0
1259
Газета Накануне Интернет-версия

08.04.2004 00:00:00

Чисты и непорочны

Олег Клинг

Об авторе: Олег Алексеевич Клинг(р.1953) - прозаик, доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Тэги: рассказ, пасха, пост, христос


Как и во все предыдущие ночи - начиная с Великого Поста - покой не приходил к священнику. И даже сейчас, накануне Пасхи, не было ощущения, что он рядом с Ним, готовящимся воскреснуть из мертвых... То ли Бог оставил его, то ли он оставил Бога, но такого одиночества, такого вселенского холода и тоски не приходилось испытывать давно... Где, где он согрешил?! То есть понятно: всегда и везде, каждым помыслом, каждым шагом своим по земле, каждым вздохом-полувздохом он грешит и грешит. Но ведь и раскаивается ежеминутно, плачется о грехе своем первородном. Но прежде, когда самому казалось, что греховнее последнего грешника, Бог не оставлял его: он делал навстречу Богу один шаг, а Тот совершал десять своих шагов. Потому только и была еще жива его душа, не погребена в смраде и зловонии.

И ведь, Господи, Иисусе Христе, я все совершаю во славу Твою, в облегчение страданий Твоих... И днем в храме Твоем, когда творю молитву во спасение сынов Твоих заблудших, Ты рядом, не оставляешь меня. Но как только возвращаюсь домой из храма, тоска, съедающая все нутро тоска обступает меня... И стою я и стою, покуда не упаду на колени перед Ликом Твоим - и только молчание, только молчание в ответ. А потом упаду замертво, как сейчас, на ложе свое, взову к Тебе: "Владыко Человеколюбче, не ужели мне сей одр гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?" Заплачу и весь в слезах прошепчу: "Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя". И Ты меня спасаешь, не даешь мне умереть, поскольку знаешь, что не готов еще к смерти, грешен, и ведет моя дороженька прямо во ад... Но и покаяние даешь - спасаешь, но нет ответа мне, как заслужить милость Твою...

Он так и лежал без сна сорок восьмую ночь... плакать уже не мог... лежал и все думал о грехе своем перед Богом и вдруг увидел в темном углу комнаты, в углу, что напротив икон, видение... Церковка, ветхая церковка сияет светом неземным, голубым, что открывается обычно только оставившим на земле свое бренное тело и обретшим вечную душу, сияет посередь глухой чащобы... И тут стало понятно, ч т о надо делать. Не то чтобы Бог велел, нет, он и не помышлял о такой милости - услышать глас Божий, Его волю. Просто стало понятно: непременно, непременно следует найти этот храм, что светится светом неземным посередь тьмы-чащобы. Видел ли он эту церквушку во время своих скитаний, снилась ли прежде она ему - не помнил... Да и не важно все это!

Встал с ложа, не ставшего в этот раз по милости Божьей гробом, посмотрел на свою комнату, но в этот раз не видел в ней ничего, кроме глаз Спасителя, устремленных на заброшенную церквушку, сияющую светом несказанным в противоположном углу комнаты, рядом с дверью... И шагнул навстречу свету: шаг - другой шаг - комнатенка, а вместе с нею и тьма все раздвигаются-раздвигаются... вышел в коридор, на грязную заплеванную лестничную площадку, а церковка все манит и манит к себе своим чудным светом... Побежал-побежал по ступенькам вниз: следил только за светом, исходящим от церквушки, а потому покатился кубарем через весь пролет, расшиб лицо о прутья перил, но тут же встал - и снова кубарем вниз... на мгновение видение церковки исчезло... И стало страшно: а вдруг все?! конец чуду?.. ан нет, на одном из этажей поглядел в окно: светится-светится храм. Ждет его!

