0
2362
Газета Накануне Интернет-версия

06.10.2005 00:00:00

До свидания, Таня

Тэги: бек, воспоминания


Жизнь прошла, но остался постскриптум┘

Татьяна Бек

Свою книгу "До свидания, алфавит" Таня подарила мне на презентации - в ЦДХ, где проходила книжная ярмарка "Non-fiction", - с надписью: "Наташе Ивановой - на память о та-а-акой длинной и общей жизни, что┘

Мы - родня.

30.11.2003", а избранное, "Сагу с помарками", я получила со следующим инскриптом: "Дорогой Наташе Ивановой - с родственным чувством сквозь долгую жизнь┘ Таня 27.Х.2004".

С Таней Бек я познакомилась в самом начале 70-х. Время было стабильно-серое, но нас и наших надежд это как будто и не касалось. Таню мне представили сразу с двух сторон - Борис Абрамович Слуцкий и Олег Дмитриев - как талантливую поэтессу, а мой чудесно-веселый молодой муж Александр Рыбаков - как свою "давнюю" хорошую знакомую, если не приятельницу (его отец, Анатолий Наумович Рыбаков, и отец Тани, Александр Альфредович Бек, были много лет дружны).

Уже тогда была эта русая челка, эти нежные прямые волосы до плеч, просторный темный свитер, скрывающий спортивные плечи. Особая черта: внимательность, вслушивание в "другого", - отличная от ее "сестер" и "собратьев" по цеху, как правило, эгоцентрически сосредоточенных на себе-любимых.

Первая публикация стихов Тани в "Знамени" состоялась в 1975 году. В августовском номере, в "общей" подборке молодых поэтов. Стихотворение называлось "Тбилиси".

О, как тополя длинноноги -
Серебряные с золотым!
Давай по канатной дороге
Над городом к небу взлетим.
Терраски, ступени, перила,
Веревки с бельем, облака┘
"Однажды я в небе парила!" -
мне вспомнится издалека.
Счастливее радость иная -
Мне выпал удал горемык:
Как будто уже вспоминая,
Разглядывать нынешний миг.
Но это я к слову сказала.
Не слушай. Оставим слова.
Как зелено,
желто
и ало
Сияла - сияет! - листва!

Четыре (!) восклицательных знака, свидетельствующих о радостно приподнятой эмоциональности, - вообще для Татьяны, и в стихах, и в эссе (в том числе литературно-критических отзывах, рецензиях) очень характерных (я даже поддразнивала ее этим, ее же цитируя: "Ура, талант!"). А что - внутри? Что это за горечь такая - вдруг? "Мне выпал удел горемык┘" Эта горечь будет пока спрятана, а позже выйдет наружу.

У Бориса Слуцкого была такая идея, что ни я, ни Таня не должны ходить в контору, "служить". Что при наших-то способностях (!) мы и так заработаем себе на жизнь - внештатно. Достаточно будет филологической работы составления сборников, предисловий и комментариев (мне) и поэтических переводов (Тане). Мы его не послушали - страшно было без зарплаты. Так я появилась в "Знамени", на месте, до меня в 60-е "согретом" сначала Галиной Корниловой, а потом, в начале 70-х, Ириной Янской (она-то как раз и ушла на те самые "вольные хлеба", вдоволь нахлебавшись от "кожевниковского" "Знамени").

А Таня появилась в "Воплях" (так мы и тогда их звали, и сейчас зовем) в отделе современной русской литературы.

Если мне не изменяет память, то Таня пришла ко мне в "Знамя" на Тверской бульвар, в особнячок справа от Литинститута, в большую комнату на первом этаже, где "поэзия" сидела вместе с "критикой", впервые с книжечкой в зеленой обложке - "Скворешники" - в руках.

Книжка была полна бурлящей, открытой радости жизни: "Вот бы крикнуть людям: - Вы тащите / Мне свои унынья! Я хочу / Быть вам нужной. Я, как тот точильщик, / С главного наносное сточу" (этим стихотворением, "Точильщик", Таня открыла и свою последнюю книгу, изданную "Временем" "Сагу с помарками"). "День мой прекрасен и долог" - и требует постоянной и деятельной заботы: "Я красотой наделю пристрастно / Всякие несовершенства эти┘ / То, что наверняка прекрасно, / И без меня проживет на свете!"

