0
8457
Газета Вооружения Интернет-версия

19.07.2018 00:15:00

МиГ-35 готов к новой борьбе за Индию

В Дели решили возобновить "тендер века"

Тэги: Россия, Индия, ВВС, миг35, f18, f16, Грипен, Рафаль, тендер, MMRCA


Россия, Индия, ВВС, миг35, f18, f16, Грипен, Рафаль, тендер, MMRCA Фото с сайта uacrussia.ru

Индийское военно-политическое руководство не перестает удивлять многочисленных экспертов и аналитиков. Еще недавно казалось, что «долгоиграющий» тендер на поставку 126 средних многоцелевых истребителей (Medium Multi Role Combat Aircraft или MMRCA) завершается в пользу французского «Рафаля». Однако в конечном итоге заказ на последние был размещен в виде отдельного небольшого контракта, а сам тендер был отменен в апреле 2015 года. Но, как выяснилось, и это еще был далеко не конец данной "мыльной оперы".

Дело в том, что потребность ВВС Индии в современных многоцелевых истребителях за минувшее время не исчезла, а спектр угроз уверенно продолжил расширяться. Поэтому три года спустя тендер на многоцелевые истребители Минобороны Индии возобновило и разослало запрос на получение информации (Request for Information – RFI) всем заинтересованным сторонам. Стороны эти фактически те же самые, что и в предыдущем тендере. К 6 июля 2018 года Минобороны Индии получило на свой запрос ответы от шести ведущих мировых авиапроизводителей.

Отличительной особенностью нового тендера MMRCA является сокращенное количество закупаемых самолетов (110 машин), а также необходимость соблюдения правил инициативы «Make in India» («Делай в Индии»). Впрочем, более интересным является то, что индийские военные предусмотрели теперь возможность закупки и двухдвигательных машин. Окончательный вариант RFI, который направили основным иностранным производителям боевых самолетов, включал запрос как на однодвигательные, так и на двухдвигательные самолеты.

Впрочем, как указывают представители Минобороны Индии, основной акцент в RFI сделан не на требованиях одно- или двухдвигательных истребителей, а на общих боевых возможностях "платформы". Согласно запросу об информации, предлагаемый истребитель должен выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе и обеспечению ПВО. Кроме того, он должен обладать возможностью нанесения ударов по наземным целям, ведения разведки, проведения операций на море, веления РЭБ, а также осуществления дозаправки в воздухе. Критерием выбора также является стоимость поставки и стоимость жизненного цикла, основываясь на 40-летнем сроке службы или 6 тыс. часов налета.

Выбранный производитель должен будет предоставить логистический пакет, обеспечивающий 75-процентную готовность к боевому применению истребителей, средний налет которых составит 150 часов в месяц в течение как минимум 10 лет.

В рамках конкурса только часть самолетов планируется получить полностью готовыми, большее же количество истребителей должно быть построено по лицензии в Индии совместным предприятием поставщика и частной индийской компании в рамках инициативы «Make in India». Предусматривается следующий вариант: приобретение 17 истребителей в готовом виде и производство по лицензии 93 самолетов индийской компанией, которую выберет стратегический партнер (в соответствии с «Процедурой закупки продукции оборонного назначения»). Стоимость планируемых пока к закупке 110 самолетов оценивается в 15-20 млрд долларов.

Эксперты, впрочем, высказывают опасения, что директива индийского министерства обороны о включении истребителей как с одним, так и двумя двигателями в RFI может привести к «повторению» MMRCA 2007 года, и процесс выбора может затянуться на продолжительное время. Какой-то период полученные предложения авиапроизводителей будут проходить техническую оценку, после чего в течение 6-9 месяцев претендентам предоставят уточненные требования к самолету и вооружению. Затем будет подготовлен короткий список прошедших отбор и проведены испытания, за которыми последуют переговоры о стоимости и объеме передаваемых технологий. По оценке командования ВВС Индии, на определение лидеров после технической оценки и испытаний потребуется около 24-30 месяцев. Тем не менее, неизвестно, как долго МО Индии будет выбирать стратегического партнера, согласовывать условия контракта и создания совместного предприятия, а также передачу технологий для лицензионного производства истребителей.

