0
1580
Газета Арт Интернет-версия

19.11.2008 00:00:00

Что такое мусульманское кино?

Валерий Емельянов

Об авторе: Валерий Емельянов, Казань - Москва

Тэги: казань, фестиваль, ислам


казань, фестиваль, ислам

«Ну не знаю я, что это такое – мусульманское кино», – развел руками режиссер Станислав Говорухин на одной из пресс-конференций в рамках III Международного кинофестиваля мусульманского кино «Золотой минбар», проходившего в прошлом году. А с 16 по 22 октября нынешнего года в Казани прошел уже IV фестиваль. Однозначного определения этому явлению культурной жизни пока не найдено, однако проект, судя по всему, будет иметь продолжение. Вопрос в том, какую роль в нем будет играть мусульманская религиозная составляющая.

Возникший в 2005 году фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар» был приурочен к 1000-летнему юбилею Казани, и стал своеобразным «мусульманским ответом кинофоруму «Золотой витязь» очевидно, являющемуся православным, хотя официально и не позиционирующим себя в качестве такового. Репертуар всех прошедших фестивалей «Золотой минбар» можно разделить на три блока картин. «Религиозно-дидактические» фильмы, сюжеты которых напрямую связаны с историей и идеями ислама; художественные ленты с явно прослеживающимся в них идейным исламским содержанием – чаще всего призы достаются именно им и документальные и художественные ленты снятые либо в странах мусульманского мира, либо этническими мусульманами: в этих фильмах присутствуют мусульманские мотивы, хотя не обязательно в религиозном, а, скажем, в культурном или этническом плане.

На последнем казанском кинофоруме под эгидой Российского Исламского Университета (РИУ) впервые, была организована конференция «Роль кинематографа в диалоге культур и конфессий». Выступивший на конференции известный историк-религиовед, ректор РИУ Рафик Мухаметшин предложил такое определение: «Мусульманское кино – это кино, в той или иной степени, связанное с мусульманской культурой». Это может выражаться по-разному: через тематику картин, через культурно-этническую принадлежность создателей, страну происхождения. Но надо помнить, что за понятиями «мусульманский», «исламский», несмотря на всю их универсальность, всегда в той или иной мере должны и будут стоять ключевые моменты именно религиозного плана, такие как строгий монотеизм и набожный, благочестивый образ жизни.

И если проанализировать некоторые из фильмов-победителей «Золотого минбара»-2008, то можно обнаружить, что призерами в основных номинациях стали картины, в которых заметно присутствует именно религиозное начало. Победителями в номинации «лучший полнометражный игровой фильм» стали две ленты: индийская кинокартина «Джодха и Акбар», режиссер Ашутош Говарике, и картина «Ми» для мамы», иранского кинорежиссера Расула Моллагалипура. Индийский фильм, выполненный в канонах «Болливуда», повествует о чрезвычайно интересном периоде истории Индии – правлении шаха Джелаладдина Акбара из династии Великих Моголов (XVI в).

На вопрос о том, является ли иранское кино «исламским» и существуют ли какие-то более-менее устойчивые критерии «исламскости» кинематографа пытался ответить Расул Садр Амели. Этот режиссер получил статуэтку «Золотого Минбара» в номинации «лучшая режиссерская работа» за фильм «Каждую ночь одиночества». Исламский характер кинофильмов демонстрируется и тем, что в них, по словам Расула Амели, удается продемонстрировать любовные чувства без поцелуев и эротических сцен. Этому девизу соответсвует и его картина «Каждую ночь одиночества». Главная героиня – радиожурналистка Атие; она не снимает хиджаба, даже, когда остается наедине с мужем. Супруги лежат на разных кроватях и перебрасываются весьма невинными фразами.

У фестиваля "Золотой минбар" есть одна особенность – это еще и ежегодный смотр молодой кинематографии Татарстана. Не стал исключением и нынешний, IV фестиваль. Татарстанские фильмы, преимущественно короткометражные, представляют собой произведения разного художественного уровня, причем далеко не всегда они вписываются в каноны мусульманской этики.

Нынешний фестиваль привлек большое число иранских кинематографистов, и было объявлено о начале реализации программы сотрудничества между ними и их татарстанскими коллегами. Возможно, в ближайшее время мы увидим плоды творческого синтеза исламского кино и советской секулярной школы кинематографа, представленной кинематографистами Татарстана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
378
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
444
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
380
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
307

Другие новости