0
2434
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

18.05.2000 00:00:00

Кто Вы, Н.С.?

Тэги: Спешнев, Достоевский, Сараскина


Людмила Сараскина. Николай Спешнев. Несбывшаяся судьба. - М.: Наш дом, 2000, 536 с.

Позволим себе начать с благоговейной, по отношению к автору, дерзости. Неужто и вправду Людмила Сараскина осмелилась бы украсить портретом "несбывшегося" - а для далеких потомков это звучит почти как "не бывшего вовсе" - человека уже вторую по счету книгу? Ведь портрет Спешнева красуется и на обложке изданного в 1996 году блистательного труда Сараскиной "Федор Достоевский. Одоление демонов". Его центральный сюжет - не только эпизод знакомства писателя с петрашевцем Н.А. Спешневым в 1848-1849 гг., но и творческая история создания образа Николая Ставрогина: по крайней мере одним из его прототипов, согласно бытующей версии, был именно Спешнев. Книга "Одоление демонов" действительно могла навести читателя на мысль о том, что Спешнев - человек "несбывшейся судьбы", имеющий право на историческую память о себе как знакомый Достоевского, участник политической истории 1849 года и прообраз одного из самых загадочных героев мировой литературы. Обаятельный, разносторонне образованный аристократ, пошедший в "демократию" (как ее понимала петербургская молодежь конца 40-х годов), а потом еще дальше, в сибирские рудники, вернувшийся затем к полезной деятельности, но уже не смогший реализовать многого из того, что было дано ему от Бога. На фоне постоянно присутствующего в той книге демонического силуэта Ставрогина жизнь Спешнева воспринималась читателем как история раскаявшегося грешника, не обретшего, однако, ни спасительной веры, ни великого поприща, о котором мечталось в пору лицейской юности.

Тем не менее Сараскина не захотела оставить своего героя наедине с таким приговором. "...идя по следу вдохновеннейшего замысла Достоевского, я все больше думала о судьбе человека, так сильно повлиявшего на воображение писателя". И вот родилась новая книга, в которой как будто совсем нет Ставрогина и даже Достоевский - не главное действующее лицо. Раньше Сараскину больше всего интересовало именно волшебство писателя: то, как лицо Ставрогина писалось "поверх другого изображения", как, "оставляя без изменения контуры и линии, неистовый художник "портил" живопись: перемешивал краски, менял оттенки, сгущал линии". В новой книге акцент сделан на том, что Достоевский художественно "оклеветал" Спешнева. Николай Александрович обретает собственное право на память, право не прототипа, а личности, трагизм судьбы которой, "даже и без скандального ставрогинского элемента, наверное, тоже был - вполне по Достоевскому".

В жизни "драгоценного Nicolas", от которого родители и друзья столького ждали, не сбылось многое. Значит ли это, что не сбылась и сама судьба его? И может ли "несбывшаяся судьба" так пленить исследователя, чтобы он, уподобясь фанатику-археологу, кинулся снимать один за другим "культурные слои прожитой жизни", обнаруживая при этом "свидетельства уникальные и до сих пор почти нетронутые"? Может ли история одной, некогда "несбывшейся судьбы", прочитываться как захватывающий роман? Местами он авантюрен и сентиментален: 18-летний герой-любовник увозит из-под мужнина носа прекрасную жену-полячку, беглецы производят на свет двоих незаконнорожденных детей, но красавица умирает на чужбине, так и не дождавшись развода. Местами роман приобретает особую психологическую изысканность: человек с ликом Спасителя, как вспоминали о чарующей внешности Спешнева современники, оказывается "собственным Мефистофелем" Достоевского (по-видимому, под влиянием Спешнева, в нужный момент "подарившего" писателю 500 рублей серебром, Федор Михайлович отправился вербовать Майкова в тайное общество для устройства типографии). Появляются на страницах этого романа и другие действующие лица, в историях с которыми с не меньшей изысканностью проверялись уникальные способности обольстителя.

"Николай Спешнев" читается, наконец, как роман о человеке, спустившемся в ад и возродившемся к новой жизни: в 25 лет он был "прогрессивным" русским барином, проповедовавшим полное разрушение мира и требовавшим солидных денег от своего управляющего, а еще через 25 стал одним "из самых выдающихся крестьянских деятелей, доказавшим словом и делом свою беззаветную преданность народному благосостоянию" - именно так было написано в его некрологе.

Кем бы стал Спешнев, если бы судьба его "сбылась"? Если бы в самом начале своего пути он не влюбился, "отчаянно и самозабвенно"? Если бы "мозговой надрыв конца 40-х" не увел его в сторону от большой науки? Если бы сибирские рудники не распростерли перед ним своих объятий? Это был бы совсем другой человек, и Людмила Сараскина скорее всего не стала бы писать о нем книгу, а Достоевский написал бы совсем других "Бесов".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2322
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5150
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2850
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3289

Другие новости