По складу своему не только поэт, но и филолог (недаром она в течение нескольких лет любовно будет составлять "Антологию акмеизма", выпущенную издательством "Московский рабочий" в 1997-м), Таня всегда любила так называемый мотивный анализ, раскладывая и разбирая стихи (и прозу - например, прозу Юрия Трифонова; она сделала тонкий доклад о "поэзии трифоновской прозы" на первой и пока единственной международной Трифоновской конференции: материалы ее, кстати, изданы, а сама Татьяна включила свое выступление в состав книги "До свидания, алфавит") по мотивам, главным и побочным, доминантам и субдоминантам, чтобы проложить путь к сути исследуемого явления.

И в первой же Татьяниной книге те мотивы, которые станут "несущими", опорными для нее, уже проявились. Это прежде всего - позитивная, если можно так выразиться, жертвенность, восторженная открытость, сверхэмоциональность.

Будучи дочерью ну очень известного отца, она трепетала от этой зависимости вдвойне: и не хотела, чтобы ее принимали как "дочку", истово жаждала, чтобы ее воспринимали независимо от семейной "легенды", - а с другой стороны, очень любила отца, и свою память и любовь запечатлела в чуть ли не лучших своих стихах. Она сомневалась в своем даре, мучилась, негодовала на саму себя. "Я слышу в чужих стихах, я вижу в любой строке: / Все выстрадано, все высказано, все найдено до меня. / Зачем же тогда, зачем - опять карандаш в руке / И снова тетрадь открылась, / Как захлопнулась западня?"

Но "тетрадь-западня" уже была, и с этим уже ничего поделать было нельзя. Позже Таня рассказала мне о своей психологической "травме" - Александр Альфредович однажды представил ее Евгению Евтушенко, который оценил ее первые стихи высокомерно-равнодушно.

┘А потом мы с Таней начали встречаться на семинарах в Грузии. Умнейший человек своего времени Отар Филимонович Нодия, памяти которого Таня посвятит эссе, напечатанное в "Знамени", придумал замечательную контору - Главную коллегию по переводу и взаимосвязям литератур при Совете министров Грузинской ССР. В этой коллегии собирали "банк данных", то есть подстрочников, современной грузинской литературы - а она, должна сказать, была в полном расцвете в этот период. Назову хотя бы имена Чабуа Амирэджиби, Отара Чиладзе. Поэты, прозаики, кинодраматурги┘ И вот Отар Нодия организовал (с помощью своего друга и коллеги, главного редактора "Литературной Грузии" Гурама Асатиани, красавца и джентльмена, игрока и мудреца) ежегодные семинары - сначала даже на два раза в год хватало средств: поздней весной мы собирались сначала в Гаграх, а потом уже на Пицунде, когда там открылся Дом творчества, и читали подготовленные в коллегии материалы, собираясь для их предварительного обсуждения и обмена мыслями и соображениями со своими грузинскими и абхазскими коллегами. Второй раз (а позже - и единственный) приезжали в начале ноября, когда пустел Дом и путевки были подешевле для коллегии. Там уже каждый из нас должен был представить серьезный, развернутый доклад: и, должна сказать, готовились мы очень основательно, провалиться перед друзьями из разных республик никто не хотел. Профессионализм и уровень каждого был налицо. Причем уровень не только интеллекта - уровень свободомыслия. "Сидельцы" были нашими "гуру": даже Булат Окуджава держался скромно рядом с такими, как Чабуа Амирэджиби, лагерными знаменитостями.

Таня подходила к переводам с той же тщательностью и серьезностью, как и к любой своей литературной работе, - но здесь еще и с вдохновением, и даже с романтизмом, чего всегда требует Кавказ от русского поэта. А еще она стала членом редколлегии нового альманаха "Кавкасиони". Но дело не только в этом, а еще и в той радости, которой Таня светилась на пицундском пляже, сидя в купальнике на песочке, согретом майским солнышком, рядом с Андреем Битовым, Олегом Чухонцевым┘ Днем - ходили пешком на "большую Пицунду" вдоль реликтовой рощи по берегу моря; вечерами пили вино на балконе, танцевали, читали стихи, смотрели новое грузинское кино. Что-то во всем этом было неправдоподобное. Стукнуть должны были на эти дела! Заза Абзианидзе, Гурам Дочанашвили, Алексей Гогуа, Владимир Лакшин, Галина Корнилова, Александр Руденко-Десняк, Аксель Тамм, Павло Мовчан, Мурад Ауэзов, Алла Латынина, Алла Марченко, Галина Белая, Алла Ахундова┘ Потом Аня Бердичевская, Татьяна Григорьева - "японист", Светлана Семенова, Георгий Гачев.