Вывалился, распахнув во всю ширь дверь, из подъезда: только не упустить - не упустить то место, откуда лился свет. Но нет... ужас-ужас... нет нигде церквушки. Сколько ни крутил головой во все стороны, сколько ни шарил жадными до чуда глазами по черноте - ничего нет. Не только церквушки, не только звезд, не только неба нет, но и на секунду показалось - вообще ничего и Никого нет... Холодный ночной ветер яростно надувал черный подрясник. Только теперь слабо сообразил он, зачем не оделся теплее в дальнюю, может быть, дорогу... Но туда он не вернется... по крайней мере сейчас не вернется... Прошло возбуждение, а вместе с ним и давно не испытываемый подъем сил... сейчас упадет-упадет наземь и будет грызть землю... но нет... преодолеть-преодолеть себя!

Дотащился до детской площадки, плюхнулся на бортик песочницы. Здесь когда-то, когда сам он и не помышлял о Боге, а Бог, как теперь только стало понятно, не оставлял ни на секунду его, он часто играл и прятался от дождя... И снова дождь - тот дождь, из детства, полился с бывшего неба. Вода текла по лицу, подряснику, заполнила ботинки и утопила ноги в песке, но он все сидел и плакал. Плакал по себе, по людям, по счастью земному и неземному, которое так часто казалось близким, но при любом приближении к нему каждый раз исчезало без следа... Вот и сейчас его больной, воспаленный мозг, уставший быть при мертвой душе, сочинил сказку: на самом деле никакой светящейся церковки посередь чащобы нет. Ну какая может быть радость, да еще нечаянная, в этом оскорбившем самого себя мире?! Вот даже небо плачет-оплакивает беспросветную горечь, постигшую землю.

Мокрая ряса прилипла к телу священника и очертила во тьме небесной, слившейся с тьмой ночной, сгорбленную его фигуру... Все правильно, и так и должно быть: есть, конечно, люди, достойные Божьей милости, но он таких не встречал давно, да и сам к ним не относится.

Завтра в храме он обретет на несколько часов утешение: увидит чужое горе и отчаяние, людскую растерянность перед холодной бессмысленностью жизни. Эти несчастные будут смотреть на меня такими отчаянно-взывающими глазами, а я буду пригоршнями лить столько - целые моря - обманного утешения, что и сам поверю в то, что могу даровать прощение и утешение... А потом - потом снова начну выть от отчаяния и вселенской пустоты.

И вдруг сердце сжалось в предчувствии радости, непонятно какой, но радости - с чего бы это?.. А-а-а... сегодня должен воскреснуть Христос. Должен?.. А вдруг... Нет, не может быть никакого "вдруг"! Он не заметил, как перестал плакать, по-детски улыбнулся, думая о предстоящем... И тут увидел, нет, не глазами и не на небе, а внутренним взглядом в далекой кромешной тьме свою светящуюся церковку. Снова придумал ее?.. Нет, не придумал. Она, эта церковка, есть, существует.

Встал. В какую сторону идти? Лучше не задумываться, а просто идти и идти. С трудом вытащил из песка по щиколотку утонувшие ноги. Сделал нерешительный шаг - другой, закрутился мелко на одном месте и пошел, пошел. Мимо длинного дома, в котором рос и вырос, мимо других домов, мимо всего и всех... Когда переходил дорогу, обезумевшая вдруг, завившаяся машина заплясала танец, похожий на танец смерти, но не видел ни танца, ни машины, а все шел и шел. Вот и лес - придорожный лесок-чащок: березки вперемежку с сосенками... сосенки эти не успели еще убить-задушить березы, не успели засушить-иссушить болотца, а потому сосны, еще не сбросившие нижние веточки, встали бок о бок с березками сплошной стеной. Священник зацепился подолом за торчащую из болота корягу, не удержал равновесия и стал падать - не враз, как подкошенный, а медленно-медленно. Тем более падать было и некуда: мохнатые колючие ветки, а может, и не ветки, а чертеняки-лешаки болотные схватили его за плечи и давай трясти в своих объятиях. Потешившись вволю, наконец выпустили из своих лап, и пленник со всего размаху растянулся во весь рост, уткнувшись-воткнувшись лицом в сухие колючки низкого кусточка боярышника. Он не замечал ни крови своей, ни того, что куст стал красен от этой крови. Подумал только: не встану, ни за что не встану... так и буду постепенно погружаться в жижу болотную... Нет! Надо встать и идти... встать и идти!

