0
4668
Газета Вооружения Интернет-версия

20.04.2023 20:38:00

«Тритон» видел далеко, но запрягал слишком долго

История короткой жизни первой атомной подлодки радиолокационного дозора

Владимир Щербаков
Заместитель ответственного редактора НВО

Об авторе: Владимир Леонидович Щербаков – военный эксперт, историк, писатель.

Тэги: вооружения, сша, флот, апл, тритон, история


вооружения, сша, флот, апл, тритон, история «Тритон» стал последней американской подлодкой с двухвальной главной энергетической установкой и кормовым торпедным отсеком. Фото ВМС США

В середине 1950-х годов командование ВМС США, учитывая успешный опыт осуществления национальной программы атомного подводного кораблестроения, приняло решение о создании уникального корабля – атомной подводной лодки радиолокационного дозора (АПЛ РЛД). Обладавшую фактически неограниченной дальностью плавания субмарину планировалось использовать в удаленных районах Мирового океана для координации действий авианосной авиации, а также в качестве одного из ключевых элементов флотской системы противовоздушной обороны.

В декабре 1955 года утверждается план применения авианосных сил флота, по которому на каждую из находящихся в море на боевом дежурстве пяти авианосных ударных групп намечалось иметь по две дозорные субмарины. Всего, таким образом, флот должен был иметь две дизель-электрические и восемь атомных ПЛ РЛД.

Но в 1957 году ввиду стремительного роста стоимости разработки и постройки головной АПЛ РЛД количество их сократили до четырех. Причем теперь их также намечалось использовать для наведения крылатых ракет «Регулус-I» и обеспечения действий соединений амфибийных и противолодочных сил флота. И даже в роли подводного буксира для спасения аварийных субмарин под арктическими льдами.

ДОЗОРНЫЙ С АТОМНЫМ СЕРДЦЕМ

Новая субмарина получила имя «Тритон» (USS Triton, SSRN-586), став второй подлодкой и пятым кораблем ВМС США, названным в честь греческого бога Тритона – сына Посейдона и Амфитриты, вестника глубин.

На момент вступления в строй «Тритон» не только являлся самой крупной атомной подлодкой в ВМС США, но еще и стал первым атомоходом с двухреакторной главной энергоустановкой (ГЭУ). А также первым получил трехъярусное расположение ряда отсеков и обладал в два раза большим – 30% – запасом плавучести по сравнению с другими АПЛ ВМС США.

Кроме того, это была самая дорогая на то время субмарина американского флота. Она обошлась бюджету в 109 млн долл., и это не считая стоимости установленных на ней двух реакторов и топлива в их активных зонах. Плюс к тому «Тритон» стал последней американской подлодкой, имевшей двухвальную ГЭУ и кормовой торпедный отсек.

Предэскизное проектирование первой АПЛ РЛД начали в 1954 году, а в октябре 1955-го в бюджете Минобороны США на 1956 финансовый год появилась строка о постройке «большой подводной лодки радиолокационного дозора» проекта 132 (SCB 132).

Закладка АПЛ состоялась 29 мая 1956 года на стапеле верфи Electric Boat Division в Гротоне, штат Коннектикут. Из-за огромной по тем временам длины «Тритона» – 136,4 м – субмарина в буквальном смысле вылезла за границы стапеля, вызвав затруднения при выполнении строительных работ. В итоге нижнюю часть носовой секции и кормовую секцию длиной 15 м собирали отдельно – их пристыковали к подлодке за несколько дней до ее спуска на воду. Собирали отдельно и верхнюю секцию рубки субмарины.

Корабль был спущен на воду 19 августа 1958 года. Его «крестной матерью» стала Луиза Уилл – супруга главы Командования военно-морских перевозок ВМС США вице-адмирала Джона Уилла. А главную речь на церемонии произнес главнокомандующий ВС США на Атлантике, командующий Атлантического флота ВМС США и верховный главнокомандующий ОВС НАТО на Атлантике адмирал Джерольд Райт. В общей сложности на церемонии присутствовало более 35 тыс. человек – еще один рекорд.

8 февраля 1959 года в критическое состояние был выведен реактор № 2, 3 апреля – реактор № 1. А через четыре дня случилась авария: во время испытания камбузного оборудования произошел пожар. Впрочем, первая авария имела место на подлодке еще 2 октября 1958 года – произошел прорыв паропровода второго (кормового) реакторного отсека.

