0
9623
Газета Вооружения Интернет-версия

08.02.2019 00:01:00

«Пустельга» – винтокрылый эндемик Южной Африки

Ударный вертолет «Руйвалк» поступил только в ВВС ЮАР

Тэги: ввс, юар, вертолет, руйвалк


ввс, юар, вертолет, руйвалк Два ударных вертолета «Руйвалк» сопровождают делегацию ООН в провинции Северное Киву (ДРК). Фото с сайта www.monusco.unmissions.org

Специалисты прочили южноафриканскому вертолету «Руйвалк» большое будущее. Однако армия страны, сбросившей оковы апартеида, по финансовым причинам оказалась не в состоянии приобрести значительное их количество, а все попытки разработчика получить заказы на международном рынке успеха не имели. В конечном счете количество выпущенных вертолетов не дотянуло даже до двух десятков.

ATLAS НАЧИНАЕТ, DENEL ПРОДОЛЖАЕТ

Предварительная проработка перспективного боевого вертолета для ВВС ЮАР была начата еще в начале 1980-х. В 1981 году с компанией Atlas Aircraft Corporation (позже вошла в состав Denel Aviation) был заключен контракт на выполнение работ по данной теме, а в 1984-м работы по перспективной машине вступили в активную фазу.

Первоначально за основу взяли французский вертолет «Алуэтт» III, стоявший тогда на вооружении ВС ЮАР: в целом сохранили силовую установку и элементы трансмиссии, но заменили кабину (двух летчиков разместили уступом друг за другом), добавили 20-мм пушку и вооружение на внешней подвеске, выполнили другие доработки.

3 февраля 1985 года был облетан прототип Atlas XN-1 «Альфа», подтвердивший правильность выбранной концепции и способность компании самостоятельно выполнить разработку новой машины. После этого было начато проектирование перспективного ударного вертолета CSH-2 (Combat Support Helicopter – «вертолет огневой поддержки»). 

Машине также было присвоено имя «Руйвалк» (Rooivalk, так на африкаанс называется один из видов пустельги). При этом заказчик предъявил к вертолету, основной задачей которого была определена борьба с бронетехникой противника, а второстепенной – борьба с вражескими боевыми вертолетами, ряд важных требований, в соответствии с которыми разработчик должен был обеспечить:

– унификацию наиболее важных элементов конструкции нового вертолета с уже стоящими на вооружении ВС ЮАР вертолетами и совместимость его средств связи с имеющимися на снабжении ВС средствами связи;

– возможность решения экипажем вертолета боевых задач в дневное и ночное время, а также малое время реакции при получении боевой задачи;

– наличие современного комплекса авионики, в особенности  высокоточной навигационной системы;

– срок службы не менее 30 лет и возможность техобслуживания вертолета техническим составом сравнительно невысокой квалификации и в полевых условиях;

– способность совершать полет в стесненных условиях и на предельно малых высотах – около 5–15 м над уровнем земли;

– большую продолжительность полета;

– возможность серийного производства только силами промышленности ЮАР.

СМЕНА КОНЦЕПЦИИ

В процессе проектирования разработчик принял решение дальнейшие работы проводить, используя в качестве основы силовую установку, несущую систему и трансмиссию не «Алуэтта» III, а «Пумы» – более крупного и мощного вертолета, также стоявшего на вооружении ВС ЮАР. Элементы трансмиссии этой машины были уже ранее использованы в рамках создания «Орикса» – местной доработанной версии «Пумы».

В целях изучения данной возможности и отработки различных элементов конструкции перспективного вертолета разработчик переоборудовал две «Пумы» в экспериментальные машины (летающие стенды): на первом – XTP-1 «Бета» (Experimental Test Platform Beta) – были отработаны конструкция крыла малого удлинения и ряд подсистем будущего «Руйвалка» (первый полет эта машина совершила в 1986 году), а на втором – XTP-2 – разработчик отрабатывал системы управления вооружением и само вооружение: 20-мм пушку GA-1, которая устанавливалась на носовой турели, а также неуправляемые и управляемые ракеты, в том числе противотанковые с лазерным наведением и ракеты класса «воздух–воздух» с тепловыми ГСН.

11 февраля 1990 года в воздух поднялся первый опытный вертолет-демонстратор XDM (Experimental Demonstration Model; в настоящее время данный вертолет находится в Музее ВВС ЮАР на авиабазе Сварткоп в Претории), 22 мая 1992 года – второй опытный вертолет ADM (Advanced Demonstration Model), отличительной особенностью которого стал комплекс приборов в кабинах летчиков, сформированный по принципу стеклянной кабины, а 18 ноября 1996 года – третий прототип EDM (Engeneering Development Model). При этом на последнем была несколько изменена конфигурация машины (более оптимально размещено различное оборудование), а ее масса в пустом виде снижена на 800 кг. Тремя годами ранее, в 1993 году, на международном авиасалоне в Дубае состоялся публичный дебют стальной «Пустельги», а первый серийный вертолет поднялся в воздух в ноябре 1998 года.