Так он шел и падал, падал и шел по направлению к светящейся посередь чащобы церковке. Но теперь сомнения - есть она или нет, найдет ее или не найдет - оставили его. Не то чтобы он абсолютно знал или верил: церквушка эта существует на этой грешной земле... Просто теперь существование или несуществование церквушки ничего в его жизни не изменит. Это как неминуемый путь во ад или в рай, который открывается за несколько мгновений перед смертью... Но это знание уже ничего не изменит, не изменит предопределенного пути.

Туда, в жизнь, он теперь не вернется при любом исходе. Если церквушка существует - останется там навсегда. Если же нет... нет... Ежели нет, то так и должно тому быть... Так он верил в Него... такова эта вера... А по вере и воздается!

Он раздирал руками кустарник, разросшийся между деревьями, и все шел и шел. Теперь уже никогда не остановится - так и будет идти... В какие-то мгновения он забывал, куда идет и как оказался в лесу, но он не останавливался и вдруг, раздвинув в кровь ободранными руками кусты, увидел поляну с холмом, а на холме - о чудо! - деревянная церквушка, сияющая светом неземным... Нет, это наваждение, морок, мираж... Прислонился, как распятый, к дереву, даже не прислонился, а повис на нем... Закрыл глаза, но даже и с закрытыми глазами видел церквушку и свет, льющийся от нее, - голубой, что открывается только оставившим на земле свое бренное тело и обретшим вечную душу... Открыл глаза - точно, стоит церквушка посередь чащобы.

Осталось пройти с сотню метров, но силы, что вели его сюда, еще в неизвестность, теперь оставили его. Попытался оторваться от дерева, но тут же упал - сам, как срубленное дерево, упал прямо в грязь. Впрочем, всего этого - холода, болота, в котором лежал, тьмы и дождя - он не замечал. В нескольких метрах от него высилась церквушка, на секунду-другую, пока были силы, подымал голову, смотрел на нее и тут же чвакался весь, с головой, в болотную жижу. Ему казалось, что заснул. И во сне он снова видел церквушку. Сон или забытье было недолгим, он решил во что бы то ни стало добраться до церквушки: поднялся на колени - плюх снова в жижу... полежал-полежал - снова на колени - и снова плюх головой в болото... придется ползком.

Он не помнил, сколько времени прошло с того момента, когда решил доползти до храма, но в следующий миг просветления осознал себя приткнувшимся плечом к церковной двери. Света никакого, тем более неземного и несказанного, уже не было: тьма и тьма. Привстал, навалился на дверь: та поддалась и открылась. Вдруг появилось небо - очистилось от туч и принарядилось луной: лунный свет, пробиваясь через оконца церковки, осветил то немногое, что осталось от убранства храма. Все, что можно было унести из церквушки, унесено. Все, что из дерева, - сожжено. Левый придел превращен в ночлежку - там кто-то устроил нары.

На куполе и кое-где на стенах сохранилась роспись, чудом уцелела часть алтаря - даже врата. Видно, очередь не дошла до костра, дымок от которого устремляется в небо через разбитые окна.

Священник перекрестился, поцеловал еле различимое изображение Спасителя на вратах и открыл их: прошел в алтарь, преклонил колени перед престолом. Надо служить. Во что бы то ни стало успеть к Пасхальной утрене! Успеть к воскресению распятого Иисуса Христа.

Господи! Здесь все растащено - вряд ли найдется кадильница. А без кадильницы как же?! Кадильница-то кадильницей, а не выпал ли из кармана ладан - вся ряса изодрана. Сунул руку в карман: не выпала коробочка с ладаном, не выпала.