В обоих случаях обошлось без жертв, но в 1959 году на наземном прототипе атомной энергоустановки (АЭУ), стоявшей на «Тритоне», тоже произошла авария – четыре человека получили тяжелые ранения, один из них скончался. Впоследствии на подлодке случились еще минимум пять аварий, причем четыре из них – в 1960 году.

Заводские ходовые испытания АПЛ РЛД начались 27 сентября 1959 года. В течение пяти дней все важные системы и оборудование подлодки были тщательно испытаны под наблюдением вице-адмирала Хаймана Риковера, отца атомного флота США. При этом на мерной линии «Тритон» развил надводный ход более 30 узлов, что было весьма хорошим показателем для субмарины (расчетная скорость надводного хода АПЛ РЛД должна была составить 28 узлов).

20 октября 1959 года стартовали предварительные приемные испытания, проходившие под наблюдением контр-адмирала Фрэнсиса Дугласа Мак-Коркла из Комиссии по инспектированию и приемке кораблей, самолетов и береговых объектов ВМС. Через трое суток комиссия дала добро на ввод АПЛ РЛД в боевой состав флота.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

«Тритон» являлся двухкорпусной подлодкой и по архитектурному типу был близок к обычным «ныряющим» дизель-электрическим подводным лодкам (ДЭПЛ) того времени. Носовая оконечность субмарины была заострена и имела незначительный развал.

Прочный корпус атомохода представлял собой сварную цилиндрическую конструкцию, изготовленную с применением судостроительной стали повышенной прочности, собранную из нескольких секций и разделенную прочными водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Наибольший внутренний диаметр прочного корпуса составлял 10,7 м.

Легкий корпус охватывал прочный на всем протяжении его нижней части и с бортов. В пространстве между корпусами располагались цистерны главного балласта суммарной емкостью около 1750 т, а также дифферентные, уравнительные и заместительные цистерны. Сверху же по всей длине прочного корпуса имелась развитая надстройка высотой около 2 м.

АПЛ имела прочную боевую рубку – единственный случай в атомном подводном флоте ВМС США того времени. Она находилась над центральным постом и в конструктивном отношении представляла собой небольшой расположенный горизонтально цилиндр, заключенный вместе с выдвижными устройствами в довольно объемное легкое ограждение обтекаемой формы. Длина ограждения боевой рубки и выдвижных устройств достигала 21 м, ширина – 3,7 м, высота – 7,3 м.

Носовые горизонтальные рули – убирающиеся (убирались в прорези в обшивке носовой части надстройки), кормовое оперение включало кормовые горизонтальные рули и вертикальный руль полубалансирного типа, а гребные валы поддерживались при помощи кронштейнов. Гребные винты – пятилопастные, из бронзового сплава.

В целом «Тритон» был отлично приспособлен для длительного плавания в надводном положении и фактически являлся «ныряющей» субмариной, обладающей способностью к быстрому погружению с большим дифферентом на нос. Возможно, такая конструкция была выбрана из-за основной задачи атомохода – осуществления радиолокационного дозора. Что, естественно, предполагало преимущественное нахождение в надводном положении и необходимость быстрого погружения в случае появления противолодочных кораблей или авиации противника.

ОСМОТРЕТЬСЯ В ОТСЕКАХ

«Тритон» имел девять отсеков, три из которых двумя платформами делились на три яруса. Отсеки располагались с носа в корму следующим образом.

Первый отсек – носовой торпедный: здесь находились казенные части четырех торпедных аппаратов, стеллажи для торпед, устройство быстрой погрузки торпед на корабль и устройство быстрого заряжания, а также оборудование корабельной гидроакустической станции (ГАС) и часть жилых помещений команды.

Второй отсек – жилой и аккумуляторный: здесь на двух ярусах располагались жилые помещения команды – два кубрика на 95 человек. В распоряжении каждого моряка имелись алюминиевая койка, матрац из губчатой резины, рундучок, индивидуальная вентиляция и лампа дневного света в изголовье койки. Последняя, как указывал в книге «Вокруг света под водой» первый командир АПЛ РЛД кэптен Эдвард Латимер Бич, нужна была «чтобы читать лежа в постели» (книга в 1965 году вышла в русском переводе в «Воениздате»).

