0
2393
Газета Арт Интернет-версия

25.11.2009 00:00:00

Особая миссия Владимира Хотиненко

Тэги: поп, фильм


поп, фильм Хотя картина в целом весьма уязвима для критики, Сергей Маковецкий в роли отца Александра выглядит довольно убедительно.
Кадр из фильма "Поп"

Фильм менял название несколько раз – «На реках Вавилонских», «Псковская миссия», «Преображение» – под этим названием фильм даже успели показать на кинофестивале российского кино в Выборге. Но на выходе картины в прокат решили обойтись без метафор и назвали ее просто «Поп». Оно и лучше. Уместней с точки зрения проката и больше соответствует сюжету, потому что речь в фильме не о Божественном Откровении и не о православной Псковской миссии, действовавшей во время Второй мировой войны на северо-западных территориях, оккупированных немцами, а о православном священнике – отце Александре (Сергей Маковецкий), совестливом человеке и патриоте, оказавшемся заложником пропаганды фашистов, большевиков и иерархов Православной Церкви за рубежом. Согласившись с тезисом зарубежников, что «Советы безбожные нам не родина», выпив чайку с митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Юрий Цурило) и получив от него благословение, прихватив кошку и попадью (Нина Усатова), отец Александр с другими священниками отправляется в псковские земли, чтобы нести советским людям, «освобожденным» гитлеровской Германией, Слово Божие.

Уже из описания видно, что путаница на идеологическом уровне есть и без метафор. И неудивительно, если учесть, какими витиеватыми путями советские люди вообще и кинематографисты в частности прокладывают путь к православию. Владимир Хотиненко прошел через непротивление злу насилием в фильме «Макаров», живописал абсолютное, какое-то прямо онтологическое безбожие русских людей и позитивность ислама в «Мусульманине», показал, что настоящего христианина – спасителя родины можно вырастить только за рубежом («1612»), и, наконец, добрался до коллаборационистского фильма, который уже встретили овациями на двух православных кинофестивалях – «Радонеж» и «Лучезарный ангел», что странно. Потому что, если разобраться, «Поп» служит православию плохую службу.

Во-первых, потому, что распространяет частную ситуацию одного честного человека на все явление в целом, а такой подход всегда делает картину уязвимой для критики даже со стороны людей, не искушенных в истории. Только ленивый не знает, что священникам, выбранным для осуществления миссии, вменялось в обязанность сотрудничество с немецкой властью, доносы на недовольных, выявление партизан и молебны о «даровании Господом силы и крепости германской армии и ее вождю Адольфу Гитлеру для победы над жидобольшевизмом». Да и среди самих священнослужителей нет единого мнения по поводу того, насколько цели миссии оправдывали средства.

Кроме того, картина для массовой аудитории любит равновесие. Это одна из причин, по которой в американских фильмах «плохой цветной» должен соседствовать с «хорошим». На подсознательном уровне такое равновесие рождает у зрителя чувство, что все происходящее на экране справедливо, а то, что справедливо, – верно, и это по-настоящему вовлекает людей в действие. «Поп» равновесие не соблюдает. «Наши» явно в загоне, потому что безбожники. Время от времени идеологическая подоплека сюжета пробует раствориться в идее, что людей вообще нельзя делить на большевиков и фашистов, потому что люди либо хорошие и способные к раскаянию, либо дурные и неспособные. На экране эта идея реализуется через отношение персонажей к отцу Александру. Хорошие его любят, плохие, понятно, нет. Полицай кричит ему в спину угрозы и крутит в руках маленькие, как для куклы, песочные часы, и когда полицая убьют, игрушечное «помни о смерти» хрустнет под каблуком партизана – так кончится время предателя родины. Отец Александр отказывается отпевать полицаев, не сумев оценить злую иронию ситуации. Батюшка никак не возьмет в толк, что выполняет такую же роль, как и те, среди которых, как говорят, тоже встречались «люди». Но ореол слова «предатель» распространяется только на мирян. Немецкий полковник русского происхождения тоже гораздо симпатичнее командира партизанского отряда, допрашивающего отца Александра. В роли полковника – Анатолий Лобоцкий, периодически играющий иностранцев. В советские времена их играли актеры с относительно прямыми носами. Нос у Лобоцкого небезупречен, зато в голубых глазах настоящее страдание из-за того, что «русский в нем спорит с немцем». Полковник крестится на каждый столб, любит колоть дрова и вешает партизан с брезгливостью благородного человека, которому приходится пачкать перчатки. За это (за то, что вешает, а не за брезгливость) батюшка отказывает полковнику от дома. Но потом прощает. Выборочный историзм – для наглядности, как те картинки, которые вырезает для детей отец Александр.

Во-вторых, настоящая пропагандистская лента – а перед нами, безусловно, пропагандистское кино – должна быть безупречной с точки зрения профессионального качества, а не напоминать сериал, порезанный под формат большого экрана и больше похожий на эпизоды, смонтированные из разных серий. Именно так выглядят по крайней мере три последних фильма Хотиненко (включая «Попа»), периодически снимающего сериалы и на глазах теряющего остроту зрения и контроль над собственным фильмом. То вдруг батюшку покажут глазами мухи – с искаженными цветом и перспективной. То при реставрации храма в селе, куда приезжает служить отец Александр, под изображением Сталина обнаружат икону Святого Благоверного Александра Невского. Понятно, что свято место пусто не бывает и что на месте иконы при смене власти вполне может появиться чей-то портрет, но это не значит, что эти вещи равны и взаимозаменяемы. Создать идола или двойной стандарт на экране проще простого. Надо лишь поменять зрение с человеческого на фасеточное или сопоставить лицо политика и лик святого, поставленных в один ряд и с успехом замещающих друг друга в любом необходимом порядке. Бесхитростная проговорка советского идолопоклоннического сознания. Которая крупно подставляет телекинокомпанию «Православная энциклопедия». Не меньше, чем отсутствие этики по отношению к иудаизму, проявляющееся в шутках по отношению к девочке Хаве, крещенной отцом Александром в православную веру и поэтому (так сказано в фильме) сохранившую себе жизнь.

История Псковской миссии не так безоблачна, как показано в фильме, а сложна и неоднозначна, так же как любая история, в которой интересы политики эксплуатируют духовные устремления человека. Фильм довольно ловко уходит от принципиальных вопросов, заменяя их казуистикой – «Народу нашему совсем плохо под немцами будет, не можем мы его оставить еще и без помощи Божьей» – и народной религиозной психологией. Эта психология готова принять казуистику на веру, не задумывается над тем, как это «мы», вернее – «они», будут осуществлять «Божью помощь», если осуществить ее может только сам Бог, и похожа на дебила-военнопленного, ходящего то со свастикой, то со свечой. Что дали, то и несет. Тему рабского сознания в фильме поддерживает хор рабов из «Аиды» и «On The rivers of Babylon» («Boney M»), написанных на слова 136-го псалма «На реках Вавилонских» (отсюда одно из названий фильма) – сожаление о вере, родине и свободе, посещающее людей, когда все это утрачено. Но эта тема остается на полях, как и проявления Божьей воли. Ей отведено совсем мало места – в чудесах вроде таинственных шорохов за стеной и внезапных порывов ветра.

В фильме есть еще одна метафора, которая многое объясняет. Осень. Приемные дети отца Александра перебирают красные ягоды. «А что, – спрашивает попадью кто-то из детей, – клюкву тоже Бог дает?»

И клюкву тоже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2113
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4823
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2641
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3041

Другие новости