0
1727
Газета Арт Интернет-версия

28.03.2001 00:00:00

Старые мифы о главном, или

Тэги: Романовы, Венценосная, Семья, фильм


"Романовы: Венценосная Семья". Россия, Киностудия "ВЕРА", 2001.

Режиссер: Глеб Панфилов. Сценарий: Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Иван Панфилов. В ролях: Александр Галибин, Линда Бэллингхем, Владимир Грачев, Юлия Новикова, Ксения Качалина.

Жил на свете один человек. Звали его Николай Александрович. Были у него жена Александра Федоровна, четверо дочек и один сын, Алексей. Детки у Николая Александровича были очень воспитанные и послушные, хотя иногда и любили подтрунивать над своей мамой, которая не очень хорошо говорила по-русски, потому что была по происхождению полуангличанка-полунемка.

Николай Александрович просто обожал свое семейство, всюду возил с собой фотографии жены и детей и, едва выдавалась свободная минутка (например, в сортире), их разглядывал. Иногда, правда, фотографии перемешивались, и, бывало, из карманов у Николая Александровича вываливались портреты совершенно посторонних тетенек. Александра Федоровна тогда начинала дуться, но Николаю Александровичу обычно удавалось ее уболтать.

Был он человеком мягким, совсем не честолюбивым. Любил рыбалку и еще любил песни попеть - особенно нравилась ему одна, про ямщика, который в степи замерзает. Иногда ему ужасно не хотелось заниматься делами, и тогда его любящая, но строгая супруга говорила ему: "Ты должен, пупсик, ты должен!" Николай Александрович всегда слушался жены.

Александра Федоровна, натура тонкая и впечатлительная, часто видела дурные сны. Разбуженный ее ночными воплями, Николай Александрович лишь вздыхал кротко: "Етить твою мать!" - но, поскольку был истинно православным человеком, тут же благочестиво крестился со словами: "Господи, помилуй".

С подчиненными Николай Александрович был учтив и любезен, общался с ними запросто, без чинов - сажал с собой за один стол, поил чайком и распевал с ними романсы. В доме вообще очень любили музыку. Брат Николая Александровича, Михаил Александрович, даже сам ее сочинял, уединившись в своей армейской палатке - как и все мужчины в семействе, дядя Миша был военным.

И так бы, день за днем, и продолжались эти невинные семейные радости - вот только не повезло Николаю Александровичу Романову с профессией. Дело в том, что по роду своих занятий был он Православным Самодержавным Государем на Святой Руси (как там у Булгакова┘ - "Очень приятно. Царь"). Работа, что и говорить, непростая. Нервная очень.

Ни с того, ни с сего начались в Петербурге какие-то беспорядки, всякие темные личности стали бомбами кидаться, и пошла заваруха. Не успел Николай Александрович отлучиться на минуточку в Ставку, как вконец распоясавшиеся холопы (Керенский и прочие) быстренько сообразили, что все можно на царя списать. Августейшее семейство арестовали, императора отречься от престола заставили. Дальше - больше. В общем, все кончилось плохо┘

И впрямь - несчастным можно только посочувствовать. Жили себе, никого не трогали, наслаждались семейным счастьем в красивых интерьерах (уж о чем позаботились на совесть создатели фильма, так это об интерьерах: так, художник Анатолий Панфилов столь точно построил декорации царских покоев, что дирекция музея "Царское Село" даже разрешила ему воссоздать парадный кабинет Николая II в Александровском дворце).

Одним словом, "Богатые тоже плачут" - но на сей раз в стиле "а-ля рюс". Глеб Панфилов сумел вырастить на российской почве любопытный гибрид, привив к могучему древу латиноамериканской мыльной оперы благородную ветвь джейн-остиновских романов с их непременным набором персонажей - мягкий интеллигентный отец, куча незамужних дочек, слегка смахивающая на классную даму маменька┘ Плюс комические семейные сценки с закадровой музыкой в духе чарли-чаплиновских фильмов.

Неудивительно поэтому, что на роль царицы (или, как написали бы на официальном сайте нового панфиловского фильма, Царицы) позвали Линду Беллингхем, известную в Англии по своим работам в мелодраматических телесериалах. Выбор, безусловно, оправдан всем замыслом. А замысел очень простой - вызвать у зрителя сердечное умиление.

Цели своей фильм, снабженный обширным арсеналом слезовыжимательных приемов, достигает без особого труда. А вы бы чего хотели, если что ни кадр, то объятья, поцелуи, нежные слова, "я люблю тебя", "я тебя тоже"? И зачем беспокоиться о каких-то там исторических процессах, суета это все┘ Уже в Тобольске Николай как-то раз робко спрашивает у сына: "Как ты думаешь, я был хорошим царем?" Не правда ли, какой детский, трогательный вопрос? И, конечно же, уста младенца Алексея вместо того, чтобы глаголить печальную историческую истину, лишь наивно лепечут в ответ (по сто двадцать пятому разу): "Я очень люблю тебя, папа!"

