0
9179
Газета Вооружения Интернет-версия

29.09.2022 20:35:00

Загадочная воздушная «Минога»

В России продолжаются работы по созданию перспективных вертолетов

Валерий Агеев

Об авторе: Валерий Владимирович Агеев – историк авиации и космонавтики, журналист.

Тэги: вооружения, россия, вертолеты, Ка 27, Ка 65, замена, минога


вооружения, россия, вертолеты, Ка 27, Ка 65, замена, минога Конструкторское бюро Камова ведет разработку перспективной модели на смену существуюшему семейству на основе Ка-27. Фото Владимира Карнозова

В середине сентября нынешнего года исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора Николая Ильича Камова. Его имя навсегда связано с историей отечественного вертолетостроения.

Николай Камов принадлежал к плеяде конструкторов, которых по праву называют основоположниками нашей авиации. За 50 лет работы Николай Камов создал целый ряд соосных вертолетов, начиная с малютки Ка-8 и кончая тяжелыми машинами, такими как винтокрыл Ка-22 и корабельный вертолет Ка-27.

Винтокрылые летательные аппараты с буквами «Ка» на борту летают не только в России, но и во многих странах мира

В честь юбилея выдающегося авиаконструктора в АО «Национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» прошел торжественный митинг. Все ораторы высоко оценили вклад Николая Ивановича Камова в советское и российское вертолетостроение К памятнику авиаконструктору были возложены цветы. Также в рамках торжеств был продемонстрирован отреставрированный вертолет Ка-15.

В АО «НЦВ «Миль и Камов» прошла научно-техническая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Николая Камова. На ней было заслушано около 50 докладов, посвященных проблемам отечественного вертолетостроения.

В сообщениях нескольких докладчиков промелькнуло название вертолета «Минога». При этом не было сказано, что эта машина собой представляет, не были оглашены ее характеристики.

Попробуем восполнить этот пробел.

ПО ЗАКАЗУ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Информация о разработке «Миноги» впервые появилась в августе 2015 года. На полях Международного авиакосмического салона в Жуковском начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин сообщил, что АО «Камов» к 2020 году должно представить новый вертолет.

Машина будет предназначена для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок противника. Новый палубный вертолет должен заменить в ВМФ вертолеты Ка-27, стоящие на вооружении флота с 1980-х годов.

Камовцам предстояло решить непростую задачу. К морскому вертолету предъявлялся ряд особых требований. Например, машина должна садиться и взлетать в условиях качки. Аэродинамика палубного вертолета и система управления им заметно отличаются от армейского образца.

Также морской вертолет должен выдерживать воздействие соляного тумана. К материалам, из которых он производится, предъявляются жесткие антикоррозийные требования.

Кроме того, в целях противолодочной борьбы для нового вертолета необходимо разработать опускаемую гидроакустическую станцию (ГАС), магнитометр, аппаратуру работы с радиогидроакустическими буями (РГАБ) и передачи данных для взаимодействия с силами противолодочной борьбы (ПЛБ). А также глубинные бомбы, противолодочные торпеды, противокорабельные ракеты и многое другое.

Вертолет создается по камовской схеме, то есть с двумя соосными винтами. Предполагается, что вертолеты «Минога» пойдут на флот в противолодочной, транспортной и десантной версиях.

В августе 2016 года генеральный конструктор АО «Камов» Сергей Михеев рассказал, что на опытно-конструкторские работы по «Миноге» (Ка-65) уйдет около 10 лет. По его словам, командование Военно-морского флота РФ «подтвердило необходимость разработки вертолета нового поколения».

По информации разработчика, «Минога» будет универсальной машиной, «быстро трансформируемой в различные варианты применения». Массогабаритные характеристики Ка-65 не будут существенно отличаться от советского предшественника.

«Рано или поздно замена Ка-27 необходима, и этой заменой как раз станет вертолет «Минога». Его задача – объединить в себе функции, которые были реализованы на Ка-27», – говорится в материалах «Вертолетов России».

ВСЕПОГОДНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ

Ка-65 будет абсолютно новой машиной.

Вооружение «Миноги» будет унифицировано с современными образцами. Время морских вертолетов с узкой специализацией прошло. По мнению отечественных экспертов, появление многофункциональной палубной машины позволит сократить стоимость серийного образца и расходы на эксплуатацию вертолетов в войсках.

Также не исключается возможность создания беспилотной версии Ка-65 по заказу Министерства обороны РФ.

Такой подход, предполагающий ставку на универсальность, полностью соответствует современным реалиям. Это реализация так называемого модульного принципа, который позволяет в зависимости от поставленной задачи установить на машину соответствующее бортовое оборудование и вооружение.