Кадильницы, конечно, нигде не было. Тогда он отломил кусочек ладана и бросил его на дымящиеся уголечки костра...

Вот и каждение алтаря. Заодно и каждение всего храма, хотя весь храм кадить положено чуть позже.

Священник оглянулся в поисках чего-то крайне обычного, посмотрел на хоры. И тут вспомнил: певчих-то нет. А на Пасху вся служба поется, не читается. Неужели смогу всю утреню пропеть сам, один?.. А разве я один? Разве не со мной Спаситель, разве не со мной Жены Мироносицы и Апостолы, разве не со мной святые, мученики и угодники?! И потому полным, глубоким голосом, в котором еще осталась память о скорби Страстной недели, но в котором предчувствуется радость, запел стихиру - стих, повествующий о праздничном событии: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

Теперь уж совсем не осталось неуверенности: пустой, а на самом деле не пустой, а наполненный Божьей благодатью храм отозвался на весть о Воскресении Иисуса сотнями голосов - ангелов, можно было подумать. И уже безо всякой робости священник перешел к тропарю: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".

Храм вдруг вспыхнул - будто осветился, как бывает на пасхальной службе, тысячами зажженных свечей. Но свечей, он посмотрел, в храме как не было, так и нет. Откуда же этот свет? А-а-а... это тот свет - несказанный, что виделся ему еще там, в городе, когда впервые предстала перед ним эта церквушка. Это тот неземной, несказанный свет, утверждающий извечную, неминуемую победу над тьмой, заполнил собой весь храм и осветил его.

Пора-пора приступать к пению канона - девяти песен, каждая из которых открывает ирмос. Как он всегда волновался, когда начиналась эта важнейшая часть утрени, - не забудет ли стих, а сейчас чувствовал: допоет весь канон до конца на одном дыхании: "Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси, Христос Бог, нас преведе, победную поющия".

Сейчас должен зазвучать с хоров припев. Ах, да, ведь певчих нет. И вдруг, может быть, ему опять только почудилось, но с клироса донеслось: "Христос воскресе из мертвых".

Никогда не приходилось слышать такого легкого, словно неземного, пения - как ангелов дыхания. Не заметил, как пропел несколько песен из канона. Вот дошел до шестой песни: "Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: О другини! приидите вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим и возопиим: О Владыко, востани, падшим подаяй воскресение".

Вдруг с шумом распахнулась дверь: в храм ввалились люди - только нехорошие какие-то люди. Сразу видно, что люди нехорошие, нецерковные, хотя и чувствующие себя в храме как дома. Много он видел таких в церкви на своем веку.

- Тут кто-то есть, - угрожающе произнес кто-то из них.

- Менты?.. Или еще кто хуже... - испугался второй.

Самый смелый из них зашел в алтарь:

- Ба! Да у нас в гостях поп. Скулит чего-то.

Священник спокойно прервал пение канона, с достоинством обернулся:

- Мирянин не может входить за врата. Выйди из алтаря!

В его голосе прозвучало столько спокойной решимости, что вся троица, может быть, и лба не перекрестившая за всю свою неладную жизнь, оробела и сделала несколько шагов назад.

Но тот, который вошел в алтарь, набычился:

- Слушай, поп! Ты иди заливай свои сказки куда подальше отсюда - покуда цел.

- Дурак ты, дурак! - ответствовал священник.

- Кто? Я - дурак?!

- Ну а кто еще? Не я же... Приближается Воскресение Христово, Светлая Пасха, а вы стоите здесь предо мною... да что предо мною... перед Богом и богохульствуете.

- А ведь точно. Не врет поп: сегодня Пасха. Я у одной бабки спер яйца, а они - крашеные. И кулич спер. Вот это все...

- Положите все это в сторону. Святить будем... Ну-ка принесите мне воды!

Не понимая, почему поддается этому тихому, но властному голосу, тот, который хвалился, что украл крашеные яйца, принес таз с водой.

