0
10760
Газета Вооружения Интернет-версия

10.08.2018 00:01:00

Оружие победы

Как на краснозвездных самолетах появились авиационные пушки, сбросившие асов Геринга с небес на землю

Николай Якубович

Об авторе: Николай Васильевич Якубович – авиационный инженер, историк авиации.

Тэги: пушка, швак, истребители, снк ссср, калибр 20 мм, Б20, Ла7, Ил2, ЛАГГ3


пушка, швак, истребители, снк ссср, калибр 20 мм, Б-20, Ла-7, Ил-2, ЛАГГ-3 Пушка ШВАК на самолете Як-20. Фото из архива автора

В середине августа 1939 года Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР принял постановление № 288 «О вооружении самолетов крупнокалиберными пулеметами и пушками». К тому времени единственными кандидатами на эту роль были 12,7-мм пулемет Березина, запущенный в производство на заводе № 2 в соответствии с постановлением Комитета обороны № 87 от 13 апреля того же года, и пушка ШВАК. Правда, военные не забыли и о пулемете нормального калибра, приняв на вооружение УльтраШКАС (УШС), отличавшийся от предшественника лишь скорострельностью. Но он не получил распространения.

СУДЬБА ШВАК

Пушки и крупнокалиберные пулеметы на самолет начали устанавливать еще в Первую мировую войну, но их роль в авиации до середины 1930-х была незначительна. Широкому же применению авиационной артиллерии мешала высокая сила отдачи орудий, приводившая к заметному утяжелению конструкции самолетов и их двигателей. В Советском Союзе этому вопросу начали уделять большое внимание с конца 1920-х годов, но реальная возможность применения артиллерии на самолетах появилась лишь спустя 10 лет.

Не останавливаясь на опытных образцах авиационных орудий рассмотрим для начала самую массовую 20-мм пушку ШВАК конструкции Бориса Гавриловича Шпитального и Семена Владимировича Владимирова, созданную по конструктивной схеме пулемета ШКАС и выдержавшую испытание войной. В этом орудии патронная лента перемещалась как при откате, так и при накате подвижных частей. Однако такая схема оказалась не вполне рациональной, и при малом весе патрона орудие получилось слишком тяжелым. Но другого не было.

Впервые это орудие смонтировали на истребителе ИП-1 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича и летом 1936 года предъявили на государственные испытания в НИИ ВВС. Надо сказать, что пушке на первых порах не везло. Как следует из отчета по результатам испытаний двух пушек ШВАК, изготовленных Ковровским заводом, «живучесть отдельных деталей… очень низкая, в процессе полигонных испытаний зафиксирован целый ряд поломок… Взаимозаменяемость отдельных деталей не достигнута…

Боевой снаряд и… взрыватель МГ-3, с которыми производились стрельбы, совершенно не удовлетворяют ВВС».

Суть претензий была в том, что при начальной скорости снаряда 815 м/с на дистанции 1000 м скорость падала до 250 м/с, а взрыватель МГ-3 с наличием выпадающей чеки и с преждевременным разрывом у дула пушки, как указывалось в документе, «угрожает всему самолету и летчику».

Тем не менее НИИ ВВС рекомендовал обязать промышленность изготовить серию пушек для установки на шесть истребителей ИП-1, передав их в одну из строевых частей, и на бомбардировщик ТБ-3. Дело в том, что к тому времени основу вооружения истребителей составляли пулеметы винтовочного калибра, а поскольку на военных машинах отсутствовали индивидуальная бронезащита экипажа и жизненно важных агрегатов, а также средства борьбы с возгоранием бензобаков (систем нейтрального газа) и утечки топлива в виде протектора, то их вполне хватало. Оборонительное же вооружение бомбардировщиков, порой действовавших без истребительного прикрытия, оставляло желать лучшего.

Вначале использовались патроны с осколочным и трассирующими снарядами, затем были разработаны бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды.

Пушку впервые применили в 1939 году на истребителе И-16 во время боев на Халхин-Голе. Тогда же появились и первые бронеспинки, защищавшие летчика, а протектированные топливные баки – на рубеже 1930–1040-х годов.