Между прочим, Таня даже учила грузинский. Учебник грузинского у нее всегда был под рукой (в ее квартире, кстати, всегда был порядок, и книги стояли на своих местах, и бумаги были разобраны, и компьютером она овладела раньше других).

После "семинара" ездили на пару дней еще и в Тбилиси - завершить дела по рукописям, сходить в гости, погулять по дивному тогда городу. Была и любовь. "Я твоего полюбила сына / Всем географиям вопреки".

И в мыслях моих не было другой кандидатуры, кроме Тани, на место в отделе поэзии "Дружбы народов", заведовать которым меня пригласили в 1986-м. Несколько лет мы проработали вместе - и, как признались друг другу чуть ли не в последнем в жизни телефонном разговоре, это были лучшие годы нашей жизни.

В "Дружбе народов" мы помещались в маленькой комнатке - от силы метров восемь - в бывшей конюшне усадьбы на Поварской, 52 (тогда еще улица Воровского). Таня занимается "самотеком", поэтому должна появляться раз-два в неделю; но у нее вечно дела в Союзе писателей или в библиотеке, поэтому приходит чаще. Таня тащит в "ДН" "своих": переводчиков, поэтов; сама пишет рецензии, обзоры, сотрудничает с отделом критики, быстро становится абсолютно своим - и любимым, по-моему, всеми - человеком в редакции, которой вообще мы очень гордимся, потому что "ДН" - один из самых, если не самый смелый журнал своего, конечно, времени, исповедующий толерантность, в том числе и эстетическую. Это тот редкий в жизни случай, когда и этика, и эстетика твоей "конторы" близки тебе. Другое дело, что Баруздин - человек осторожный, да и Тер (первый зам - Леонид Теракопян) иногда, как нам кажется, осторожничает, но "начальству", видимо, так и положено┘ Баруздин запивает свою осторожность коньяком, а мы свою "смелость" - кофейком. Наперегонки предлагали - наилучшее из "закрытого" и запрещенного. "Само собой" ничего не делалось. Печатали еще и запрещенных в республиках поэтов, эмигрантов, диссидентов - тем самым освобождался, облегчался им путь для публикации на родном языке. Считалось, что если уж в центре - самой Москве! - напечатали, то в "провинции" уже можно тоже┘

В начале "перестройки" Татьяна обнародовала в "Огоньке" одно из самых "позиционных" своих стихотворений - "Смешанный лес", ответ "угрюмым дуракам", исчисляющим нацию - по крови.

Но что еще было - так это щедрость. Щедрость на хвалу - для удачи, на удачу. Радость от чужого дара, открывшегося ей другого таланта. Благодарность за способности другого, порою Таней преувеличиваемые опять-таки в силу доброты. (За это, кстати, ее любили все, о ком она писала.)

Но нельзя сказать, что у Татьяны Бек был такой уж легкий и открытый характер.

Она, например, терпеть не могла, когда ей "сваливались на голову", навязывая визит - благо она жила неподалеку от писательской поликлиники, куда мы все, увы, захаживали.

Она уставала - от одних и тех же людей, от их прямолинейных идей. Терпеть не могла угрюмую злобу антисемита; ее колотило и от глупостей (даже "благо") аэропортовских идиотов - она часто повторяла полюбившееся ей выражение Рыбакова-старшего.

Когда в "Дружбе народов" произошли перемены, я ушла в "Знамя", а Таня вернулась в "Вопросы литературы". А еще и пошла работать в Литинститут. А еще и писала - в "Московские новости", потом - в "Общую газету", потом - в "НГ-ex libris". Дело было не только в ее энергии - необходимы были и какие-то деньги на жизнь.

Новое время она приняла, но мучительно, нелегко. Тяжело пережила события октября-93 - и не менее тяжело обвинения чуть ли не в конформизме так называемому режиму Ельцина. Словосочетание "расстрел парламента", расколовшее интеллигенцию, она (как и я) не приняла, а ее подпись оказалась под коллективным письмом 42-х. И все нападки она тоже тяжело перенесла, морально подвергнув себя самоэкспертизе. Мы с нею мучительно, в длинных, нескончаемых разговорах обсуждали: что сделалось с нашей мечтой о демократии, что сделалось с демократическими "вождями"? Может быть, надо было идти не только на "баррикады-91", но и в депутаты, во власть? Или, наоборот, - полностью дистанцироваться?

