0
1578
Газета Арт Интернет-версия

25.11.2009 00:00:00

"Царя" не признали

Тэги: лунгин, царь, фильм, церковь


лунгин, царь, фильм, церковь Диалог царя с митрополитом продолжается весь фильм и заканчивается не в пользу героя Янковского.
Кадр из фильма "Царь"

Наверное, Павла Лунгина искренне удивляет критика, раздающаяся в адрес его «Царя» с некоторых православных интернет-ресурсов. Ведь если и была у режиссера цель, так это высказаться в защиту Церкви – показать необходимость паритета церковной и государственной власти, а также недопустимость использования авторитета слова Божьего в сомнительных политических целях.

Петр Мамонов в роли Ивана Грозного четко дает понять, что «игумен земли Русской» из него совсем никуда негодный, а Олег Янковский в роли митрополита Филиппа, которого царь извел за то, что тот старался сдержать высочайшую паранойю, выглядит настоящим мучеником. Конечно, при желании в картине можно найти массу недостатков. Митрополит почти безгласен и даже пассивен. Царь же выглядит абсолютно умалишенным, так что непонятно, как он вообще был способен чем-либо управлять.

Между тем они спорят как раз о роли любви к ближним в управлении государством. Митрополит просит царя явить милосердие, ведь без любви все его усилия тщетны. Царь возражает в том духе, что отвечает перед Богом не только за себя самого, но за каждого ближнего в отдельности и за всех ближних вкупе. И вообще любая власть – от Бога, и митрополиту лучше помолчать. Этот разговор на одной ноте продолжается на протяжении всего фильма, за это время несложную аргументацию оппонентов можно выучить наизусть. Учитывая, что герои Мамонова и Янковского были умнейшими людьми своей эпохи, все эти дискуссии смотрелись бы действительно однообразно и нестерпимо, если бы слово не было подкреплено делом. Митрополит славен посильным проявлением созидания – строит мельницы по чертежам Леонардо да Винчи и воспитывает сиротку. Царь отбирает у него девочку с улыбкой людоеда и делает гадости, в том числе и митрополиту, с такой энергией, что совершенно неясно, как у него хватает сил и времени на что-то другое, например, на дела государственные.

Еще с фильма «Остров» нам известно, что молитва на экране чудеса творит: помолился старец – и хроменький мальчик костылик отбросил, все поверили, что фильм про «божественное». В «Царе» другой, более эффективный механизм визуального воздействия – пытки и казни. Ничто так не удерживает зрителя, как зрелище физических издевательств. Потому в фильме пытка перемежается с молитвой – это, может быть, и не рецепт вечной жизни, но почти стопроцентно успешного привлечения внимания к своему кино. Но намерения у Лунгина все-таки были самые благие. И фильм вполне вписывается в русло постепенного сближения Церкви и государства, но без заискивания первой перед вторым.

Отдельной строкой нужно отметить случай, кажется, беспрецедентный в истории отечественного игрового кино, – участие в съемках представителя духовенства. Царского шута, представляющего, как и положено шуту, смеховой образ царя и показывающего миру его подлинное сатанинское нутро, сыграл Иван Охлобыстин – в прошлом, как и Петр Мамонов, знаковая личность перестроечной культуры рубежа 1980–1990-х, сценарист, режиссер и актер, выступавший под псевдонимами Иван Чужой и Леопольд Роскошный, а ныне – московский православный священник отец Иоанн. Вид беснующегося батюшки вряд ли несет людям добро, но для оценки этого есть духовник и собственная совесть. Российская политика давно оценила возможности лицедейства и пожинает плоды успеха с конца 1990-х, участвуя в концертах, сериалах и юмористических шоу. Ведь смеющаяся власть, как писал Бахтин, – это единственное, перед чем бессильна народная смеховая культура. Полагаю, не за горами очередной выпуск «Пусть говорят», темой которого станет участие лиц духовного звания в шоу-бизнесе.

Если оставить идеологические выпады в адрес Павла Лунгина со стороны ярых почитателей личности Ивана Грозного и критику священнослужителями лицедейства Ивана Охлобыстина, то главная претензия к фильму не в том, о чем он рассказывает, а в том, как Лунгин это делает.

А делает он это так, как всегда, грубо и плоско, не задумываясь по поводу нюансов и выбора киноязыка, адекватного той или иной истории, зато с полной уверенностью в собственных силах. Лунгин неизменно чуток к идеям, носящимся в воздухе, но еще как следует не осознанным другими. Эта самая злободневность и обеспечивает широкий интерес, несмотря на то что настоящая целевая аудитория у Лунгина всегда небольшая. Пожалуй, подлинного Лунгина мы видели только раз в его первом фильме «Такси-блюз», в 1990 году вскипевшем пеной на волне утробной ненависти, питаемой интеллигенцией к «быдлу», которому была отдана в полное распоряжение на годы советской власти. Не похоже, что за 20 лет это ощущение ушло, но акценты теперь совершенно другие. Если в начале 90-х Петр Мамонов безмерно страдал из-за твердых кулаков и железной идейности шоферюги, от имени народа мучающего талантливого музыканта, то теперь сам Мамонов в роли Ивана Грозного от имени Всевышнего с упоением мучает свой народ. Признаки тоталитарного сознания с апелляцией к высшим силам проявлялись у Мамонова с легкой руки Лунгина еще в «Острове». Там, пользуясь внезапно свалившейся благодатью, старец Анатолий ничтоже сумняшеся вершил судьбы людей, а те от страха и пикнуть не смели. Лично меня до сих пор беспокоят судьбы героини Нины Усатовой, получившей от старца совет распродать хозяйство и отправиться в Париж на поиски мужа, которого та считала погибшим.

Забавно, что многие критики фильма «Царь» предыдущую работу Лунгина, напротив, хвалят: хотя и в ней было много несуразностей – начиная от механического, произвольного переноса старинного жития на конец XX века. На самом деле Лунгин ни в этот, ни в прошлый раз не сделал ничего такого, чего бы не делал всегда. Чтобы убедиться в этом, надо просто поинтересоваться его творческой биографией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2030
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4713
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2961

Другие новости