0
1301
Газета Арт Интернет-версия

25.01.2001 00:00:00

Не только Жан Жене

Тэги: театр, Жене


Жан Жене. Строгий надзор / Сост. Сергей Исаев; пер. с фр.: С.Исаев, С.Макуренкова, Е.Наумова, А.Наумов; предисл. С.Исаева; послесл. Е.Гальцова. - М.: "ГИТИС", 2000, 476 с.

ПЬЕСЫ Жана Жене вновь не поставят в России, так же как его предшественника Клоделя и его младшего современника Кольтеса, так же как Пазолини и Томаса Бернхарда. Как будто на новом витке истории мы снова выпали из европейского контекста, который вот-вот готов был на нас "обрушиться". Культура - это контекст. Плох он или хорош, его нельзя избежать, либо его можно привить себе, как вирус, либо сгореть от неведомой болезни, имя которой - клаустрофобия. Вне контекста расширяется зона нечувствительности к тем сюжетам и мифам, которые разворачивались на французском, итальянском или немецком языках в ХХ столетии. И чем больше эта зона, тем труднее нам будет потом заштопать прорехи.

В конце 80-х казалось, что русский театр начал просыпаться от многолетней летаргии. Но сегодня - мы по-прежнему русские, хотя это ничего не объясняет. Мы продолжаем питаться только собственными мифами: у нас от ума - только горе, деньги - бешеные, на всякого мудреца - довольно простоты, а коту - не все масленица. Усилия плеяды театрального объединения "Творческие мастерские", как и всей режиссерской генерации конца 80-х годов, ничего не изменили: спектакли по пьесам Клоделя, Пинтера (Владимира Космачевского-младшего, Владимира Мирзоева и Клима) прошли легкой тенью. Книга Жене из серии "Открытое пространство" появилась не ко времени: из западных текстов интерес новой генерации режиссеров вызывает разве что британская "документальная", "роялкортовская" драма поколения техно.

Среди тех, кто латает прорехи нашей редуцированной, внеконтекстуальной культуры, был Сергей Исаев - ректор ГИТИСа, профессор, философ, культуролог, театровед. Книга, собравшая шесть пьес Жене ("Служанки", "Она", "Строгий надзор", "Балкон", "Негры", "Ширмы"; из них четыре последние впервые публикуются на русском языке), так и не успела выйти при его жизни. Смерть стала не только темой философской рефлексии Сергея Исаева, но и последним сюжетным ходом в драме его жизни. Да простит нам читатель эту театральную напыщенность - она вполне в духе самого Жене, о котором самозабвенно и шокирующе интимно рассуждает Сергей Исаев в своем эссе под названием "Нежный", что предваряет сборник: "Для Бога нет времени, Он-то сам пребывает в вечности, то есть одновременно видит все, что случилось, случалось и еще случится. Значит, он видит и меня, мое бедное тело, уже лежащее в гробу, уже существующее как похищенная смертью падаль, уже текущее, растворяющееся в природу, уже страшное".

Жан Жене скончался в Париже в 1986 году. Сергей Исаев был убит на своей подмосковной даче в последнее лето ушедшего века. В этой смерти горестно и символически отразилась судьба целого поколения, которое пришло в русский театр в середине 80-х годов. Свобода воображения и игра ассоциаций, интеллектуальная власть постмодернизма, связь театрального и художественного андеграунда России с европейским опытом, страсть к сновидческому, эстетскому повествованию, сложному умножению реальности - Сергей Исаев был частью и инспиратором этой диковинной тенденции русского театра, так быстро им утраченной.

Сегодня Жан Жене вновь не в моде. Не в моде аристократический язык его пьес, таких варварских в сюжете и мистериальных в интенции. Мир воров, проституток и сюрреалистических грез, в которых существуют Уста покойного сына и мать, танцующая вокруг Них танец дервишей; мрачные мистерии публичных домов и беззаконных таинственных культов; Африка, увезенная прочь, дрейфующий континент, отступающий в прошлое; Испания с ее Франко и революцией; вечно опасный для французов Алжир; проститутка, сравнивающая свои экстазы с экстазами святой Терезы. Мы не чувствительны к этим знакам чужой культуры.

Но разве отечественная "широкая публика" в последнее время не познакомилась с чувством, что "жизнь еще фальшивей, чем любая иллюзия" (пьеса "Балкон"), разве последние избирательные кампании и все, что за ними последовало, не обнаружили перед ней циничные механизмы "демократии", разве то, что мы с такой легкостью были готовы принять за свободу, не открыло даже перед самыми неискушенными свое пародийное содержание. Разве сам язык не предстал в своем "предательском" облике как инструмент манипуляций, бесконечных переодеваний, травестий?

И все же Жене опоздал появиться в России. Ибо его театр содержит в себе ЯЗЫК, разоблачительный и патетический, нежный и обнаженный язык тайных признаний и высокой поэзии, карнавальных снижений и барочных экзальтаций, язык, полный опасных наваждений и неясных обрывов. Персонажи Жене путаются в своих многочисленных масках и удвоениях, мир их бытия слишком опасен и текуч. Но он таинственно удержан над пропастью развоплощения мгновениями высокого напряжения, ритуала, церемонии, где он встречается наконец с самим собой.

В этом страстном и мистическом языке Жене отменяет власть мира над человеком. Ибо, присваивая себе навязанные миром церемонии, персонажи Жене вносят в них свои подлинные страсть, ужас и смирение. Жене возвратил французскому языку и театру дух высокой мистерии, несмотря на всех своих убийц, проституток и воров. "Как волк, бесчестно обогнавший Красную Шапочку, мы выбираем короткую дорожку экстаза и страсти - это и есть тот внезапный разъем, дыра или трещина, которую пробивает в нас свет" (Сергей Исаев, "Нежный").

Только за эту короткую дорожку надо дорого платить. Такую цену не сможет дать сегодня обедневший русский театр, внезапно полюбивший немудреную простоту, несложные эстетические задания и разучившийся играть до полной гибели, всерьез.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2211
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4968
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2729
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3142

Другие новости