По информации Объединенной приборостроительной корпорации, радиоэлектронная аппаратура «Миноги» будет совместима с автоматизированными системами управления войсками и боем.

Еще в 2016 году специалисты Научно-производственного предприятия «Полет» (Нижний Новгород) создали для Ка-65 помехоустойчивый комплекс связи. Он использует широкополосные каналы, обеспечивает передачу видеозаписей и данных, полученных от радиолокационных станций. Как ожидается, изделие повысит уровень оперативности передачи информации на всех этапах полета.

Также известно, что «Минога» получит турбовальную силовую установку ТВ7–117ВК разработки АО «Климов» (Санкт-Петербург). Этим двигателем оснащаются модернизированные версии разведывательно-ударных вертолетов Ми-28 и Ка-52. Взлетная мощность силовой установки ТВ7–117ВК достигает 3000 л.с. (у силовой установки Ка-27 – 2225 л.с.). На чрезвычайном (форсажном) режиме двигатели развивают мощность в 3750 л.с.

Очевидно, двигатель «Миноги» будет более мощным и скорее всего более экономичным, чем у Ка-27. Показатель в 3000 л.с. позволяет предположить, что у нового вертолета будут улучшены скоростные характеристики.

На новый вертолет планируется установить комплекс связи нового поколения, обеспечивающий голосовую связь, передачу видеоинформации, данных радиолокационной станции и навигации. В новом комплексе связи реализованы пакетный обмен данными в цифровой форме, широкополосные каналы радиосвязи, новые методы борьбы с помехами, что увеличивает скорость передачи информации, дальность и качество связи.

Количество внешних антенн при этом сведено к минимуму. В частности, антенная система «Аист-62» будет встраиваться в обшивку планера вертолета.

НЕ ВСЕ ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

Несмотря на выдающиеся характеристики «Миноги», многие отечественные эксперты утверждают, что у этого проекта тупиковая концепция. Новый вертолет должен идти на замену машинам Ка-27/М/ПС и Ка-29. Но ВМФ строит корабли по проектам, где заложены габаритные характеристики под вертолет Ка-27.

Концепция вертолета Ка-27 себя уже исчерпала, потому что она вышла из вертолета-предшественника Ка-25 (для сравнения, Ка-25 весил 6 т, а Ка-27 – 10 т). При этом макет «Миноги» по габаритам больше Ка-27, потому что длина и диаметр винта взяты как у Ка-52, чтобы было унифицировано производство.

Получится, что большинство кораблей одиночного базирования не смогут принимать «Миногу». А если ориентироваться на габариты Ка-27, то не удастся получить улучшенные характеристики. Кроме того, даже более мощные двигатели не улучшат тактико-технические характеристики вертолета, потому что двигатели и редуктор составляют треть его веса.

Непонятно также, почему на «Миногу» необходимо устанавливать такой мощный двигатель. Ведь на Ми-38 эксплуатируется двигатель ТВ7–117В мощностью 2800 л.с., однако у этого вертолета максимальная взлетная масса на 4 т (то есть почти на треть) больше. Он может перевозить 30 человек десанта – против 16 на Ка-29. Правильнее было бы выбрать не самый мощный двигатель на 2500 – 2800 л.с., зато максимально экономичный.

В отдаленном будущем «Миноги» смогут войти в авиационную группу универсальных десантных кораблей (УДК) пр. 23900. Каждый такой УДК сможет нести до 16 вертолетов разных типов, включая транспортно-боевые, десантные и ударные.

В будущем может быть принято решение о строительстве авианосца – и такой корабль тоже не обойдется без многоцелевых вертолетов.

ЖДАТЬ ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО

28 ноября 2014 года Министерство обороны РФ подписало контракт с КБ Камова на создание перспективного морского вертолета для ВМФ России. В 2016 году было заявлено, что Ка-65 поступит в войска через 10 лет – то есть к 2026 году.

В начале 2020 года руководство холдинга «Вертолеты России» утвердило с военными условия технического задания. А летом того же года в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» подписало договор на разработку технического проекта будущего вертолета.

В сентябре того же года генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский заявил, что первый опытный образец новейшего вертолета «Минога», разрабатываемого по заданию Военного-морского флота РФ, поднимется в воздух в 2025 году.

Именно тогда произойдет отрыв от земли и «висение» опытного образца «Миноги». Ну что ж, будем с нетерпением ждать этого события, если за это время ничего не случится! 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
771
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
3083

Стратегическое сотрудничество РФ и КНР выгодно всему миру

Татьяна Астафьева

Сочетание российских ресурсов и китайских технологий становится базой для глобального технологического развития

0
1045
Региональная политика 24-27 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 24-27 ноября в зеркале Telegram

0
309

Другие новости