Даже некоторые из злодеев не могут устоять перед беззащитным обаянием благородного семейства - думцы, Керенский, комиссар Яковлев, грубый пролетарий Дорофеев (настоящий отморозок с коммунальной кухни - вот его образ получился достовернее некуда; это вмиг оценит всякий, знакомый с советским бытом) теряются и отводят глаза.

Но тучи сгущаются. В мрачном закулисье российской истории трое бесов - Ленин, Троцкий и Свердлов (Филлипенко, Кухарешин и Козаков-мл. - несомненно, поделившие бы между собой "Оскара" в номинации "Лучший актер второго плана") - принимают решение погубить царскую семью┘

Стоп. Пора наконец очнуться, стряхнуть с себя сладкое наваждение, выйти из грота Венеры на просторы истории. Кто эти люди, какую жизнь они прожили, что за кадром? Что это за человек с милыми, доверчивыми глазами Александра Галибина, в чем смысл его гибели?

А за кадром - те самые исторические процессы, от которых в фильме остались лишь интерьеры да костюмы. За кадром - историческая личность в историческом же контексте неукротимо нараставшего противостояния власти и общества. Личность царя, столь уверенного в незыблемых основах абсолютного самодержавия, что на вопрос о роде занятий (по общеимперской переписи населения) он, не задумываясь, ответил: "Хозяин земли русской". Хозяину нет дела до общественного мнения, он предпочитает его попросту не замечать. Мнения нет - есть "бессмысленные мечтания" (заявление при восшествии на престол). Коротко и ясно.

Границы фантастического мира, внутри которого существует помазанник Божий, мистическими узами связанный с народом-богоносцем, твердо были очерчены Николаем и Александрой. Ничего удивительного, что на революцию 1905 года императрица отреагировала записью в дневнике: "Одна капля царской крови стоит дороже, нежели миллионы трупов холопов". Какая знакомая логика┘

В фантастическом мире все планы фантастичны - покорить Персию и Константинополь, захватить всю Азию, надрать уши "макакам"-японцам (вот и готова "маленькая победоносная война"). В этом мире можно запросто игнорировать Ходынку и Кровавое воскресенье, земство и крестьянство. Можно быть яростным антисемитом и националистом. Можно покровительствовать черносотенцам, повергая в шок даже консервативные круги. Можно погружаться в вульгарный мистицизм, заниматься столоверчением, окружать себя авантюристами-магами. Можно упорно компрометировать власть в своем лице отношениями с Распутиным. И называть это все - "мое личное дело".

Оказывается - и в самом деле можно. Потому что инерция мифологического сознания, как доказывает фильм Глеба Панфилова, очень сильна, она все спишет. Царь-батюшка, отец родной, такой простой, уютный, свой, такой народный - очень мощная мифологема, в неприкосновенности (только в другом обличье) сохранившаяся и в советские времена. Режиссера интересует именно этот - идеальный, мистический, если угодно, почвеннический аспект. В сиянии вневременных ценностей тонет все преходящее.

Тогда становится понятна тональность фильма и слова Панфилова о том, что он хотел показать, "как это было на самом деле". На самом деле была Венценосная Семья, русский аналог Святому Семейству (подпись к одной из фотографий на сайте - "Дух Святой витал над Семейством"). Не стоит особенно ломать себе голову над богословскими тонкостями, над тем, с какого боку тут христианство и почему же все-таки царь угодил в святые. Николай II и его семейство (пардон - конечно же, Его Семейство) - наши, нутряные, русские народные святые просто по определению. По праву рождения. И довольно об этом.

Любопытный факт: Глеб Панфилов начал писать сценарий "Венценосной Семьи" примерно в те же годы, когда велись съемки другой его киноэпопеи - фильма "Мать". Никакого парадокса здесь нет. Обе картины - масштабные житийные полотна с непременным мученичеством в конце; а житийная схема в России была актуальна во все времена. Опять же - запросы мифологического сознания.

Интересная особенность большинства житий заключается именно в этом красочном живописании мук, как правило, сильно отвлекающем внимание от смысла и оправданности самого подвига. По этому принципу выстроены, например, почти всем нам известные с детства жития пионеров-героев. Декорации сменились, пионеры задвинуты, на смену им пришли царевичи-герои. Схема работает по-прежнему безотказно┘

Пафос фильма ясен, вот только с мыльным привкусом сериала авторы малость переборщили. Уж больно незатейливые получились персонажи, не державные венценосцы, а добропорядочные буржуа, невинные до глупости. Так и тянет Хармса вспомнить: "Хорошие люди и не умеют поставить себя на твердую ногу".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
204
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
196
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1816
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1362

Другие новости