Для доводки пушки ШВАК понадобилось около четырех лет, и лишь в 1940 году ее стали монтировать на самолеты-истребители, как в развале блоков цилиндров двигателя М-105П (так называемая мотор-пушка), так и в крыле.

С 10 ноября по 16 декабря 1940 года на Научно-испытательном полигоне авиационного вооружения (НИП АВ) провели стрельбы «баллистическими снарядами» из пушек ШВАК с И-16 по паровозу, показавшие низкую поражаемость на дистанции 700–600 м.

Однако спустя полтора года, в мае 1942-го, специалисты НИИ ВВС пришли к иному выводу, посчитав, что «Пушка ШВАК… безотказно работает на самолетах И-16 (в крыле), ЛаГГ-3 и Як-1 (через редуктор). Снаряд эффективен при действии по самолетам противника, автомашинам, легким танкам и броневикам, авто- и железнодорожным бензоцистернам. Для действия по средним и тяжелым танкам снаряд не эффективен. В общем снаряд по весу, а следовательно, и по эффективности разрывного действия уступает снаряду немецких пушек того же калибра (снаряд ШВАК весит 91 г, снаряд немецкой пушки МГ ФФ – 124 г).

По эффективности действия… ШВАК значительно уступает 23-мм пушке ВЯ…»

Получается, что мягкую сталь паровозных котлов пробить было труднее, чем броню легких танков. Парадокс.

Продолжая сравнивать пушки ШВАК и MG FF, приходишь к выводу, что немецкое орудие, использовавшее энергию отдачи свободного затвора (на ШВАК – газоотвод), имело преимущество лишь в весе и разрывной силе снаряда. Хотя начальная скорость снаряда у MG FF была как минимум на 220 м/с меньше, но секундный залп для крыльевых орудий – примерно одинаков. Немецкая пушка была на 15 кг легче, в том числе и из-за более короткого ствола. Но это преимущество с появлением Б-20 было устранено.

Правда, и немцы не дремали, создав пушку MG 151, сначала калибра 15 мм (нечто промежуточное между крупнокалиберным пулеметом и пушкой), а затем – 20 мм.

Вариант мотор-пушки MG 151 калибра 20 мм при близких к ШВАК значениях основных параметров оказался почти на 15 кг легче и с чуть большим удельным импульсом. В целом же их можно считать равноценными.

На тот момент в СССР альтернативы ШВАК не было. Разработка пушки Б-20 конструкции Михаила Евгеньевича Березина на базе крупнокалиберного пулемета и основанная на том же принципе работы, что и ШВАК (с газоотводом), из-за болезни ее автора сильно затянулась. Поэтому пушка ШВАК, несмотря на ее «слабость», стала основным оружием самолетов Великой Отечественной.

Выручила выучка советских летчиков. Дело в том, что летный состав ВВС, встретивший войну, имел очень низкую квалификацию и практически полное отсутствие опыта боевого применения. Исключение составили лишь командные кадры, прошедшие Испанию, Халхин-Гол и Финляндию. Но они, в основном, передавали свой опыт в соответствии с учебным «Курсом боевого применения истребительной авиации».

Подтверждение сказанному можно найти в расходе боеприпасов при стрельбе по воздушным целям в первые и последующие месяцы войны. Если в начале войны воздушные бойцы открывали огонь по противнику с дистанции 400–300 м, то уже в 1942-м, набравшись опыта, – с расстояния 150–100, а то и с 50 м. А это значило, что возрастала точность стрельбы и соответственно сокращался в несколько раз расход боеприпасов. Применительно к пушке ШВАК это повышало эффективность снарядов, выпущенных из нее. Это ответ на вопрос, связанный с популярностью орудия.

В марте 1943 года Оперативное отделение Штаба ВВС КА распространило сообщение о показаниях немецкого аса Франца-Йозефа Бееренброка, который, в частности, отметил, что «вооружение русских самолетов немецкие летчики считают хорошим, особенно тяжелый пулемет (УБ), 20-мм пушка (ШВАК) обладает слабым снарядом – пробивает бронеспинку только при попадании под прямым углом».

На дальнейшую судьбу пушки Шпитального оказало влияние появление сначала орудия Б-20, а затем и более мощного НС-23.