«Пусть забота об этом не покажется читателю неоправданной роскошью – она продиктована интересами дела, – отмечал в своих мемуарах кэптен Бич. – Представьте себе, что будет, если весь личный состав окажется на ногах (не считая специальных случаев – боевой тревоги или аварийных учений). Какая теснота будет на корабле! Поэтому чем больше людей находится на своих койках, тем больше места для тех, кто должен выполнять в это время свою работу на корабле».

В третьем, двухпалубном отсеке располагался центральный пост АПЛ РЛД, аппаратура радиолокационных средств, электронно-вычислительные машины и столовая команды. Над центральным постом располагалась прочная боевая рубка. Переборки и подволок центрального поста были окрашены в мягкий светло-зеленый цвет, причем роль подволока играл собственно прочный корпус подлодки, который словно арка соединял переборки правого и левого бортов и был покрыт 25-миллиметровым изоляционным пробковым слоем, наклеенным прямо на стальные листы обшивки.

«Левую половину передней переборки полностью занимает пульт управления погружением и всплытием – большая серая металлическая панель, на которой смонтированы многочисленные приборы и инструменты, – пишет кэптен Бич в своей книге. – Здесь глубиномеры, репитер гирокомпаса, указатель скорости, машинные телеграфы, комбинированная приборная панель для рулевого носовых горизонтальных рулей и такая же для рулевого кормовых горизонтальных рулей, приборы управления автоматом курса и глубины. Перед пультом управления погружением и всплытием – два кресла, обтянутые красным пластиком. Перед каждым из них находится колонка штурвала авиационного типа, за которой пилот бомбардировщика почувствовал бы себя как дома».

Благодаря расположенным в середине отсека новым перископам и подъемно-мачтовым устройствам со специализированным радиолокационным оборудованием, которые в нижнем положении проходили практически через весь корабль чуть ли не до самого киля, центральный пост делился на две части. Большую часть левой его части занимал пост управления погружением и всплытием, а справа находились приборы управления торпедной стрельбой и гидроакустическая рубка. Здесь же имелось свободное место для прохода в носовые и кормовые помещения корабля.

А вот как описывал в своих мемуарах центральный пост кэптен Эдвард Бич, который командовал «Тритоном» с ноября 1959-го по июль 1961 года:

«На левом борту в средней части отсека расположен пост управления приемом и продуванием балласта, который очень напоминает электронную счетно-вычислительную машину. Между ним и шахтой перископа едва остается место для размещения человека, обслуживающего этот пост. Приборная панель поста… усеяна многочисленными циферблатами и указателями. Под ними проходит линия переключателей, каждый из которых имеет различную форму. От главного старшины, в чьем заведовании находится этот пост, требуется умение различать каждый переключатель с закрытыми глазами.

Значительная часть приборной панели поста управления приемом и продуванием балласта занята системой сигнализации о положении забортных горловин, люков и отверстий, которая позволяет моментально определять, в каком положении – открытом или закрытом – находятся все важнейшие клапаны, люки и горловины корабля.

14-8-1480.jpg
Офицеры заняли свои места в центре
управления подводным атомоходом. 
Фото ВМС США
В прежние времена их положение обозначалось при помощи красных и зеленых лампочек, и обычно во время погружения главный старшина докладывал: «Панель зеленая». Однако во время войны было замечено, что ношение красных защитных очков для сохранения способности видеть в темноте не позволяет отличать красный цвет от зеленого. В новой системе все световые сигналы красного цвета: положению «открыто» соответствует круг, положению «закрыто» – узкий прямоугольник. И теперь вместо «Панель зеленая» докладывается: «Панель прямая…»

В узком проходе за постом управления приемом и продуванием балласта с обеих сторон расположены приборы внутрикорабельной связи и различные панели электрооборудования. Еще дальше к корме, занимая весь левый угол центрального поста, находится штурманская рубка, которая, подобно всем остальным помещениям корабля, забита различной аппаратурой, большей частью радиолокационной. Переборки и дверь этой рубки защищены звукоизоляцией».

Четвертый отсек атомохода был жилым и имел трехъярусную конструкцию. В двух верхних ярусах располагались шесть офицерских кают (на 17 офицеров), каюта командира подлодки, офицерская кают-компания и, в кормовой части отсека, корабельная канцелярия. На нижнем ярусе находился боевой информационный пост.

