0
5638
Газета Вооружения Интернет-версия

14.09.2023 20:23:00

Бомбовоз марки «МиГ»

Чем запомнился единственный тип ударного самолета Микояна и Гуревича

Вячеслав Иванов

Об авторе: Вячеслав Иванов - военный эксперт, историк

Тэги: вооружения, ссср, авиация, миг, бомбардировщик


вооружения, ссср, авиация, миг, бомбардировщик Самолет-памятник МиГ-27К на авиазаводе в Иркутске. Фото Владимира Карнозова

На Западе истребители-бомбардировщики широко и с успехом применялись еще во Вторую мировую войну. Наша Родина шла своим путем, долгое время «отдавая» наземные цели на растерзание штурмовикам и бомбардировщикам. Начиная с первенца в исторической продуктовой линейке самолетов марки «МиГ», они создавались как фронтовые истребители и перехватчики. Конечно, и МиГ-3, и МиГ-15/17 могли нести бомбы и неуправляемые ракеты и применяли их, когда того требовала обстановка войны, причем порой весьма успешно. Однако они не были специализированными для выполнения задач по уничтожению наземных целей, что отделяло их от западных истребителей-бомбардировщиков.

Именно создание специализированных ударных самолетов на единой платформе с фронтовым истребителем МиГ-23 стало новым для ОКБ благодаря семейству МиГ-23Б – МиГ-27. За счет продвинутой бортовой аппаратуры и мощных средств поражения, особенно управляемых, МиГ-27К долгое время считался лучшим одноместным истребителем-бомбардировщиком мира круглосуточного применения.

ПРООБРАЗ

Проект легкого ударного самолета 32–24 ОКБ разработало в 1969 году для действий по наземным целям бомбами и неуправляемыми снарядами, с возможностью атаки воздушных целей тепловыми ракетами и пушечным огнем. Визуально ударный вариант выделялся «скошенным» носом для лучшего вида из кабины на землю прямо по курсу. Граница обзора вниз составила 17 градусов – больше, чем на других советских боевых самолетах. Он мог нести до 3 т боевой нагрузки, например шесть бомб калибра 500 кг. В отличие от ряда зарубежных и отечественных штурмовиков того времени, МиГ-23Б при разгоне быстро выходил на сверхзвук, что повышало шансы на выживание в случае уклонения от истребителей противника и при выполнении противозенитных маневров.

Проектом предусматривалась установка двигателя АЛ-21Ф тягой 8000 кгс на максимале и 11 500 кгс на форсаже. В таком виде самолет 20 августа 1970 года поднял в небо П.М. Остапенко. Его приняли на вооружение и выпустили в количестве 24 экземпляров (1972 год), ставились консоли ранних редакций.

МиГ-23БН (самолет 32–23) с Р-29Б-300 (тяга 8000 и 11500 кгс соответственно) появился в 1973 году. Несмотря на некоторые увеличение расхода топлива, возврат от силовых агрегатов конструкции Архипа Люльки к моторам С.К. Туманского обеспечил большую степень унификации с фронтовыми истребителями и перехватчиками, что обеспечивало выскокую серийность. Сборка МиГ-23БН велась на московской площадке, параллельно с изготовлением истребителей МиГ-23М/МФ с унификацией по конструкции планера порядка 80%.

В основном сравнительно простые «бэ-эны» шли на экспорт. Для местного заказчика создавались варианты с индексами «БК» и «БМ», отличавшиеся составом оборудования, с цифровыми вычислителями вместо аналоговых и расширенным арсеналом средств поражения.

БОМБОМЕТАНИЕ

МиГ-27 вошел в историю авиации как первый советский ударный самолет, способный осуществлять бомбометание с пространственного маневра. А получились все следующим образом. В отличие от стран – импортеров авиатехники, Советский Союз приобрел для собственных вооруженных сил лишь небольшое число ударных МиГов с числовым индексом «23». У нас ставка делалась на усовершенствованный вариант – будущий МиГ-27, к созданию которого пришли через МиГ-23БК и МиГ-23БМ.

В отличие от сравнительного простого МиГ-23БН, оснащенного «Сокол-23Н» с аналоговым вычислителем, на серийных машинах для отечественных ВВС ставили прицельно-навигационные комплексы ПрНК-23 (с индексами) с цифровыми. Например, вариант «Сокол-23С» (ПрНК-23С) обеспечивал точную стрельбу снарядами и точное бомбометание. Представленный на испытания образец МиГ-27 нес навигационный комплекс с БЦВМ «Орбита-10». Он имел прицельный и навигационный режимы работы, дававшие возможность автоматически вести самолет по маршруту с возвращением на базу или три запасных аэродрома. На нем число точек подвески вооружения увеличили до семи.

На базе системы «КИТ», с переходом на новую элементную базу и рабочее тело, специалисты НИИ-17, Уральского оптико-механического завода, Ленинградского конструкторского бюро «Электроавтоматика» создали лазерный дальномер «Фон». Его применение на МиГ-27 нашло отражение в повышении точности стрельбы и бомбометания с пикирования.

