0
1480
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

30.12.1999 00:00:00

In memoriam


НА ФОТОГРАФИИ, сделанной за несколько месяцев до смерти, она выглядит лет на двадцать, а то и меньше. Хотя на самом деле прожила до сорока с половиной. Между тем врачи предсказывали ей, что с такой болезнью и двадцать лет - лучший из возможных сроков жизни. Фотографий осталось немало, в основном все - черно-белые, профессиональные. Одна из таких украшает форзац сборника "сказок-несказок" "Наследство тетушки Мегги": Наталья Абрамцева с кошкой в момент работы - с блокнотом и пачкой фломастеров. Она обычно писала фломастерами, причем разные части сказок писались разными цветами.

Созданный ею мир заселяют не только зверьки - кошки, зайцы, лягушата, вороны и другие, но и одушевленные предметы - зеркало, окно, стеклышко, чайничек, зонтик. Часто главными героями становятся Солнце со своими лучами, Туман, Ветер, Речка. Несколько сочиненных самой писательницей мифологических персонажей: Струмышки, гном Скрипаленок.

Особенно Наталья любила кошек. Потому, наверное, именно кошка у нее - немного волшебница. Она дружит с небесными светилами, может незаметно помочь своим хозяевам. В "Кошке и Кукушке" понимает внезапно, что в часах находится не живое существо, с которым можно подружиться, а механическая игрушка. "И больше всего на свете ей хотелось сейчас понять: ее хозяйка, самая добрая, самая хорошая, ее хозяйка - живая или вдруг тоже - немного игрушка?.." А в "Серой кошке" она ищет хозяина, чтобы получить собственное имя.

"Осколок - крохотное стеклышко", говорится в одной сказке. Маленькие осколочки, не раз коловшие в повседневной жизни, позднее становились источниками темы для сказок - философских и порой грустных. В них часто открывается заново что-то давно привычное и потому неприметное.

У людей с какой-либо физической "нехваткой" бывают хорошо развиты другие способности. Наталья Абрамцева тому не исключение: у нее были острый слух и отменное зрение. Отсюда - красочность ее сказок. Органичная, а не специальная "размалевка", которая нередко получается в неумелой стилизации под детскую сказку, написанную взрослыми, забывшими, как разговаривать с детьми. А дети, известно, хорошо чувствуют фальшь. У Абрамцевой сказки красочны благодаря ее многогранному видению мира, внимательным глазам и тонкому слуху. Она могла слышать разговор деревьев, тучки и ветра, Солнца с одним из лучей. Произведения нередко называются по цветам: "Рыжая сказка", "Зеленая сказка", "Солнечная...", "Голубая...", "Янтарная...", "Розовые цветы", "Разноцветные разговоры". Не зря же они писались разными фломастерами.

В абрамцевских сказках нередко два главных героя - из различных "плоскостей": котенок и кактус, маленькая рыжая кошка и Солнце, солнечный лучик и звери-игрушки в темной комнате. Иногда встреча персонажей помогает одному из них сделать открытие. Или просто удивить: например, в сказке "Поговорили" кошка и зонтик не могли понять друг друга. Для зонтика - небо всегда серое, пасмурное, вместо солнца - фонари. Кошка возмущается: она видит только голубой небосвод, где "живет солнце". Кончился разговор взаимным недоумением: "Странная она... так все перепутать", - решил зонтик. "А кошка сидела на своем коврике и пыталась хоть что-нибудь понять. Может быть, и поняла".

Последнее предложение в сказках - часто обнадеживающее, особенно в неразрешенно грустных. Кстати, почему бывает печально вечерами, объясняет миф в "Сказке о Вечере". "Старый колдун с седой бородой", Вечер, надевает лиловый плащ - не всегда же ему носить розовый.