Примечательно, что, несмотря на огромные, буквально крейсерские размеры новой субмарины, ее офицерские каюты, по воспоминаниям современников, были маловаты и не отличались комфортабельностью. «Каюта командира на «Тритоне» имела форму буквы «Т», длина ее составляла полтора метра; поперечной перекладиной этой буквы служила выгородка с откидной койкой. Вытянув одну руку и поворачиваясь кругом, я мог коснуться всех четырех стенок», – вспоминал кэптен Бич. Его поначалу весьма поразило наличие в его каюте аж пяти телефонов и двух радиотрансляционных устройств, при помощи которых, «если знаешь, какие кнопки нажимать и какие диски вертеть, можно говорить с любым человеком на корабле».

Пятый и шестой отсеки подлодки – носовой и кормовой реакторные. В каждом из них были размещены один ядерный реактор (ЯР) и соответствующее оборудование паропроизводящей установки (ППУ).

В свою очередь, седьмой и восьмой отсеки являлись носовым и кормовым машинными. В каждом из них находились оборудование паротурбинной установки и автономный турбогенератор с соответствующими оборудованием и системами, а также оборудование резервной дизель-электрической энергоустановки корабля.

Наконец, девятый отсек – это кормовой торпедный. В нем располагались казенные части двух торпедных аппаратов, стеллажи для запасных торпед, устройство их погрузки и устройство быстрого заряжания. А также жилые помещения команды на 42 человека и приводы рулевых устройств.

Примечательно, что в книге Израиля Быховского «Атомные подводные лодки», выпущенной в издательстве «Судпромгиз» в 1963 году, указывается, что на «Тритоне» было 10 отсеков. И восьмым по счету – между двумя машинными отсеками – считался отсек вспомогательных механизмов. В нем якобы размещались различные вспомогательные механизмы, а также ремонтная мастерская, укомплектованная станками, сварочными агрегатами и иным оборудованием, позволяющим выполнять ремонт отдельных узлов ГЭУ, корабельных систем и радиоэлектронного оборудования. Однако в книге кэптена Бича и других американских источниках упоминаний об этом отсеке нет.

АТОМНОЕ СЕРДЦЕ КОРАБЛЯ

Важной особенностью «Тритона» стало устройство главной энергоустановки. Ее выполнили в виде двух автономных блоков, расположенных в изолированных отсеках: два реакторных и два машинных отсека с дублированием размещенных в них систем и оборудования паро-производящей (ППУ) и паротурбинной (ПТУ) установок.

По замыслу специалистов, такая схема ГЭУ должна была обеспечить субмарине достаточную скорость надводного хода, чтобы следовать в ордере корабельной или авианосной ударной группы (или же впереди ее по курсу), а также повышенную живучесть.

На корабле установили водо-водяные ЯР с водой под давлением типа S4G, разработанные General Electric и представлявшие собой корабельный вариант опытного ЯР типа S3G, проходившего испытания на наземной установке в Лаборатории атомной энергетики им. Ноллса (в последней, кстати, два года в качестве инженера трудился будущий президент США Джимми Картер).

Расчетная мощность двухреакторной атомной энергоустановки должна была составить около 34 тыс. л. с. (25 МВт). Но во время первого этапа ходовых испытаний была достигнута мощность 45 тыс. л. с. (34 МВт). А кэптен Бич и вовсе считал, что «в случае необходимости» ГЭУ может дать и 60 тыс. л. с. (45 МВт).

Первая ППУ, построенная вокруг «носового» ЯР, подавала пар на паротурбинную установку носового машинного отсека, работавшую на правый гребной винт, а вторая – на ПТУ в кормовом машинном отсеке, работавшую на левый гребной винт. При выходе из строя одного из реакторов или ППУ другой реактор или ППУ могли обеспечить работу обеих ПТУ, либо же могла применяться «перекрестная» схема работы.

В последующем именно высокая надежность и эффективность атомной ГЭУ «Тритона» стали решающим фактором в выборе его для совершения первого подводного кругосветного плавания. Причем выполнялось оно фактически сразу после приемо-сдаточных испытаний атомохода и включения его в боевой состав ВМС США.

