0
1211
Газета Арт Интернет-версия

06.09.2006 00:00:00

Бог из кинопроектора

Ольга Никитина

Об авторе: Ольга Никитина - историк, сценарист.

Тэги: кеслевский, бог, кино


В этом году исполнилось десять лет со дня смерти польского режиссера Кшиштофа Кеслевского, мастера современного европейского интеллектуального кино. Среди его многочисленных работ есть и такие, центром которых являются размышления о запредельном, о Боге. Кеслевский, будучи верующим человеком, в то же время не принадлежал к какой-то конкретной религии или христианской конфессии.

Кшиштоф Кеслевский родился 27 июня 1941 г. в Варшаве, в семье инженера-строителя, его мать была служащей. В 1969 г. он окончил режиссерское отделение Государственной киношколы в Лодзи, в которой снял свои первые короткометражные ленты: «Учреждение», «Трамвай», «Концерт по заявкам» и др. За ними последовала серия документальных картин, посвященных острой социальной проблематике: «Из города Лодзи» (1969), «Я был солдатом» (1970), «Фабрика» (1970). В своей магистерской работе он писал: «Можно себе представить, что жизнь каждого человека – это фабула. Для чего нужно придумывать действие, если оно уже существует в жизни? Его нужно просто запечатлеть».

Однако уже в конце 1970 – начале 1980-х гг. в его творчестве происходит перелом, наступает новая эра. Режиссер определяет для себя новые приоритеты: одним из основных мотивов его творчества становится размышление о Боге.

Вышедший на экраны в 1988 г. фильм «Декалог» («Десять заповедей») – один из наиболее ярких тому примеров. Это был сериал, снятый специально для польского телевидения, но получивший известность во всем мире. «Декалог» – своего рода реакция на моральный упадок и растерянность польского общества после отмены военного положения в стране (это произошло в 1983 г. – «НГ»). В фильме десять серий в соответствии с десятью заповедями Моисея.

Именно в его первой серии «Не сотвори себе кумира» звучит вопрос, который станет одним из определяющих для всего творчества Кеслевского: «Кто это – Бог?» Этот вопрос в первой серии задает десятилетний Павел, некий проводник между горним и дольним. Отец Павла – инженер, он знает ответы на все вопросы сына, кроме главного – кто такой Бог.

Вообще в фильмах Кеслевского много «образов» богов, его персонажи буквально окружены ими. Богами становятся как предметы, так и люди. В фильме «Красный» (1996), последней части известной трилогии «Три цвета» (и последнем фильме самого режиссера), Бог появляется на сцене как судья на пенсии. Он шпионит за соседями, подслушивая и записывая телефонные разговоры. Бог-судья – образ, вообще характерный для западной христианской традиции. Однако христианский Бог – прежде всего Бог любящий, тогда как в фильме «Красное» он скорее мизантроп, окончательно разочарованный в человечестве.

Во время работы над картиной режиссер объяснял Ирен Жакоб, исполнявшей роль главной героини фильма: «Я бы хотел, чтобы ты думала, что этот человек выносит божий приговор. Представь себе, что такое надежда. Это вера в чью-то доброту».

Однако Бог-судья в картине отнюдь не добр. Он не останавливает героиню, заведомо зная, что теплоход, на котором она отправится в путешествие, потерпит кораблекрушение. Катастрофа и спасение героини в конце фильма (наряду с героями первых двух частей трилогии) напоминает библейскую историю Ноева ковчега. Спасенными, как и в Ветхом Завете, оказываются лишь избранные, те, кто еще способен любить и верить...

В конце жизни Кеслевский совместно с Кшиштофом Песевичем написал сценарий к очередной трилогии о Боге – «Рай. Ад. Чистилище». Однако при его жизни ни одна из частей фильма не вышла на экраны. Лишь в 2002 году немецкий режиссер Том Тыквер снял «Рай», а совсем недавно, в 2005-м, Данис Танович предложил вниманию зрителей фильм «Ад».

Фильм Тыквера – это, пожалуй, последняя попытка Кеслевского сказать что-то о Боге. Главная героиня картины берет на себя «право Бога» наказывать людей за грехи, чтобы восстановить справедливость. Она решает, что вправе отомстить торговцу наркотиками – убийце своего мужа-наркомана, и подбрасывает к нему в контору взрывное устройство. Однако по какой-то случайности от взрыва погибают четыре невинных человека. Видимо, в этом и есть задуманная режиссером справедливость. Вопросы наказания и справедливости – прерогатива не человека, а Бога...

Пожалуй, в своих фильмах польский режиссер все-таки нашел ответ на вопрос «Кто это – Бог?» Бог в его фильмах – грозный ветхозаветный Яхве, наказывающий человека за грехи. Сам Кеслевский говорил об этом: «Чаще всего я представляю себе Бога из Ветхого Завета, который беспощадно требует исполнения данных Им заповедей, необходимых человеку для того, чтобы выжить. Бог Ветхого Завета оставляет человеку много свободы и вместе с тем требует большой ответственности. Посмотри, как ты пользуешься этой свободой, а потом получи либо награду, либо наказание... Это образ Бога для таких людей, как я: слабых, ищущих, несведущих».

Но в то же время во всех своих картинах он не мог ограничиться лишь пессимистической констатацией того, «что есть», не оставив хотя бы малой надежды на торжество добра. В его картинах есть место и христианскому «Богу любви».

В первой серии «Декалога» Павел спрашивает у своей тети: «Кто это – Бог?», она, смутившись на мгновение, прижимает мальчика к себе и спрашивает: «Что ты чувствуешь?» – «Что ты меня любишь», – отвечает Павел, а в ответ слышит: «Именно в этом Он и есть». Подобным образом в «Красном» в конце фильма героине все же удается пробудить чувство любви и жалости к человечеству у судьи-мизантропа. В сценарии к фильму «Рай» герои спасаются из, казалось бы, безвыходной ситуации, взмывая в небо на вертолете все выше и выше над землей, в небо, в Рай.

В своих фильмах Кеслевский словно пытался сказать зрителю: у каждого из нас свой Бог, и каждый видит его по-своему. Он считал, что наша цель – не разобраться в том, кто или что это, а просто верить в то, что «это» есть.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1774
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4336
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2376
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2699

Другие новости