Как и ожидалось, на новом витке индийского тендера предлагаются в основном те же машины, которые конкурировали в программе MMRCA. К ним относятся европейский «Тайфун», «Рафаль» французской компании Dassault, российский МиГ-35, шведский JAS-39E/F «Грипен» и американские F-16IN и F/A-18E/F. Только два из всех претендентов предлагают легкие однодвигательные истребители – «Грипен» компании Saab и F-16 корпорации Lockheed Martin.

Возможно, что включение в RFI двухмоторных истребителей и отказ от давних планов ВВС Индии по приобретению лицензии на производство однодвигательного самолета обусловлено тем, что Минобороны Индии стремится поддержать программу национального легкого истребителя «Теджас» компании HAL. Как читают в ВВС Индии, принятие на вооружение второго однодвигательного истребителя может «понизить» статус индийского истребителя и не способствовать инициативам правительства по сокращению зависимости индийских ВВС от импорта.

В случае победы двухдвигательного самолета тендере компания Boeing предлагает индийским компаниям Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и Mahindra Defense Systems(MDS) партнерские отношения по производству истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет».

«Партнерство с компаниями HAL и MDS будет строиться в рамках инициативы правительства Индии «Make in India», – заявили в Boeing. Для производства F/A-18 совместно с местными партнерами американцы планируют задействовать максимально возможное количество деталей, произведенных на территории Индии. Чем, скорее всего, и будет ограничено участие Индии, так как, известно, что США полностью свои технологии передавать не стремятся. А это может снизить заинтересованность индийской стороны.

Французские производители взвинтили цены на свою продукцию, отказываются передавать «ноу-хау» и скорее всего в лидеры тендера не выйдут.

Легкий шведский «Грипен» может не пройти из-за необходимости сохранить потенциал индийского истребителя «Теджас». Евроистебитель «Тайфун» же – более дорогостоящий по сравнению с конкурентами, что снижает его преимущества (он в 2,5 раза дороже МиГ-35).

Допуск к конкурсу двухдвигательных самолетов дал шанс на победу в тендере российскому МиГ-35 – новейшему многоцелевому истребителю поколения 4++.

Самолет представляет собой дальнейшее развитие линейки истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. У него существенно снижена заметность в радиолокационном диапазоне, установлена трехканальная цифровая комплексная система дистанционного управления с четырехкратным резервированием, повышена надежность самолета, двигателей и бортового радиоэлектронного оборудования, увеличен срок службы и ресурса планера. Он способен нести на десяти узлах подвески до 7 тонн боевой нагрузки и развивать скорость 2,25 Маха (более 2700 км/ч). Боевой радиус самолета составляет 1000 км, практический потолок – 17,5 км.

Перефразируя известное изречение, индийский тендер на истребители остановить нельзя – его можно только выиграть. В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству РФ считают, что российский самолет имеет хорошие перспективы в тендере, и в случае победы Россия готова к созданию совместного производства.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Порошенко сменил  риторику

Порошенко сменил риторику

Татьяна Ивженко

За полгода до президентских выборов основные кандидаты соревнуются в антироссийских лозунгах

0
1316
Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Евгений Лесин

Елена Семенова

К 310-летию со дня рождения сатирика и дипломата Антиоха Кантемира

0
1000
Население России за январь-июль 2018 года сократилось на 91,9 тыс. человек

Население России за январь-июль 2018 года сократилось на 91,9 тыс. человек

0
746
В информации о сбитом Ил-20 российских ВКС есть нестыковки

В информации о сбитом Ил-20 российских ВКС есть нестыковки

Александр Шарковский

0
5638

Другие новости

Загрузка...
24smi.org