Такой самолет испытал в Ахтубинске С.А. Микоян: «После взлета на высоте 50 м я включил автопилот… Самолет прошел через три поворотных пункта, вышел на полигон, снизился с 12000 до 5000 м, автоматически сбросил бомбы в точке с заданными заранее координатами, после чего вышел в район аэродрома». Далее – снижение по глиссаде. «На высоте около 40 м я отключил автопилот и посадил самолет вручную», – вспоминал летчик-испытатель. Самолет запомнился ему режимом автоматического бомбометания с кабрирования. «Летя на высоте 200 м, при подходе к цели я совместил перекрестие прицела с намеченным заранее ориентиром – «вынесенной точкой» – и нажал боевую кнопку. Самолет прошел некоторое время по горизонту, затем сам перешел в горку, и после набора высоты, рассчитанной компьютером, автоматически отделились бомбы. Выходить из горки надо было вручную. Я развернулся влево и увидел разрывы моих двух бомб в пределах круга полигона радиусом 50 м».

НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК

Истребители-бомбардировщики действуют на малых и средних высотах и редко выходят из трансзвуковой области. Поэтому авиаконструкторы посчитали допустимым перейти на нерегулируемый воздухозаборник – он легче и проще конструктивно. Неподвижные щели для слива пограничного слоя, расположенные на 80 мм от боковой поверхности фюзеляжа, сократились по площади. Максимальное число Маха полета уменьшилось до М=1,7 на высоте 8 км и М=1,1 у земли. Приборная эволютивная скорость самолета МиГ-27 с крылом в положении 16 градусов составляет 400 км/ч, с крылом в положении 72 градуса максимальная приборная скорость – 1350 км/ч.

Выживаемость в условиях современной войны улучшалась за счет системы пассивных и активных радиолокационных помех. Для повышения стойкости к воздействию поражающих средств использовано накладное бронирование (как на МиГ-23Б) и применен наддув топливных баков нейтральным газом. Внутренний запас топлива увеличился до 5400 л за счет дополнительного бака № 1А под полом закабинного отсека. Для большей дальности на двух узлах под крылом и одном под фюзеляжем навешивались три топливных бака по 790 л. На семи точках подвески самолет нес до 4 т боевой нагрузки. Ее номенклатура включала пушечные контейнеры УПК-23–250 как и на МиГ-23БН, а также СППУ-22 с подвижным блоком стволов. Значительным шагом вперед по наращиванию огневой мощи самолета стала замена встроенной пушки ГШ-23Л на ГШ-6–30 с вращающимся блоком из семи стволов на базе корабельного автомата АО-18. Она не вписывалась в обводы фюзеляжа, и ее установили прямо в потоке ближе к центру нижней части фюзеляжа.

К 1974 году облик ударного самолета удовлетворил требованиям советских ВВС, и его приняли на вооружение. Выпуск поручили иркутскому авиазаводу. Серийные самолеты ждали в частях, но их приемке и эксплуатации мешали ненадежно работающие ПРНК. По инициативе директора авиазавода в Иркутске Максимовского создали штаб и разработали стратегию действий по выходу из сложившейся ситуации. Решением Министерства авиационной промышленности в Иркутск на три месяца командировались почти 200 специалистов высокой квалификации с Комсомольска-на-Амуре, Смоленска и Новосибирска. Приходилось нарушать действующий на предприятии режим работы, удлиняя смены. Ввели специальную премиальную систему, отличившимся работникам раздавали телевизоры, холодильники и мотоциклы. Так иркутский завод работал с сентября по декабрь 1975 года. План в 160 самолетов выполнили. Ветеранам предприятия то время памятно по трем буквам – БАМ, представляющим сокращение словосочетания «Большой Аврал Максимовского».

ВЫСОКОТОЧНАЯ КАЙРА

За счет продвинутой бортовой аппаратуры и мощных средств поражения, особенно управляемых, МиГ-27К считался лучшим истребителем-бомбардировщиком мира круглосуточного применения. Первый полет – 30 декабря 1974 года (как МиГ-23БК, самолет 32–26), принят на вооружение в 1975 году. Машина выпускалась в Иркутске с 1976 года, всего построено около 200. Благодаря МиГ-27К ИАЗ получил славу завода-производителя самых совершенных ударных самолетов фронтовой авиации Советского Союза.

Комплекс ПрНК-23К с БЦВМ «Орбита-20–23К» имел дополнительные режимы, включая следующие. ПМС – прицеливание маневром самолета. ПКС – программно корректированное слежение за целью. АКС – автоматически корректируемое слежение. Их разработка велась с участием ГосНИИАС; большую работу провела ленинградская «Электроавтоматика». Точность бомбометания (КВО) улучшилась с 300 м до нескольких метров, то есть фактически система обеспечивала прямое попадание в цель.