Мне кажется, что внешне она совсем не менялась - все такая же крупная, но легкая, свободно-спортивная, ясная. Возраст никак ее внешне не отягощал. Она была человеком увлекающимся. Скажу лишь, что она очень полюбила свою кошку Басю. И на выразительном портрете работы Владимира Войновича (который доверял Тане первой читать его новые тексты) она запечатлена вместе с Басей.

Таня вкладывалась в друзей. Так, она вложилась в роман Даура Зантария, который мы взяли печатать в "Знамя", - весьма печальный роман об абхазо-грузинском конфликте. Она любила Юрия Коваля. И высоко ценила опять же нами опубликованный тоже с ее подачи "Суер-выер", и даже его постановку, не самую удачную (в театре "Эрмитаж" Михаилом Левитиным), в рецензии горячо похвалила. И на выставку живописи Коваля в редакции "Знамени" отозвалась восхищенным отзывом. Вот эта восторженность (юная!) из Тани никак не уходила. Она-то, я думаю, в конце концов ее и подвела: случилась "сшибка" (роковое первоначальное название - для Тани - романа А.Бека) между восторженностью и реальной расчетливой низостью - и душа, и сердце ее, всегда жаждавшие справедливости, не выдержали.

Обладая сложным характером, Татьяна вступала и в сложные отношения. Неровные - порою она словно исчезала из твоей жизни, неизвестно на что обидевшись. Не знаю. Эти периоды надо было перетерпеть. А потом - опять раздавался чуть нарочито низкий, вибрирующий обертонами голос с вопросом по телефону: "Наталья? Как ты?"

Итак, Пицунда. Октябрь 1984-го. Полдень. Солнце. Все - и Таня - на пляже. Круглая белая спина перечеркнута бретелькой купальника. Блаженный, расслабляющий шорох морских волн. Ожесточенные - между "своими" градус дискуссии особенно повышается - споры.

На сохранившейся у меня в архиве фотографии - мы все на тринадцатом этаже Дома творчества, там расположена библиотека, и там же проходят заседания нашего семинара. Заседания - сильно сказано: живые обсуждения докладов (и вместе с ними) занимают не более двух - двух с половиной часов. Хотя - кругом сплошные златоусты. Танин доклад разумен, в формулировках точен. Как будто даже и не поэт, а ученый. Потом, позже я поняла соответствие ее аккуратнейшего почерка и тщательно выстроенного анализа. Так ей лучше, внутренне комфортней, - жизнь и мысль без неряшества.

Между Таней пицундской и Таней московской осени 1993 года пролетело всего девять лет. Танины привычки, образ жизни, убеждения остались прежними. Время - изменилось, жизнь поменялась круто. Пришло время, которое, казалось, мы ждали, мы звали, торопили. Ее ощущения, ожидания того, что "радость возможна" - тоже. Но все-таки сам градус ожиданий - понижен. Доминируют совсем другие мотивы.

"Переживай время, которого нету┘" - это я выписала из книги 1993 года, "Узор из трещин".

Прошло еще десять лет - до неожиданной вести о смерти оставалось совсем немного. Казалось бы, жизнь была наполненной - преподаванием, учениками, студентами, газетной работой, литературным бытом, а главное - стихами. Еще и необычными мемуарами, складывающимися в книгу "Вспышки памяти", и беседами - все это войдет в замечательно изданную (спасибо "Б.С.Г." и лично Александру Гантману) книгу "До свидания, алфавит". И уже на подходе если не сама "Сага с помарками", но идея книги.

Я своими глазами видела, как радовалась Татьяна своему успеху - на ее презентации в ЦДХ, проходившей в начале декабря 2003 года, на книжной ярмарке интеллектуальной литературы "Non-fiction". И своими глазами видела длиннющую очередь покупателей, выстроившуюся за книгой после ее презентации.

Кстати: ровно через год, тоже в рамках "Non-fiction", пройдет конкурс премии "Московский счет" - и Татьяна Бек войдет в число лауреатов, чему она очень, очень радовалась. И все же - разговоры и премиальные интриги ее жалили, и иногда очень больно, как в случае с ее выдвижением на Государственную премию. Ее до конца дней удивляло (хотя уже пора было к этому привыкнуть), что главные премии в стране получали одни и те же лица, как по списку. Не то чтобы Таня так хотела славы и денег, хотя и это бы не помешало (никому ведь не мешает).