Интересно, что 25 апреля 1997 года европейский вертолетостроительный консорциум Eurocopter (сегодня Airbus Helicopters) и компания Denel Aviation подписали соглашение о совместной разработке, производстве, маркетинге и послепродажном обслуживании вертолетов «Руйвалк». При этом представители европейской компании подчеркивали, что в перспективе он сможет эффективно дополнить в строевых частях европейских армий более легкий ударный вертолет «Тигр», а на внешнем рынке – составить достойную конкуренцию американскому «Апачу». Впрочем, из этого сотрудничества ничего путного так и не вышло. На взгляд автора, такая кооперационная идея была изначально обречена на неудачу, так что не совсем понятно, на что рассчитывали обе стороны.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Конструктивно «Руйвалк» выполнен по классической для ударных вертолетов схеме. Машина – одновинтовая, с двухдвигательной газотурбинной силовой установкой, четырехлопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами, стреловидным крылом малого удлинения, тандемно расположенными кабинами экипажа (пилот в задней кабине, а стрелок – оператор систем вооружения – в передней) и трехопорным шасси.

Фюзеляж – с относительно малым поперечным сечением, выполнен из металлических сплавов с местным применением композитов (в частности,  керамическая броня кресел экипажа и бронирование с применением акрилопласта на ответственных элементах конструкции). Вертолет получил стреловидное вертикальное хвостовое оперение, с правой стороны которого крепится пятилопастный рулевой винт, а с левой – неуправляемый стабилизатор с фиксированным предкрылком. Под хвостовой балкой – дополнительный киль, в котором разместили неубирающуюся хвостовую опору.

Кабины летчиков оборудованы полным комплектом пилотажно-навигационного оборудования (скомпоновано по принципу стеклянной кабины), в том числе автономной системой управления полетом, включающей навигационную систему на лазерных гироскопах, и тремя многофункциональными индикаторами (первоначально – на электронно-лучевых трубках, затем – жидкокристаллические), на которых отображается пилотажно-навигационная и тактическая информация. Кроме того, в распоряжении летчиков – нашлемный прицел и индикатор на фоне лобового стекла, а также приборы ночного видения. Остекление кабин включает плоские панели, что способствует существенному снижению бликообразования.

Силовая установка построена на базе двух усовершенствованных в ЮАР турбовальных двигателей Turbomeca Makila 1K2 взлетной мощностью по 1904 л.с. Двигатели имеют задний вывод вала и расположены по бокам пилона несущего винта в гондолах с малым поперечным сечением, которые максимально разнесены в целях обеспечения более высокой степени безопасности. Противопожарная перегородка отделяет двигатель от выхлопной системы, также имеются новые фильтры и экранно-выхлопное устройство (по заявлению разработчика, система смешивания горячих выхлопных газов двигателя с окружающим воздухом в соотношении 1:1 позволяет снизить тепловое излучение двигателей на 96%). Система управления – типа FADEC. Топливная система включает три протектированных бака общей вместимостью 1854 л, расположенных в средней части фюзеляжа и выдерживающих попадание пуль калибра 12,7 мм. На внешних пилонах под консолями крыла возможна подвеска двух топливных баков емкостью по 750 л каждый. Заправка топливом – принудительная.

Трансмиссия вертолета включает в свой состав главный и промежуточный редукторы, редуктор привода рулевого винта, а также редукторы двигателей и соединительные валы с муфтами сцепления. Главный редуктор закрыт обтекателем с решеткой в передней части для поступления охлаждающего воздуха, а вал привода рулевого винта установлен на подшипниках.

Несущий винт – четырехлопастный, диаметром 3,04 м, с шарнирным креплением композитных лопастей прямоугольной в плане формы, носки которых защищены противокоррозийной накладкой. Имеется тормоз несущего винта. Рулевой винт – пятилопастный.

Система управления – бустерная, дублированная, с тремя гидроусилителями и цифровой дублированной системой автоматического управления по четырем осям. Причем разработчику удалось существенно снизить уровень вибраций за счет применения специально разработанной специалистами компании системы виброизоляции несущего винта и трансмиссии от фюзеляжа машины.

Вертолет получил среднерасположенное стреловидное крыло малого удлинения размахом 5,2 м. На каждой консоли крыла имеются два пилона для подвески вооружения – блоков неуправляемых авиационных ракет и управляемых ракет класса «воздух–поверхность», а на законцовках крыла – по одной рельсовой направляющей для пуска управляемых ракет класса «воздух–воздух».

Шасси – трехопорное, с самоориентирующимся колесом у нижнего киля. Основные опоры – одноколесные, с длинными амортизационными стойками с двухкамерными амортизаторами, а хвостовая опора имеет рычажную подвеску. Шасси рассчитано на аварийную посадку со скоростью 6,1 м/с.

Все жизненно важные системы вертолета дублированы, причем широко применен принцип защиты более важных элементов конструкции менее важными.

