0
2215
Газета Арт Интернет-версия

18.04.2007 00:00:00

Вечные страсти: от Баха до Алфеева

Алла Благовещенская

Об авторе: Алла Федоровна Благовещенская - публицист.

Тэги: алексий ii, музыка, епископ


В конце марта в Большом зале Московской консерватории, а затем в главном концертном зале Рима Auditorium Conciliazione с успехом прошла премьера сочинения епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». На премьере в Москве присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и папский нунций в России архиепископ Антонио Меннини.

«Музыка епископа Илариона – это хорошая подготовка всех нас к спасительным дням Страстной седмицы», – сказал Святейший Патриарх Алексий II, обращаясь к слушателям в начале второго отделения концерта.

В основу сюжета «Страстей по Матфею» епископ Иларион положил 26-ю и 27-ю главы Евангелия от Матфея, в которых повествуется о страданиях и смерти Христа. Музыкальное произведение состоит из четырех частей: «Тайная вечеря», «Суд», «Распятие» и «Погребение». Его исполнил Большой симфонический оркестр и хор Государственной Третьяковской галереи под управлением дирижера Владимира Федосеева.

«Музыка и религия – одной природы. Эти сферы помогают человеку познать мир. И нам радостно, что епископ Иларион соединил их. Это титанический труд! Вызывает восхищение то, что владыка нашел в себе волю вернуться к музыке на серьезном уровне через 20 лет (!). Он создал качественное произведение от первого до последнего звука и продемонстрировал выдающуюся школу, которой славится Московская консерватория», – считает профессор Московской консерватории и декан композиторского факультета Александр Кобляков. Концепция «Страстей по Матфею» на тексты из православного богослужения Страстной седмицы появилась у епископа Илариона за рулем автомобиля, когда он ехал из Вены в Будапешт. Сначала он предполагал написать сочинение минут на сорок, но в итоге получилась развернутая композиция почти на два часа.

Епископ Иларион рассказывает, что две недели партитуру изучал его учитель композиции в Московской консерватории Владимир Борисович Довгань, который вынес свой «приговор». Затем партитуру просмотрел Владимир Федосеев, и вскоре начались репетиции.

Как известно, «Страсти по Матфею» есть у Баха, и епископ Иларион, называя свое произведение именно так, сознательно желал продемонстрировать связь своего сочинения с произведением немецкого композитора. В то же время это не стилизация «под Баха». В современной композиции «Страстей по Матфею» можно обнаружить то, чего нет у Баха: многовековой дух древнерусского церковного пения, который помогает слушателю почувствовать молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и осмыслить через века крестную смерть Богочеловека. В западной музыкальной традиции Страсти Христовы почти всегда подчеркнуто эмоциональны и иллюстративны. В православной же традиции отсутствует натурализм, «страдания остаются за кадром» – на первом плане Воскресение Христово! Это и есть то «золотое зерно», которое присутствует в музыке епископа Илариона.

Во время московской и римской премьеры «Страстей» внимание публики привлекли не только великолепные оркестр и хор, но и чтец-«евангелист» в исполнении протодиакона Виктора Шиловского. «В этой музыке есть сила, тонкость и красота. Федосеев великолепно руководил оркестром, хором и солистами. Если бы мой отец был здесь, он был бы так же глубоко потрясен исполнением «Страстей», как и я», – приводит слова Замиры Менухин-Бентал, дочери скрипача Йегуди Менухина и директора музыкальной школы его имени в Лондоне, издание «Татьянин день». А вот мнение Янины Чайковской, вдовы композитора Бориса Чайковского: «Эта музыка не может быть подвержена никакому музыкальному анализу! Это большая редкость, чтобы в наше время современный композитор написал такую духовную музыку, которая ведет в Церковь. Если после премьеры зал встал и долгое время аплодировал, значит, в наших людях есть духовность».

«Эта музыка становится своего рода мостом, связывающим столетия и культуры. Она затрагивает глубинные пласты памяти человека и помогает почувствовать себя истинным созданием Божьим», – считает член Союза композиторов России Антон Висков. «Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой и тональной музыке, которая восстанавливает утраченную связь между людьми, – заявил Интерфаксу декан композиторского отделения Московской консерватории Александр Кобляков. – Но у нас, композиторов-профессионалов (не в упрек будет сказано владыке Илариону), восприятие музыки иное, чем у публики. У нас уже «испорченные уши»! Хотелось бы услышать больше многомерности, смелости и коллизий. Демократизм языка владыки Илариона, наверное, продиктован желанием наибольшей коммуникации с залом. Но Бах никогда не шел на компромисс со слушателями. Он создавал сложные формы музыки, наполненные далеко не простой полифонией. Баховские «Страсти по Матфею» начинаются с конца сюжета, то есть с шествия Христа на Голгофу, и только потом рассказывается вся предыстория. Такой вот смелый, новаторский прием использовал Бах. А ведь он написал «Страсти по Матфею» более 300 лет тому назад! Несмотря на мои замечания, я поздравляю владыку Илариона с победой. Впечатление после премьеры осталось праздничное».

Мировая премьера «Страстей по Матфею» в Москве и Риме – это знаковое событие. Епископ Иларион воздвиг «культурно-просветительский мост» для цивилизованного диалога стран христианского Запада и Востока. В традиционную форму западных passiones он вложил православное литургическое наполнение и показал, что это может быть красиво и логично. Впервые в XXI веке православный архиерей и «прекрасный коммуникатор» между Россией и Европой показал удобный путь к сближению культур.

«Современный мир ставит перед христианами новые вызовы, отвечать на которые надо сообща, через сближение, а не через отдаление друг от друга. Епископ Иларион выражает чувства, которые близки всем: не только верующим, но и всем тем, кто интересуется нашей страной», – сказал накануне премьеры «Страстей по Матфею» в Риме архиепископ Корсунский Иннокентий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2030
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4713
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2961

Другие новости