С лучшей стороны от других модификаций МиГ-27К также выделялся и лазерной телевизионно-оптической системой «Кайра». Оснащенная лазерным и телевизионным каналами, она дала самолету возможность применения как лазерных, так и телевизионно-оптических бомб и ракет. Увеличение дальности обнаружения целей по телевизионному каналу в условиях дымки, тумана обеспечивалось системой подчеркивания контраста. Отмечался широкий диапазон углов, до 140 градусов. Оптическая головка лазерного прицела-дальномера могла вращаться по азимуту и углу места (40, 130 градусов), обеспечивая сопровождение цели при маневрах самолета. По данным бортовой ЭВМ луч удерживался на цели. Визуальное сопровождение осуществлялось при помощи стабилизированной телекамеры, у летчика в кабине – телевизионный индикатор прямой видимости.

Благодаря продвинутому прицельно-навигационному комплексу МиГ-27К мог применять мощные и весьма продвинутые даже по современным меркам средства поражения, какими являются корректируемые авиационные бомбы КАБ500Л и, с кассетной боевой частью, КАБ500КЛ. Они наводятся на отраженный от цели лазерный луч. Помимо ракеты Х-25Л, входившей в состав вооружения менее сложных вариантов, МиГ-27К применял еще и Х-29Л, предназначенную для уничтожения особо прочных целей. Для увеличения угла подхода к цели она могла делать «горку», что повышало эффективность боевой части. Другие варианты управляемых бомб и ракет комплектовались телевизионной корреляционной головкой самонаведения, способной захватить цель типа «самолет на стоянке» на удалении 15–17 км. КАБ-500КР отличала бронебойная БЧ, КАБ500Д – объемно-детонирующая.

Шансы истребителя-бомбардировщика на выживаемость при встрече с вражескими истребителями увеличивали ракеты Р-60 (Р-60М) класса «воздух–воздух», пришедшие на смену Р-3С. По сравнению с МиГ-23БН, эффективность МиГ-27К выше в 2–2,5 раза, при этом уровень потерь ниже в 1,5–3 раза. Построенные ранее МиГ-27 достигали уровня «К» путем установки системы «Кайра» в носовую часть фюзеляжа и телевизионного индикатора ИТ-23М в кабину летчика. Модернизацию прошли 500 машин (почти все в войсках).

Благодаря продукции с маркой «МиГ» авиазавод в Иркутске вошел в «элитный клуб» предприятий отечественного военно-промышленного комплекса. Его членство подтвердил в апреле 1978 года факт посещения предприятия генеральным секретарем ЦК КПСС. Леонид Ильич Брежнев почти целый день 2 апреля провел на заводе, осматривая цеха и беседуя с рабочими.

ВАРИАНТ ПОДЕШЕВЛЕ

При всей эффективности корректируемых боеприпасов основными средствами ведения воздушной войны были и пока остаются неуправляемые бомбы и снаряды. Они просты и дешевы, а точность попадания в цель в реальной обстановке боя во многом определяется мастерством летчика и возможностями БРЭО его самолета. Арсенал ударных МиГов включает мощные НАР С-24 и С-24Б калибра 240 мм, С-25 калибра 340 или 420 мм, а также блоки с ракетами 55 и 80 мм (Б-8 с 20-ю зарядами). При вылете на поражение наземных целей варианты «просто и сердито» – восемь авиабомб калибра 500 кг, до девяти калибром 250 кг или 18 «соток».

Роль сравнительно простого и дешевого истребителя-бомбардировщика советских ВВС выполнял МиГ-27М (самолет 32–29), созданный в 1976 году. Навигационная система КН-23 с доплеровской РЛС была способна фиксировать координаты трех пункта поворота маршрута (ППМ) и четырех аэродромов, куда можно идти на посадку после выполнения боевой задачи. Прицельно-навигационный комплекс позволял выполнять навигационное бомбометание ночью или за облаками. Для применения высокоточных боеприпасов машина оснащалась лазерной системой «Фон» или «Клен». МиГ-27М выпускали на заводе в Улан-Удэ в течение 1978–1983 годов. Собрали полторы сотни экземпляров с использованием деталей планера, изготовленных по кооперации в Иркутске.

Произведенные ранее МиГ-27 в количестве около 300 дорабатывались в вариант МиГ-27Д (самолет 32–27) с более совершенной, чем «Фон», лазерной системой «Клен». Она отличалась возможностью управлять лучом в двух плоскостях вместо одной, с большим диапазоном углов.

Программа самолетов с крылом изменяемой геометрии оставила глубокий след в истории ОКБ имени Микояна и Гуревича. Кроме прочего это выражается еще и тем, что МиГи впервые освоили новую для себя «профессию». Из 6 тыс. собранных самолетов семейства МиГ-23 более 1300 были выпущены в вариантах истребителя-бомбардировщика. 


Читайте также


Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2820
В смирненькие уже не гожусь

В смирненькие уже не гожусь

Вячеслав Огрызко

Исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

0
1702
На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
1356
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
3182

Другие новости