ЗОРКИЕ ГЛАЗА

Главным «рабочим средством» подлодки стала радиолокационная станция (РЛС) типа AN/SPS-26 – первая корабельная трехкоординатная РЛС с частотным сканированием луча по углу места, принятая на вооружение ВМС. Она предназначалась преимущественно для обнаружения воздушных целей, завершила испытания в 1953 году и сначала попала на лидер эскадренных миноносцев «Норфолк» (USS Norfolk, DL-1), а уже затем – на «Тритон».

Ее дальность обнаружения – 120 км, высота обнаружения воздушных целей – 23 км. В нерабочем положении антенна РЛС убиралась в ограждение боевой рубки.

Кроме того, разрабатывалась специализированная «лодочная» модификация РЛС, BPS-10, но поскольку программу постройки серии АПЛ РЛД прикрыли, работу по ней не завершили. Позже, когда с «Тритона» сняли задачи РЛД, спецрадар заменили на обычный AN/BPS-2.

Атомоход получил ГАС типа AN/BQS-4, имевшую активный и пассивный режимы работы и дальность обнаружения 37 км. А также шумопеленгаторную ГАС AN/BQR-2 с дальностью обнаружения 19 км. Корабль также имел боевую информационно-управляющую систему (БИУС) типа Mark 101.

Вооружение «Тритона» – четыре носовых и два кормовых 533-мм торпедных аппарата типа Mark 60, предназначенных для стрельбы торпедами типа Mark 37. Боезапас – 10 торпед в носовом отсеке и 5 в кормовом.

«Тритон» также получил астронавигационный перископ разработки Kollmorgen Optical Company, позволявший «производить астрономические наблюдения с такой же точностью, с какой они производятся при помощи надежного секстана». Перископ подводники испытали во время своей кругосветки. «Одним из преимуществ нашего нового астронавигационного перископа было то, что, используя его, не требовалось видеть горизонт, поэтому наблюдение Солнца, звезд и Луны можно было производить в любое время, когда они были видны», – вспоминал позже кэптен Эдвард Бич.

Кроме того, на борту АПЛ РЛД установили экспериментальный комплект инерциальной навигационной системы (ИНС), которую также проверили в работе в ходе кругосветки.

«Одной из задач нашего похода была тщательная проверка работы инерциальной навигационной системы путем постоянного сравнения выдаваемых ею координат с действительным местоположением корабля, определяемым наиболее точными способами обсервации, – отмечал кэптен Бич. – Когда инерциальная навигационная система будет окончательно отработана, штурман будет определять место корабля по звездам лишь изредка – для контроля, и еще для того, чтобы не забыть древнего и романтического искусства мореплавания. В один прекрасный день эта система сделает ненужной такую уважаемую профессию, как штурман дальнего плавания».

Так и произошло. Сегодня на кораблях и судах в целях навигации повсеместно используются ИНС с приемниками сигналов космических радионавигационных систем.

Впрочем, кэптен Бич подчеркивал, что в то время ИНС была настолько нова, что ее рассматривали по существу, как экспериментальную, и поэтому не особо полагались на ее показания. «Астрономические обсервации при помощи специального перископа оказались наиболее точными, да и счислимые места очень часто имели меньшую невязку, чем места, выдаваемые инерциальной навигационной системой», – отмечал он в своих мемуарах.

ПЕРВАЯ КРУГОСВЕТКА ПОД ВОДОЙ

В боевой состав флота «Тритон» вошел 10 ноября 1959 года. Субмарину включили в состав 10-й эскадры подводных лодок – первого соединения атомных субмарин ВМС США, которое дислоцировалось на военно-морской базе Нью-Лондон, штат Коннектикут. После выполнения торпедных стрельб и ряда испытаний АПЛ РЛД вернулась 7 декабря 1959 года на верфь Electric Boat Division для установки на нее специального связного оборудования, включая экспериментальный образец системы BRA-3 с буксируемой антенной, размещенной в большом обтекателе в кормовой части подлодки.

20 января 1960 года «Тритон» вышел на ходовые испытания и после возвращения на верфь 1 февраля стал готовиться к первому дальнему походу. Однако 4 февраля на секретном совещании командиру корабля кэптену Бичу было объявлено, что ему предстоит совершить на субмарине первый в мировой истории подводный кругосветный поход. Операция получила кодовое наименование Sandblast.