ПУШКА Б-20

Михаил Березин задумал свое орудие еще в 1937 году, причем на базе крупнокалиберного пулемета под перспективный боеприпас 20х110, отличавшийся от патрона пушки ШВАК удлиненной гильзой и большим пороховым зарядом. Однако к тому времени промышленность освоила производство патрона 20х99R, использовавшегося в пушке ШВАК. В результате Березину пришлось приспосабливать Б-20 под существующий патрон.

При разработке орудия Березин отказался от сложного и нетехнологичного барабанного механизма, свойственного пушке ШВАК, введя в конструкцию затвора узел извлекателя патрона, кинематически связанный с ползуном затвора. Изменилась и конструкция клинового затвора, запирание которого осуществлялось вертикальным клином, расположенным вдоль оси пушки, а не боковым, как у пулемета. Но темп стрельбы по сравнению со ШВАК остался прежний, зато орудие получилось довольно легким и по этому показателю приближалось к немецкой пушке MG 151.

В соответствии с распоряжением Государственного комитета обороны от 11 июля 1941 года и последовавшего за ним спустя два дня приказа Дмитрия Устинова № 266сс Наркомату вооружений (НКВ) предписывалось:

«Провести до 16 июля 1941 года заводские испытания двух 20-мм пушек Березина.

К 18 июля 1941 года подать на полигонные испытания три 20-мм пушки Березина, в том числе две крыльевые и одну моторную.

Принять участие в работах НКАП по установке к 25 июля 1941 года на самолетах ИЛ-2 двух 20-мм крыльевых пушек Березина и на самолете ЛАГГ-3 20-мм моторной пушки Березина.

Принять участие в летных испытаниях самолетов ИЛ-2 и ЛАГГ-3 с 20-мм пушками Березина».

В частности, работу по установке мотор-пушки на ЛаГГ-3 поручили директору завода № 293 Виктору Федоровичу Болховитинову и главному конструктору Михаилу Ивановичу Гудкову, но довести эту установку до кондиции быстро не удалось.

Не успели смонтировать Б-20 и на штурмовике Ил-2, отчасти и потому, что началась эвакуация промышленности на восток. Вдобавок Березин по дороге в г. Ногинск, где дислоцировался НИП АВ, попал в автомобильную аварию, серьезно травмировав позвоночник. Из-за этого к работе над пушкой он смог вернуться лишь два года спустя.

С 1944 года пушки Б-20 устанавливали на самолеты-истребители конструкции Семена Алексеевича Лавочкина (Ла-7) и Александра Сергеевича Яковлева (Як-3, Як-9У), но массовой из-за конструктивных и производственных дефектов в годы войны она не стала. Довести до кондиции орудие удалось лишь незадолго до победы над Германией. После войны Б-20 выпускалась по 1949 год и нашла применение в качестве оборонительного вооружения на штурмовиках Ил-10М, фронтовых бомбардировщиках Ту-2 и на первых сериях дальнего бомбардировщика Ту-4.

В целом пушка Б-20 была практически равноценна немецкой МG FF того же калибра. Сравнивая же орудие Березина с более поздней пушкой MG 151, можно констатировать, что она при более тяжелом патроне обладала большим секундным залпом при примерно такой же начальной скорости снаряда.

Исходя из сказанного, получается, что отечественные и немецкие пушки калибра 20 мм были практически равноценны.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Морская война не терпит шаблонов

Морская война не терпит шаблонов

Александр Широкорад

В чем просчитались советские адмиралы, готовясь к сражению за Черное море

0
10312
Воздушное приключение

Воздушное приключение

Владимир Добрин

Особенности полетов на самолете без дверей и ремня безопасности

0
3150
Собаки против стальных «зверей» вермахта

Собаки против стальных «зверей» вермахта

Владимир Швабский

Как четвероногие друзья помогли советским солдатам отстоять страну

0
4012
Индия не хочет больше делать с Россией истребитель пятого поколения

Индия не хочет больше делать с Россией истребитель пятого поколения

Анатолий Комраков

11 лет ушли на пустые разговоры о сотрудничестве

0
2781

Другие новости

Загрузка...
24smi.org