0
6969
Газета Вооружения Интернет-версия

31.01.2020 00:01:00

«Кайтены» наносят удар

Как водители японских человеко-торпед американских моряков на пороховую бочку посадили

Тэги: вторая мировая, япония, кайтены, камикадзе, флот, сша, тихоокеанский двд, перл харбор


3-5-1350.jpg
В результате атаки танкер USS Mississinewa
был полностью уничтожен.
Фото с сайта www.history.navy.mil
После первых блистательных военных успехов Япония постепенно упустила стратегическую инициативу и к 1943 году фактически была вынуждена перейти к обороне, которая всего через год уже трещала, что называется, по швам. В сложившихся условиях военно-политическое руководство Империи восходящего солнца все чаще стало задумываться об обороне уже не захваченных территорий, а островов самой метрополии. Поскольку наращивать боевой потенциал армии и флота традиционными способами в такой ситуации времени, да и ресурсов уже не было, японские генералы и адмиралы в конечном итоге решили прибегнуть к «радикальным средствам», а именно применить против наседающего врага отряды смертников.

НОВАЯ УГРОЗА

В мировой исторической литературе наиболее подробно описана, пожалуй, деятельность летчиков «одноразовых самолетов», известных как «камикадзе». Вскоре после начала применения те если уж и не наводили панический ужас на врага, то заставили его предпринять серьезные усилия для организации эффективной борьбы с новой, как сейчас принято говорить, асимметричной угрозой.

Впрочем, смертники атаковали не только на суше или с воздуха, под водой американцев ждала не менее страшная угроза – «Кайтены». Именно так назывались японские человеко-торпеды, которые управлялись добровольцами, готовыми в любой момент по приказу командования и ради достижения победы над врагом расстаться со своей жизнью.

Причем недостатка в желающих поступить в «подводные камикадзе» среди японских военнослужащих не было. В том числе и по той причине, что водители человекоуправляемых торпед имели огромные привилегии. В частности, им вне очереди присваивали воинские звания, а семья водителя «Кайтена» в случае его гибели на боевом задании в обязательном порядке получала компенсацию в размере 10 тыс. йен. Так что отбирали действительно лучших из лучших.

Стандартная тактика применения японских человеко-торпед выглядела следующим образом.

На дистанции примерно 6–7 км от расчетной точки нахождения цели осуществлялся сброс «Кайтена» с носителя, после чего тот, находясь на глубине от одного до шести метров от поверхности воды, на максимально возможной скорости следовал в район местонахождения цели или группы целей. Водитель человеко-торпеды при этом периодически контролировал правильность выбранного курса и оценивал надводную обстановку, используя свой штатный перископ. Перед непосредственным же выходом в атаку – на дистанции около 1 тыс. метров от расчетного местонахождения цели – водитель подвсплывал, оценивал обстановку, находил назначенную ему цель и переводил «Кайтен» на глубину, соответствующую примерной осадке корабля-цели, после чего следовал прямо на нее.

Свою первую боевую атаку водители «Кайтенов» провели в ноябре 1944 года, но ее результаты до сих пор оцениваются военно-морскими специалистами как весьма неоднозначные.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Первоначально подготовка водителей «Кайтенов» осуществлялась только на одной специальной базе, получившей условное обозначение «База П».

Сначала отобранные в «подводные камикадзе» добровольцы в течение трех месяцев проходили подготовку на быстроходных катерах-брандерах, в ходе которой главной задачей ставилось обучение новичков навыкам вождения катера «вслепую» – только с использованием перископа и магнитного компаса. После успешного окончания этого этапа военнослужащим присваивалось специальное звание «водитель человекоуправляемой торпеды».

Второй этап – подготовка на тренажерах-имитаторах «Кайтенов», на которых их будущие водители отрабатывали умение на ощупь находить любой из приборов управления, расположенных в кабине человеко-торпеды, а также выполнять все действия, необходимые для перехода в район нахождения назначенной цели и выхода в атаку на нее. Уже после войны оставшиеся в живых бывшие курсанты и водители «Кайтенов» вспоминали, что поначалу справиться с такими вроде бы несложными заданиями было очень трудно – зачастую покинувший кабину имитатора японского варианта «чудо-оружия» курсант узнавал, что он вышел в назначенный район с «погрешностью» в несколько сотен метров. Для внезапной атаки вражеского корабля или судна это было совершенно недопустимо, задание в таком случае можно было с большой долей вероятности считать проваленным.

После успешного завершения двух первых этапов подготовки курсанты, наконец, приступали к заключительному этапу – выходам в море на реальных «Кайтенах».

Однако достаточно быстро вышестоящему командованию стало понятно, что осуществлять подготовку набранного весьма значительного числа добровольцев в быстром темпе не получается – не хватало не только инструкторов и готовых «Кайтенов», но и самой инфраструктуры. В итоге многие курсанты были вынуждены слишком долго заниматься теорией и отрабатывать навыки вождения на тренажерах. В конечном итоге в целях ускорения подготовки водителей человеко-торпед был открыт второй учебный центр – база в Хикари, на побережье залива Токуяма, в распоряжении которого к ноябрю 1944 года уже имелось около 70 «Кайтенов».