АВИОНИКА И ВООРУЖЕНИЕ

В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования были включены установленная на гиростабилизированной носовой турели всепогодная и всесуточная обзорно-прицельная система TDATS (тепловизор, низкоуровневая телевизионная камера, лазерный дальномер-целеуказатель и система сопровождения и наведения управляемых ракет), а также навигационная система (включает доплеровское оборудование, вычислительное устройство, приемник спутниковой навигационной системы и индикатор на лобовом стекле) и система комплексного управления и индикации, которая предоставляет экипажу информацию о боевой нагрузке и позволяет выбрать режим и варианты пуска ракет.

Следует отметить, что система TDATS позволяет хранить в памяти бортовой ЭВМ изображение местности для дальнейшего анализа тактической обстановки экипажем и поиска целей, а данные целеуказания могут передаваться по закрытой цифровой линии связи в реальном масштабе времени другим вертолетам «Руйвалк» или на наземные командные пункты. Система управления вооружением включает два вычислительных устройства, обслуживающих вооружение, подвешенное под каждой из консолей крыла.

В состав вооружения вертолета входят 20-мм пушка F2, скомплексированная с системой TDATS (боезапас – 700 выстрелов), а также неуправляемое и управляемое ракетное вооружение, размещаемое на шести подкрыльевых пилонах: 8 или 16 противотанковых управляемых ракет большой дальности национальной разработки ZT-6 «Мокопа» с лазерным или радиолокационным наведением либо блоки с 70-мм неуправляемыми авиационными ракетами (38 или 76 ракет) на четырех подкрыльевых пилонах, а на двух концевых пусковых устройствах – две управляемые ракеты класса «воздух–воздух» типа «Мистраль».

Стандартный серийный вертолет «Руйвалк» отличался от опытных машин рядом важных деталей. Самыми заметными были увеличенные боковые обтекатели («щеки») в передней части фюзеляжа для размещения авионики и боезапаса к пушке и увеличенные насадки системы снижения температуры выхлопной струи. К боковым обтекателям могли крепиться сиденья для размещения спасенных членов экипажа сбитого вертолета или бойцов спецназа.

В СТРОЮ

Первой в ВВС ЮАР вертолеты «Руйвалк» стала получать в мае 1999 года 16-я эскадрилья. Принятые ею на вооружение вертолеты имели официальное обозначение АН-2А и отличались некоторыми доработками и усиленным вооружением.

Командование ВВС ЮАР подписало с разработчиком контракт на поставку 12 вертолетов «Руйвалк» Mk 1. Официально на вооружение вертолет был принят 1 апреля 2011 года. Все машины были включены в боевой состав 16-й вертолетной эскадрильи, приписанной к авиабазе Блумспруит, расположенной в районе аэропорта Блумфонтейн. Однако 3 августа 2005 года один из переданных ВВС вертолетов потерпел аварию и получил сильные повреждения, после чего был списан.

«Руйвалк» принимал участие в тендере СВ Турции на новый ударный вертолет (программа АТАК), но успеха не достиг, даже притом что Анкаре предлагалось бесплатно демонтировать и перевезти в Турцию сборочную линию с завода Denel. Эта неудача стала роковой и определившей дальнейшую судьбу «Руйвалка»: 17 мая 2007 года председатель совета директоров Denel Шон Либенберг объявил о прекращении финансирования работ по программе AH-2. Впрочем, в ноябре того же года министр обороны ЮАР Мозиуоа Лекота сообщил в парламенте страны, что ВВС намерены выделить на период до 2010–2011 годов сумму в 962 млн рандов (около 137 млн долл. по курсу того времени), которая позволит обеспечить достройку заказанных машин и приведение парка вертолетов «Руйвалк» в состояние полной боеготовности.

1 апреля 2011 года ВВС получили первые пять модифицированных вертолетов «Руйвалк» Block 1F, а последняя доработанная до стандарта Block 1F машина была поставлена заказчику 13 марта 2013 года. В том же году три «Руйвалка» были направлены в составе миротворческой миссии ООН в Демократическую Республику Конго (ДРК), причем 4 ноября того же года два из них приняли участие в боевой операции в районе населенного пункта Чанза, где они применили 70-мм НАР типа FZ 90 FFAR по боевикам из группировки «Движение 23 марта» (прекратила существование в ноябре 2013 года).

Впоследствии руководством компании Denel предпринимались попытки «пробить» финансирование программы создания и постройки модернизированного варианта «Руйвалк» Mk 2, но успеха они не имели ни в ЮАР, ни в других странах. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От увертюры до финала. Гала-концерт для Сальвадора Дали и Поля Элюара

От увертюры до финала. Гала-концерт для Сальвадора Дали и Поля Элюара

Геннадий Гутман

0
2308
Танцующие зулусы и кольт 45-го калибра

Танцующие зулусы и кольт 45-го калибра

Алексей Соколов

Начало 1990-х: зарисовки южноафриканского рая с его кругами ада

0
8232
Путешествие в исчезающий на глазах рай

Путешествие в исчезающий на глазах рай

Алексей Соколов

Зазеркалье южноафриканского чуда как подарок на все времена

0
8418
Суд в Гааге – оскорбление памяти Холокоста и извращение реальности

Суд в Гааге – оскорбление памяти Холокоста и извращение реальности

Даниэль Тауб

Израиль и Россию связывает нетерпимое отношение к терроризму

0
5328

Другие новости