнического оборудования, два – для запасных ракет (при необходимости), и два вагона – для жилых помещений, столовой и бытовых помещений личного состава. По результатам испытаний было решено в перспективе включать в состав ракетного поезда также санитарный, госпитальный и грузовой вагоны, вагон перевозки воды и топлива.

Транспортно-пусковой вагон или железнодорожная мобильная пусковая установка БЖРК с межконтинентальной баллистической ракетой типа «Минитмен» в конечном варианте был рассчитан на одну ракету (на начальном этапе также рассматривался вариант на две ракеты), конструктивно он должен был включать: электрогидравлическое подъемное устройство для перевода МБР в вертикальное положение и силовой привод для него; пусковой стол с газоотражателем; систему амортизации для снижения ударных и вибрационных нагрузок на ракету во время транспортировки, установки в вертикальное положение и пуска; а также наружную защитную оболочку-корпус – для защиты ракеты от различных внешних воздействий и маскировки истинного назначения вагона. В процессе предстартовой подготовки значительная часть крыши вагона – пусковой установки отбрасывалась, а остальная – откидывалась на шарнирах за торец вагона. Откидные гидравлические опоры должны были обеспечить устойчивость вагона при стрельбе.

Вагоны для проживания личного состава, несения боевого дежурства и выполнения различных работ по техобслуживанию комплекса специалисты района материально-технического обслуживания военно-воздушной базы Хилл должны были переоборудовать из имеющихся в наличии Сухопутных войск США железнодорожных вагонов, а транспортно-пусковые вагоны должны были выпускаться на Базовом военном складе в Огдене (Defense Depot Ogden Utah – DDOU), также известном как Центральный склад Юты (Utah General Depot). Последние выполнялись на базе типового грузового железнодорожного вагона-платформы, который удлинялся не более чем на 4 м и имел усиленное шасси, откидные борта и съемную крышу для подъема ракеты в стартовое положение.

Первоначально предусматривалось передать перспективный БЖРК с МБР «Минитмен» I на вооружение Стратегического авиационного командования ВВС США в районе лета 1962 года. Для этого 1 декабря 1960 года было официально сформировано 4062-е стратегическое ракетное крыло (мобильное), в состав которого планировалось включить три эскадрильи боевых железнодорожных ракетных комплексов по 10 ракетных поездов в каждой. При этом каждый поезд должен был изначально нести три МБР типа «Минитмен» I, а затем даже пять ракет. В результате при совокупной численности группировки межконтинентальных баллистических ракет типа «Минитмен» I в 600 ракет в шахтных пусковых установках (ШПУ) должны были размещаться 450 ракет, а на поездах – 150 ракет (30 поездов по пять ракет на каждом).

КЕННЕДИ ЗАКРЫВАЕТ ПРОГРАММУ

Американские военные и представители военно-промышленного комплекса активно рекламировали идею ракетного поезда с «Минитменами». В частности, специально для прессы и VIP-персон в 1960 году в ангаре компании Boeing в 1960 году был собран макет боевого железнодорожного комплекса с МБР типа «Минитмен» I. Однако это никоим образом не помогло.

28 марта (по другим данным, 18 марта) 1961 года президент США Джон Кеннеди объявил о решении вместо трех ракетных эскадрилий с мобильными боевыми железнодорожными ракетными комплексами поставить на боевое дежурство аналогичное по количеству ракет число ракетных эскадрилий с размещением МБР в высокозащищенных ШПУ. Фактически это было решение о закрытии программы создания БЖРК, одной из причин чего стала слишком высокая стоимость практической реализации такой программы.

19 мая 1961 года руководство Пентагона «временно отложило» окончательное рассмотрение дальнейшей судьбы программы БЖРК с МБР типа «Минитмен», а 7 декабря 1961 года министр обороны Роберт Макнамара объявил о решении закрыть программу ввиду ее высокой стоимости (из бюджета МО США ее вычеркнули еще 1 декабря). Наконец, 20 февраля 1962 года командование Стратегического авиационного командования ВВС США расформировало 4062-е стратегическое ракетное крыло.

Однако созданные уже прототипы ракетных поездов не отправили на металлолом, им нашли более эффективное применение – в качестве средств доставки МБР семейства «Минитмен» с заводов-изготовителей в места, где развертывались позиционные районы группировки этих межконтинентальных баллистических ракет. Первая МБР «Минитмен», собранная на предприятии в штате Юта, была в июле 1962 года отправлена к месту расположения ШПУ с территории завода № 77 на специально разработанной в рамках программы «Минитмен» транспортно-заряжающей машине, которую в назначенный район доставили именно на созданном в рамках программы БЖРК вагоне-платформы длиной 85 футов (25,91 м).

Так бесславно закончилась первая американская попытка создания БЖРК, на работы по которому к тому времени успели потратить около 100 млн долл. Главными причинами отказа от этой затеи, по данным американских источников, стали:

– высокая стоимость хранения и техобслуживания МБР на железнодорожных пусковых платформах (согласно расчетам американских специалистов, подвижный состав одного БЖРК вкупе с необходимым специальным оборудованием и боезапасом в шесть ракет обошелся бы бюджету в 11,2 млн долл., притом что в среднем стоимость одной МБР в варианте с ШПУ составляла около 1,5 млн долл.);

– более длительный по сравнению с ракетами шахтного базирования срок подготовки ракет к пуску (в том числе из-за того, что координаты места ракетной стрельбы известны заранее не были), а также ряд других.

Впрочем, в 1980-е годы американцы вновь наступили на те же грабли – попытались создать новый БЖРК, в состав которого планировалось включить уже более мощную МБР типа МХ («Пискипер»). И вновь все завершилось ничем.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


"Баргузин" уходит на запасный путь

"Баргузин" уходит на запасный путь

Владимир Щербаков

Почему ракетные поезда уже не соответствуют современным реалиям

7
4558
Вашингтон и Сеул начали масштабные маневры ВВС

Вашингтон и Сеул начали масштабные маневры ВВС

0
537
Ракетный поезд "Баргузин" сошел с рельсов

Ракетный поезд "Баргузин" сошел с рельсов

Владимир Щербаков

Почему прекратили разработку нового железнодорожного комплекса для РВСН

1
11024
Пекин послал эскадрильи к спорным островам

Пекин послал эскадрильи к спорным островам

Владимир Скосырев

Си Цзиньпин призвал армию использовать исторический шанс для возвышения Китая

0
11124

Другие новости

Загрузка...
24smi.org