Следует отметить, что профессия водителя человеко-торпеды была чрезвычайно опасна: расстаться с жизнью он мог еще до того, как ему представлялась возможность выйти в атаку на корабль врага. Так, в ходе подготовки на обеих указанных базах во время учебных выходов на человеко-торпедах погибли, по обнародованным японским данным, минимум 15 военнослужащих. Среди погибших оказался и Куроки Хироси – один из двух идеологов создания «Кайтенов».

ПЕРВЫЕ ВОДИТЕЛИ

6 ноября 1944 года состоялся торжественный выпуск первых 11 курсантов «Базы П», сразу по выпуску получивших первичные офицерские звания. К тому времени командование уже решило осуществить первую операцию с применением нового оружия. В операции должен был принимать участие и Нисима Сэкио – второй идеолог создания «Кайтенов». Причем он планировал взять с собой на операцию урну с прахом погибшего во время учебного выхода Куроки Хироси – так тот смог бы символически принять участие в первом реальном бою «Кайтенов» с ненавистным врагом.

В состав первого отряда водителей «Кайтенов», которым предстояло отправиться на операцию, вошли 12 офицеров: Нисима, Мураками, Уцуноми, старший лейтенант Камибэппу Ёсинори, лейтенант Ёсимото Кэнтаро, лейтенант Фукуда Хитоси, лейтенант Тоёдзуми Кадзухиса, младшие лейтенанты Иманиси Таити, Сато Акиро, Кондо Кадзухико, Ватанабэ Кодзо и Кудо Ёсихико.

«Во второй половине дня 7 ноября 1944 года был проведен особый церемониал, – вспоминает в своих мемуарах Ёкота Ютака, один из бывших водителей «Кайтенов». – К этому дню американские войска уже высадились на Филиппинах, а наш флот потерпел еще одно поражение в акватории этих островов. За пять суток врагом были потоплены около 30 боевых кораблей, в числе которых был и громадный «Мусаси», однотипный с могучим «Ямато». Наш флот лишился также четырех авианосцев, включая и «Дзуйкаку», с палубы которого взлетали самолеты, участвовавшие в свое время в атаке на Перл-Харбор. В том же самом сражении погибли также 20 крейсеров и эсминцев. Почти лишившаяся своих военно-морских сил, Япония оказалась в поистине опаснейшей ситуации. Требовалось нанести удар потрясающей силы, чтобы остановить триумфальное продвижение врага, поскольку план предотвратить высадку амфибийных сил врага на острове Лейте закончился разгромом нашего флота» (цитируется по: Ёкота Ютака. Субмарины-самоубийцы. Секретное оружие Императорского флота Японии. 1944–1947. – М.: Центрполиграф, 2005).

Нанести такой мощный удар и должны были по замыслу адмиралов «Кайтены». Причем на церемонию проводов на боевое задание первого отряда человеко-торпед прибыл лично вице-адмирал Мива Сигэёси, командующий 6-м флотом, выступивший с пространной речью перед собравшимся личным составом «Базы П» и экипажами подводных лодок I-36, I-37 (обе – типа В1) и I-47 (типа С2), находившихся в заливе в готовности к выходу в море. Их командирам была поставлена задача доставить по четыре «Кайтена» каждая в район атолла Улити, где, по данным разведки, в тот момент находилась большая часть вражеского флота, когда она не была задействована в наступательных операциях. В общем, японские адмиралы намеревались одним ударом отправить на дно значительное число крупных боевых кораблей противника: если бы удалось потопить 12 таких кораблей, наступательная сила американского флота была бы пусть и частично, но все же подорвана.

После торжественной речи вице-адмирал Мива вручил всем 12 офицерам-водителям по короткому мечу – важному символу для каждого японского воина. Принявший такой меч приносил свою жизнь «на алтарь Империи», с этого момента она ему больше уже не принадлежала.

«Этим же вечером офицеры устроили прощальный ужин для первых водителей «Кайтенов», – вспоминает Ёкота Ютака. – Двенадцать человек, одетых в легкие брюки цвета хаки, коричневые рубашки с голубыми флотскими галстуками сидели на почетных местах. Все они уже упаковали свои личные вещи для отправки родным. Среди этих вещей были и остриженные пряди волос и обрезки ногтей, представлявшие собой «останки», которые должны были получить родные для почетного погребения».

АТАКА

8 ноября 1944 года в 9 часов 00 минут три оснащенные «Кайтенами» подлодки вышли в море: I-37 должна была следовать проливом Коссоль к острову Палау и атаковать вражеские корабли, проходящие этим маршрутом, тогда как I-36 и I-47 должны были идти прямиком к атоллу Улити, где атаковать американский флот на якорной стоянке, выпустив свои человеко-торпеды у двух входов в огромную лагуну атолла. Поскольку от Оцудзимы до цели было около 2 тыс. миль, на протяжении которых можно было встретить вражеские корабли и самолеты, подлодки поднимались на поверхность только ночью, а днем скрывались под водой, двигаясь экономичным ходом. В итоге переход морем в район операции занял достаточно много времени.

