0
1398
Газета Арт Интернет-версия

05.10.2000 00:00:00

Сумасшедшие классики

Тэги: Ташен, дизайн, архитектура


Decorative Art - 1950-s / 1960-s / 1970-s. A sourcebook, ed. By Charlotte & Peter Fiell. - Koln: Taschen Verlag, 2000.

Конец XIX века, 1893 год: новые веяния в европейском дизайне и первый номер журнала "Studio Magazine", на страницах которого эти веяния, собственно говоря, и стали впервые обсуждаться профессиональными художниками и критиками. В 1906 году ставший уже престижным журнал издает первый выпуск ежегодника "Декоративное искусство" ("Decorative Art"). В 1980-м - последний. На протяжении 75 лет выпуски "Декоративного искусства" служили - помимо источника информации о новейших достижениях в архитектуре, интерьере и бытовом дизайне - настоящим источником вдохновения для прикладных художников. Издательство "Taschen" предприняло переиздание избранных материалов из этих знаменитых ежегодников, разбив их по десятилетиям и по отдельным дисциплинам. Перед нами открывается уникальная возможность проследить эволюцию стилей и направлений дизайна на протяжении почти целого столетия. Данные три репринта посвящены декоративному искусству трех десятилетий: 70, 60 и 50-м годам. Эта эпоха отмечена чрезвычайно быстрой сменой техник и концепций, предлагавшихся различными школами и движениями, часто оппозиционными друг другу. Так если предыдущие десятилетия отличались неким спокойным "практицизмом" и исключительно утилитарным вектором в области дизайнерских разработок, то для послевоенного дизайна экспериментальный пафос начинает возрастать по экспоненте. Многие из дизайнерских проектов этого времени, например, вряд ли можно назвать "практическими". Скорее, это экспедиции художников в область невозможного и эксцентричного, но претендующего на то, чтобы так или иначе влиять на наше жизненное окружение. Из значимых тенденций можно отметить повышенный интерес дизайнеров, с одной стороны, к "природным материалам", обладающим некой естественной - "непривнесенной" - функциональностью, с другой - попытка довести до логического предела эстетику индустриальных артефактов. Интересно, что как в первом, так и во втором случае собственно "человеческое" в дизайне выносится за скобки: человек не "прилаживает", но "прилаживается" к предложенному ему состоянию вещей. Это и есть, наверное, в самом обобщенном виде "дизайнерское кредо" послевоенной эпохи.

Вышеуказанные тенденции в полной мере развились в 70-х: Луиджи Колани, Афра и Тобиа Скарпа, Этторе Соттсас и Ачиле Касильони - демиурги этого десятилетия, именно их творчество и представлено больше всего в ташеновском репринте "Декоративного искусства 70-х". Впрочем, не будем обижать и Кишо Курокаву, и Нормана Фостера, и Рихарда Майера, и, конечно же, Тео Кросби.

Движемся по нисходящей: 60-е. Именно в это десятилетие рождается то, без чего немыслим современный дизайн, - понятие "актуального жизненного стиля" как такового и отличающегося от старорежимного "way of life" прежде всего своей релятивной, предельно индивидуалистской установкой. 60-е отмечены все возрастающим соперничеством между индустриальным и авторским дизайном, "hand made" идеологией, вернувшей понятию "мануфактура" его изначальное значение (буквально - "сделанное руками"). Прибавьте сюда нашествие поп-арта и этнических артефактов, световой дизайн, игру с "синтетикой" и заново переосмысленный индустризм. Наконец - ирония, ирония, и еще раз ирония... Пожалуй, именно 60-е дали пример дизайна как некоего отстраненного во времени и в стиле высказывания. Имена: Пасмор, Пантон, Сафди, Паолоцци, ранний Соттсас.

50-е: рождение общества консумеризма с его тотальным оптимизмом и вызывающей непрактичностью, маскирующейся в формах "бытового комфорта" и в социально престижных жизненных технологиях. Дизайн перестает быть ответом на жизнь, а человеческая жизнь, в свою очередь, становится ответом на дизайн. "Жизнь равна дизайну" - вот формула дизайнерской революции 50-х. Из интересных наблюдений: новые дизайнерские технологии, получившие распространение в то время, пришли из предыдущего десятилетия и представляли собой своеобразную конверсию военных технологий. В оформительский обиход, например, вторгаются новые, доселе невиданные материалы - сложные пластики, фибростекло, синтетический латекс. Прибавим к этому невиданный строительный бум, охвативший обе стороны Атлантики: новые жилые зоны, возникшие в пригородах больших городов, становятся отличным рынком сбыта для самых что ни на есть экстраординарных идей. Интересно, что европейские дизайнеры, несмотря на более скромные показатели экономического роста, шли в своих разработках на больший риск, чем их американские коллеги, на европейском фоне выглядевшие скорее как романтики, чем авангардисты. Самые яркие из них также представлены в ташеновском репринте "Декоративного искусства 50-х": Джордж Нельсон, Чарльз Имс, Ханс Уэгнер и Джио Понти. Когда-то - сумасшедшие. Теперь - классики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1448
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3744
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2104
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2377

Другие новости