И все же, все же, все же - если "уста", то "невезучие"; если "берег", то - "последний". "Повинна и словом, и делом, / Я плачу у жизни в хвосте". По гороскопу телец: "упряма, и усердна, и ревнива". Тельцы "Привязчивы. Но действуют - назло. И зачастую гибнут от безумья". Перехожу к самой печальной странице - последней. Таня сломала ногу в голеностопе, в декабре 2004-го, спускаясь с "мраморных" ступенек продуктового магазина. Месяц с лишним не выходила из дома (нога была в гипсе). А потом - потом было последнее в ее жизни выступление в кафе книжного магазина "Букбери", в морозный Татьянин день 25 января (она из-за этого своего первого выхода в свет - с палочкой - не приехала на вечеринку в Овальный зал, где мы отмечали премию, на этот раз, увы, безденежную, Аполлона Григорьева).

Осталось несколько страниц,

Последних и смертельно белых.

Еще одна, а может, и не "еще", а главная тема: Татьяна Бек и андеграунд.

Она - из поколения "дворников и сторожей", но ни дворником, ни сторожем никогда не была. А те - те восприняли ее "рядом" как чужую и чуждую. Вежливо, но строго дистанцированно: это - наша территория (постмодерн по преимуществу), а это - ваша (смысловики-либералы). Это тоже ранило ее, и очень болезненно: она жестко и несправедливо воспринималась ими как дитя писательско-аэропортовской благополучной среды (кстати, Таня находила гораздо больше понимания среди старших диссидентов и полу-, Коржавина, Войновича и других, которым она всегда была готова самоотверженно помогать, если не служить). Отсюда, между прочим, проистекает и то, что ее подкосило: отношения с Евгением Рейном как человеком и поэтом, принимавшим ее служение (см. хотя бы ее речь на вручении ему Пушкинской премии и посвященные ему стихи), опрокинулись в ее сердце - диссидентствующий в прошлом, он как бы имел право на это; а после, после истории с Туркменбаши полностью утратил признанное ею превосходство, разбил свой образ, потерял - и в ее глазах это была ее катастрофа - то, чем был славен и чем навсегда, как решило ее подсознание, Рейн отличался от таких "либералок", как она.

В письме Эдмонду Уилсону от 23 февраля 1948 года (за год с небольшим до рождения Татьяны Бек) Владимир Набоков писал: "Отличительными признаками русской интеллигенции (от Белинского до Бунакова) были дух жертвенности, горячее участие в политической борьбе, идейной и практической, горячее сочувствие отверженному любой национальности, фанатическая честность, трагическая неспособность к компромиссу, истинный дух ответственности за все народы┘" Интеллигентский кодекс чести, так четко (и вроде бы - между прочим) обрисованный Набоковым, что на букву "б" надо бы добавить еще и Бек, был адекватен личности и поведению Татьяны. Со всей амбивалентностью этого кодекса она совпадала - и всю нелегкую противоречивость, разрывность его несла в себе, в своей душе, в своих уме и сердце. Не выдерживала порою - и обрушивалась с упреками, как бы самой себе. Крестница Александра Меня, дочь Александра Бека, поэт и прозаик, последовательница Слуцкого и Самойлова, любимица детей и студентов, интеллигент, настигнутый этим качеством - интеллигентностью - и в жизни, и в смерти.

На самом деле в этой принадлежности к либеральной интеллигенции крылось множество подспудных проблем, и прежде всего - проблема идентичности. В телефильме о Татьяне Бек (из цикла "Экология литературы") она качается на детских качелях во дворе московского дома, среди песочниц. Застенчивое, в платочке - дитя? Зрелая женщина? Русская? А еврейская, шведская кровь, а датская? Родом из СССР? Или - из анти-СССР, из совсем другого теста? Грузия, Абхазия, переводы - что, верила в "дружбу народов"? И чем эта вера обернулась? А чем обернулись наши либ. мечты и дем. иллюзии? Нет ответа. Вернее, ответ есть, но он так печален, что в него все равно не верится. Все равно что спросить: есть ли будущее? Всех ожидает одна ночь. Это не Михаил Шишкин, это - Гораций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1838
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
882
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4433
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3447

Другие новости