Судьба у всех трех подлодок и размещенных на них водителей «Кайтенов» оказалась разной.

I-37 поставленную ей задачу выполнить не смогла. 19 ноября в районе острова Палау ее обнаружили и атаковали американские эсминцы DE-439 «Конклин» (USS Conklin) и DE-440 «Мак-Кой Рейнольдс» (USS McCoy Reynolds; оба – типа «Джон Батлер»), в результате чего субмарина погибла вместе со всем экипажем и всеми «Кайтенами». Замечу, Ёкота Ютака в упомянутой книге утверждает, что I-37 была потоплена 17 ноября эсминцем DD-449 «Николас» (USS Nicholas) типа «Флетчер», но на сегодня точно установлено – на самом деле в середине ноября он потопил японскую подлодку I-88.

Остальные же подлодки, I-36 и I-47, успешно проследовали предписанным им маршрутом, а 17 ноября их командиры капитан-лейтенанты Тэрамото Ивао и Орита Дзэндзи получили радиограмму, из которой им стало известно, что у атолла Улити находится многочисленная группировка кораблей противника – флот стоит во внутренней лагуне атолла, на якорях, рассредоточенный на три группы. В радиограмме, по словам Ёкоты Ютаки, сообщалось: «Севернее находятся примерно 30 кораблей, в том числе 3 линкора. В центре лагуны стоят на якорях около 100 транспортов и вспомогательных судов. Южнее них располагаются примерно 50 боевых кораблей. Предположительно представляют собой силы вторжения. В составе имеются линкоры и авианосцы».

18 ноября подлодка I-47 находилась уже в 50 милях от атолла Улити, примерно в полдень следующего дня субмарина оказалась практически у самого южного входа в лагуну, а в ночь с 19 на 20 ноября ее четыре «Кайтена» ушли в атаку (Нисима, Сато, Ватанабэ и Фукуда). Ситуация на I-36 тем временем вышла из-под контроля – ввиду технических неисправностей в атаку смог выйти только «Кайтен» лейтенанта Иманиси, остальные три, принадлежавшие Кудо, Ёсимото и Тоидзуми, так и не покинули субмарину-носитель. 30 ноября I-47 и I-36 вернулись в Куре.

Первоначально японцы высоко оценили результаты первого боевого применения «Кайтенов». 2 декабря 1944 года командование 6-го флота объявило: водители человеко-торпед из группы «Кикусуи» потопили три авианосца и два линкора. «Лейтенант Нисима, лейтенант Фукуда и младший лейтенант Иманиси потопили по авианосцу. Младшие лейтенанты Сато и Ватанабэ потопили каждый по линкору», – заявил капитан 1-го ранга Сакамото на совещании командного состава флота.

Реальность оказалась иной – японским «подводным камикадзе» удалось потопить только танкер-заправщик АО-59 «Миссисинева» (USS Mississinewa) типа «Аштабула», который имел водоизмещение около 24,5 тыс. тонн и был под завязку гружен авиационным и дизельным топливом, а также флотским мазутом. В результате атаки танкер был полностью уничтожен, из экипажа численностью 20 офицеров и 278 матросов погибли 63 человека.

Примечательно, что уже в начале 2000-х годов американцам пришлось удалять топливо, все еще остававшееся на «Миссисиневе». Всего откачали около 1,95 млн галлонов нефтепродуктов. История же этого корабля, ставшего первой и самой крупной жертвой «Кайтенов», подробно описана в книге Майкла Маира «Нефть, огонь и судьба» (Michael Mair. Oil, Fire and Fate: The Sinking of the USS Mississinewa AO-59 in WWII by Japan’s Secret Weapon. SMJ Publishing, Platteville, Wisconsin, 2008).

Пять человеко-торпед и пять их бесстрашных водителей, а если брать в расчет те, что погибли на I-37, то и вовсе – девять (не говоря о самой I-37 и ее экипаже), в обмен на один, пусть и крупный танкер – наверное, это того стоило в сложившихся на тот момент условиях. Ведь топливо – это кровь танков, самолетов и кораблей, которые тогда неумолимо сокрушали оборону японцев, приближаясь к их родным островам. Но сдержать натиск вражеской армады это, конечно, не могло.

Больше же всего водителям «Кайтенов» удалось, пусть и временно, поколебать моральный дух американцев. Адмирал Форрест Шерман, занимавший тогда должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом ВМС США, позже вспоминал о последствиях первой атаки человеко-торпед: «Мы чувствовали себя словно сидящими на пороховой бочке... нам стало казаться, что в открытом море мы будем в большей безопасности». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
1203
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
851
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
882
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
886

Другие новости