Священник прочел молитву, протянул по привычке руку в поисках креста, вспомнил, что здесь утвари никакой церковной вовсе нет, снял тогда с груди свой крест на цепочке и ловким, привычным движением опустил его трижды в воду.

- Крест-то серебряный, - прошептал кто-то из троих. И было понятно, что означает эта простая констатация факта: не трать время попусту, души попа - и снимай крест!

- Ну точно, дурак! - грозно буркнул самый главный из них. - Что значит, родился в тюрьме - так ничего святого и нет. Говорят тебе: Пасха сегодня.

- Ну вот, - неспешно продолжал священник, - теперь я вас окроплю святой водой - во очищение душ ваших.

Он плеснул на головы нежданных прихожан полные пригоршни святой воды - те от внезапности, обрушившейся на них, может быть, впервые в жизни благодати, замерли в охватившем их восторге: дыхание сжалось... и когда стало казаться, что оно никогда не вернется, вдруг задышалось - глубоко и совсем не так, как прежде, будто лопнули в груди какие-то преграды.

Священник видел, как потрясена троица, но не удивлялся: так и должно быть... Божья благодать доступна каждому, кто ее хочет и может принять. Он лишь произнес:

- Не буду спрашивать о ваших грехах... Хотя вам всем не мешало бы исповедаться! Но Бог вас простит!.. А сейчас молитесь как можете.

- Мы не знаем молитв.

- Молитесь своими словами - это даже угоднее Богу, от чистого сердца такая молитва идет... А я пойду за врата... сейчас будет совершаться великое таинство - воскресение распятого Христа... И вы поможете своими молитвами воскресить Его.

Священник с любовью, с которой прежде глядел только на Лик Спасителя, смотрел на своих прихожан: на их лицах отражалось еще одно таинство - воскресение мертвой было души... Он вспомнил просьбу к Господу из малой ектении, которую поют, правда, в другие дни: "Изведи из темницы душу мою..." И не знал, чьи души - его собственная или этих разбойников - погребены в темницу. Но ныне он, заблудший сам, и эти трое выйдут все вместе из темницы в свет.

Священник обратился к пастве:

- Мы потеряли много времени... Продолжим петь канон. Я буду петь за первый лик, то есть первый хор. А ты, - обратился он к человеку, на лице которого еще совсем недавно была печать убийцы, - за второй лик, второй хор.

Посмотрел на другого, робкого:

- И ты будешь петь за второй лик - второй хор.

- А я - я? - расстроился, как дитя, третий.

- И ты можешь петь - подхватывай сразу за мной. Я начинаю, а вы повторяете.

Священник набрал воздуха и запел: "Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца. Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего".

Пастырь опустил глаза с неба на своих прихожан:

- А теперь вы все повторяете. Я помогу, еще раз спою, вместе с вами.

И те, невпопад, страшно волнуясь, желая спеть лучше, чем другой, не понимая почти ни одного слова и не выговаривая их - с рождения не слыханных и не произносимых, выводили и выводили песнь.

"Величит душа моя воскресшего тридневно от гроба Христа Жизнодавца..."

Он глядел на лица стоящих в храме. Завтра они, может быть, или ограбят снова или зарежут кого-либо. А может быть, не завтра, а уже сегодня накинутся на него и удавят. Но сейчас - сейчас на их глазах и в их глазах воскресал Христос и они были чисты и непорочны. Вот они повторяют трижды, и с каждым воскликом все больше и больше веры и радости: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".

Священник поднял голову к куполу, где парил воскресший Христос. И он сразу все понял: оттуда, сверху, полился свет, неземной, голубой свет, который открывается обычно только тем, кто оставил на земле свое бренное тело и обрел душу - вечную... И он летел и летел навстречу этому голубому свету в голубой дали.

Летел и шептал: "Христос воскресе..."


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1596
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4048
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2240
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2521

Другие новости