Конец сказки зачастую возвращает к ее началу. И вопросы, заданные первоначально, нередко остаются нерешенными. Поэтому и финал в таких произведениях - открыт, точнее даже, недозакрыт. Ведь это сказки, а не какой-нибудь дидактический материал. Неразгаданное - между строк, в намеках, да и не всегда, наверное, решено для самого автора. Незавершенность сказок может быть поводом читателям додумывать самим: "Улетел? Остался? Вы правы... Улетел или остался - иначе и быть не могло". Вот как заканчиваются "Розовые цветы", сказка о цветах на картине, постепенно улетающих через окно "прямо в мир". Оставался последний цветок. А иногда финал - как надежда на "все впереди": "Правда, может, Солнце что-нибудь придумает?" ("Шторы").

Конец жизни подобно финалам многих сказок оказался "незавершенным": последнего слова сказано не было. В феврале 1994 г. внезапный приступ - мгновенный паралич дыхательных путей - прервал выполнение многих начинаний. Красочно оформленные "Сказки для добрых сердец" вышли уже после смерти Натальи Абрамцевой.

Она еще успела вычитать тексты, которые уже готовились к печати, и закончить работу с художником. Выходу книги помешало банкротство издательства "Костик", где предполагалось ее напечатать. Родители Натальи собрались с силами, друзья подоспели с помощью - и выкупили весь тираж в 5 тыс. экземпляров.

Распространение книг тоже оказалось делом долгим и хлопотным, часть тиража находила своих читателей через программу "Чудо-сказка", где давно читались произведения Натальи. Проблема эта до сих пор не решена до конца. Долгое время значительная часть книг, словно заброшенные дом и сад в "Сказке про старый дом", находились в ожидании дома у Абрамцевых. Но в сказке как-то раз заброшенный дом с садом посетил путешественник, и все ожило. Потом, правда, ушел, а дом и сад остались ждать нового хозяина. "Сказки для добрых сердец" наконец нашли распространение в церковной лавке храма Космы и Дамиана, а также в воскресной школе при соборе Благовещения пресвятой Богородицы.

Трудности с продажей книг возникли из-за того, что в магазинах продавать тираж не имело смысла - сказки затерялись бы среди новомодных детских книжек, комиксов и прочего. В них очень красивые иллюстрации - но не "мультяшные". А назначение - для семейного чтения. По сказкам Натальи можно вспоминать забытый нами "живой великорусский язык". Именно живой - потому что в них все органично. Так, например, в сказке-невеличке "Пожалуйста, тише" обнаружили 29 неповторяющихся глаголов, а когда сообщили об этом автору, оказалось, что так получилось непроизвольно. Действующие персонажи, пусть даже Солнце, Луна, Ветер и Облачко - не абстрактные, а живые, со своими радостями и слабостями. Небо в одной сказке - будто несмышленый ребенок: услышало оно похвалу Солнца ("Вам очень к лицу голубой цвет"), решило стать еще красивее и испортило свой облик громовыми тучами.

Сказки Натальи Абрамцевой - как стремление подольше удержаться на земле. Недаром многие созданные герои еще только начинают знакомство с жизнью. Среди различных философских мотивов, пожалуй, всюду встречаются отголоски малозаметной темы - примирения, а с ним и любви к жизни как таковой.

Много незавершенных дел заполняют жизнь родителей Натальи Абрамцевой, которые по жизни тоже были связаны так или иначе с литературой. Осенью наконец издали "Наследство тетушки Мегги" и сборник "Рождественские грезы". "Наследство..." - название сказки, не характерной для творчества Натальи Абрамцевой. О том, как учителя зачитались детективом, отобранным у хулигана-ученика, и забыли о педсовете. Эта книжка сочетает сказки "для всех на свете", взрослые рассказы и послесловие. А еще - фотографию на форзаце и симпатичные буквицы. "Рождественские грезы" - тринадцатая книга в творчестве писательницы. В нее вошли 13 историй - рождественских и новогодних.

Ко всему творчеству Натальи Абрамцевой можно поставить вопросом название одного из самых ранних очерков писательницы - "Так, может быть, еще не все"?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
657
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
574
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
687
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
477

Другие новости