0
854
Газета Арт Интернет-версия

25.01.2001 00:00:00

Ключевые слова для Мариинки

Тэги: театр, балет, Петипа


Вадим Гаевский. Дом Петипа. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000, 432 с., 72 л. илл.

ДЛЯ ВНУШИТЕЛЬНОГО и элегантно оформленного труда Вадима Гаевского "Дом Петипа" ключевые сигнальные слова складываются и вырисовываются сами собой. Это судьба и полет. Судьба не только Мариинского театра на Крюковом канале Санкт-Петербурга, но и судьба самого балетного искусства, искусства вообще, судьба людей, балерин и танцовщиков, их побед и неудач, судьба пророчеств, услышанных и не услышанных с театральной сцены, - и в итоге - судьба наша общая в XIX и ХХ веках, судьба мира, чаще всего погруженного в хаос, но во все времена пребывавшего в гармонии, несмотря ни на что. А полет - это и вполне реальный (к восторгу публики) полет над планшетом сцены артиста балета - у Гаевского чаще артистки, балерины; и полет как вызов все той же судьбе, полет не только и не столько тела, но души, полет над временем и пространством.

Поразительно, что из описания балетных спектаклей, сказочных, фантастических, наивных и неправдоподобных, из анализа всех этих арабесков и аттитюдов возникают образы не только завораживающе прекрасные, но вполне жизненные, рождаются мотивы и коллизии людского существования, являет себя смысл человеческого бытия. Искусство и жизнь торжествуют на страницах этой книги, не противореча друг другу.

Книга Гаевского содержит и загадки, какие-то из них разгаданы, а какие-то не разгаданы намеренно. Автор умеет говорить с читателем, умеет его интриговать и пленять - развернутыми и увлекательными описаниями, неожиданными метафорами, афоризмами и формулами, столь отточенными, что за ними маячит высокомерие, которое сразу же отменяется интонацией очень личной и тревожной. Первое впечатление, что о балете здесь рассказано все, написано исчерпывающе и с душой, подробно и прочувствованно. Хотя название вроде бы ориентирует на тематическую локальность, казалось бы, устанавливает рамки исследования, но нет: рамки ломаются с первых же страниц, круг имен расширяется, география тоже - от Санкт-Петербурга до Нью-Йорка и Парижа, от Крюкова канала до Сены и дальше...

Конечно, это разговор "о доме и вокруг", потому что о том, что вокруг, Гаевский пишет и непосредственно в связи с Домом Петипа, и руководствуясь ассоциациями очень далекими, а еще - своими обширными зрительскими впечатлениями и опытом историка-искусствоведа и обращаясь к собственной биографии. Недаром книга посвящена памяти Матвея Иофьева, товарища автора в далекие институтские, "гитисовские" годы, и несколько лет спустя, когда начинали заниматься профессией и в ней преуспели, что уже неоспоримо. Короткий фрагмент о погибшем в авиакатастрофе товарище написан сдержанно и проникновенно.

Это определение "проникновенно" приходится повторить, вспоминая и оценивая те разделы книги, где речь идет о женщинах-балеринах, о тех, кто танцевал главные партии в "Жизели" и "Баядерке", в "Лебедином озере" и "Спящей красавице". О женской жертвенности и победительности, о страсти и страдании, неутомимости, красоте, силе и слабости, драмах преодоления себя и неизъяснимой радости отказа от себя во имя другого написано поэтично и с сочувствием, патетично и утонченно. Особенно, когда речь идет о перипетиях с балетом "Жизель" и его героиней и о Никии - героине "Баядерки", и в исполнении Анны Павловой, и Марины Семеновой, и современной балерины Ульяны Лопаткиной. Автор книги, конечно же, знаток искусства, театровед самой высокой пробы, но еще и рыцарь-романтик, упоенный, восхищенный, он увлечен "метафизикой женской души" - потому-то с осуждающей иронией написано о феминизме Пины Бауш. Феминизм отвергает мифологему "прекрасной дамы", а для автора "Дома Петипа" этот миф в основе почти каждого балета, миф - балетная ткань и суть.

В творчестве балетмейстеров - героев книги, прежде всего самого Петипа, а еще Лопухова и Баланчина, наконец-то нашел разрешение давний спор между классиками и романтиками, не дававший покоя многим и многим в течение столетий. Классика не позволяет романтикам дьявольских игр, оберегает от бездны, а романтизм уводит классиков от догмы и холода рационализма, одухотворяет порядок и школу, заставляет услышать "зов неба" - именно так названа одна из глав книги. В названиях глав автор подтверждает все свои достоинства - эти заголовки емки и метафоричны, к примеру - "Озеро слез" - эпопея балета Чайковского "Лебединое озеро" на подмостках Мариинки.

В главе об актерах, покинувших "Дом Петипа" и нашедших себя вдали от Санкт-Петербурга, запоминается афористичная фраза: "Тем, кто верит в себя, покровительствуют боги". Книга написана не только с верой в искусство балета, но и в себя как летописца балетных, и не только балетных, судеб. &


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1526
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3927
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2182
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2459

Другие новости