0
1029
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

26.04.2001 00:00:00

Обращение Cерафима

Тэги: Дамаскин, Христенсен, Серафим, Роуз


Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима (Роуза). - М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 2001, 888 с.

Cогласно православной традиции, Серафимы - самый близкий к Богу из девяти чинов ангельских. Они имеют шесть крыльев, символов высших духовных способностей: страха Божьего, сознания своего несовершенства перед Богом, а также возможности перенестись всюду, куда направит Бог. Не случайно это имя носит один из самых чтимых в России святых - Серафим Саровский.

Юджин Роуз родился в 1934 году в разгар "великой депрессии" в Южной Калифорнии, недалеко от Голливуда и Диснейленда. Теперь его под именем о. Серафима (Роуза) знает весь православный мир. В том числе и благодаря книге иеромонаха Дамаскина, издание которой вновь предпринято Российским отделением Валаамского общества Америки. Печатное наследство отца Серафима обширно. Это, прежде всего, начатый в 1964 и по сию пору издаваемый журнал "Православное слово", книги, переводы житийной и богослужебной литературы. Значение его личности, по-видимому, неизмеримо больше. Как считает автор, "о. Серафим своим предстоянием перед Богом помогает готовить Церковь последних времен, Церковь богобоязненных борцов за Православие". Легко ли было написать тысячу страниц о духовном отце, подвижнике, писателе, знает только сам автор. Но он блестяще справился с задачей: "донести до людей учение о. Серафима, поделиться тем, что стало моим достоянием".

С самого начала Юджин был наделен даром "духовного размышления", который не давал ему удовлетвориться поверхностным американским христианством. По свидетельству автора, к пятидесятым годам "дух капитализма" окончательно изгнал из американского общества "протестантскую этику". Началось массовое разочарование в слишком комфортном псевдохристианстве. Поиски истины привлекли в страну множество гуру. Наступила эпоха битничества, потом хиппизма. Появился стабильный интерес к восточным религиям, оккультизму, множились секты. Пришло время "нью эйдж". А вот "стопроцентного" честного американца" Юджина Роуза всегда, говоря словами одного персонажа Достоевского, "Бог мучил". И когда он учился в Помоне, лучшем частном гуманитарном колледже Калифорнии. И когда он продолжил учебу в Академии востоковедения в Сан-Франциско. Специальностью Юджина была философия, но это был только повод для размышлений о Боге. Спиноза, Ницше, Достоевский, дзен-буддизм, даосизм, Рене Генон... Оказывается, этот джентльменский "суповой набор" варился не только на русских прокуренных кухнях. Впоследствии о. Серафим заметит: "Прекрасны пути восточных религий. Но лишь Христианство откроет вам Небеса". А пока Бог еще испытывал его. По свидетельству друзей, Юджин "напивался, бросался на пол, молотил кулаками, чтобы Бог оставил его в покое". Так похоже на русского интеллигента, годами бродящего около церковных стен!

Но Бог не оставил его, хотя между обращением и воцерковлением прошло примерно три года. В этот промежуток он начал писать книгу с очень русским названием: "Царство человеческое и Царство Божие". Когда-то Августин в своей "Исповеди" крушил языческих идолов, а заодно и античную философию. Нечто подобное предпринял новообращенный Юджин. Эта боль за Христа, превращенного в ХХ веке в "культурный" символ и абстрактное понятие, стало отличительной чертой его творчества. Обрел он и друга, "сотаинника" Глеба Подмошенского, потомка русских эмигрантов (его два двоюродных деда по матери - Павел Филонов и Михаил Фокин), студента Свято-Троицкой семинарии при монастыре в Джорданвилле. Глеб был вхож в семью Ивана и Елены Концевичей, духовных детей Оптиной пустыни, владевших бесценными текстами этого разрушенного тогда монастыря. Благодаря им и Юджин приобщился к традиции русского подвижничества. Образцом для братьев стали Оптинские старцы, Серафим Саровский, Сергий и Герман Валаамские, Герман Аляскинский.

Обзаведение семьей, хождение на работу по будням и в церковь по воскресеньям... Такая жизнь не устраивала друзей. Чтобы воссоздать Рай в сердцах, нужны испытания. К счастью, в Америке, как и в России, немало необжитых, диких мест. И вот Юджин и Глеб основали монашеский скит в местечке, когда-то привлекшем золото- и платиноискателей, теперь же приютившем искателей Бога. Их ждали "жалкие хижины, летучие мыши, гремучие змеи, скорпионы, ни капли воды окрест". Братья приняли монашество и отныне звались о. Серафим и о. Герман. Они возложили на себя задачу проповедовать православие на скудной американской почве.

Краеугольным камнем стало древнее благочестие Палестины, Афона, и особенно русского Севера. Богословская мысль платинских отцов - в традиции русских учителей святости. Пройдя искус платоновой пещеры, братья ревностно защищали православие от попыток "обновить", модернизировать. Они открыли русскому читателю новых русских святых: Иоанна Шанхайского (Максимовича), Феофана Полтавского, бывшего духовником царской семьи. Автор утверждает: "Как в свое время Россия принесла в Америку полноту Истины - Православие, так теперь Америка с помощью о. Серафима делится ею с Россией". Отцам приходилось спорить с иерархами Церкви, отвечать на упреки и непонимание. Так затерянный калифорнийский уголок стал важным духовным центром. Здесь в горах, в полном удалении от цивилизации издавался журнал и книги. Так что о. Серафим и о. Герман жили в духе старинной китайской пословицы: "Истинный философ полжизни проводит с книгами, полжизни с лопатою".

"Отец Герман вспоминает, как однажды проснувшись после кошмарного сна, он поспешил к брату - поделиться своими страхами.

- Мы чокнутые! - вскричал он. - Что мы забыли здесь, в этой глухомани?!

Отец Серафим спросонья потер глаза и ответил:

- Что ты, мы же в Раю!

И еще о переводе. Эта тысяча страниц читается легко. Игорь Багров, Евгений Кирьянов, Ольга Шкуро и др. успешно справились с задачей переложения огромного текста на родной культурный язык. Читаешь, и кажется, что деревушка Платина - вовсе не в Калифорнии, а где-нибудь на Белом море. На фотографиях - совершенно русские батюшки с огромными бородами, и русские паломницы в косынках. Вместо величественной американской природы - чахлые, серенькие елочки с картин Нестерова.

"Гудбай, Америка", здравствуй "Святая Русь!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1076
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2963
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1663
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2025

Другие новости