Американские исследователи указывают, что кэптен Бич провел свою субмарину практически по тому же маршруту, по которому земной шар в свое время обогнул Фернан Магеллан.

В общей сложности за время плавания, длившегося 84 суток 19 часов 8 минут (включая 83 суток 9 часов в подводном положении), «Тритон» преодолел 36335 миль (67292 км), в том числе под водой – 35979 миль (66633 км).

Подводный переход был прерван лишь в районе Фолклендских островов – для передачи на тяжелый крейсер «Мейкон» (USS Macon, CA-132, тип «Балтимор») заболевшего члена экипажа. Главному старшине-радиометристу подлодки пришлось срочно удалять камень в почке.

Примечательно, что в самом начале кругосветки в подводном положении произошла весьма «пикантная» ситуация. При попытке закрыть один из клапанов вентиляционной системы в его гнезде был обнаружен смятый ржавый карманный электрический фонарик. Вот что об этом пишет сам кэптен Бич:

«После вентилирования помещений в течение часа мы опустили перископы, закрыли воздухоприемные вентиляционные клапаны и снова ушли на глубину.

На «Тритоне» есть внутренний вентиляционный клапан, который служит запасным на случай, если выйдет из строя наружный клапан, открываемый и закрываемый гидравлическим путем. Этот клапан расположен как раз около каюты командира и должен закрываться после погружения лодки вахтенным вестовым. Но, несмотря на исключительную физическую силу старшего вестового Грина, он не мог закрыть этот клапан. Когда я пришел сюда из рубки, то увидел, как он, кряхтя и напрягаясь изо всех сил, давит на длинные рукоятки механизма, приводящего в движение клапан.

Перед тем как нам уйти на глубину, на лодке была проверена надежность закрытия всех наружных клапанов, приводимых в действие гидравликой и электромоторами. Таким образом, опасность затопления нам не грозила; тем не менее этот важный клапан нужно было закрыть, а мы не могли этого сделать, несмотря на все наши усилия.

Около моей каюты была большая тяжелая стальная плита, которую можно было снимать для проверки воздухоприемных трубопроводов. Эта операция заняла несколько часов; матросы работали в таких стесненных условиях, что едва могли двигать гаечным ключом. Но в конце концов плиту удалось снять, и мы нашли раздавленный ржавый электрический фонарь, застрявший в гнезде приемного клапана».

Американцы посчитали это за результат небрежности одного из рабочих судоверфи – террористов и русских шпионов искать тогда было немодно.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ

После кругосветки «Тритон» решал задачи по своему прямому предназначению – в качестве подлодки радиолокационного дозора, и принимал участие в ряде учений ВМС США и Объединенных ВМС НАТО. А 2–9 октября 1960 года он первым из атомоходов совершил заход в европейский порт – военно-морскую базу Бремерхафен (ФРГ).

Впрочем, результаты первых двух лет эксплуатации «Тритона» продемонстрировали несостоятельность концепции субмарины-носителя РЛС большой дальности. Поэтому после появления первых серийных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования WF-2 (Е-1B) «Трэйсер» (Tracer), отличавшихся существенно более высокой эффективностью и мобильностью при решении аналогичных задач, было решено демонтировать с подлодки радиолокационное оборудование и переклассифицировать ее в торпедную.

Официально эта процедура состоялась 1 марта 1961 года – субмарина получила тактический номер SSN-586. А в 1964 году, после прохождения ремонта и переоборудования, она стала флагманским кораблем командующего подводными силами Атлантического флота ВМС США.

Еще пять лет спустя АПЛ «Тритон» была выведена из боевого состава флота. 30 апреля 1986 года ее исключили из Военно-морского регистра США, а в 1993 году включили в программу утилизации надводных кораблей и подводных лодок с АЭУ и отбуксировали на военно-морскую верфь Пугет-Саунд. Процесс утилизации был начат 1 октября 2007 года и полностью завершен 30 ноября 2009 года. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1732
США пытаются купить спокойствие для Красного моря

США пытаются купить спокойствие для Красного моря

Игорь Субботин

Американцы готовы снизить давление на хуситов в обмен на прекращение атак на суда

0
1916
Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Владимир Мухин

Арест замминистра обороны никак не сказался на ходе СВО

0
3192
Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Ольга Соловьева

Пекин отвергает претензии к "избыточным" производственным мощностям

0
1817

Другие новости