0
789
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

24.10.2002 00:00:00

Учитель музыки,

Тэги: Нейгауз


Воспоминания о Г.Г. Нейгаузе. - М.: Классика - XXI, 2002, 535 с.

В третьей книге серии "Музыкально-педагогическое и литературное наследие Г.Г. Нейгауза" текстов самого "Мастера Генриха" нет: том составлен из воспоминаний и статей о нем, иллюстрирован великолепными фотопортретами работы Леонида Левита.

Произведения художника нередко создают такое впечатление о личности автора, которое совсем не совпадает с его реальным характером: хорошо известны как угрюмые юмористы, так и жизнелюбы, сочиняющие меланхолические стихи. Иначе с Генрихом Нейгаузом. Автор первых двух книг серии ("Об искусстве фортепианной игры" и "Воспоминания. Размышления. Дневники") легко узнаваем в воспоминаниях о нем. Мемуаристы живописуют его внешность и манеры, но перед нами не только красивый, обаятельный и изысканный джентльмен, но разносторонний художник, для которого рояль - лишь один из возможных способов самовыражения. Они рассказывают о различных эпизодах его биографии, драматических или забавных, о трагедиях и фарсах его эпохи - и тогда у читателя возникают ассоциации с музыкой, которую играл Нейгауз, исполнять которую он учил, тогда мы понимаем, какая амплитуда жизненного опыта (от тюрьмы до невероятных высот "в зале концертной") стоит за его интерпретациями.

Помимо многочисленных коллег-музыкантов (а среди них Кароль Шимановский, Леопольд Годовский, Артур Рубинштейн, Иван Козловский, Игорь Бэлза, Нина Дорлиак, Тихон Хренников), родственников и учеников (Святослав Рихтер, Яков Зак, Николай Перельман, Теодор Гутман и еще тридцать пианистов), мемуары и свидетельства (в письмах) о Нейгаузе оставили его ближайший друг Борис Пастернак, философ Валентин Асмус, литературовед Николай Вильмонт, чтец Дмитрий Журавлев, искусствовед Александр Габричевский, писатель Юрий Нагибин, филолог Всеволод Иванов, физик Элевтер Андроникашвили┘ Осип Мандельштам и Борис Пастернак написали о нем стихи, да не какие-нибудь, как часто бывает, экспромты "на случай", а шедевры, принадлежащие к лучшим творениям этих великих поэтов.

Как никто другой Нейгауз знал музыку (наизусть! - память его была феноменальной), но не только ее, он знал и философию, историю, литературу, живопись, интересовался естественными науками. По текстам воспоминаний, панорама интересов Нейгауза предстает необычайно широкой. Чтобы оценить ее масштаб, достаточно заглянуть в указатель имен: он занимает 24 страницы и представляет собой маленькую "энциклопедию интеллигентности" - от Пьера Абеляра и Мари Д"Агу до Паоло Яшвили и Александра Яшина.

Указатель имен - весьма существенный, но отнюдь не единственный индикатор высокого качества работы составителя книги профессора Московской консерватории Елены Рихтер (естественно, ученицы Генриха Нейгауза). Должно быть отмечено и хорошее издательское качество - как этой, так и двух предшествующих книг "нейгаузовской" серии, что является несомненной заслугой "Классики - XXI".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
561
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
489
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
590
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
420

Другие новости